Процесс изготовления куклы марионетки на нитях — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Процесс изготовления куклы марионетки на нитях

2019-08-07 3633
Процесс изготовления куклы марионетки на нитях 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Процесс изготовления куклы марионетки на нитях

     Анатомическое строение марио­нетки отлично от других кукол. Как уже говорилось, марионетка состоит из отдельных сочленений, соединённых между собой различными способами. Спосо­бы соединения сочленений во многом зависят от материалов, из которого они сделаны, а коли­чество сочленений - от тех требований, которые предъявля­ются к данной кукле. Для изго­товления марионетки может быть использован любой мате­риал: дерево, металл, пластмассы, силикон, пенопласт, поролон, ткани, папье-маше.

Необходимо помнить, что марионетка должна быть достаточно тяжёлой. Это делается для того, чтобы обеспечить кукле устойчивость и чёт­кость движений, но нельзя за­бывать и про актёра, который держит её на весу иногда длительное время. Лёгкая кукла плохо двигается, поэтому конечности, сделанные из легких материалов, обычно утяжеляют. Лучшим материалом для этого служит свинец.

Наиболее благоприятным материалом для изготовления головы рук и ног марионетки являет­ся дерево. Раньше марионетку це­ликом резали из дерева, сейчас это практикуется редко, потому что, во-первых, размер головок намного увеличился по сравнению с теми, какие были раньше (выре­занные из дерева они были бы слишком тяжелыми), а во-вторых, нет мастеров-резчиков по дереву, готовых посвятить себя театру ку­кол. Поэтому целесообразно комбинировать материалы, напри­мер: головку куклы сделать из па­пье-маше, а сочленения для ру­чек, ножек и туловища - из дерева; за исключением, конечно, тех слу­чаев, когда необходим определён­ный материал, скажем, поролон или пенопласт (при изготовлении кукол большого размера).

 

Марионетки из дерева

Прежде чем приступить к резьбе из дерева, необходимо иметь спе­циальные инструменты. Для скульптурной резьбы по дереву нужен большой и разнообраз­ный набор инструментов, кото­рый условно можно разделить на три группы:

1) разметочный и провероч­ный;

2) обрабатывающий;

3) режущий.

К разметочным и провероч­ным инструментам относятся: карандаш, линейки, штанген­циркуль, пунктировальная ма­линка.

Обрабатывающие инстру­менты: лучковая пила обыкно­венная; лучковая пила выкружная или поворотная мелкозубая с узким полотном для выпиливания криволинейных пропилов; ножовка узкая и широкая; дере­вянный молоток (киянка).

Режущие инструменты: лобзик электрический, наборы ста­месок, ножей, резаков и топор.

Последние необходимы как для обработки заготовок, так и непосредственно для резьбы. Стамески полукруглые - основ­ной инструмент при выполнении резьбы. Стамески плоские и с закругленным лезвием - для долбления неглубоких отверстий и обработки криволинейных поверхностей. Клюкарзы - специ­альные стамески (плоские и полукруглые) для глубокой резьбы. Цезарки и уголки - специаль­ные узенькие стамески для резь­бы тонких линий.

Головка куклы из дерева

 

     Головка куклы предварительно лепится в натуральную величи­ну из пластилина или лучше из глины (затвердевшую глину легче переводить в дерево с по­мощью пунктировальной ма­шинки). На деревянной болван­ке (заготовке) необходимого размера рисуют контуры лица, глаза, нос и рот, зажимают бол­ванку в тиски и широкой пря­мой или полукруглой стамеской срезают и скалывают с помо­щью киянки всю лишнюю дре­весину. Точнее сделать копию вылепленной головки позволя­ет пунктировальная машинка, которой наносят основные точки с оригинала на заготовку и постепенно срезают все лишнее. Пунктировальная машинка - это прибор (при желании его можно изготовить самому), употребляемый для проверки объёмов и пропорций при точном повторении скульптурного оригинала. Действие его основано на стереометрическом принципе определения любой точки по трём данным (фиксированным) точкам. Пунктир-машинку чаще всего используют для воспроизведения гипсо­вого оригинала в камне, а так­же при использовании копий.

В вырезанной головке выс­верливают отверстие диамет­ром, чуть большим окружности шеи (шея куклы делается от­дельно). Край отверстия среза­ют на конус. Такое же отверстие необходимо сделать и в тулови­ще, что позволит головке совер­шать свободные наклоны впе­ред, назад и в стороны. Головку ошкуривают наждачной бума­гой, если необходима гладкая поверхность, но иногда, подчёр­кивая деревянную фактуру, специально оставляют след резца. Многие марионетки Розера сделаны именно так. В том случае, когда головка получилась слишком тяжёлой, надо расколоть её пополам и выбрать середину по­лукруглой стамеской (клюкарзой), сколько возможно. Затем обе половинки смазать столярным клеем или клеем ПВА, со­единить по линии раскола и крепко прижать друг к другу до высыхания.  

Резьба скульптуры из дерева - занятие сложное, требующее мастерства художника-скульп­тора и много времени. Так как для одного спектакля иногда требуется двадцать кукол и более, это заставляет кукольников искать новые материалы для головок марионеток и новые приёмы, ус­коряющие процесс изготовления и не требующие мастерства резь­бы по дереву.

Головка из папье-маше

     Мы уже говорили о том, что в не­которых случаях, особенно когда кукле требуется большая голов­ка, её можно сделать из папье-маше способом, описанным в разделе м етодических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками»,   3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. Но в папье-маше нельзя вколачивать скобочки для подвязки нитей, они не будут держаться. Поэтому в тех местах, где предполагается кре­пить скобки (виски, затылок, лоб) вклеиваются кусочки дере­ва с внутренней стороны, когда головка еще не склеена.

Головка из мастики

     Головка из мастики по своим ка­чествам ничуть не уступает голов­кам из дерева, однако процесс изготовления её значительно проще, чем резьба из дерева, а технология очень похожа на изго­товление головок из папье-маше. Существенное различие заклю­чается лишь в том, что гипсовая негативная форма не обклеивает­ся кусочками бумаги, а заполня­ется слоем толщиной 6-8 мм спе­циально приготовленной масти­ки путем вдавливания при помо­щи пальцев (отминания), так, чтобы равномерно заполнились все углубления формы.

     Мастика представляет собой пластическую массу тестообраз­ного вида, которая состоит из из­мельченной бумаги, наполните­ля и связывающего клеевого ве­щества. Наполнителем может служить мел (углекислый каль­ций) и мелкие древесные опил­ки. Измельчённую бумагу для массы приготовляют из самых простых сортов, вплоть до газет и оберточной бумаги. Бумагу рвут на мелкие кусочки, загружают в кастрюлю с холодной во­дой и варят до тех пор, пока она не начнёт распадаться, превра­щаясь в однородную массу. Пос­ле того как бумага сварится, воду сливают и, остудив массу, протирают её на тёрке, чтобы отдельные кусочки бумаги были не более 2-3 мм. Для приготовле­ния мастики необходимо взять две части бумажной массы, одну часть мела, одну часть опилок и одну часть жидкого столярного клея (вместо столярного клея можно использовать клей ПВА).

Всё это тщательно перемешива­ется с добавлением горячей воды до получения однородной тестообразной массы. Приготов­ленную мастику нежелательно хранить длительное время. Для удобства хранения бумажную массу можно высушить, а перед употреблением вновь размо­чить. Гипсовую форму, в которую будет закладываться мастика, предварительно надо несколько раз покрыть лаком, чтобы мас­тика не могла приклеиться к ней. Процесс вдавливания или отминания довольно прост. Взяв часть мастики, нужно раскатать её в виде толстого блина, как это делают хозяйки, раскатывая те­сто для пирога. Получившийся «блин» кладётся в форму и постепенно пальцами вдавливается во все углубления формы. Мастика не будет прилипать к пальцам, если её слегка посыпать тальком или мелом. Мастику, выступающую по краям из формы, лучше срезать сразу, так как высохшая мастика очень твёрдая и с трудом поддается ножу и пиле. Вторая половинка формы заполняется аналогичным образом. Оттиски из мастики сушат­ся так же, как и оттиски из па­пье-маше, правда, времени для полного высыхания требуется значительно больше. Дальней­шая их обработка сходна с той, что описана в разделе «Изготов­ление бумажного оттиска из па­пье-маше»   методических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками»,  3-й выпуск, ЦНК – 2009 г.

Туловище куклы-марионетки

     Туловище марионетки может быть цельным или состоящим из двух и более частей, подвижно соеди­нённых между собой. Способы подвижного соединения отдель­ных частей различны и во многом зависят от материала, из которого сделаны. Деревянные детали мо­гут соединяться кожей (кожа дол­жна быть достаточно эластичной, чтобы не затруднялся сгиб), с помощью металлического шарнира из спирали, скобок, осей и так далее. При соединении кожей достаточно сделать пропилы в обеих деталях, вставить в них на клею кусочек кожи и для надёжности вколотить по паре гвоздиков (см. рисунок А).

Соединение кожей мягкое, эластичное, но непрочное и не­долговечное в эксплуатации, кроме того, какой бы мягкой ни была кожа, она создаёт сопро­тивление, что не желательно.

Соединение с помощью метал­лического шарнира, сделанного из проволоки, удобно, достаточно прочно, но позволяет делать сгиб только в одном направлении, вперёд и назад (см. рисунок Б). Исклю­чены повороты туловища в сторо­ны.

Соединение в шип (см. рисунок В) также позволяет сгибаться туло­вищу только вперёд и назад.

Повороты туловища можно осуществить с помощью метал­лического шарнира (см. рисунок Г). Из проволоки сечением 1,5-2 мм на­матывается спираль необходимой длины на любом стержне (можно просто на гвозде). Остав­шиеся с той и с другой стороны спирали прямые концы (по 20-30 мм) загибаются под прямым углом по отношению к спирали. Второй кусочек проволоки встав­ляется в отверстие спирали и концы его также загибаются под прямым углом в одном направле­нии. В дальнейшем те и другие концы закрепляются (вколачи­ваются или вставляются в при­готовленные для них отверстия) в деталях, которые необходимо подвижно соединить между со­бой. Что бы избежать скрипа от трения металла, в отверстие спи­рали нужно вставить полиэтиле­новую трубку, толщину которой, как и толщину проволоки, встав­ляемой в неё, необходимо учиты­вать при наматывании спирали на стержень. Кукла будет не толь­ко сгибаться в пояснице, но и по­ворачивать туловище в стороны, если верхнюю часть с нижней со­единить шарнирно. Этого же можно достичь, соеди­няя детали круглыми скобками (большой и маленькой). Такое простое соединение практично позволяет осуществлять максимум движений туловищем и ногами куклы.

Соединяя между собой детали рук в локте и ног в коленях, можно использовать эти же способы соединения, поэтому нет необходимости описывать, как это делается. На схемах вполне убедительно, наглядно и доступно показаны все варианты.

     Соединение головки с тулови­щем также может осуществлять­ся различными способами. Что­бы увеличить подвижность голо­вы куклы, шейку чаще всего де­лают отрезной, и она служит связующим звеном между головкой и туловищем. Концы шейки должны быть полукруглыми, а в туловище и в головке (в местах соединения) высверливаются или вырезаются полукруглой стамес­кой лунки, чтобы полуокружность шейки входила в них.

     Если для соединения используют кожy (желательно сыромятную) (см. рисунок 1), в туловище, в головке по центру лунок и в шейке про­сверливают отверстия. Вставля­ют один конец кожаного ремешка, свернутого жгутиком, в просверленные отверстия деревян­ной головки, предварительно смазав его клеем для большей прочности закрепив клинышком - выструганной на конус палоч­кой, которая вколачивается в от­верстие, куда уже вставлена кожа. Если головка куклы из па­пье-маше, мастики или другого материала, в нижней части её, изнутри, закрепляется кусок де­рева и уже в нём вырезается лунка и просверливается сквозное отверстие, чтобы кожаный жгу­тик можно было закрепить про­стым узлом изнутри. После того, как один конец жгутика закреп­лён, второй его конец продевают через отверстие в шейке, вставляют в отверстие в туловище и закрепляют. Мягкий способ со­единения (на коже) позволяет го­ловке куклы легко и свободно де­лать наклоны и повороты на 360°, что, безусловно, является досто­инством, правда, кожа вытяги­вается, и периодически прихо­дится подтягивать жгутик (по­этому конец, который крепится на спине, лучше не приклеивать, а приколотить гвоздиками), кро­ме того, кожа перетирается значительно быстрее, чем металли­ческое соединение.

При соединении с помощью ме­таллических скобок (см. рисунок 2) отверстие в шейке следует про­сверлить шире, после чего шейку расколоть вдоль. Из проволоки диметром 1,5-2 мм надо согнуть скобку по длине шейки наподобие вытянутого звена цепочки; шири­на её не должна быть больше диа­метра отверстия в шейке. Из той же проволоки необходимо сделать ещё две простые скобочки и вко­лотить одну в головку куклы по центру луночки, а вторую в туло­вище, затем соединить их приготовленной замкнутой скобочкой и закрыть её половинками шейки, предварительно смазав края кле­ем. При таком соединении голов­ка поворачивается и вправо и вле­во на 180°. Если кукле необходим больший поворот, можно вместо замкнутой скобки поставить карабинчик. Порядок сборки тот же, что и в предыдущем варианте (см. рисунок 3). Бывают случаи, ког­да шейка куклы вырезается или выклеивается вместе с головкой. Это несколько ограничивает под­вижность головки, т.к. она соеди­няется с туловищем одним шарни­ром, зато сохраняется скульптур­ная форма шеи (см. рисунок 4).

После того как все детали со­единены тем или иным способом, и мы имеем основу куклы, её не­обходимо подвязать к ваге и про­верить работу всех сочленений. На этой стадии готовности куклы значительно легче устранить не­достатки в движении, чем тогда, когда она полностью завершена. А движение марионетки можно проверить, только подвязав её к ваге. Это подвязка временная, пробная, одежда куклы обяза­тельно затруднит движения сус­тавов и сочленений, поэтому пос­ле того, как все обнаруженные недостатки устранены, куклу можно снять с ваги и продолжить работу над ней.

     Покраска и грим марионетки ничем не отличается от покрас­ки других систем кукол. Исполь­зуются те же краски и приёмы, описанные в третьем выпуске «Создаём театр кукол своими руками».

     Движение марионетки во мно­гом зависит от одежды куклы, а также от материала, из которого она сшита и сконструирована. Одежда марионетки должна быть свободной, лёгкой, не мешающей кукле легко и свободно двигаться и сгибаться. Сопротивление ткани должно быть минимальным, поэто­му материал не должен быть жёст­ким, грубым, особенно в местах сгибов. Куклы, как правило, не пе­реодеваются (бывает проще сде­лать дубль куклы в другом костю­ме, чем переодеть её), стало быть, отдельные детали костюма могут пришиваться непосредственно на кукле или даже приклеиваться.

Разновидности ваг

     Каждая вага, как правило, дела­ется для определённой куклы только тогда, когда кукла уже го­това или почти готова. Рассмотрим несколько ва­риантов конструкций ваг для уп­равления марионеткой на нитях.

Вага с крестовиной

Второй вариант вертикальной ваги в целом аналогичен перво­му. Разница лишь в том, что вместо одной планки, для подвязки головки куклы ставится крестовина, позволя­ющая точнее управлять поворо­тами, подъёмом или наклоном головки. Нитки на головке кук­лы в данном варианте закреп­ляются не только на висках, но ещё на затылке и на лбу, или на кончике носа. Головка куклы дублирует повороты или наклоны ваги.

Вага со съёмным коромыслом

 

Подобные ваги используются в том случае, когда кукле требуется очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев).  

Съёмное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актёр, ведущий куклу на такой ваге, должен держать её по-другому.

     Поэтому для среднего паль­ца, на который ложится вся нагрузка, делают упор, как показано на  рисунке. Для спинной нит­ки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения.

Вага с подвижным коромыслом

(немецкий вариант)

Наиболее удобный и распрост­ранённый сейчас в театрах ку­кол вариант вертикальной ваги с подвижным коромыслом, слег­ка отстоящим от основного што­ка и управляемым двумя паль­цами, свободно лежащими на специальных выступах коромысла. Форма такого коромыс­ла удобна в работе и легко вы­пиливается лобзиком из пятимиллиметровой фанеры. Кре­пится коромысло к штоку шуру­пом.

Достаточно лёгкого нажа­тия пальцем на выступ, чтобы привести в движение коромыс­ло, а, следовательно, и ноги куклы. Чтобы шток  ваги не скользил в руке актера, делают упор для среднего пальца - де­ревянный штырёк, вставлен­ный в шток чуть ниже коромыс­ла, или проволока с колечками на концах, которые могут быть одновременно направляющи­ми для нитки к рукам куклы, как показано на рисунке.

Проволоку сечением 2-2,5 мм необходимой длины нужно со­гнуть вдвое, а концы загнуть в виде колечек; в штоке просвер­лить отверстие на 20-30 мм ниже коромысла, вставить в него ко­нец проволоки, согнутой вдвое, часть её (20-25 мм) загнуть вдоль штока и закрепить шурупом.

Чтобы проволока не очень дави­ла на палец, её можно обмотать тряпочкой с клеем или надеть на неё резиновую трубочку.

Нижняя часть ваги делается по-разному, в зависимости от того, кто как привык и что удоб­нее для подвязки куклы.

Мы рассмотрели ряд вариан­тов вертикальных ваг для управ­ления вертикально расположен­ными двуногими куклами. Для тех же вертикальных кукол суще­ствуют не менее удобные гори­зонтальные ваги.

Основной шток здесь расположен горизонтально. К нему крепится планка для уп­равления ногами куклы. На кон­цах планки просверливаются отверстия для крепления ниток или небольшие вырезы, чтобы привязанная нить не соскаль­зывала. Коромысло целесооб­разно подвесить, чтобы головкой можно было управлять неза­висимо от ног, которые приво­дятся в движение покачивани­ем ваги в ту или другую сторону. Место для крючка легко наме­тить, определив центр тяжести, но при условии, что кукла уже подвязана к ваге. Подобной ва­гой можно пользоваться для вождения птиц, особенно тех, которые ходят, а не летают. Дос­таточно сместить коромысло, управляющее головой куклы, вперёд и сделать дополнительную съёмную планочку для кры­льев. Во время полёта птицы прижимают ноги к телу, и чтобы актёру не держать нити от ног, а освободить руку для других ма­нипуляций, обе ноги подвязыва­ются сквозной ниткой: один ко­нец её привязывают к ноге, вто­рой пропускают через отверстие в планке и в натянутом состоянии завязывают узелок над са­мой планкой. На уровне второго отверстия завязывают ещё один узелок и, пропустив нитку через отверстие, привязывают её к ноге. Узелки завязываются, что­бы нитка не могла передвигать­ся в момент работы ног. Доста­точно потянуть за нитку над планкой - и птица поджимает ноги, а если сделать крючок на штоке, нитку можно зацепить за него и ноги останутся в прижа­том состоянии, пока актёру это необходимо.

Как мы уже говорили выше, вариантов ваг очень много. Ме­ханика управления марионеткой видоизменяется значительно больше, чем механика других си­стем кукол. Проследить все видо­изменения нет никакой возмож­ности, да и необходимости. Нуж­но понять основное назначение ваги, основной принцип подвяз­ки куклы, и, само собой разумеется, будут появляться всё новые и новые варианты конструкций ваг, отвечающие требованиям новых кукол.

Остановим наше внимание ещё на двух вариантах горизонтальных ваг для вертикальных ку­кол. Они более сложны в изготов­лении, но легки и удобны в работе.

 

Подвязка куклы

Подвязка куклы - очень важ­ный момент в завершающей стадии изготовления марионет­ки и, как правило, её осуществ­ляют сами актеры. Если места крепления ниток на ваге определены, то на кукле только пробным путём можно найти точное место крепления нитки на лю­бом сочленении, добиваясь какого-то определенного движе­ния или жеста куклы.

Нитки на кукле крепятся по-разному. На деревянной марио­нетке подвязываются к металли­ческой скобочке, которая вкола­чивается в то место, откуда долж­на идти нить. Скобочку можно сделать, согнув пополам портнов­скую булавку, предварительно откусив её головку, или из тонкой сталистой проволоки. Такая пе­телька удобна тем, что её легко вколачивать и вынимать (при не­обходимости переставлять в дру­гое место). Если детали куклы сделаны из папье-маше, пено­пласта или какого-то другого по­добного материала, скобка в них держаться не будет, поэтому в ме­ста крепления ниток приходится вклеивать кусочки дерева и уже в них вколачивать скобочки.

Есть ещё один способ крепле­ния нитей в папье-маше. Берёт­ся кусочек проволоки 1,5-2,0 мм посередине привязывается нитка, и место соединения смазывается клеем «Момент», чтобы нит­ка не скользила по проволоке. В папье-маше шилом протыкается отверстие и вставляется в него проволочка с привязанной нит­кой так, чтобы она провалилась внутрь, после чего надо потянуть нитку обратно до упора проволо­ки в папье-маше, а отверстие заклеить или зашпаклевать.

     В мягкой кукле нитки можно продеть с помощью швейной иглы и завязать обычным узлом.

Ранее мы уже говорили о том, что количество ниток (или как их называют «подвязки») у марионе­ток различное, как различны и их функции. Однако есть определённое количество нитей, без ко­торых нельзя обойтись. Чаще всего в вертикальной кукле основны­ми несущими нитками являются подвязки от головы или от плеч, а в горизонтальной кукле - от спи­ны. Эти нити, так же как нити от коленей всегда находятся в натянутом виде. Нитка от рук (обе руки, как правило, на одной нит­ке) может быть свободной. Все ос­тальные подвязки делают обязательно свободными, чтобы избе­жать самопроизвольных движе­ний куклы в момент покачивания или наклона ваги. Если головка у вертикальной куклы больше ширины плечиков, ниток  к плечам вообще не должно быть, так как они мешают поворотам головки; в этом случае несущими будут височные нити.

     Марионетку удобно подвеши­вать к ваге, используя специаль­ный станок, который предлагает А. Лебединский в книге «Театр в чемодане» (см. рисунок). Данное приспособление не занимает много места, несложно в изготовлении и позволяет менять высо­ту подвязок. Состоит он из устойчивой площадки, на кото­рой закреплена стойка (деревян­ный брусок или дюралевая труб­ка длиной 1,5-2,0 м) с просвер­ленными отверстиями по всей длине через каждый 100-150 мм; кронштейна, опускающегося и поднимающегося по стойке на нужную высоту. С одной стороны кронштейна имеется крючок или скоба, за неё подвешивается вага; а с другой - отверстие, ко­торое должно быть просверлено на уровне отверстий в стойке. Кронштейн закрепляется на стойке шплинтом.

Существует определённый по­рядок или очередность подвески основных нитей, идущих от кук­лы к ваге. В первую очередь при­вязываются головные нити или плечевые. Вагу закрепляют на кронштейне. Кронштейн подни­мают на нужную высоту и привя­зывают первые нити от головы или от плечиков куклы к коро­мыслу ваги так, чтобы ноги кук­лы стояли на площадке станка. Затем можно привязать нити от коленей куклы к подвижному ко­ромыслу. Ноги должны стоять на площадке, нити быть натянуты­ми, а коромысло располагаться параллельно площадке. Посколь­ку руки, как мы уже говорили, мо­гут быть замкнуты одной ниткой, привязывается сначала одна рука, нитку продевают через от­верстие или скобочку на ваге, а затем свободный её конец привя­зывается ко второй руке. Закреп­лённые таким образом обе руки могут приводиться в движение натяжением нити с одной сторо­ны. Ручки можно разводить в сто­роны и одновременно поднимать или опускать. Крепление осталь­ных нитей осуществляется в лю­бом порядке.

     Схема подвески ос­новных нитей го­ризонтальной и вертикальной марионетки показана на рисунках 1 и 2. Окончатель­ную подвеску куклы на вагу сра­зу осуществить невозможно; как правило, её меняют, переделыва­ют во время работы с куклой, добиваясь необходимых жестов, движений самой куклы и отдель­ных её сочленений. Процесс этот кропотливый, но важный и необ­ходимый для чёткой работы мари­онетки.

Рисунок 1                                                     Рисунок 2           

 

Марионетки на проволоке

     Марионетки на проволочных штоках являются одной из самых древних систем театральных кукол. Подтверждение этому мы находим в мировой литературе. Итальянский физик, математик, философ Джироламо Кардано еще в середине XVI века в сочинении "De Subtilitate" писал: «Если бы я захотел перечислить все чудеса, которые исполняются при помощи проволок маленькими суставчатыми деревянными фигурками, - мне не хватило бы и целого дня. Достаточно сказать, что они сражаются, охотятся, танцуют, играют в кости, наигрывают на трубе и исполняют самым артистическим образом обязанности повара».

Задолго до этого Гораций устами своего слуги Дава в седьмой сатире второго тома говорил: «Ты считаешь себя моим господином и командуешь мною с хлыстом в руке, а по отношению к другим ты ведёшь себя как низкий раб, подчиняясь, точно марионетка, движимая проволокой в руках другого».

Подобных высказываний можно привести много, но мы не ставим перед собой задачу до­казать исторический приори­тет марионетки на штоке перед другими системами кукол. Для нас очевидно одно: куклы со штырями в голове, появившие­ся так давно, продолжают жить и по настоящее время. Но живут они по-разному: одни сохраня­ют традиции прошлого как эк­зотику, для привлечения тури­стов (бельгийский традицион­ный театр кукол в Льеже), дру­гие продолжают традиции на­родного творчества в силу того, что находятся в руках народных кукольников (например, в Сицилии), наконец, третьи, обра­щаясь к традициям, к фольк­лорному театру, стараются мо­дернизировать не только фор­му, содержание, но и в техни­ческие приёмы. К последним можно отнести многих куколь­ников Европы - в Италии, Ис­пании, Франции, Германии, Че­хии, Польше.

     Традиционные марионетки на проволочных штоках очень просты: штырь проходит через голову и закрепляется в тулови­ще, на верхнем конце штыря загнута петля или сделана руч­ка, за которую актёр управляет куклой. Ноги и руки куклы свободно прикреплены к туловищу, поэтому произвольно болтают­ся при всяком движении мари­онетки. Иногда прикреплялся такой же штырь к руке, чтобы она могла, к примеру, владеть мечом. Естественно, о пласти­ческой выразительности таких кукол говорить не приходится. Но взяв за основу жёсткое со­единение куклы с рукой актёра посредством штока, и соединив это с управлением головой, но­гами и руками куклы нитями (как это делается в марионетках на нитках), можно достичь великолепных результатов и обогатить движенческие возможности марионетки.

 

Существует несколько вариантов штоковых марионеток. В настоящее время, чаще всего встречаются комбинированные марионетки, когда для управления куклой используется шток и нити:

Рисунок 1 – шток неподвижно закреплён в голове куклы, а ноги и руки управляются нитями;

Рисунок 2  – головка куклы крепится к трубке, через которую проходит шток и крепится к туловищу, ручки и ноги управляются нитями;

Рисунок 3 – один шток крепится к туловищу жестко, второй шток – к голове шарнирно, что позволяет легко управлять туловищем и головой куклы одновременно, руки и ноги управляются нитями;

Рисунок 4 – туловище жёстко закрепляется на штоке, на нём же крепится кронштейн с крестовиной для управления головой куклы с помощью нитей, ноги и руки управляются нитями.

 

 

(См. рисунки на следующей странице)

Рисунок 1                   Рисунок 2                 Рисунок 3              Рисунок 4

 

 

 

Рекомендации подготовила В.В. Белоусова,

отдел издательской деятельности ЦНК

Процесс изготовления куклы марионетки на нитях

     Анатомическое строение марио­нетки отлично от других кукол. Как уже говорилось, марионетка состоит из отдельных сочленений, соединённых между собой различными способами. Спосо­бы соединения сочленений во многом зависят от материалов, из которого они сделаны, а коли­чество сочленений - от тех требований, которые предъявля­ются к данной кукле. Для изго­товления марионетки может быть использован любой мате­риал: дерево, металл, пластмассы, силикон, пенопласт, поролон, ткани, папье-маше.

Необходимо помнить, что марионетка должна быть достаточно тяжёлой. Это делается для того, чтобы обеспечить кукле устойчивость и чёт­кость движений, но нельзя за­бывать и про актёра, который держит её на весу иногда длительное время. Лёгкая кукла плохо двигается, поэтому конечности, сделанные из легких материалов, обычно утяжеляют. Лучшим материалом для этого служит свинец.

Наиболее благоприятным материалом для изготовления головы рук и ног марионетки являет­ся дерево. Раньше марионетку це­ликом резали из дерева, сейчас это практикуется редко, потому что, во-первых, размер головок намного увеличился по сравнению с теми, какие были раньше (выре­занные из дерева они были бы слишком тяжелыми), а во-вторых, нет мастеров-резчиков по дереву, готовых посвятить себя театру ку­кол. Поэтому целесообразно комбинировать материалы, напри­мер: головку куклы сделать из па­пье-маше, а сочленения для ру­чек, ножек и туловища - из дерева; за исключением, конечно, тех слу­чаев, когда необходим определён­ный материал, скажем, поролон или пенопласт (при изготовлении кукол большого размера).

 

Марионетки из дерева

Прежде чем приступить к резьбе из дерева, необходимо иметь спе­циальные инструменты. Для скульптурной резьбы по дереву нужен большой и разнообраз­ный набор инструментов, кото­рый условно можно разделить на три группы:

1) разметочный и провероч­ный;

2) обрабатывающий;

3) режущий.

К разметочным и провероч­ным инструментам относятся: карандаш, линейки, штанген­циркуль, пунктировальная ма­линка.

Обрабатывающие инстру­менты: лучковая пила обыкно­венная; лучковая пила выкружная или поворотная мелкозубая с узким полотном для выпиливания криволинейных пропилов; ножовка узкая и широкая; дере­вянный молоток (киянка).

Режущие инструменты: лобзик электрический, наборы ста­месок, ножей, резаков и топор.

Последние необходимы как для обработки заготовок, так и непосредственно для резьбы. Стамески полукруглые - основ­ной инструмент при выполнении резьбы. Стамески плоские и с закругленным лезвием - для долбления неглубоких отверстий и обработки криволинейных поверхностей. Клюкарзы - специ­альные стамески (плоские и полукруглые) для глубокой резьбы. Цезарки и уголки - специаль­ные узенькие стамески для резь­бы тонких линий.

Головка куклы из дерева

 

     Головка куклы предварительно лепится в натуральную величи­ну из пластилина или лучше из глины (затвердевшую глину легче переводить в дерево с по­мощью пунктировальной ма­шинки). На деревянной болван­ке (заготовке) необходимого размера рисуют контуры лица, глаза, нос и рот, зажимают бол­ванку в тиски и широкой пря­мой или полукруглой стамеской срезают и скалывают с помо­щью киянки всю лишнюю дре­весину. Точнее сделать копию вылепленной головки позволя­ет пунктировальная машинка, которой наносят основные точки с оригинала на заготовку и постепенно срезают все лишнее. Пунктировальная машинка - это прибор (при желании его можно изготовить самому), употребляемый для проверки объёмов и пропорций при точном повторении скульптурного оригинала. Действие его основано на стереометрическом принципе определения любой точки по трём данным (фиксированным) точкам. Пунктир-машинку чаще всего используют для воспроизведения гипсо­вого оригинала в камне, а так­же при использовании копий.

В вырезанной головке выс­верливают отверстие диамет­ром, чуть большим окружности шеи (шея куклы делается от­дельно). Край отверстия среза­ют на конус. Такое же отверстие необходимо сделать и в тулови­ще, что позволит головке совер­шать свободные наклоны впе­ред, назад и в стороны. Головку ошкуривают наждачной бума­гой, если необходима гладкая поверхность, но иногда, подчёр­кивая деревянную фактуру, специально оставляют след резца. Многие марионетки Розера сделаны именно так. В том случае, когда головка получилась слишком тяжёлой, надо расколоть её пополам и выбрать середину по­лукруглой стамеской (клюкарзой), сколько возможно. Затем обе половинки смазать столярным клеем или клеем ПВА, со­единить по линии раскола и крепко прижать друг к другу до высыхания.  

Резьба скульптуры из дерева - занятие сложное, требующее мастерства художника-скульп­тора и много времени. Так как для одного спектакля иногда требуется двадцать кукол и более, это заставляет кукольников искать новые материалы для головок марионеток и новые приёмы, ус­коряющие процесс изготовления и не требующие мастерства резь­бы по дереву.

Головка из папье-маше

     Мы уже говорили о том, что в не­которых случаях, особенно когда кукле требуется большая голов­ка, её можно сделать из папье-маше способом, описанным в разделе м етодических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками»,   3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. Но в папье-маше нельзя вколачивать скобочки для подвязки нитей, они не будут держаться. Поэтому в тех местах, где предполагается кре­пить скобки (виски, затылок, лоб) вклеиваются кусочки дере­ва с внутренней стороны, когда головка еще не склеена.

Головка из мастики

     Головка из мастики по своим ка­чествам ничуть не уступает голов­кам из дерева, однако процесс изготовления её значительно проще, чем резьба из дерева, а технология очень похожа на изго­товление головок из папье-маше. Существенное различие заклю­чается лишь в том, что гипсовая негативная форма не обклеивает­ся кусочками бумаги, а заполня­ется слоем толщиной 6-8 мм спе­циально приготовленной масти­ки путем вдавливания при помо­щи пальцев (отминания), так, чтобы равномерно заполнились все углубления формы.

     Мастика представляет собой пластическую массу тестообраз­ного вида, которая состоит из из­мельченной бумаги, наполните­ля и связывающего клеевого ве­щества. Наполнителем может служить мел (углекислый каль­ций) и мелкие древесные опил­ки. Измельчённую бумагу для массы приготовляют из самых простых сортов, вплоть до газет и оберточной бумаги. Бумагу рвут на мелкие кусочки, загруж


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.