Авторы-составители: Ольга и Елена Крючковы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Авторы-составители: Ольга и Елена Крючковы

2019-08-07 214
Авторы-составители: Ольга и Елена Крючковы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Введение

 

Магия – понятие, которое используется для системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам и желает влиять на события. Также, это реальное или кажущееся воздействие на материи, некий символический обряд или действо.

Итак, если вы держите в руках эту книгу, значит, вас заинтересовала восточная магия. Ведь именно о ней и пойдет здесь речь!

В первой части книги речь пойдёт о древнеегипетской магии. Здесь будут рассмотрены амулеты, масла, основы древней египетской нумерологии. Во второй – краткий обзор магии древнего Судана и Вавилона.

Третий раздел книги посвящается китайской магии. В этой части будут рассмотрены основы фэн-шуй, китайская нумерология и широко известный китайский гороскоп. А также приводится ряд китайских оберегов (колдовские печати).

Четвёртый раздел посвящён японской магии. В ней предоставлен обзор японских демонов и японских гаданий, в частности, оммёдо. Оммёдо – это учение об Инь и Ян, традиционное оккультное японское учение, которое пришло в Японию из Китая в начале VI века, как система гаданий. Оно совмещает в себе даосизм, синтоизм, буддизм, китайскую философию и ряд естественных наук. Человека, который практикует оммёдо, называют оммёдзи. К умениям оммёдзи традиционно относят всевозможные гадания, изгнание злых духов и защиту от проклятий. Также оммёдзи может призывать духов, заключенных в бумажном листе – сикигами.

В этом разделе вы можете ознакомиться с гофу. Гофу или офуда – это разновидность японского талисмана или амулета, которую можно получить в синтоистском храме. Она вешается в доме, как защитный амулет (гофу). Иногда её называют симпу.

Пятый раздел посвящен корейской магии. Он содержит обзор шаманизма в Корее и корейский гороскоп.

В шестом разделе вы познакомитесь с основами индийской магии. В нём даётся обзор Аюрведы, целебные свойства металлов, драгоценностей и цветов в Аюрведе, а также информация о чакрах, мудрах (йоге пальцев), основах индийской нумерологии. А также обзор и заклинания из древнейших трактатов Атхарваведы и Агрусадапарикшай.

Седьмой раздел книги посвящается зороастрийской астрологии и включает в себя зороастрийский гороскоп (астрологическую систему).

И восьмой раздел книги посвящается демонам, магическим печатям и призыву духов. В этом разделе приводится "Лемегетон" или Малый ключ царя Соломона (Соломон – легендарный правитель Израильского царства, живший примерно в X веке до н. э.). Это один из наиболее известных гримуаров, содержащих сведения о демонологии и гоэтии (средневековая магическая традиция вызова демонов и составления талисманов).

Авторы-составители предприняли попытку максимально объединить в книге разрозненные сведения, дошедшие до наших дней, о древней восточной магии. Материал подаётся в простой доступной форме. Книга предназначена для тех, кто увлекается эзотерикой, а также историей и культурой древнего Востока.

 

Раздел 1

Древнеегипетская магия

 

Около 3000 г. до н. э. египетская магия переживала подлинный расцвет. Немудрено, что само слово «Египет» прочно ассоциируется у нас с оккультизмом. Как известно, современный термин «магия» произошел от семитского корня imga, а одно из древнейших обозначений Египта (kemt – «темный», «тьма») превратилось в стойкий атрибут египетской магии – «чёрная». Тем не менее, «чёрным» Египет был назван скорее по ассоциации с цветом земли, затопляемой водами Нила. Термин «алхимия» (араб. al-kimiyya) также происходит от древнего названия Египта. Другими словами, и «алхимия», и «чёрное искусство» восходят к изначальному выражению «искусство Египта».

Магия и религия Древнего Египта были тесно связаны между собой. Известно, что многие формы магии пребывают в близком родстве с религиозными системами. Судя по папирусам и надгробным надписям, многие обряды возникли, по-видимому, в Древнем Египте. Религиозно-магические обряды многих народов в конечном счёте были направлены на достижение преуспевания при жизни и безопасности души в загробном мире. Египетские обычаи следует рассматривать, прежде всего, в историческом контексте. Особую группу составляют тексты, наделяющие силой и приносящие успех, например, заклинания против врагов.

Можно предположить, что последние изначально входили в тайную политическую магию посвящённых жрецов. Царская семья, вполне естественно, претендовала на монопольное обладание магическими секретами. Однако сотни тысяч скарабеев и других амулетов свидетельствуют о том, что магия постепенно распространилась в народе. В то же время при царском дворе всегда числилось несколько «штатных» магов.

Попробуем мысленно перенестись в Древний Египет и представить себя его жителями. За последние пять тысяч лет климат и ландшафт страны, во многом определявшие её жизнь, почти не изменились. Нил имел важное значение. Это обстоятельство наложило неизгладимый отпечаток на религию, магию, литературу и искусство Древнего Египта. Вся страна представляет собой полоску возделанной земли длиной около тысячи двухсот миль. На юге она граничит с горными цепями, за которыми раскинулась пустыня. По центру долины текла великая африканская река. Её воды выносили на берега чернозём, цвет которого наградил магию одним из самых известных эпитетов.

Практически все растения, произрастающие на египетской почве, использовались в магических обрядах, которые и по сей день совершаются на Ближнем Востоке. Финиковые пальмы, акации, платаны, пшеница, ячмень и просо считаются наиболее ценными инградиентами мага.

Каждый год, в период с первого по шестнадцатое июля, вода в Ниле поднимается и поит живительной влагой египетскую землю, иссушенную многомесячным зноем. Второе, сентябрьское половодье, служит сигналом к Каирскому фестивалю, или Празднику Нила.

Крестьяне с полными корзинами провизии приходили издалека и устраивали совместную трапезу. Жрецы покидали храмы и выносили на воздух статуи бога, отождествляющего Нил. На этих празднествах наиболее почётную функцию выполняли главные маги Египта – жрецы Исиды. В папирусном свитке, хранящемся ныне в Британском музее, приводится фрагмент Гимна Нилу:

«Приветствую тебя, о Нил!.. ты поднимаешься к Земле и даруешь жизнь Египту… люди танцуют от радости, когда ты восходишь из неизвестности… жители Фиваиды и северяне пляшут рука об руку… когда рог возвестит начало разлива, мы поём для тебя под звуки арф и бьём в ладоши».

С магической точки зрения разлив Нила символизировал бракосочетание Осириса и Исиды: Осирис выступал в роли Нила, а Исида – в роли Земли, или чернозёма.

Современные египтологи утверждают, что магические ритуалы Древнего Египта восходят к додинастическому и даже доисторическому периоду (более 5000 лет до н. э.). Легенда гласит: через сто девяносто лет после Всемирного Потопа в Египет пришёл сын Ноя Сим, которому тогда исполнилось уже триста лет. Он правил страной сто шестьдесят один год, и этот период был отмечен расцветом магии. Напомним, что, согласно иудейской традиции, Ной тоже был магом, и ему лично были открыты некоторые тайные книги. Египетские и греческие источники приводят множество историй о том, как древние египтяне оживляли мёртвых. Как известно, жители Египта верили в то, что тело человека воскресает в ином мире. В первоисточниках существует ряд обрядов, описывающих воскрешение из мёртвых.

Несмотря на то, что многие египетские магические ритуалы были зафиксированы в «Книге мёртвых» и других папирусных свитках, только часть из них вошла в сложные обряды, описанные арабскими, еврейскими и другими авторами. Дело в том, что многие чудеса, которые якобы совершали египетские волшебники, так и не были внесены в их собственные заклинательные книги. Возможно также, что эти обычаи оказались безвозвратно утеряны.

Особых успехов древние египтяне достигли в изготовлении и использовании амулетов. Большинство людей знает, что такое скарабей. Изображения этого жука, выполненные из глины или камня, служат своеобразной «визитной карточкой» египетской магии. Скарабей был символом Бога Солнца (т. е. жизни), который клали в могилу при погребении. Считалось, что он воскрешает мертвецов в ином мире. Чтобы оживить труп, необходимо было просто произнести над ним Слова Силы.

Культ скарабея проник в Грецию. Известно, каким способом древние греки «заряжали» этот амулет магической силой:

«Положи фигурку жука, положи её на листок бумаги. Под низ подложи чистую льняную ткань. Под ткань помести оливковое дерево, а в центре дощечки поставь маленькую кадильницу, в которой курится мирра. Поставь рядом с собой небольшую вазу из хризолита и наполни её маслом лилии, миррой или маслом корицы. И возьми перстень, и погрузи его в эту мазь, предварительно начистив его до блеска, и положи его в кадильницу вместе с миррой. Оставь перстень в кадильнице на три дня; затем вынь его и спрячь в надёжном месте. Во время обряда положи рядом с собой несколько чистых хлебов и плоды, какие произрастают в это время года. Совершив ещё одно жертвоприношение на ветках лозы, вынь перстень и натри себя мазью, оставшейся на нём. Ты должен натирать своё тело по утрам и, обратившись лицом на восток, произносить слова, написанные внизу. Высеки жука из драгоценного изумруда; продень в него золотую нитку и носи его на теле. Высеки под жуком священный образ Исиды и, совершив это посвящение, пользуйся им».

Часто в древних египетских заклинаниях использовались имена богов. Считалось, что их упоминание в надлежащей форме способствовало успеху.

Речь идёт о заклинании «Я есмь Тот, изобретатель и основатель медицины и письменно-сти; прииди ко мне, пребывающий под землёй, взойди ко мне, великий дух». Далее говорится, что данный ритуал можно совершать лишь в строго определённые дни: в 7-й, 9-й, 10-й, 12-й, 14-й, 16-й, 21-й, 24-й или 25-й день месяца.

Так, например, взяв в руки яйцо, сваренное вкрутую, маг произносил:

«О Яйцо воды, разлившееся по земле, сущность божественных обезьян, величайшее на небесах вверху и на земле внизу: лежащее в гнёздах, что находятся под водой, я вышел из тебя, из этих вод, я был вместе с тобою в твоём гнезде, я есмь Амсу Коптский, я есмь Амсу, Владыка Кебу».

 

Древнеегипетские амулеты

 

Амулет (предположительно происходит от латинского «amuletum» – «дающий силу») это предмет, которому приписывают магические силы. Считается, что он должен приносить счастье, то есть, оказывать энергетическое действие. Или уберечь от потерь, то есть, оказывать защитное действие.

В этом разделе речь пойдет о древнеегипетских амулетах.

 

Амулет «Сердце»

 

 

Сердце у древних египтян считалось не только вместилищем жизненной силы, но и источником хороших и плохих мыслей, а иногда – олицетворением совести. После смерти его охраняли особенно тщательно. Его мумифицировали отдельно, и хранили вместе с легкими в специальном сосуде, который отдавался под защиту бога Туамутефа.

 

Амулет «Скарабей»

 

 

В некоторых случаях основание скарабея делалось в форме сердца, что подтверждает тесную взаимосвязь амулетов сердца и скарабея. В более поздние времена, то есть около 1200 г. до н. э., большие погребальные скарабеи помещались в фаянсовые нагрудные украшения, выполненные в виде пилонов (имели форму усечённой пирамиды), на которых находился рисунок красками или рельефное изображение ладьи Солнца.

Скарабей размещался, чтобы создавалась иллюзия, будто он находится в ладье; слева ставили богиню Исиду, а справа – её сестру Нефтиду.

Когда захоронение скарабеев с телами умерших стало общепринятым, живые египтяне начали носить их как модное украшение, поэтому во многих коллекциях можно найти тысячи скарабеев всевозможных видов и типов. Фантазия древних мастеров просто поражает! Из Египта амулеты-скарабеи распространились по территории Западной Азии и некоторым странам Средиземноморья.

 

Амулет «Пряжка»

 

 

Этот амулет представляет собой пряжку пояса Исиды. Обычно он делался из сердолика, красной яшмы, красной смальты и других материалов красного цвета, а иногда из золота и позолоченного серебра. Он соотносится с Главой CLVI «Книги Мертвых», которая часто писалась на нём. Текст её гласит: «Кровь Исиды, сила Исиды и „слова власти“ Исиды своим могуществом защитят это великое и божественное существо и охранят его от того, кто захочет совершить с ним то, что рождено ненавистью».

Пряжку пристегивали к шее умершего, туда же помещали и соответствующий фрагмент главы. Но прежде, пряжку необходимо было окунуть в воду, где плавали цветы анхам (широко применялись при бальзамировании и обладали сильным ароматом). Считалось, что амулет этот, после того как над ним произносились приведенные выше слова главы о пряжке, защищал умершего силой крови Исиды и её «слов власти».

 

Амулет «Столб Тет»

 

 

Этот амулет, вероятнее всего, символизирует ствол дерева, в котором богиня Исида укрыла мертвое тело своего мужа Осириса, а четыре поперечные полосы обозначают четыре стороны света. Он является одним из наиболее важных символов в древнеегипетской культуре. Воздвижение столба Тет в Бусирисе, символизирующее восстановление тела Осириса, было одной из наиболее торжественных церемоний в культе этого бога.

Его всегда соотносят с главой CLV «Книги Мертвых», которая гласит: «Поднимись ты, о Осирис! Ты обрел свой позвоночник, о Твердый Сердцем! Ты обрел крепление для своей шеи и спины, о Твердый Сердцем! Утверждайся на своей опоре. Я поставил пред тобою воду и принес тебе столб Тет из золота, чтобы ты мог возрадоваться».

Как и пряжку, столб Тет надо было вначале окунуть в воду, где плавали цветы анхам, а уж затем положить на шею умершего. Амулет давал ему силу, необходимую для того, чтобы восстановить тело и стать совершенным ХУ (т. е. духом) в подземном мире.

 

Амулет «Подушка»

 

 

Этот амулет является уменьшенной копией подушки, которую клали в саркофаг под шею мумии. Его назначением было «поднять» и защитить голову умершего. Обычно он изготавливался из гематита и на нем писали текст главы CLXVI «Книги Мертвых», которая гласит: «Ты поднят, страждущий, лежащий неподвижно. Твою голову подняли к горизонту, ты восстал и торжествуешь, ибо многое сделано для тебя. Птах низверг твоих врагов, ибо ему повелели сделать это для тебя. Ты – Хор, сын Хатхор… возвращающей голову после убийства. Твою голову не отберут у тебя после [убийства], твою голову никогда, никогда не отберут у тебя».

 

Амулет «Коршун»

 

 

Этот амулет был предназначен для того, чтобы сила Исиды стала защитой умершему, и представлял собой золотого коршуна, парящего в воздухе с раскинутыми крыльями и держащего в когтях символ «жизни», анх (представляет собой крест, увенчанный сверху кольцом). Он помещался на шею умершему в день погребения. Этому амулету соответствует глава CLVII «Книги Мертвых», в рубрике которой указано, что она должна произноситься над ним. Текст главы гласит: «Приближается Исида и парит над городом, и ищет тайное убежище Хора, когда он выходит из тростниковых топей, и она исцеляет его раненое плечо. Его взяли в ладью Вечности, и верховная власть над миром была дана ему. Он достойно воевал, и деяния его останутся в памяти, страх и благоговение будет внушать имя его. Его мать, могущественная госпожа, охраняет его, ему отдала она свою силу».

Начало отрывка повествует о том времени, когда Исида воспитывала Хора в тростниковых топях, а конец относится к моменту его битвы с Сетом, которого он победил благодаря могуществу Исиды.

 

Амулет «Золотой Воротник»

 

 

Этот амулет давал умершему силу освободиться от своих пелен. В рубрике главы CLVIII «Книги Мертвых» указывается, что воротник должен быть сделан из золота и укреплен на шее умершего в день погребения. Текст главы гласит: «О отец мой, брат мой, мать моя Исида, я не спеленат и я вижу. Я один из тех, кто не спеленат и кто видит бога Себа». Этот амулет встречается очень редко и, по-видимому, отражает верования, возникшие во времена XXVI династии, около 550 г. до н. э.

 

Амулет «Папирусный скипетр»

 

 

Этот амулет должен был дать умершему жизненную силу и возвратить ему молодость. Он изготавливался из смарагда или из светло-зеленого или голубого фаянса и помещался на шею умершего в день погребения после прочтения главы CLIX «Книги Мертвых». По-видимому, во времена XXVI династии и позже амулет отождествлялся с силой Исиды, переданной ей отцом, мужем Рененет – богини обильного урожая и пищи. В еще более ранние времена, как следует из главы CLX, считалось, что этот амулет вручал бог Тот, и умерший при этом произносил: «Он в хорошем состоянии, и я в хорошем состоянии; он не поврежден, и я не поврежден; он не изношен, и я не изношен».

 

Амулет «Душа»

 

 

Этот амулет представлял собой сокола с человеческой головой. Он делался из золота и украшался драгоценными камнями. В рубрике главы LXXXIX «Книги Мертвых» говорится, что после прочтения текста Главы над амулетом его следует поместить на грудь умершего. Предназначение амулета ясно видно из слов, которые должен сказать умерший:

«Приветствую тебя, бог Анниу! Приветствую тебя, бог Пехрер, пребывающий в своем чертоге! Повели, чтобы душа моя, где бы она ни была, соединилась со мной. И если она замешкалась, прикажи, чтобы ее доставили мне… Позволь мне овладеть моей душой и моим духом и позволь мне быть правдивым голосом с ними, где бы они ни были… Приветствую вас, боги, влекущие ладью Владыки Миллионов Лет, несущие ее над подземным миром, те, кто ведет ее в странствие по Нут, кто делает так, что души входят в духовные тела… Дозвольте душе Осириса (т. е. умершего, которого идентифицировали с богом Осирисом) предстать пред богами, чтобы смогла она быть правдивой голосом с вами на востоке неба и смогла вернуться туда, где была вчера, и насладиться вдвойне спокойствием Аментета. Пусть она посмотрит на свое природное тело, пусть она отдохнет в своем духовном теле, и пусть ее тело не погибнет и не пострадает никогда от порчи!»

Таким образом, амулет давал возможность душе по собственному желанию соединяться с мумифицированным телом либо пребывать со своим духом и духовным телом.

 

Амулет «Лестница»

 

 

В гробницах Древнего и Среднего царства часто находят небольшие предметы из дерева и других материалов, напоминающие по форме лестницу, однако назначение этих предметов не совсем ясно. Из текстов на стенах коридоров и камер пирамид Унаса, Тета, Пепи и других древних царей видно, что в древнейшие времена египтяне считали, что пол небес – небо их мира – представляет собой огромную прямоугольную железную плиту, опирающуюся по углам на четыре столба по четырем сторонам света. На этой железной плите жили боги и блаженные умершие, и каждый благочестивый египтянин стремился после своей смерти попасть туда. В некоторых священных местах эта плита была настолько близка к вершинам гор, что умершие могли без труда взобраться на нее и таким образом достичь блаженства на небесах, но в остальных местах расстояние между плитой и землей было так велико, что умерший нуждался в помощи. Существовало поверье, что сам Осирис добирался до железной плиты с трудом и лишь с помощью лестницы, которую дал ему его отец Ра, смог, наконец, взойти на небеса.

Возле лестницы с одной стороны стоял Ра, с другой – Хор, сын Исиды, и каждый из богов помогал Осирису взбираться.

 

Амулет «Два пальца»

 

 

Этот амулет представляет собой два пальца, указательный и средний, которые бог Хор подал своему отцу Осирису, помогая ему подняться по лестнице на небеса. Его помещали внутрь мумий и обычно делали из обсидиана или гематита.

 

Амулет «Око Хора»

 

 

Амулет «Око Хора», или Учат, – один из самых распространенных амулетов, использовавшийся, по-видимому, во все времена. Он изготавливался из золота, серебра, гранита, гематита, сердолика, ляпис-лазури, фаянса, дерева и тому подобных материалов, хотя в рубрике последней главы «Книги Мертвых» (глава CXL) указывается, что этот амулет должен быть сделан из ляпис-лазури или из камня «мак». Встречаются два вида Учата: обращенный налево и обращенный направо – они изображают два ока Хора, одно из которых, согласно древним текстам, было белым, а другое – черным. По другой версии, один Учат олицетворяет Солнце, а другой – Луну, или, соответственно, Ра и Осириса. Но египтяне, надевая Учат как амулет, надеялись получить благосклонность небес и обрести силу, бодрость, покровительство, безопасность, хорошее здоровье и так далее, имея, вероятно, в виду белое Око Хора, или Солнце.

 

Амулет «Жизнь» (Анх)

 

 

Этот амулет символизирует «жизнь»; каждый бог древнеегипетского пантеона несет его, и даже в древности он считался условным изображением некоего предмета, в отдаленные времена служившего амулетом. Этот амулет изготавливали из различных материалов и использовали, как правило, в качестве кулона на ожерелье.

 

Амулет «Нефер»

 

 

Этот амулет символизировал счастье, удачу и т. п. и представлял собой музыкальный инструмент. Он делался из сердолика, красного камня, красного фаянса и других материалов, и был излюбленной формой кулона в ожерельях и бусах.

 

Амулет «Голова змеи»

 

 

Этот амулет помещался на мертвое тело, чтобы защитить его от укусов змей в подземном мире или в гробнице. Он изготавливался из красного камня, красной яшмы, красной глины и сердолика. Поскольку змея олицетворяла богиню Исиду, а красный цвет считался цветом этой богини, амулет, по-видимому, должен был отпугивать змей от тела, используя силу великой змеи – богини Исиды. Силу эту придавали амулету слова главы XXXIV «Книги Мертвых», которые часто на нем писались. Текст гласит: «О Змея! Я – огонь, который сияет на Зачинателе сотен тысяч лет, и столп бога Тенпу», или, как говорится в другом месте, «стебель молодых растений и цветов. Удались от меня, ибо я – божественная Рысь».

 

Амулет «Менат»

 

 

Этот амулет использовался в Египте еще во времена VI династии, его надевали или несли в руках вместе с систром (ударный музыкальный инструмент, древнеегипетская храмовая погремушка) боги, цари, жрецы, жрицы и т. д. Чаще его держали в руке, но нередко и надевали на шею. Считалось, что он приносит своему владельцу радость и здоровье и обладает магической силой; он был олицетворением всего того, что питает.

Слово «менат» связано с корнем, от которого образовано слово «кормилица» (menat) и укрепляет, а также символизировал силу мужских и женских воспроизводящих органов, которые, в мистическом смысле, соединялись в нем. Амулет изготавливался из бронзы, камня, фаянса и других материалов. Будучи помещенным на тело умершего, он наделял его жизненной силой и способностью к размножению.

 

Амулет «Сам»

 

 

Этот амулет, вероятно, символизирует орган человеческого тела и является очень древним. Делался он из ляпис-лазури и других твердых камней. Часто его находили и в пеленах мумий более позднего периода. Исконное значение амулета – «слияние» – относится к чисто животному наслаждению.

 

Амулет «Шен»

 

 

Этот амулет является условным изображением орбиты солнца и символизирует неограниченный промежуток времени, то есть вечность. Его клали на тело умершего, чтобы тот жил до тех пор, пока солнце движется по своей орбите в небесах.

 

Амулет «Ступени»

 

 

Этот амулет, по-видимому, имеет два значения: восхождение на небеса и трон Осириса. Согласно легенде, бог Шу, вырвав богиню Нут из объятий Себа, захотел поднять ее так, чтобы она опиралась о землю руками и ногами, а тело ее стало бы небом. Но оказалось, что он недостаточно высок для этого. Тогда Шу воспользовался ступеньками и, взобравшись на самый верх, смог выполнить задуманное.

В главе XXII «Книги Мертвых» умерший просит дать ему «разделить участь того, кто находится на верху ступенек», то есть Осириса, поскольку на погребальных виньетках этот бог изображен сидящим на верху лестничного пролета и держащим свои обычные символы власти. Амулет обычно изготавливался из зеленого или голубого глазурованного фаянса.

 

Амулет «Лягушка»

 

 

Этот амулет символизирует жизненную силу и воскресение. Богиня с головой лягушки, Хект, жена Хнему, ассоциировалась с воскресением, и этот амулет, положенный на тело умершего, должен был передать ему ее силу. Лягушка украшает верхнюю часть многих греческих и римских керамических ламп, найденных в Египте. На одной из ламп есть надпись по-гречески: «Я – воскресение».

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.