Пост-сталинский период и перестройка — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пост-сталинский период и перестройка

2019-08-07 152
Пост-сталинский период и перестройка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть И.В. Сталина в 1953 г., последовавшее за этим устранение Л.П. Берии, и начавшаяся с приходом к власти Н.С, Хрущева в 1956 г. политика борьбы с культом личности способствовала прекращению политики грузинизации Абхазии. Москва обратила внимание на ситуацию в Грузинской ССР после событий в Тбилиси 5-9 марта 1956 г., когда слухи о содержании  доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС вызвали многочисленные манифестации с лозунгами в честь Ленина и Сталина, а также грузинскими националистическими лозунгами. В ночь на 10 марта была сделана попытка захватить Дом связи, после чего в городе появились баррикады и начались вооруженные столкновения с милицией и войсками.

По результатам этих событий и связанных с ним проверок, 10 июля 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял специальное постановление «Об ошибках и недостатках в работе Центрального комитета Коммунистической партии Грузии», в котором в частности говорилось следующее: «Заслушав и обсудив доклад бюро ЦК КП Грузии о беспорядках и бесчинствах, спровоцированных националистическими и враждебными элементами в Тбилиси и некоторых других городах республики в период с 5 по 9 марта с.г. ЦК КПСС отмечает, что указанные события вскрыли серьезные недостатки и ошибки в работе ЦК КП Грузии.... ЦК КП Грузии не учел  что некоторые важные участки партийной и государственной работы занимали явные националисты, проводившие свою подрывную работу.... В Грузии грубо нарушались ленинские принципы национальной политики, сеялись вражда между народами. В Абхазии и Южной Осетии искусственно разжигалась рознь между грузинами, абхазами, армянами, осетинами, умышленно проводилась линия на ликвидацию национальной культуры местного абхазского, армянского и осетинского населения, осуществлялась его насильственная ассимиляция»[12].

Только после этого постановления в Абхазии восстановили абхазские школы, началось преподавание абхазского языка и литературы[13]. Снова был введен абхазский алфавит, на основе русской графики, вернули и прежние названия ряда населенных пунктов. Постепенно восстановилось равновесие представительства абхазов и грузин на руководящих постах автономии. В дальнейшем давление Москвы на Тбилиси играло роль, с одной стороны, гарантии недопущения рецидивов политики грузинизации, а с другой - побудительного фактора к улучшению положения абхазского населения в Грузинской ССР. В этом плане интересна оценка политики грузинского руководства в Абхазии, которую 27 июня 1978 г. на пленуме ЦК КП Грузии дал первый секретарь Э.А. Шеварднадзе: «Такие акции, как закрытие школ на родном языке, притеснение национальных институтов, практика абсолютного недоверия в кадровой политике и другие... так просто не предаются забвению... Урок Абхазии говорит о многом Пора прямо сказать, как в прошлом, известном нам периоде, в отношении абхазского народа проводилась политика, которую практически следует назвать шовинистической, давайте будем называть вещи своими именами».

Однако, скрытое противостояние абхазской, осетинской и грузинской элиты сохранилось. Теперь уже грузины, проживавшие в Абхазии, обвиняли абхазов в том, что, составляя около 17% населения республики, те контролируют большинство ее руководящих постов. В свою очередь, абхазы жаловались на мелочную опеку со стороны Тбилиси и отсутствие необходимых условий для национального развития. В условиях сохранявшегося скрытого противостояния двух общин республики, а также сложившейся неблагоприятной для абхазов демографической ситуации, абхазская элита решила добиваться изменения статуса автономии. В 1957 г. абхазская интеллигенция впервые обратилась в центральные органы власти для решения вопроса о переходе Абхазской АССР под юрисдикцию РСФСР, а в 1967 г. повторно обращается о выходе автономии из состава Грузинской ССР. Снова вопрос о выходе Абхазии была поставлен в 1978 г., когда проходила конституционная реформа в СССР. Однако союзный центр не мог позволить себе изменить статус Абхазской АССР, поскольку это шаг нарушил определенное статус-кво в сложившейся иерархии союзных и автономных республик, областей и т, д., а также создал нежелательный прецедент. В то же время Москва продолжала оказывать давление на грузинское руководство с целью проведения им сбалансированной национальной политики в автономии.

Начавшаяся в середине 1980-х гг. перестройка и гласность дала мощный импульс для развития националистических настроений среди грузинского и абхазского населения Грузинской ССР. С 1987 г. наряду с общественными демократическими движениями и организациями в республике возникли неформальные организации, в программе которых содержались положения антисоциалистического и националистического характера - «Общество Ильи Чавчавадзе», «Общество Ильи Праведного», «Хельсинкская группа», «Партия национальной независимости Грузии», «Национально-демократическая партия Грузии», «Национально христианская партия Грузии», «Партия национальной справедливости Грузии»[14]. В общей сложности партии объединили около 3 тысяч человек. Их организаторами были З.К. Гамсахурдиа[15], М.И. Костава, И.С. Церетели, Г.О. Чантурия и др[16].

В новой ситуации либерализации политической жизни, руководство ЦК Компартии Грузии начинает постепенно утрачивать контроль над политическими процессами в республике. Давление со стороны неформалов привело к постепенной легализации их положения путем издания Указов Президиума Верховного Совета Грузинской ССР 22 марта 1988 г. «Об утверждении положения о порядке организации и проведении, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций», и 6 июля 1989 г. о «Временном порядке регистрации уставов объединений граждан».

Деятельность созданных партий с самого начала носила ярко выраженные антисоветский и националистический характер, что прямо указывалось в их программах. Своими целями они ставили насильственный захват политической власти с изменением существующего в Грузинской ССР общественно-политического строя, нарушения национально­го государственного устройства и ограничение прав проживающих в Грузии меньшинств, в том числе ликвидацию автономии Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. К апрелю 1989 года эти организации провели около 30 несанкционированных митингов.

Повышение градуса националистических настроений грузинской общественности не прошло незамеченным со стороны абхазской элиты. В результате, представители абхазской советской номенклатуры и интеллигенции решили воспользоваться моментом очередной советской «оттепели» с тем, чтобы еще раз поднять вопрос об изменении статуса автономии и превращении Абхазии в союзную республику. В 1988 г. было опубликовано письмо инициативной группы из числа абхазской интеллигенции, адресованное президиуму XIX конференции КПСС («абхазское письмо»). Вслед за этим в Абхазии был создан Народный Форум Абхазии «Айдгылара» - главная организация абхазского национального движения.

18 марта 1989 года по инициативе НФА «Айдгылара», в связи с предстоявшим Пленумом ЦК КПСС по проблемам межнациональных отношений, в с. Лыхны было проведено собрание абхазского народа. В собрании приняли участие более 30 тысяч человек, в том числе работники Президиума ВС и Совета Министров Абхазской АССР, члены бюро Абхазского обкома КП Грузии. Собрание поддержало требование о преобразовании Абхазии в союзную республику.

Сход в Лыхны и принятые им документы вызвали протест со стороны грузинского населения, как в Абхазии, так и за ее пределами. 25 марта 1989 г. в Сухуме по инициативе лидеров «Общества Ильи Чавчавадзе» прошел многотысячный митинг грузинского населения Абхазии, на котором была принята резолюция, осуждающая решения абхазского схода в Лыхны. В резолюции утверждалось, что в Абхазии сложилась ситуация массовой дискриминации грузинского населения. Правительству Грузии было предложено дать немедленный ответ сепаратистскому обращению, принятому в Лыхны, а также провести референдум в ГССР о целесообразности сохранения автономных образований. 1 апреля 1989 г. был зафиксирован первый серьезный инцидент на межэтнической почве, в районе абхазского села Бзыбь. Два автобуса, в одном из которых возвращались грузины демонстранты из Западной Грузии с митинга, подверглись нападению со стороны абхазской молодежи.

Новый виток эскалации межэтнической напряженности в Абхазии была вызван событиями вокруг Абхазского государственного университета (АГУ). В начале апреля 1989 года преподаватели и студенты грузинской национальности АГУ потребовали отставки ректора университета Алеко Гварамия. Поводом для этого послужило, то, что он поставил свою подпись под постановлением собрания в с. Лыхны. Через месяц грузинские студенты выдвинули требование разделить АГУ и на основе его грузинского сектора создать филиал Тбилисского государственного университета в Сухуме. 14 мая 1989 г. грузинское руководство приняло решение о создании филиала, что вызвало протест со стороны абхазских национальных организаций, расценивших это постановление как новую попытку грузинизации Абхазии[17].

Принятое вскоре ЦК КП Грузии решение о праздновании 26 мая 1989 г. на всей территории Грузии Дня восстановления грузинской государственности еще больше обострило ситуацию в автономии. К середине лета 1989 г. противостояние между грузинской и абхазской общинами вылилось в ряд вооруженных столкновений, в ходе которых погибли 14 и были ранены 137 человек. В этой ситуации союзное руководство направило в Абхазскую АССР внутренние войска МВД СССР, что предотвратило на время дальнейшее разрастание конфликта.

Между тем, в самой Грузии антиабхазская кампания протеста очень быстро приобрела характер движения за выход союзной республики из состава СССР. Дополнительную остроту ситуации придали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда антиправительственная демонстрация была разогнана с применением войск. После апрельских событий в Тбилиси политическая ситуация в республике меняется кардинальным образом. Компартия Грузии полностью утрачивает свое влияние и авторитет. Начинается процесс разрушения партийных структур и потеря авторитета партийных руководителей. Декларирование перехода к многопартийным выборам в республике открывает возможность легальной политической борьбы для грузинских националистических партий.

Под давлением общественного мнения 20 июня 1989 г. Президиум Верховного Совета ГССР принимает постановление о создании комиссии по политической и законодательной оценке нарушений положений соглашения от 7 мая 1920 г. между Грузинской Демократической Республикой и РСФСР. Это постановление стало отправной точкой процесса выхода Грузии из состава СССР.

Все эти события политической жизни Грузии отразились на росте межэтнической напряженности в Абхазии и Южной Осетии. Однако главным фактором дальнейшего обострения ситуации стало постановление в июне 1989 г. ЦК Компартии Грузии, Президиума Верховного Совета ГССР, Совета Министров ГССР о государственной программе грузинского языка[18]. Она определяла конституционный статус грузинского языка, и гарантировала использование государственного грузинского языка во всех видах партийных, советских, административных, научно-учебных, культурных, технических учреждениях и предприятиях, общественных организациях Грузинской ССР. В программе также содержалось решение о введении обязательного обучения грузинского языка в республиканских негрузинских школах и обеспечении повсеместного использования грузинского языка в бытовой и информационной сфере. Это постановление грузинского руководства спровоцировало ответные действия со стороны абхазской общественности. В Абхазии на программу развития грузинского языка ответили принятием 10 октября 1989 г. соответствующей государственной программы развития абхазского языка.

Усиление влияния грузинских, абхазских националистических организаций привело осенью 1989 г. к началу «войны законов» между Цхинвалом и Сухумом с одной стороны, и Тбилиси с другой. Одновременно с началом «войны законов» с автономиями руководство Грузинской ССР при содействии или давлении грузинского национального движения делало первые шаги в сторону осуществления восстановления суверенитета республики, т.е. выхода Грузии из состава СССР.

20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР признал незаконными все правовые акты и договоры, принятые и заключенные после февраля 1921 г. (т.е. после вхождения Красной Армии на территорию Грузинской республики Грузия), включая признание Абхазии автономной республикой в рамках Грузинской ССР. Хотя Верховный Совет Грузии временно сохранил в силе Конституцию Грузинской ССР, предусматривающую существование автономий, но в целом административно-государственный статус Абхазии был поставлен под сомнение.

Абхазская сторона ответила на это принятием 25 августа 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Абхазии (Республики Апсны) и постановления «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии». Следует подчеркнуть, что принятие Декларации и постановления лежало принципиально в русле советского законодательства. Хотя, процедура принятия этих актов была небезупречной. Принятие этих документов спровоцировало раскол Верховного Совета автономной республики на абхазскую и грузинскую «фракции». Декларация о суверенитете и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» были приняты только абхазской «фракцией», грузинская же их отменила[19].

Кризис разрешился к декабрю 1990 г., когда Верховный Совет собрался в полном составе, чтобы принять изменения и дополнения в Конституцию автономной республики с учетом произошедших изменений в законодательстве Грузинской ССР. На том же заседании 4 декабря 1990 г. председателем Верховного Совета автономной республики был избран В.Г. Ардзинба, а его первым заместителем В.Г. Колбая (один из лидеров «грузинской» фракции).

В марте 1991 г. Абхазия официально приняла участие в референдуме по вопросу о сохранении СССР. По официальным данным, в нем из 318317 избирателей, зарегистрированных на территории Абхазской АССР, приняли участие свыше половины жителей Абхазии[20], обладавших правом голоса, причем почти все они[21] высказались в поддержку сохранения прежнего государства - СССР. В данном случае абхазская сторона показала, что своих целей она добивается, придерживаясь правовых рамок, обозначенных советским законодательством. Бойкот республикой референдума о независимости Грузии, и ее участие в референдуме о сохранении Советского Союза отвечали требованиям закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г. Согласно этому закону, в случае выхода союзной республики из состава Союза, входящие в ее состав автономные республики наделялись правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в составе СССР и своем государственно-правовом статусе. В то же время часть населения республики приняла участие в референдуме по вопросу о независимости Грузии 31 марта 1991 г., который власти Абхазии бойкотировали. Это дало грузинским властям повод впоследствии утверждать, что референдум о независимости был проведен, в том числе и в Абхазии.

Характерной особенностью грузино-абхазского конфликта на ранней стадии являлось то, что стороны были склонны идти на компромиссы. Особенно это проявилось при подготовке назначенных на декабрь 1991 г. выборов в Верховный Совет Абхазской АССР. Первоначально руководство ВС Абхазии предлагало избрать двухпалатный Совет, состоящий из Совета республики, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, в котором равным числом депутатов должны были быть представлены пять национальных общин Абхазии (абхазская, грузинская, армянская, русская, греческая). В ходе консультаций с руководством Абхазской АССР центральные власти Грузии выступили против этого проекта. Взамен они предложили ввести в автономной республике выборы по квотам - 28 депутатских мандатов абхазской общине, 26 - грузинской, 11 - другим национальным общинам. Выборы в Верховный Совет Абхазской АССР были проведены в несколько туров с сентября 1991 по январь 1992 г.

На выборах блоку «Союз» (в него входили абхазские, армянские, русские, греческие партии и организации), поддерживающему В. Ардзинбу, уже в первом туре 29 сентября 1991 г. удалось провести своих кандидатов в большинстве избирательных округов. Причем он сумел завоевать не только депутатские мандаты, отведенные абхазской общине, но также 11 мест отведенных другим национальным общинам, и получил большинство мест в новом Верховном Совете. Это позволяло блоку проводить любые законопроекты, кроме тех, которые вели к изменению Конституции Абхазской АССР, поскольку изменение Конституции требовало большинства в две трети голосов.

Сторонники независимости и дальнейшей суверенизации Абхазии, лидером которых был Ардзинба, получили рычаги для проведения своего политического курса. В ноябре 1991 - феврале 1992 гг. ВС Абхазии рядом постановлений сумел подчинить себе местные силовые структуры и воинские части, дислоцирующиеся на территории Абхазии. Во многом этот процесс был облегчен развернувшейся в то время в Грузии гражданской войной между звиадистами и сторонниками Госсовета. Таким образом, до 1992 г. отношения между Тбилиси и Сухумом носили характер «войны законов».


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.