Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста

2019-08-07 188
Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста

Взаимоотношениях между родителями и младшими школьниками — один из распространенных запросов к психологу. В Центре психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Старого Оскола разработана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий, которая позволит гармонизировать взаимодействие родителей и детей.

Показатели гармоничных и дисгармоничных взаимоотношений между родителями и детьми

Обеспечить благополучие ребенка в семье, создать условия для воспитания здоровой личности — одна из важных функций семьи. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и особенности поведения родителей.

Показателями гармоничности родительско-детских отношений служит выраженность ряда параметров. Со стороны родителей это:

· эмоциональное принятие ребенка, эмоциональная близость к нему;

· конструктивность и последовательность воспитательного процесса;

· уровень родительских знаний о возрастных особенностях ребенка;

· адекватные требования к ребенку с учетом его способностей, уровня притязаний, направленности интересов;

· соответствие строгости санкций и адекватности применяемых наказаний;

· уровень контроля, сообразный возрасту ребенка и особенностям его личности;

· принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка;

· широкий репертуар и гибкость при решении конфликтных ситуаций.

Со стороны ребенка: уверенность в себе, адекватная самооценка, в том числе по уровню притязаний и возможностей; чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; способность к сопереживанию; контактность и общительность, стремление к взаимодействию со сверстниками на равных.

Дисгармоничные типы родительско-детских отношений разнообразны, но всем им в разной степени свойственны:

· недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, эмоциональное отвержение и амбивалентное (двойственное) отношение;

· разногласия в семье в вопросах воспитания детей, противоречивость и непоследовательность в воспитании;

· завышение требований к ребенку или, наоборот, недостаточная требовательность, вседозволенность;

· неконструктивный характер контроля (гипер- и гипопротекция), чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

· повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

· неадекватный уровень ожиданий в отношении ребенка без учета его возрастных и личностных особенностей;

· недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка;

· отсутствие психологических знаний о возрастных особенностях ребенка.

Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Этот фактор учитывался при составлении индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы для семей с проблемами в межличностном общении между родителями и детьми младшего школьного возраста, поэтому ее основу составляют совместные родительско-детские занятия.

Структура программы

Программа предназначена для семей с детьми в возрасте от 6 до 12 лет.

Цель программы: гармонизировать родительско-детские отношения.

Задачи:

· скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка и родителя;

· нормализовать самооценку ребенка;

· сформировать навыки саморегуляции у ребенка и родителя;

· развить способности адекватно понимать и отражать собственные чувства и чувства партнера;

· сформировать последовательность родительской позиции;

· обучить конструктивным формам взаимодействия в родительско-детской паре;

· повысить психологическую компетентность родителя.

Программа реализуется в два этапа.

1. Диагностический этап. Цель — выявить проблемы во взаимоотношениях родителей и ребенка, чтобы на основе результатов спланировать коррекционную работу.

На этапе первичной диагностики педагог-психолог решает следующие задачи:

· устанавливает контакт с родителями;

· собирает информацию;

· анализирует актуальную ситуацию;

· исследует личностные особенности, психоэмоциональное состояние, семейные взаимоотношения;

· формирует запрос.

На этапе итоговой диагностики — анализирует результаты коррекционно-развивающей работы.

Диагностические методики и диагностируемые показатели представлены в табл. 1. Подбирать диагностические методики рекомендуется индивидуально, в зависимости от проблем, заявленных в каждом конкретном случае. Вместе с диагностическими методиками педагог-психолог также использует методы наблюдения, анализа и беседы.

Таблица 1

Диагностические методики

Диагностируемый показатель Методика
1. Психоэмоциональное состояние Цветовой тест Люшера. Тест Спилбергера — Ханина. «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Тест руки Вагнера (Hand-test)
2. Эмоциональная привязанность «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль). «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич). «Незавершенные предложения» (различные варианты). «Эмоциональные отношения в семье» (Е. Бене, Е. Антони, модификация И.М. Марковской)
3. Принятие/непринятие чувств и эмоций ребенка «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
4. Эмпатия «Рисуем друг друга». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
5. Адекватность требований, уровня строгости и контроля в отношении ребенка «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)
6. Уровень ожиданий в отношении ребенка Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
7. Самооценка «Рисунок семьи» и модификации методики. «Лесенка»
8. Умение разрешать конфликты «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
9. Уровень конфликтности в семье и у ее членов «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Тест руки Вагнера (Hand-test). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
10. Реалистичность представлений о ребенке, системе воспитания «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты). «Эмоциональные отношения в семье» (Е. Бене, Е. Антони, модификация И.М. Марковской)
11. Воспитательный конфликт между родителями «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Незавершенные предложения» (различные варианты)
12. Уровень родительских знаний о возрастных особенностях ребенка «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
13. Последовательность в отношениях родителей и детей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
14. Взаимоотношения в семье «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
15. Реалистичность представлений о себе Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик). Тест Спилбергера — Ханина. «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич). «Дом — дерево — человек». Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)

 

2. Коррекционный этап. Цель — скорректировать проблемы, выявленные в ходе диагностики. На данном этапе педагог-психолог проводит индивидуальные и совместные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с тематическим планом (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план занятий индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы для семей, имеющих проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста

Тема Адресат Цель Количество часов
1, 2. «Мое настроение» Ребенок Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка 2
3. «Узнаем друг друга» Родительско-детская пара Развить интерес друг к другу в диаде «родитель — ребенок» 1
4, 5. «Учимся проявлять эмоции» Родительско-детская пара Сформировать способности понимать и управлять своими чувствами 2
6. «Я тебя понимаю» Родительско-детская пара Актуализировать чувства эмпатии и единения в диаде «родитель — ребенок» 1
7. «Мы — вместе!» Родительско-детская пара Сформировать навыки конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок» 1
8. «Репетиция уверенности» Родительско-детская пара Закрепить навыки конструктивного взаимодействия 1
9. «Я — родитель» Родитель Сформировать адекватную родительскую позицию 1
10. «Подводим итоги» Родительско-детская пара Актуализировать полученные знания, умения и навыки 1

 

Программа включает 10 занятий (приложение). Продолжительность определяется в зависимости от возрастных особенностей ребенка и составляет 30–60 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Результаты программы:

· нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка и родителя, у ребенка формируется адекватная самооценка;

· развивается способность адекватно понимать, принимать и отражать собственные чувства и чувства партнера, формируются навыки саморегуляции;

· формируются адекватные требования, уровень строгости и контроля в отношении ребенка;

· формируются реалистичные представления родителей о себе, ребенке, системе воспитания;

· повышается психологическая грамотность родителя, усиливается уверенность в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и отношениях в семье.

Приложение

ЗАНЯТИЕ 1. «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Задачи: провести работу с актуальным состоянием ребенка; проработать внутренние конфликты.

Материалы: поддон с песком, графин с водой, игрушки для песочной терапии (высота — не более 8 см).

Примечание. Задача индивидуальных занятий с ребенком — стабилизировать его психоэмоциональное состояние и тем самым подготовить к совместным родительско-детским занятиям.

Ход занятия

Ритуал приветствия

На первой встрече педагог-психолог вместе с ребенком придумывает ритуал приветствия, который в дальнейшем используется на всех занятиях.

Песочная терапия

Инструкция ребенку: Перед тобой песок. Прикоснись к нему — погрузи в него руки, почувствуй его прохладу; пропусти его между пальцев, почувствуй тепло собственных рук. Если хочешь, можешь смочить его водой. Порисуй на песке или что-нибудь из него построй. Сочини историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает ребенку ответить на вопросы:

· Что тебе понравилось больше всего?

· Было что-то, что не понравилось?

Ритуал прощания

На первой встрече педагог-психолог вместе с ребенком придумывает ритуал приветствия, который в дальнейшем используется на всех занятиях.

ЗАНЯТИЕ 2. «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Задачи: научить ребенка управлять мышечным напряжением; показать приемы саморегуляции.

Материалы: краски, карандаши, бумага.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Упражнение «Мое напряжение»

Педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать напряжение, которое он испытывает. Вопросы для обсуждения:

· Как выглядит твое напряжение?

· Где оно находится?

· Когда появляется?

· Что я делаю, чтобы его не было?

Ритуал прощания

От высокой степени вовлеченности родителя в коррекционный процесс, понимания им влияния, которое он оказывает на возникновение проблем в межличностных отношениях с ребенком, зависит успешность психокоррекционной работы, появление стойких позитивных изменений и даже профилактика в дальнейшем стойких девиаций у ребенка.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Кроме традиционного ритуала, на этом этапе педагог-психолог выясняет, с каким настроение участники пришли на занятие.

Упражнение «Зеркало»

Упражнение позволит участникам научиться воспринимать другого человека. Выполняется в парах. Участники договариваются: кто «зеркало», а кто человек. Человек смотрит в зеркало и выполняет какие-то действия. Зеркало повторяет. Затем роли меняются. Упражнение повторяется 2 раза.

Вопросы для обсуждения:

· Какую роль было легче играть? Какую труднее?

· Как вы думаете почему?

4. Игра «Умные вопросы»

Игра позволит участникам развить понимание себя, интерес к себе и другим людям.

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы — очень важные персоны. А у важных и знаменитых обязательно берут интервью. Я сейчас буду задавать вам «умные вопросы», а вы отвечайте на них в микрофон.

Вопросы:

· Твое любимое животное? Почему? Твое нелюбимое животное? Почему?

· Если бы ты мог стать кем-то на один день, то ты стал бы…? Почему?

· В другом человеке тебе нравится больше всего такая черта характера, как…? А не нравится?

· Доброго волшебника ты попросил бы о…? А злого? Почему?

· В какого животного превратил бы тебя и твою семью волшебник? Почему?

· Твой любимый сказочный герой? Почему? Твой нелюбимый сказочный герой? Почему?

Игра «Мемори»

Игра позволит участникам получить положительный эмоциональный настрой от совместной игры.

Педагог-психолог вместе с участниками раскладывает карточки изображениями вниз. Он участвует в игре на правах обычного игрока. Каждый участник ходит по кругу, открывая за ход по две любые карточки. Если среди них обнаруживается пара одинаковых героев — игрок забирает их себе. Побеждает тот, кто набрал больше пар. В конце игры важно поздравить каждого участника.

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопросы:

· Что понравилось?

· Что было сложным?

· Изменилось ли настроение по сравнению с началом занятия? Как?

Ритуал прощания

Примечание. В конце коррекционных занятий с родительско-детской парой рекомендуется вместе с родителем провести анализ встречи, при необходимости дать рекомендации по актуальным вопросам.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Игра «Кто быстрее?»

Игра позволит участникам выпустить скрытую негативную энергию.

Педагог-психолог дает участникам газету, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (сделать из нее «снег») в течение 1 мин.

Игра «Снежный бой»

Игра позволит участникам выпустить скрытую негативную энергию.

Инструкция педагога-психолога: Вы — снеговички и живете в своих домиках (в качестве домиков можно использовать обручи). Однажды снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Один из вас стоит в «домике», другой — за его пределами. Ваша задача — засыпать «снегом», который мы с вами сделали в предыдущей игре, соперника, не оставив на своей территории ни «снежинки».

Игра продолжается в течение 2 мин под веселую музыку и заканчивается по сигналу педагога-психолога. Победитель тот, на чьей территории останется меньше «снега».

В конце игры педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопрос: «Какие чувства вы испытали в ходе игры?»

Игра «Обзывалки»

Игра позволит участникам научиться выражать злость в приемлемой форме.

Педагог-психолог предлагает участникам для начала обсудить предыдущую игру.

Вопросы для обсуждения:

· Как вы думаете, из-за чего снеговички поссорились?

· Можно ли было обойтись без боя?

· Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях?

Инструкция педагога-психолога: Передавая мяч, вы называете друг друга разными необидными словами (участники предварительно вытягивают карточку — «овощи», «фрукты», «цветы», «мебель», «посуда», «игрушки»). Однако учтите, что произносить эти слова надо сердито, как будто вы ругаетесь. Можно начать следующими словами: «А ты-ы-ы… морковка!» (Продолжительность этого этапа игры 1–2 мин.)

А теперь те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, например: «Ах ты, морковочка!» (1–2 мин.)

Упражнение «Снеговички»

Упражнение позволит участникам снять мышечное напряжение, эмоционально разрядиться.

Педагог-психолог предлагает родителю «слепить» из ребенка «снеговичка», стараясь передать с помощью мимики и пластики его характер. В процессе родителя необходимо побуждать к активной «лепке»: слегка похлопать ребенка, пощипать, помять. По завершении педагог-психолог предлагает родителю описать своего «снеговичка»: какой он, что хотелось передать, какова главная черта его характера и т. п.

Рефлексия. Игра «Коробочки»

Упражнение позволит участникам осознать свое эмоциональное состояние.

Педагог-психолог предлагает каждому из присутствующих сложить свои отрицательные эмоции (при этом назвать, какие именно) в черную коробочку, а из красной взять себе положительные эмоции (назвать какие).

Ритуал прощания

Ход занятия

Ритуал приветствия

Упражнение «Рисуем джунгли»

Упражнение позволит участникам сформировать навыки взаимодействия, эмоционально разрядиться.

Педагог-психолог предлагает родителю и ребенку нарисовать друг друга в образе животного из предыдущей игры. По завершении участники обсуждают совместную работу и созданные рисунки.

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопросы:

· Что понравилось больше всего?

· Что было сложным?

· Какое чувство легче всего удалось показать?

· С каким возникли сложности?

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 6. «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»

Задачи: активизировать эмоционально-телесные связи, чувства безопасности и доверия; сформировать навык понимания друг друга; дать родителю и ребенку возможность почувствовать единение, осознать свое эмоциональное состояние.

Материалы: краски, вода, бумага А3.

Музыкальное сопровождение: релаксационная и веселая музыка.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Упражнение «Цыпленок»

Педагог-психолог предлагает маме роль скорлупы, ребенку — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голову прижимает к коленям. Мама садится сзади, обхватывает его руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.

Педагог-психолог: Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло…

Но вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленку становится жарко, тесно… Он поводит плечиками, стараясь освободиться…

Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит его, но он не сдается, все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться… Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопросы:

· Каким одним словом вы можете охарактеризовать сейчас свое состояние?

· Как, по-вашему, это состояние возникло?

· Хотели бы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 7. «МЫ — ВМЕСТЕ!»

Задачи: сформировать навык совместной работы с использованием средств невербального общения; развить чувства эмпатии, дать участникам возможность расслабиться.

Материалы: краски, вода, бумага А3.

Музыкальное сопровождение: релаксационная и веселая музыка.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Рисунок одним карандашом

Упражнение позволит участникам сформировать навык совместной работы путем использования средств невербального общения.

Инструкция педагога-психолога: Выберите карандаш. Сядьте таким образом, чтобы вам удобно было рисовать вдвоем одним карандашом. Возьмитесь за карандаш и начинайте рисовать… Разговаривать во время рисования нельзя. Нельзя обсуждать, на какую тему будет рисунок. Вы можете только проявлять свои эмоции, использовать мимику, чтобы о чем-либо договориться. Когда вы вместе решите, что рисунок закончен — отложите карандаш.

После того как выполнен первый рисунок, инструкция повторяется, но педагог-психолог предлагает участникам поменяться местами и взять карандаш так, как в прошлый раз это делал партнер. После завершения второго рисунка проводится обсуждение — вопросы:

· Что вы нарисовали?

· Кто принимал решение это нарисовать?

· Какой рисунок рисовать было проще — первый или второй? Почему?

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопрос «Что мешает, а что помогает в выполнении совместного задания, общего дела?»

Ритуал прощания

Ход занятия

Ритуал приветствия

Игра «Царство-государство»

Внешний вид царства-государства отражает внутреннее состояние участника и свидетельствует о наличии тех или иных личностных составляющих или проблем, а также показывает степень открытости участника, его готовности к установлению контактов.

2) Какие отношения возникают, каковы тактика и стратегия каждого из участников относительно соседа: налаживаются ли какие-либо связи (торговые, туристические, военные), кто является инициатором, как именно он это делает, какова реакция другого.

Необходимо обратить внимание участников на то, как они обустраивают свой мир, чем вызывают беспокойство, возмущение или ответную агрессию у другого (если такие чувства действительно возникли у участников происходящего взаимодействия!).

На этом этапе педагог-психолог предлагает кому-либо из участников (или сразу обоим) вступить во взаимодействие. Это может быть рассылка приглашений в собственный Диснейленд, договор о сотрудничестве (совместном строительстве чего-либо на территории одного из партнеров или на границе их государств), торговое соглашение и т. д.

Педагог-психолог может предложить заключить взаимовыгодный договор о взаимном участии в обустройстве дружественного государства: партнеры договариваются о том, что каждый из них будет строить (сажать, выкапывать, создавать и т. п.) на территории другого.

Не исключен такой вариант развития игры, при котором один из участников самоустраняется, отказывается от общения. Как правило, это связано с отсутствием навыков конструктивного взаимодействия. При этом педагог-психолог может лишь прокомментировать происходящее и предложить варианты дальнейшего взаимодействия.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

· Что нового заметили в поведении партнера, чего не ожидали в этой игре от себя?

· С какими чувствами заканчиваете занятие?

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 9. «Я — РОДИТЕЛЬ»

Задачи: проанализировать результаты итоговой диагностики; обобщить полученные теоретические знания и практические навыки; дать родителю возможность осознать свою родительскую позицию; получить двустороннюю обратную связь.

Примечание. Занятие полностью аналитическое. Основа занятия — беседа с родителем.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Обсуждение

Вопросы:

· С каким настроением пришли на завершающую встречу? Что самого важного «заберете» с собой после занятий?

· Какие игры запомнились больше всего? Чем?

· В какую игру из понравившегося хотелось бы сегодня поиграть?

Игры и упражнения

На данном этапе педагог-психолог проводит те игры и упражнения, которые больше всего понравились участникам.

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает участникам ответить на вопросы: с каким настроением завершаете встречу, какое свое чувство хотелось бы подарить партнеру, педагогу-психологу?

Рефлексия завершается символическим вручением «подарков».

Инструкция педагога-психолога: Встаньте лицом друг к другу, возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в светлом просторном шатре. Вокруг много разных вещей и предметов. Вы рассматриваете их до тех пор, пока ваш взгляд не притягивает как магнитом один из предметов. Посмотрите внимательно — это ваш подарок. Задайте вопрос: «Для чего ты мне нужен?» — и дождитесь ответа. Когда ответ будет получен, заберите свой подарок и медленно откройте глаза. Поделитесь своими впечатлениями (по желанию).

Ритуал прощания

 

Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста

Взаимоотношениях между родителями и младшими школьниками — один из распространенных запросов к психологу. В Центре психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Старого Оскола разработана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий, которая позволит гармонизировать взаимодействие родителей и детей.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.