Урок по теме: «И. С. Тургенев «Певцы». Сила искусства». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Урок по теме: «И. С. Тургенев «Певцы». Сила искусства».

2019-08-07 431
Урок по теме: «И. С. Тургенев «Певцы». Сила искусства». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А» класс

Вид урока: изучение художественного произведения.

Тип урока: урок углублённой работы над текстом.

Методы урока: эвристический метод, метод творческого чтения и творческих заданий.

Приемы: слово учителя, выразительное чтение, анализ художественного текста, беседа.

Цели:

1. помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

2. познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

3. совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

4. развивать навыки анализа текста;

5. развивать способности работать в парах, группах;

 

Ход урока.

2 мин. 1. Организационный момент.
7 мин. Звучит лиричная мелодия. Слайд 1. 20 мин. чтение отрывка вслух Аудио фрагмент     Раздаточный материал «Литературный пазл». Работа в парах. Выразительное чтение вслух. Звучит аудиозапись песни Яшки. 5 мин. 2 мин. 2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева. Мы уже говорили о том, что Тургенев был писателем, в жизни которого имело очень большое значение тема искусства. К его оценкам прислушивались не только писатели и поэты, но и художники, и даже композиторы, такие как: Бородин, Римский-Корсаков и многие другие. Музыкальные образы и произведения живописи играли важнейшую роль в композиции тургеневских произведений. Современники писателя считали свойственным для Тургенева и его поэзии стремление к «идеальности», к «идеальным» движением души. Но он не ограничивался отображением прекрасного и обращался к трагической стороне жизни: противоречиям социальной действительности Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из граней Великого писателя, о его отношение к возвышенному и прекрасному. Тургенев в любом человеке, как и в своих героях стремился уловить отблески «идеального», гуманного человека, и потому часто изображал состояние именно душевного подъема, развитие души человека. Неизменной прозе повседневной жизни Тургенев противопоставлял напряженную внутреннюю борьбу мечтателей, своеобразную поэзию души писатель В своих художественных изображениях он интересуется моментами единения человека с природой, с самой красотой. Он задается вопросами: Какое значение имеет искусство для общества? И как оно действует на человека? Именно на эти вопросы мы постараемся сегодня с вами ответить в конце нашего урока 3. Работа с текстом. Скажите, из какого цикла взят этот рассказ? («Записки охотника»). Мы уже знакомились с свами с рассказами «Бирюк» и «Бурмистр». Давайте обратимся к содержанию рассказа и вспомним его начало. (Описание села)  Откройте учебники, прочитайте этот фрагмент. Какое впечатление оно произвело на вас описание села? (Тургенев рисует село, где ничто не несет следов красоты, полноты жизни. Само название - Колотовка символично. Даже в деревенском пейзаже мы ощущаем бесприютность самой земли и ее запущенность.) От чьего лица ведется повествование? (рассказчик) Какую роль в описании села играет описание июльского дня? Давайте послушаем запись этого описания. (На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака Вот это идёт автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Перед охотником открывается сборище людей резко не похожих между собой, с разными судьбами) При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? (Состязания певцов.) Слово учителя. Есть мнение, что состязания певцов существовали только у древних восточных народов. У русского народа тоже бытовала эта традиция. Она, кстати, и сегодня жива, только приобрела форму больших или маленьких праздников, песенных фестивалей. То, что произойдет в кабачке, названном «Притынным», событие немноголюдное, не приуроченное к какой-то дате. Зачем собрались люби в этом кабаке? (послушать певцов) Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их. Ваша задача составить пазлы и назвать героя по его описанию. Какое впечатление произвели они на вас? Какие средства изобразительности использует автор для описания их внешности? (Николай Иваныч, его жена, Обалдуй, Моргач, Дикий Барин.) А где же главные действующие лица, где певцы? Как описывает автор их внешность до начала состязания? Что вам особенно запомнилось в образе певцов? Внешность – важная или второстепенная деталь в характеристике? (Автор рисует еще до начала состязания их облик и настроение, заставляя вглядываться в мельчайшие детали) Как готовятся певцы к предстоящему событию? Найдите в тексте рассказа эти фрагменты и прочитайте. Командная работа (с. 293-пение Рядчика, с. 294-песня Якова.) Можете «оживить» состояние души каждого исполнителя на иллюстрациях. Слово учителя: Брошен жребий. Начинать выпало рядчику. И вот перед нами чудо – русская народная песня, родившаяся глубоко в веках, бережно хранимая народом, донесенная во многих прекрасных образцах и до нас, жителей XXI века. Песни так же многообразны, как и люди. И подлинные певцы те, кто до конца раскроет их своеобразие. Оба исполнителя из таких мастеров. Выбрали они, как увидим, очень разные песни. И «исполнительский стиль» их контрастен.  Какие песни пели певцы? Какая песня понравилась вам? Давайте послушаем песню, которую исполнял Яшка. Какое впечатление произвела она на вас?  Давайте задумаемся над смыслом названия рассказа «Певцы». Только ли исполнители являются певцами? (Нет. Умение слушать и понимать настоящее национальное пение – это тоже причастность к искусству.) Как характеризует автор состояние души слушателей после пения Якова? 4. Подведение итогов. Выставление оценок. Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». Итак, скажите мне: Что нового вы узнали на уроке? Довольны ли вы своей работой? 5. Домашнее задание. Написать сравнительную характеристику Якова и Рядчика.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.