Конспекты проведенных уроков. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конспекты проведенных уроков.

2019-08-07 169
Конспекты проведенных уроков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспекты проведенных уроков.

Урок по теме: «И. С. Тургенев «Певцы». Сила искусства».

А» класс

Вид урока: изучение художественного произведения.

Тип урока: урок углублённой работы над текстом.

Методы урока: эвристический метод, метод творческого чтения и творческих заданий.

Приемы: слово учителя, выразительное чтение, анализ художественного текста, беседа.

Цели:

1. помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

2. познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

3. совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

4. развивать навыки анализа текста;

5. развивать способности работать в парах, группах;

 

Ход урока.

2 мин. 1. Организационный момент.
7 мин. Звучит лиричная мелодия. Слайд 1. 20 мин. чтение отрывка вслух Аудио фрагмент     Раздаточный материал «Литературный пазл». Работа в парах. Выразительное чтение вслух. Звучит аудиозапись песни Яшки. 5 мин. 2 мин. 2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева. Мы уже говорили о том, что Тургенев был писателем, в жизни которого имело очень большое значение тема искусства. К его оценкам прислушивались не только писатели и поэты, но и художники, и даже композиторы, такие как: Бородин, Римский-Корсаков и многие другие. Музыкальные образы и произведения живописи играли важнейшую роль в композиции тургеневских произведений. Современники писателя считали свойственным для Тургенева и его поэзии стремление к «идеальности», к «идеальным» движением души. Но он не ограничивался отображением прекрасного и обращался к трагической стороне жизни: противоречиям социальной действительности Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из граней Великого писателя, о его отношение к возвышенному и прекрасному. Тургенев в любом человеке, как и в своих героях стремился уловить отблески «идеального», гуманного человека, и потому часто изображал состояние именно душевного подъема, развитие души человека. Неизменной прозе повседневной жизни Тургенев противопоставлял напряженную внутреннюю борьбу мечтателей, своеобразную поэзию души писатель В своих художественных изображениях он интересуется моментами единения человека с природой, с самой красотой. Он задается вопросами: Какое значение имеет искусство для общества? И как оно действует на человека? Именно на эти вопросы мы постараемся сегодня с вами ответить в конце нашего урока 3. Работа с текстом. Скажите, из какого цикла взят этот рассказ? («Записки охотника»). Мы уже знакомились с свами с рассказами «Бирюк» и «Бурмистр». Давайте обратимся к содержанию рассказа и вспомним его начало. (Описание села)  Откройте учебники, прочитайте этот фрагмент. Какое впечатление оно произвело на вас описание села? (Тургенев рисует село, где ничто не несет следов красоты, полноты жизни. Само название - Колотовка символично. Даже в деревенском пейзаже мы ощущаем бесприютность самой земли и ее запущенность.) От чьего лица ведется повествование? (рассказчик) Какую роль в описании села играет описание июльского дня? Давайте послушаем запись этого описания. (На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака Вот это идёт автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Перед охотником открывается сборище людей резко не похожих между собой, с разными судьбами) При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? (Состязания певцов.) Слово учителя. Есть мнение, что состязания певцов существовали только у древних восточных народов. У русского народа тоже бытовала эта традиция. Она, кстати, и сегодня жива, только приобрела форму больших или маленьких праздников, песенных фестивалей. То, что произойдет в кабачке, названном «Притынным», событие немноголюдное, не приуроченное к какой-то дате. Зачем собрались люби в этом кабаке? (послушать певцов) Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их. Ваша задача составить пазлы и назвать героя по его описанию. Какое впечатление произвели они на вас? Какие средства изобразительности использует автор для описания их внешности? (Николай Иваныч, его жена, Обалдуй, Моргач, Дикий Барин.) А где же главные действующие лица, где певцы? Как описывает автор их внешность до начала состязания? Что вам особенно запомнилось в образе певцов? Внешность – важная или второстепенная деталь в характеристике? (Автор рисует еще до начала состязания их облик и настроение, заставляя вглядываться в мельчайшие детали) Как готовятся певцы к предстоящему событию? Найдите в тексте рассказа эти фрагменты и прочитайте. Командная работа (с. 293-пение Рядчика, с. 294-песня Якова.) Можете «оживить» состояние души каждого исполнителя на иллюстрациях. Слово учителя: Брошен жребий. Начинать выпало рядчику. И вот перед нами чудо – русская народная песня, родившаяся глубоко в веках, бережно хранимая народом, донесенная во многих прекрасных образцах и до нас, жителей XXI века. Песни так же многообразны, как и люди. И подлинные певцы те, кто до конца раскроет их своеобразие. Оба исполнителя из таких мастеров. Выбрали они, как увидим, очень разные песни. И «исполнительский стиль» их контрастен.  Какие песни пели певцы? Какая песня понравилась вам? Давайте послушаем песню, которую исполнял Яшка. Какое впечатление произвела она на вас?  Давайте задумаемся над смыслом названия рассказа «Певцы». Только ли исполнители являются певцами? (Нет. Умение слушать и понимать настоящее национальное пение – это тоже причастность к искусству.) Как характеризует автор состояние души слушателей после пения Якова? 4. Подведение итогов. Выставление оценок. Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». Итак, скажите мне: Что нового вы узнали на уроке? Довольны ли вы своей работой? 5. Домашнее задание. Написать сравнительную характеристику Якова и Рядчика.

Ход урока

2 мин 1. Организационный момент.
10 мин. Слайд 1 -10 25 мин. Ученик читает эпиграф Учитель выразительно читает отрывок Слайд 11 Слайд 12. Ученики работают с тестом, правильные ответы выводятся на слайд, записываются в тетрадь. Работа с текстом, чтение отрывков вслух 5 мин Слайд 13 Слайд 14 2. Вступительное слово учителя. Доброе утро, дорогие ребята Сегодня с вами познакомимся с произведением уже известного автора Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Скажите, какие произведения автора вы уже читали? (Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил) Сегодня нам предстоит большая работа. Но прежде чем понять суть произведения, нам необходимо узнать: в какую эпоху оно создавалось, кем, когда и что было важным в период жизни писателя. Для этого давайте вспомним биографию автора. Просмотр презентации с биографией автора. 3. Актуализация знаний. Работа с текстом. Итак, мы узнали важную вещь: Салтыков-Щедрин совмещал в себе две роли - это видный государственный деятель и писатель. Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он устанавливает справедливость всеми доступными средствами и словом, и делом. К сожалению, в середине XIX века не было возможности совмещать эти роли и, как вы думаете, какую выбрал Салтыков Щедрин? (писатель-сатирик) Давайте обратимся к эпиграфу урока, прочитаем его: «Читать произведения Салтыкова-Щедрина -  значит расшифровывать хитрую тайнопись» И. Гончаров Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадать эту тайну и понять, что же хотел сказать своим произведением Салтыков-Щедрин. Запишите в тетради число, тему урока и эпиграф. Вы уже читали произведение «Слово о полку Игореве», я прочитаю отрывок, найдите общее с текстом повести. - Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки). Их подход к изучению истории был различен, на это намекает С.-Щ. Такой прием называется аллюзией. Откройте тетради, запишите определние. Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях. С.-Щ. придумал целый мир и населил его необычными героями. Как их называет автор? (головотяпы) Почему он их так называет? (высмеивает пороки общества) А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Кто жил по соседству с головотяпами? (обращение к тексту) Как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя? (Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах) - «Утверждаю, — говорит Салтыков о своих «героях» в письме в редакцию «Вестника Европы», — что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности». Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры. а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест» (Стыд не дым, глаза не выест) б) «взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны» в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами. «Началось с того, что …» Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Можно отметить целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту). Что принесло головотяпам самовластие? (Обращение к тексту)«И будете вы платить мне дани многие» (грабёж, систематический, узаконенный)«Когда же пойду на войну - и вы идите!» (превращение жителей в «пушечное мясо»)«А до прочего вам ни до чего дела нет» (устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)«И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить» (воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора). Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость. 4. Подведение итогов. Выставление оценок. Итак, скажите, какая главная проблема главы? (Народ и самовластие - их противостояние). Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. Так будет во всех главах романа, ключ к которому - глава «О корени происхождения глуповцев». К этому произведению вы обратитесь в 10 классе, познакомитесь с удивительными образами градоначальников. А сейчас я хочу сказать вам: «Спасибо за урок!» 5. Домашнее задание. Близкий к тексту пересказ эпизода «Поиски князя»

4. Урок внеклассного чтения по теме: «Хокку – жанр японской поэзии».
(8 «Б» класс).

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Вид урока: урок углублённой работы над текстом.

Методы урока: эвристический, творческого чтения.

Приемы: слово учителя,анализ художественного текста, устное словесное рисование, беседа.

Цели:

1) Познакомиться с японской национальной культурой;

2) Выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии;

3) Формировать умение анализировать хокку;

4) Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над

выразительным чтением;

5) Воспитывать чувство прекрасного;

6) Прививать бережное и внимательное отношение к природе;

Оборудование: опорный план – конспект урока, мультимедийный

проектор, компьютер, презентация, учебник литературы,

 

Оборудование: опорный план – конспект урока, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник литературы, раздаточный материал.

Ход урока.

2 мин. 1. Организационный момент.
5 мин. Слайд 1. 2. Вступительное слово учителя. "Счастлив ли ты, друг?"- школьные спросят стены... Даст ответ звонок!   -Здравствуйте, дети!- Слышно как распускается в саду сакура Тишина…Время открытий!   – Вы смотрите на меня удивлённо. Я как-то странно говорю, верно? Я только что поздоровалась с вами в стиле японской поэзии, корни которой уходят глубоко в древность. – Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Этим и объясняется непреходящий интерес к Японии. Возможно, наш урок послужит для вас, ребята, своеобразным открытием этой страны, познакомит вас с культурными традициями Японии, литературой, которую справедливо называют «душой народа».
15 мин. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Звучит японская мелодия. Выразительное чтение Ученик 1. Ученик 2. Ученик 3. Ученик 4. Слайд 5 – 10 3. Изучение нового материала. - Давайте вспомним, что мы знаем о Японии? (самураи, кимоно, веера, гейши, сакура, компьютеры, роботы, аниме, роллы, суши, харакири, ниндзя, дзюдо и т.д) – Хорошо, я вижу, что вы много знаете об этой стране и ее традициях, но сегодня я познакомлю вас ещё с одной особенностью ее культуры. Японские стихотворения носят название хайку или хокку. – Давайте выразительно прочитаем хокку. Открываем учебники. Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Вой ветра, стрёкот цикад, крики фазана, пение соловья и жаворонка, голос кукушки - каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства. Жаворонок поёт, Звонким ударом в чаще Вторит ему фазан. Жжет мне сверканьем глаза Все - и деревья и камни... Вновь после ливня жара! Мукаи Керай   Что глупей темноты! Хотел светлячка поймать я - и напоролся на шип. Мацуо Басё   Молодая листва... Ах! Три тысячи воинов Спрятаны в ней! Масаока Шики – Какие особенности вы заметили? (нет рифмы, три строки, о природе) – Итак, хокку стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Презентация об истории и авторах хокку.
15 мин. Раздаточный материал 1. Звучит японская мелодия. Раздаточный материал 2. 4. Развитие творческих способностей. - А теперь давайте пофантазируем и поиграем. Представьте, что все русские классики внезапно стали писать только хокку, а подписывать вои творения перестали и нас необходимо отгадать, где чье стихотворение. Итак, перед вами хокку «неизвестных» авторов, отгадайте:
Я за решёткой. Сыро в неволе, темно - Ну не орёл ли?   Честный мой дядя В шутку решил занемочь. Нет уваженья! Парус белеет, В море туман голубой. Как одиноко!   Дядя мне скажет: Даром пожары в Москве, Или недаром? В зимнюю пору Вышел я из лесу, но Лошадь увидел.   Кто на пожаре Лошадь мою остановит? Ох, женщины.
Нет, не понятна Эта Россия умом. Где же аршин мой? Мяч уронила В реку Татьяна, но он Что-то не тонет.  

Ответы:

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов
Ф. И. Тютчев А. Барто  

- Очень хорошо, вы доказали, что хорошо знакомы с творчеством русских классиков.

- Следующее мое задание, надеюсь, покажется вам не менее интересным.

Представьте, что все мы сейчас находимся в Японии 16 века. Что вы видите, что чувствуете? Что на вас надело, что вы делаете? (словесное рисование)

А теперь, когда вы погружены в атмосферу средневековой Японии, я предлагаю вам написать собственное хокку.

Вы можете воспользоваться опорными словами, представленными на карточках, или написать свое собственное произведение, но она должно быть непременно связано уроками или школой.

1. Лягушка, вода, пруд, тишина, всплеск.
2. Топором, зима, аромат, лес.
3. Час, ромашка, самовар, деревня.
4. Балалайка, матрешка, красная, успех.
5. Береза, полосы, девушка, солнце.

Чтение учениками получившихся стихотворений

3 мин. Слайд 11. 5. Подведение итогов. Читая хокку, мы погружались в удивительный мир японской поэзии. И для этого нам совсем не обязательно было ехать в Японию. Ключом к нему может послужить любой клочок бумаги, на котором могут уместиться три коротенькие строчки. Прикоснувшись к этому чуду, мы увидели, как предметы, окружавшие вас всю жизнь и казавшиеся обыденными, такими скучными и безмолвными, вдруг оживают. Окажется, что каждый из них имеют свою душу, свой характер.

4. Урок по теме: Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как основной художественный прием рассказа.
(8 «Б» класс).

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Вид урока: урок углублённой работы над текстом.

Методы урока: эвристический, творческого чтения.

Приемы: слово учителя,анализ художественного текста, устное словесное рисование, беседа.

Цели:

5. помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

6. познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

7. совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

8. развивать навыки анализа текста;

9. развивать способности работать в парах, группах;

 

Оборудование: опорный план – конспект урока, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник литературы, раздаточный материал.

Ход урока.

2 мин. 1. Организационный момент.
5 мин. Слайд 1. 2. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Знаете ли вы, кто такой Владимир Набоков? Должна сказать, что это писатель, эмигрировавший в ХХ веке, который помимо писательской деятельности в Америке занимался преподаванием. Так вот, Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? - спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. - Стало светло? - спросил он. - Это - Пушкин. Теперь включите второй. Светлее? Это - Чехов. Теперь раздерните шторы. В аудиторию ворвался солнечный свет. Это - Толстой!» Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Великого русского писателя. В каком произведении Львом Николаевичем представлен случай, который помог главному герою решиться начать собственное воспитание? (Рассказ «После бала») - Какому герою? (Ивану Васильевичу) Давайте запишем эпиграф: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
10 мин. Слайд 2. Работа с текстом 3. Актуализация опорных знаний Сегодня мы продолжаем начатую на прошлом уроке работу по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Мы должны выявить художественные особенности рассказа, познакомиться с основным художественным приемом, будем учиться анализировать прозаический текст, выразительно читать, работать в парах, группах. (Запись темы в тетрадь) - Откройте учебники стр.27, что вы можете сказать об особенностях композиции рассказа? (Рассказ в рассказе) - Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том, «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор). - Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? ( Мы узнаем, что это «всеми уважаемый человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом, у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.) - Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя какого произведения напоминает это описание? («Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И. С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости, о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет» по вине «случая». Этот «случай» - главное событие рассказа, то, ради чего он написан).  - Давайте вспомним, какие главные события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)
20 мин. Слайд 4 4. Сопоставительный анализ. - Попробуем сопоставить эти 2 события. Дома вы внимательно прочитали текст и сейчас мы с вами попробуем заполнить таблицу.
  На балу После бала
Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет
Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий. Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный
Цвета Белый, розовый, румяный, серебряные, светло Черное, красное, пестрое, белые
Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал
Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера, «домодельные» сапоги полковника Оттопыренная губа, замшевая перчатка

Ребята работают в парах несколько минут: ищут в тексте

- Обратим внимание на дважды повторившиеся слова «в то время».

- Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее «с восторженным умилением»? (Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

-Прочитайте описание пейзажа на с. 34-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

-С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? (Со слов «Когда я вышел на поле...». Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно. В душе героя еще звучит мазурка, но ее забивает «другая, жесткая, нехорошая музыка».)

Какова роль детали - замшевой перчатки полковника - в рас­сказе?

(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)

- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «епсоге».)

10 мин. Работа с раздаточным материалом. (Запись в тетрадь) 5. Знакомство с понятием – антитеза. Антитеза - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Встречаются антитезы: - персонажные (в персонажной организации), - сюжетные (в сюжетном построении), - композиционные; Для выражения антитезы часто используют антонимы — противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий» и др.).
2 мин. 6. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению «Утро, изменившее жизнь».

1. Урок по теме: «Определенно – личное предложение.» (8 класс)

Цели:

1. Дать понятие определенно - личным предложениям;

2. Научить определять определенно- личные предложения, развитие умений выделять частное из общего, сравнивать, сопоставлять; умение строить ответ по алгоритму, научить определять роль определенно-личных предложений в тексте.

3. Воспитание любви к родному языку (примеры даются в основном из художественной литературы).

 

Оборудование: опорный план – конспект урока, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

 

Ход урока.

2 мин. Ученики записывают в тетрадь число, классная работа 15 мин. Запись под диктовку, проверка. Ученики вспомнили виды подчинительной связи и в чем их отличия. Слайд 1 Ученик читает определение в учебнике. 15мин. Слайд 2   Ответ учеников с места. Слайд 3. Проверка. Слайд 4. Работа с текстом. Ученик выполняет разбор у доски Слайд 5 1. Организационный момент - Доброе утро, ребята. Вчера на уроке мы с вами познакомились с общей классификацией односоставных предложений, а сегодня познакомимся с одним из типов односоставных предложений поближе. Но прежде запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы. 2. Объяснение нового материала. Проведем небольшую орфографическую работу, запишите словосочетания, укажите вид связи в словосочетаниях: Интересная книга (согл), написать изложение (упр), встречаться изредка (прим), уединённое место (согл), каждый ученик (согл), войдя в комнату (прим), советы родителей (упр), писать быстро (прим), писать карандашом (упр), проснуться рано (прим), последние известия (согл), подплыть к берегу (упр), готовый услужить (упр), достойный похвалы (упр). - Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте предложения про себя. Подумайте и найдите предложение, которое отличается от других. 1. Соловьиное эхонесется с блестящей реки 2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 3. Каждый звук и шорох слышуя. 4. Ялюблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве. (все предложения двусоставные, кроме 2) Давайте вспомним, что такое двусоставно предложение? (предложение, где грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого). Что такое односоставное предложение? (где только один главный член предложения). Прочитайте 2 предложение. Где грамматическая основа, чем выражена, в какой форме глагол? (посвятим, глагол, 1 лицо, мн.ч.) Запишите предложение, подчеркните главный член предложения, укажите форму глагола. Давайте откроем теорию на странице 214, §181 и прочитаем определение, который предлагает автор. Как вы можете сформулировать тему урока? (определенно – личные предложения) Запишите ее на строчке, оставленной для темы урока. 3. Закрепление материала. Задание 1. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения. Но здесь с победою поздравим (1 л. мн. ч) Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) Куда бежишь (2 л., ед.ч.), тропинка милая? (М. Исаковский) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу (1л. ед.ч) к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) Во глубине сибирских руд храните (2 л. мн.ч.)гордое терпенье.(А. Пушкин) Найдите (2 л. мн.ч.) среди приведенных предложений то, в котором глагол стоит в форме повелительного наклонения. Какие это предложения? (односоставные, опр.-лич.) Скажите, какое наклонение у глаголов, выполняющих роль сказуемого в опр.-лич. предложениях. (изъявит. и повелительное). Может ли быть условное наклонение? (нет) Задание 2. Перед вами отрывок из известного вам произведения. Прочитайте, назовите автора и название произведения (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка») Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи (2л. ед.ч), братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка (2л. ед.ч) мне ее». Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».  «Веди (2л. ед.ч) ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал. Найдите в тексте односоставные предложения, выпишите их, подпишите форму глагола. Выпишете первое предложение. Сделайте полный синтаксический разбор. [Пугачевосведомился о состояниикрепости, о слухах про неприятельскиевойска и тому подобном, и вдругспросилегонеожиданно ]. [ ̲ ̳, ̳ ]. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено одн. членами). 4. Подведение итогов, выставление оценок. Обобщим изученное. Что мы узнали сегодня на уроке? Повторим правила. Что такое определенно – личное предложение? (Тип односоставного предложения, где главный член сказуемое выражен глаголом в форме 1, 2 лица единственного множественного числа повелительного и изъявительного наклонения) 5. Домашнее задание. §183, упражнение 214.  

2. Урок по теме: «Неопределенно – личное предложение.» (8 класс)

Цели:

1. Дать понятие неопределенно - личным предложениям;

2. Научить определять неопределенно- личные предложения, развитие умений выделять частное из общего, сравнивать, сопоставлять; умение строить ответ по алгоритму, научить определять роль определенно-личных предложений в тексте.

3. Воспитание любви к родному языку (примеры даются в основном из художественной литературы).

 

Оборудование: опорный план – конспект урока, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

 

Ход урока.

2 мин. Ученики записывают в тетрадь число, классная работа 1. Организационный момент - Доброе утро, ребята. Вчера на уроке мы с вами познакомились с общей классификацией односоставных предложений, а сегодня познакомимся с одним из типов односоставных предложений поближе. Но прежде запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы.
20 мин. Ученики записывают под диктовку. В результате орфографической разминки ребята вспомнили правила правописания приставок при-, пре-. Ученик читает определение в учебнике. 15мин. Слайд 2   Ответ учеников с места. Слайд 3. Проверка. Слайд 4. Слайд 5. Проверка. Ученики объясняют, сверяют ответы с доской. Ученик выполняет разбор у доски Слайд 5 Слайд 6. Ученики записывают в дневники д/з. 2. Объяснение нового материала. Проведем небольшую орфографическую работу. Пр и дорожный, пр и открыть, пр е одолеть пр е пятствие, пр и сесть на скамью, пр и глушить, пр и морский, пр е сытиться, пр е небрегать, пр е вращение, пр е следование, пр и знаться, пр е зирать труса, пр и брежный, пр е ображение, пр и ступить к делу, пр и остановить, пр е восходный, пр е образование, пр е града, пр и ручить, пр и строить, знаки пр е пинания, пр е забавный котенок. - Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте предложения про себя. Подумайте и найдите предложение, которое отличается от других. 1. Люблю тебя, Петра творенье. 2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 3. Каждый звук и шорох ночью слышу. 4. На площади возводят здание нового театра. (все предложения односоставные определенно личные, кроме 4) Что мы называем односоставным предложением? (где только один главный член предложения) Давайте вспомним, что такое определенно-личное предложение? (тип односоставного предложения, где главный член сказуемое выражен глаголом в форме 1, 2 лица единственного множественного числа повелительного и изъявительного наклонения) Какие местоимения мы можем подставить в такие предложения? (Я, мы, вы, ты) Можем ли мы подставить эти местоимения в 4 предложение? (нет) Прочитайте 4 предложение. Где грамматическая основа, чем выражена, в какой форме глагол? (возводят, гл

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.