Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-07 | 454 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Поведенческий подход к коррекции
В методическом плане поведенческая терапия предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социальные и коммуникативные навыки; когнитивные, академические и речевые навыки; навыки самостоятельности; игровые навыки. Обучение проводится в основном индивидуально и его эффективность достаточно высока, это позволяет привести аутичного ребенка к прогрессу в наиболее важных для его развития областях.
Рассмотрим некоторые приемы, предложенные в программе АВА (прикладной анализ поведения), которые позволяют эффективно работать с ребенком на всех этапах обучения.
А) Использование подсказок (Cooper, Heron, Heward, 2007).
Подсказка – это стимул, который вызывает определенную реакцию. Подсказка – это предшествующий стимул (вызывает реакцию). Во время обучения с помощью подсказок происходит перемещение контроля над поведением с одного стимула на другой. Подсказка используется сразу после определенной инструкции или одновременно с ней. Если подсказка происходит уже после действия ребенка, то это осложняет обучение.
Виды подсказок.
Стимулы, используемые в качестве подсказок, могут быть в форме:
Физических направлений:
– полное (делать вместе с рукой ребенка);
– частичное (направлять руку ребенка).
Визуальных стимулов:
– знаки;
– картинки:
– слова.
Аудиторных стимулов:
– звуки;
– слова;
– инструкции.
Жестов:
– указывающие движения рук или головы;
– выражения лица;
– взгляд.
Моделирования:
– имитация движений;
– имитация слов (например: игра в «лото», педагог говорит «У меня слон, у меня…», затем ребенок повторяет).
|
Манипуляции физических стимулов:
– определенный порядок предметов.
Изменение расстояния: определенное расстояние между учителем и учеником.
Дополнительные виды подсказок:
– исчезновение визуального стимула и пр.
Преимущества использования подсказок.
ü Подсказки используются для того, чтобы сделать процесс обучения максимально успешным и эффективным.
ü Использование подсказок облегчает учебный процесс и позволяет найти оптимальный метод обучения на индивидуальной основе.
ü Подсказки используются при обучении разными методами в АВА, включая формирование поведения, цепочки поведения, случайное обучение, обучение с помощью отдельных блоков, и другие.
ü Основным методом при использовании подсказок является их применение в подходящее время и своевременные прекращения их использования.
Использование подсказок уменьшает вероятность ошибки и понижает мотивацию к уклонению от занятий, увеличивает скорость реакции, улучшает внимание и сосредоточенность на учебном материале, уменьшает неприемлемое поведение.
Способы применения подсказок.
ü Выбор подходящей подсказки основывается:
– на основной цели для обучаемого поведения;
– на возможности наиболее быстрого прекращения использования подсказки.
ü Распределение подсказок в определенную иерархию – от наиболее слабой подсказки, до наиболее сильной подсказки – позволяет использовать тот вид подсказки, который является наиболее подходящим для обучения в данный момент.
А) От наименьшей до наибольшей – Least-to-Most.
ü В данном способе вначале используется самая легкая подсказка, которая может вызвать желаемую реакцию. Когда реакция произошла, то эта подсказка убирается.
ü Если реакция не произошла, то в следующий раз используется более сильная подсказка.
Б) От наибольшей до наименьшей – Most-to-Least.
ü В данном способе вначале используется самая сильная подсказка, для того чтобы реакция произошла в любом случае. Как только реакция произошла, в следующий раз используется более слабая подсказка. В дальнейшем реакция начнет происходить самостоятельно.
|
В)Постепенное физическое направление – Gradual Physical Guidance.
ü В этом способе применения подсказок используется полное физическое сопровождение движений ребенка (рука в руке), и которая постепенно ослабевает, меняя точки прикосновения с рукой.
Г)Временная задержка подсказки.
ü Вначале подсказка дается мгновенно после инструкции, но при последующем обучении подсказка задерживается на несколько секунд для того, чтобы реакция опередила подсказку.
ü Если в эти мгновения появляется реакция, значит, отпадает потребность в подсказке.
ü Если же реакция не происходит (через 5 сек.), то снова дается подсказка.
ü Включение подсказки в окружающую среду на постоянной основе.
Иногда окружающая среда может содержать подсказки для того, чтобы помогать ребенку выполнять цепочки поведения, проявлять инициативу или вести себя соответствующим образом (выражать просьбу с помощью картинки или последовательно собирать портфель по цепочке картинок).
ü Неосознанные подсказки.
При обучении различными методами могут возникнуть движения и жесты, которые при постоянном использовании могут получить функцию подсказок. Неосознанные подсказки могут увеличить зависимость от их появления и привести к неточным или непоследовательным реакциям.
Неосознанные подсказки могут выглядеть как:
– направление взглядом;
– движения рук;
– положение тела;
– темп движений или разговора;
– размещение предметов в определенной последовательности;
– последовательность действий (например, учитель предлагает разложить картинки, изображающие животных и транспорт, при этом на каждом уроке транспорт всегда слева, а животные справа) [7, 9].
Д) Базисные методы обучения: формирование поведения, цепочки поведения, различие стимулов, Cooper, Heron, Heward (2007).
1. Формирование поведения.
ü В процессе формирования поведения – Shaping – усиливается реакция, приближенная к желаемой, и не усиливается реакция, отдаленная от желаемой.
ü Процесс формирования поведения состоит из процесса усиления (приближенной или улучшенной реакции).
ü Процесс формирования поведения приводит к возникновению новой формы или пропорции поведения.
|
ü Видоизменение одной реакции.
Дополнительные навыки, которые можно развить методом формирования:
– имитация движений;
– произношение слов;
– надевание брюк;
– наливание сока в стакан;
– взгляд в глаза и др.
2. Цепочки поведения.
ü Цепочка поведения состоит из нескольких последовательных реакций.
ü Реакции, являющиеся звеньями цепочки, не могут быть стимулами.
ü Результат, который появляется после последней реакции, усиливает все действия в цепочке.
ü Последствие после каждой реакции является как усилителем предыдущей реакции, так и определенным стимулом для следующей реакции.
ü Для обучения цепочке поведения требуется точный анализ всех звеньев цепочки и всех этапов обучения ей.
ü В процессе обучения усиливается каждая реакция в цепочке, и таким образом усиливается выполнение всей цепочки в целом.
Методы обучения цепочек поведения:
1. От конца к началу – Backward Chaining.
В данном методе все реакции, вплоть до последней, выполняются с помощью или подсказкой. При выполнении последней реакции начинается процесс уменьшения подсказки – до полного ее исчезновения.
Как только ребенок научился выполнять последнюю реакцию самостоятельно – процесс уменьшения подсказок переходит к предпоследней реакции. Данный метод часто используется при обучении мытью рук, принятия душа, чистки зубов и т.д.
2. От начала к концу – Forward Chaining.
В данном методе процесс уменьшения подсказки начинается с первой реакции в цепочке, в то время, как все последующие реакции выполняются с подсказками. По мере того как первая реакция начинает выполняться самостоятельно, процесс уменьшения подсказки переходит на вторую реакцию и так далее. Таким методом часто обучают произношению длинных слов или выражений, а также запоминанию последовательностей.
3. Обучение целой цепочки – Total Task.
Всем реакциям в цепочке обучают одновременно. В основном этот метод подходит для выполнения последовательности действий, часть которых уже известна ребенку.
4. Различие стимулов – Stimulus Discrimination.
Различие стимулов происходит в присутствии двух стимулов. Процедура состоит из усиления одной реакции при правильном выполнении действия ребенка и отсутствия усиления этой же реакции при неправильном выполнении [7].
В) Метод обучения отдельными блоками DTT, Fovel, J.T., (2002).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!