Значение инструмента в мировой истории — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Значение инструмента в мировой истории

2019-08-07 953
Значение инструмента в мировой истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История фортепиано

Фортепиано – один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле – горизонтально.

Предшественники фортепиано

История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори – итальянский мастер, который придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.

Бартоломео Кристофори

Клавикорд был первым клавишно-струнным инструментом. Его конструкция очень схожа с современным пианино, но размером он был намного меньше и не мог выдавать громких звуков. Это был музыкальный инструмент для домашнего пользования. В отличие от фортепиано, у которого на одну клавишу может приходиться до трех струн, в клавикорде одной клавише соответствовала только одна струна. Время изобретения инструмента точно неизвестно, свое широкое распространение он получил в Средневековье.


Фортепиано Кристофори

Клавесин появился в XV веке. Его размеры превосходили клавикорд, а строение было более схожим с современным роялем. Звук производился при помощи пера или кусочка кожи, но также не был достаточно громким для публичных выступлений.

Значение инструмента в мировой истории

Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.

Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться композиторы, писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент.
       В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.

На сегодняшний день только один инструмент способен полностью со всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы, требующих участия многих голосов сразу – это рояль или его разновидность – пианино.

Урок 1

Нотная грамота

Фортепианная клавиатура состоит из черных и белых клавиш. Черные клавиши короче и уже белых. Они все время чередуются: по две и по три клавиши. Такая последовательность черных клавиш повторяется на клавиатуре несколько раз. Белые клавиши называются так:

Расстояние от одной ноты «ДО» до другой ноты «ДО» называется ОКТАВА. На фортепианной клавиатуре семь полных октав и одна неполная (субконтроктава).

Для того чтобы записать музыкальное произведение, пользуются знаками, которые называются НОТАМИ.

Ноты, как и звуки, бывают разной длительности:

 

ЦЕЛАЯ НОТА -                    ПОЛОВИННАЯ НОТА -                          

 

 

ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА -                          ВОСЬМАЯ НОТА -                   

 

ГРУППИРОВКА ИЗ ДВУХ ВОСЬМЫХ НОТ ВЫГЛЯДИТ ТАК:

 

Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем (или нотным станом), состоящим из пяти линеек. Линейки считаются снизу вверх и ноты читаются снизу вверх.

5_______________________________________

4_______________________________________

3_______________________________________

2_______________________________________

1_______________________________________

Ноты пишутся на линейках и между линейками:

Нота состоит из овала (закрашенного или нет) и штиля.

Ниже третьей линейки штили пишутся вверх и справа от ноты,

на третьей линейке и выше штили пишутся вниз и слева от ноты.

 

Музыку для фортепиано записывают на двух нотных станах: верхний

нотный стан предназначен для правой руки, а нижний предназначен

для левой руки. Нотные станы сбоку соединяются фигурной скобкой,

которая носит название АККОЛАДА:

На верхнем нотоносце, как правило, ставится знак, который называется СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ или КЛЮЧ НОТЫ «СОЛЬ». Он указывает место ноты «СОЛЬ» первой октавы на второй линейке:

На нижнем нотоносце ставится знак, который называется БАСОВЫЙ КЛЮЧ или КЛЮЧ НОТЫ «ФА». Он указывает место ноты «ФА» малой октавы на четвертой линейке:

Ритмические упражнения

1. Прохлопаем ритмический рисунок следующего стихотворения:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –

НУЖНО ДЕТОК СОСЧИТАТЬ.

КУРОЧКА СЧИТАЕТ –

ДОЧКИ НЕ ХВАТАЕТ.

Быстрые хлопки запишем восьмыми – П, а длинные хлопкизапишем четвертными длительностями – I:

Урок 2

Нотная грамота

В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются ТАКТАМИ. Один такт от другого отделяется ТАКТОВОЙ ЧЕРТОЙ. Каждый такт имеет равное количество долей и первая доля называется СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ.

В начале каждого произведения возле ключа стоит МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР.

Например:

Музыкальный размер это две цифры.

Верхняя цифра показывает: СКОЛЬКО ДОЛЕЙ В ТАКТЕ.

Нижняя цифра показывает: КАКОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЭТИ ДОЛИ.

Двухдольный размер обозначается счетом 2/4

Трехдольный размер – счетом 3/4

Четырехдольный размер – счетом 4/4 или знаком С.

Прохлопаем следующие ритмические рисунки, выделяя сильные доли:

В конце каждого произведения ставится двойная тактовая черта:

 

 

Ритмические упражнения

1. Прохлопаем ритмический рисунок следующего стихотворения:

ШЛА ЛИСИЦА ВДОЛЬ ТРОПИНКИ И НЕСЛА ГРИБЫ В КОРЗИНКЕ

ПЯТЬ ОПЯТ И ПЯТЬ ЛИСИЧЕК ДЛЯ ЛИСЯТ И ДЛЯ ЛИСИЧЕК

Простучим его пальцами по крышке пианино, соблюдая аппликатуру:

 

 


2. В следующем стихотворении ритмический рисунок начинается не с сильной доли:  ЩУКА В РЕЧКЕ ЖИЛА, ЩЕТКОЙ ВОДУ МЕЛА,

Урок 3

Нотная грамота

Познакомься с таблицей соотношения звуковых длительностей:

Существует ряд способов увеличить длительность данного звука:

1. Если две соседние одинаковые по высоте ноты соединены небольшой дугой – ЛИГОЙ, то вторая нота звучит как продолжение первой:

 

2. Знак ФЕРМАТА -  - стоящий над нотой, указывает на то, что ноту нужно продлить на столько, на сколько подсказывает характер музыки.

 

3. Точка, стоящая вправо от ноты, удлиняет эту ноту на половину звучания

 

 

 

Упражнения.

Новое упражнение, с которым ты сегодня познакомишься, называется «ПЕРЕГОНКИ». Пальцы будут бегать по клавишам вверх и вниз, обгоняя друг друга – сначала второй палец обгоняет первый, потом третий палец обгоняет первый.

 

 

                          

            1 2 1 2 1  2   1 или

      1 3  1 3 1  3   1

Нотные примеры для разучивания.

1) Разбери и выучи:

УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Посмотрите, как баран барабанит в барабан.

Барабан боднул баран. Бух! И лопнул барабан.

2) Когда в музыкальном произведении есть ТОЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ, то нотную запись можно сократить. И в этом нам поможет специальный знак, который называется РЕПРИЗА. Выглядит этот знак вот так:              

МАРЬЯ-КРАСА

 

Русская народная песня

Стоит Марья-краса, зелена у ней коса.

Кто за косу берет, с тем красавица идет.

 

3) Для записи нот первой октавы в басовом ключе используют дополнительные линейки:

Так же на дополнительных линейках записывают ноты малой октавы в скрипичном ключе:

В следующей пьесе используй нотные подсказки, приведенные выше:

Шесть весёлых медвежат за малиною спешат,

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?

Урок 4

Нотная грамота

На фортепиано можно извлекать звуки различным образом. Разные способы прикосновения к клавишам называются ШТРИХИ. Каждый штрих носит свое название и обозначается в нотах специальными знаками.

1)    ЛЕГА́ТО – связно - в нотах обозначается лигой:

 

В основе связного способа игры – игры легато (legato) – лежит плавный перехододного звука в другой; звуки, составляющие мелодию, образуют при этом непрерывную линию.  

Пальцы во время игры легато должн ы особенно хорошо ощущать клавиши, устойчиво «переступая» с кончика одного пальца на кончик другого.

Упражнения для игры легато

1.

2.

3.

4.

2) СТАККА́ТО – отрывисто. В нотах обозначается точкой над или под нотой:

Знак стаккато (staccato) означает, что данная нота должна быть исполнена отрывисто, то есть палец, коснувшись клавиши, должен быстро её покинуть. При игре стаккато звуки получаются острые, лёгкие.

Упражнение для игры стаккато

3) НОН ЛЕГА́ТО – раздельно. В нотах НОН ЛЕГА́ТО записывается так:

Или не обозначается никак:

 

 


Каждый звук при исполнении нон легато (non legato) отделен от другого коротким перерывом в звучании.

 

Ритмические упражнения

1) Прохлопай со счётом ритмический рисунок:

2) Вставь вместо вопросов подходящие длительности нот:

 

Нотные примеры для разучивания

ПЕСЕНКА

Ж.Люлли

ВОЛЬТА - это знак сокращения нотной записи.

ВОЛЬТА обозначает разные окончания той части пьесы, которая повторяется.

ОЙ, ЗВОНЫ ЗВОНЯТ, ЗЛОГО ВОЛКА ГОНЯТ,

ПО БОЛОТАМ, ПО ОВРАГАМ, ГДЕ НИКТО НЕ ХОДИТ.

ХОДИТ ВАСЬКА БЕЛЕНЬКИЙ, ХВОСТ У ВАСЬКИ СЕРЕНЬКИЙ,

А БЕЖИТ СТРЕЛОЙ.

Урок 5

Нотная грамота

Рассмотрим внимательно следующий рисунок: в связке ТОН – два ПОЛУТОНА. ПОЛУТОН образуется двумя клавишами, расположенными рядом. НАПРИМЕР: клавиша ДО и чёрная клавиша справа от неё или клавиша РЕ и чёрная клавиша слева от неё. Если мы спускаемся с белой клавиши вниз на чёрную клавишу, то мы её ПОНИЖАЕМ на ПОЛТОНА. Выполни следующее задание: понизь каждую белую клавишу на полтона.

                                         

        

                                                                                                                                   

 

 

 


Для того, чтобы записать в нотах понижение белой клавиши, существует специальный ЗНАК АЛЬТЕРА́ЦИИ, который называется БЕМО́ЛЬ. Вот как он выглядит.

Выполни следующее задание: повысь каждую белую клавишу на полтона:

Для того, чтобы записать повышение ноты на полтона в нотах изпользуют ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИДИЕ́́З. Вот как он выглядит:

В случаях, когда требуется отменить действие бемоля или диеза, используется ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИ БЕКА́Р:

Иногда возникает необходимость повысить или понизить звук на целый тон. Для этого существуют знаки ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ:              и ДУБЛЬ-ДИЕЗ:

 

Знаки альтерации, поставленные перед нотой, называются СЛУЧАЙНЫМИ. Действие случайного знака альтерации распространяется на все повторения данного звука в той же октаве в пределах одного такта, т.е. действует до ближайшей тактовой черты.

Знаки альтерации, поставленные сразу после ключа, называются КЛЮЧЕВЫМИ.   Они указывают, что на протяжении всего произведения во всех октавах следует повышать или понижать определенные звуки на полтона.

Практическое задание найти на клавиатуре ноты со знаками альтерации.

 


Задания со звёздочкой самые сложные!

Нотные примеры для разучивания

Применение в нотном тексте БЕМОЛЯ

ЕДЕТ ВОЗ БЕЗ КОЛЁС, ЕДУТ, ЕДУТ САНИ.

ЧТО ПРИВЁЗ ДЕД МОРОЗ – ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ!

 

 

Применение в нотном тексте ДИЕЗА

 

 Вторая нота «ФА» в такте тоже повышается на полтона, потому, что ДИЕЗ действует до тактовой черты.

ВОТ С ВЫСОКОЙ ГОРКИ РУЧЕЁК СБЕГАЕТ.

МАЛЕНЬКУЮ ЛОДКУ ВЕТЕР ПОДГОНЯЕТ.

ЧТО СТОИШЬ, КАЧАЯСЬ, ТОНКАЯ РЯБИНА,
ГОЛОВОЙ СКЛОНЯЯСЬ ДО САМОГО ТЫНА? – 2 раза

    Какой штрих следует применить при исполнении этой песни? Почему? Что обозначает лига, связывающая две последжние ноты «ЛЯ»?

 

Применение в нотном тексте   БЕМОЛЯ и БЕКАРА

Урок 6

Нотная грамота

Сочетание двух различных звуков, взятых одновременно или один после другого, называется ИНТЕРВАЛОМ. Познакомимся с основными интервалами с помощью следующего упражнения:

Цифры наверху указывают на то, сколько ступеней занимает данный интервал. Сыграем записанные интервалы правой рукой, а левой от ноты «ДО» первой октавы вниз, как бы в зеркальном отражении.

Упражнения и этюд для развития техники:

Упражнение «Терции»

 


После освоения данного упражнения 1-3 пальцами, следует добавить пары 2-4, 3-5, а также освоить упражнение двумя руками в параллельном движении.

Упражнение «Квинта».

1-ый и 5-ый пальцы играют КВИНТУ на нотах ДО и СОЛЬ. Правая рука играет сначала в первой октаве, затем переходит  во вторую октаву, а потом в третью октаву и  возвращается вниз. Левая рука исполняет КВИНТУ в большой, малой и первой октавах и возвращается вниз. При исполнении КВИНТЫ следует обратить внимание на то, что пятому пальцу должен помочь локоть, а первый палец не «ложиться» в клавишу, точно встает на «бочок».

Урок 7

Нотная грамота

Выразительность исполнения

Музыкальные произведения различны по своему характеру и настроению. Существуют пьесы, окрашенные в веселые, бодрые, жизнерадостные тона; наряду с этим встречаются произведения, выражающие грусть, печаль, скорбь. Обычно пьесы грустного, печального характера исполняются в спокойном, медленном движении; пьесы энергичные, радостные по настроению, требуют подвижного исполнения. Степень подвижности, которой следует придерживаться, исполняя ту или иную пьесу, называется ТЕМПОМ. Для того чтобы пояснить исполнителю характер своего сочинения и его темп, композитор проставляет в начале пьесы специальные обозначения. В большинстве случаев эти обозначения принято записывать на итальянском языке.

Ещё одним важным звеном при выразительном исполнении произведения является громкость звучания и изменения громкости звучания. Существует система обозначений оттенков силы звучания, которая называется ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ.

 Основными динамическими оттенками являются ФОРТЕ «f»  - громко и ПИАНО «p» - тихо.

Между этими обозначениями силы звучания существует ряд промежуточных обозначений, например: МЕ́ЦЦО-ФОРТЕ «mf», что означает «не очень громко, и МЕ́ЦЦО-ПИАНО «mp» - что означает «не очень тихо».

Для обозначения очень громкого звучания используется ФОРТИССИМО  «ff», а очень тихого звучания ПИАНИССИМО «pp».

Для постепенного перехода от «p» (пиано) к «f» (форте) применяется оттенок, обозначающий постепенное увеличение силы звука: Так же мы можем усилить звук, это в нотах обозначается словом crescendo (cresc.) - крещендо или, чаще всего, вилочкой:                                      Постепенное ослабление звучания записывается в нотах словом diminuendo (dim.) – диминуэндо или, чаще всего вилочкой, развернутой в другую сторону:

 


В нотах пьесы «Земляника и лягушки» можно проанализировать использование композитором средств выразительности – темп, характер и динамические оттенки.

2. Интервалы.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «интервал». Интервалы бывают чистые, большие и малые. На сегодняшнем уроке разговор пойдет о  ЧИСТЫХ ИНТЕРВАЛАХ, это:

ЧИСТАЯ ПРИМА

ЧИСТАЯ КВАРТА

ЧИСТАЯ КВИНТА

ЧИСТАЯ ОКТАВА

У каждого интервала есть два свойства. Первое свойство – это количество ступеней, которые входят в интервал. Это свойство тебе хорошо знакомо: ПРИМА – 1 СТУПЕНЬ, КВАРТА – 4 СТУПЕНИ, КВИНТА – 5 СТУПЕНЕЙ и ОКТАВА – 8 СТУПЕНЕЙ. Обозначив слово «ЧИСТАЯ» буквой «Ч», мы можем каждый интервал назвать очень коротко, например:

ЧИСТАЯ ПРИМА - Ч1   ЧИСТАЯ КВАРТА - Ч4  ЧИСТАЯ КВИНТА - Ч5 ЧИСТАЯ ОКТАВА - Ч8

Второе свойство каждого интервала – это количество тонов и полутонов, которые в него входят. Например: ЧИСТАЯ ПРИМА - 0 ТОНОВ, ЧИСТАЯ КВАРТА - 2 С ПОЛОВИНОЙ ТОНА, ЧИСТАЯ КВИНТА – 3 С ПОЛОВИНОЙ ТОНА, ЧИСТАЯ ОКТАВА – 6 ТОНОВ.

 

Нотные примеры для разучивания

В следующей пьесе партия левой руки представлена двумя чистыми интервалами – квинтой и примой:

 

Урок 8

Нотная грамота

Интервалы

На прошлом уроке мы познакомились с чистыми интервалами – это ПРИМА, КВАРТА, КВИНТА И ОКТАВА. Остальные интервалы – СЕКУНДА, ТЕРЦИЯ, СЕКСТА И СЕПТИМА могут быть большие и малые. На сегодняшнем уроке рассмотрим подробнее секунды и терции:

Секунды                                              

Это БОЛЬШАЯ СЕКУНДА, она обозначается цифрой 2, потому что она занимает две ступени. В неё входит один тон. Сыграй её, послушай и запомни, как звучит БОЛЬШАЯ СЕКУНДА. Слово «БОЛЬШАЯ» обозначим буквой «Б», коротко БОЛЬШУЮ СЕКУНДУ обозначают Б2.                                                                   

Чтобы превратить БОЛЬШУЮ СЕКУНДУ в МАЛУЮ СЕКУНДУ, нужно понизить ноту «РЕ». Теперь это МАЛАЯ СЕКУНДА, в неё входит полтона. Сыграй её, послушай и запомни, как звучит МАЛАЯ СЕКУНДА. Слово «МАЛАЯ» обозначим буквой «М», коротко МАЛУЮ СЕКУНДУ обозначают М2.

Терции

В БОЛЬШУЮ ТЕРЦИЮ входит два тона, она обозначается Б3.                                          

                                    

       В МАЛУЮ ТЕРЦИЮ входит один с половиной тон,   

она обозначается М3

Разбери и выучи пьесу «Подружки». Найди в ней терции и запиши их. Определи, БОЛЬШУЮ и МАЛУЮ ТЕРЦИИ и подпиши правильное обозначение:

 

       

        ___               ___ __            ___             ___

 

Калачики»

Упражнение «Терции»

 

 


4. Упражнение «Квинта».

5. Упражнение «Трезвучие»:

Одновременное сочетание трех или более звуков составляет созвучие или АККОРД. Чаще других употребляются аккорды, звуки которых расположены по терциям. Такие аккорды называются ТРЕЗВУЧИЯ. Сыграй данное трезвучие правой рукой следующей аппликатурой: 1-3-5, левой рукой: 5-3-1.

                                          Первый, нижний звук трезвучия называется основным или тоническим, второй – терцовым и верхний – квинтовым.

                       Это трезвучие называется РЕ-МАЖОР. Самое время познакомиться с такими понятиями в музыке как МАЖОР и МИНОР.

    В европейской профессиональной музыке используются два основных восьмиступенных лада: МАЖОР и МИНОР. МАЖОР служит для передачи преимущественно светлых, праздничных, радостных настроений, МИНОР – печальных, грустных и скорбных.

    Трезвучие, состоящее из большой терции и малой терции,

называется мажорное трезвучие. Оно звучит весело, бодро

и радостно:

Трезвучие, состоящее из малой терции и большой терции,

называется минорное трезвучие. Оно звучит грустно и печально:

Это трезвучие называется ДО-МИНОР (по названию основного

или тонического звука).

Упражнение «Трезвучие» выполняем следующим образом: правая рука играет трезвучие с переносом в первой, второй, третьей октавах и в обратном направлении;  левая рука играет трезвучие с переносом в большой, малой, первой октавах и в обратном направлении.

       Урок 9

Нотная грамота

Интервалы

На сегодняшнем уроке рассмотрим подробнее сексты и септимы:

Это БОЛЬШАЯ СЕКСТА, она обозначается цифрой 6, потому что она занимает шесть ступеней. В неё входит четыре с половиной тона. Слово «БОЛЬШАЯ» обозначим буквой «Б», коротко БОЛЬШУЮ СЕКСТУ обозначают Б6.

Чтобы превратить БОЛЬШУЮ СЕКСТУ в МАЛУЮ СЕКСТУ, нужно понизить ноту «ЛЯ». Теперь это МАЛАЯ СЕКСТА, в неё входит четыре тона. Слово «МАЛАЯ» обозначим буквой «М», коротко МАЛУЮ СЕКСТУ обозначают М6.

Это БОЛЬШАЯ СЕПТИМА, она обозначается цифрой 7, потому что она занимает семь ступеней. В неё входит пять с половиной тонов. Коротко большую септиму обозначают Б7.

Чтобы превратить БОЛЬШУЮ СЕПТИМУ в МАЛУЮ СЕПТИМУ, нужно понизить ноту «СИ». Теперь это МАЛАЯ

СЕПТИМА, в неё входит пять тонов. Коротко малую септиму обозначают М7.

Практическое задание:

Определи и подпиши интервалы – полное название и короткое обозначение:

                                                                     

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Нотная грамота

Интервалы

Мы уже познакомились с основными интервалами, из различных сочетаний которых, собственно, и состоят музыкальные произведения. Все они обладают индивидуальными выразительными возможностями. Интервалы могут использоваться как в мелодическом виде (звуки, взятые поочередно друг за другом), так и в гармоническом виде (одновременное взятие двух звуков). Гармонические интервалы делятся на КОНСОНИРУЮЩИЕ (благозвучные, вызывающие ощущение покоя и равновесия) и ДИССОНИРУЮЩИЕ (резкие, раздражающие слух звуковой «несовместимостью»).

КОНСОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ

ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ СОВЕРШЕННЫЕ НЕСОВЕРШЕННЫЕ

СЕКУНДЫ И СЕПТИМЫ

ПРИМА, КВАРТА, КВИНТА, ОКТАВА ТЕРЦИИ, СЕКСТЫ

 

Гаммы

Последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определенный звукоряд в пределах октавы, называется ГАММОЙ. В гамме различают семь ступеней. Они носят порядковые номера и определенные названия. Рассмотрим нотный пример:

I ступень – тоника (Т)    II ступень – нисходящий вводный тон

III ступень – медианта    IV ступень – субдоминанта (S) V ступень – доминанта (D)       VI ступень – субмедианта           VII ступень – восходящий вводный тон

Так же ступени гаммы определяются как УСТОЙЧИВЫЕ (это I, III и V ступени) и НЕУСТОЙЧИВЫЕ (II, IV, VI и VII ступени).

Устойчивые ступени

Устойчивые ступени, взятые одновременно образуют ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.

Гамма, устойчивые ступени которой образуют мажорное трезвучие – мажорная гамма. Гамма, устойчивые ступени которой образуют минорное трезвучие – минорная гамма. 

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.

Неустойчивые ступени

II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук в восходящем направлении, а верхний - в нисходящем направлении. У этих ступеней проявляется наибольшая острота тяготения.

Нотная грамота

Гаммы

Мажорный лад

. В мажорных гаммах все звуки следуют друг за другом так:

Минорный лад

В минорной гамме все звуки следуют друг за другом так:

Педализация

Для того чтобы добавить особую окраску в звучании произведения, пианисты используют правую педаль. Звук при использовании правой педали становится длиннее, появляется возможность сыграть связно ноты, которые невозможно связать легато пальцами. Устройство правой педали несложно. Она представляет собой рычаг, нажатие которого заставляет подниматься и освобождать от глушителей (демпферов) струны фортепиано (наглядно убедиться в этом можно, приподняв крышку инструмента). Приподнятые педалью демпферы, открывают струны, причем колеблются не только ударяемые молоточками, но и все остальные, возбуждаемые резонансом. Всё это придаёт звучанию фортепиано неповторимое своеобразие, что побудило великого русского пианиста А.Рубинштейна назвать педаль «душой фортепиано».

Взятие педали в нотном тексте обозначается так:      Снятие педали обозначается таким значком:

Существует два основных приёма  педализации: ПРЯМАЯ педаль и ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ. Уже само их название указывает, что прямая педаль берётся одновременно с нажатием клавиши, запаздывающая – после него.

Для начала освоим упражнение с ПРЯМОЙ ПЕДАЛЬЮ. Нужно поставить правую ногу на педаль так, чтобы пятка хорошо упиралась в пол. На педали должна стоять половинка  стопы. Мягко опустим ногу вниз и также мягко поднимем, чтобы не было стука и скрипа. Выполним упражнение:

Выполним упражнение с использованием ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ПЕДАЛИ:

Вместе с взятием ноты ДО нажимаем педаль. Когда берем следующую ноту – палец вниз, нога вверх, а потом сразу опять нажимаем педаль. Носок ноги и палец, нажимающий клавишу, как бы «встречаются» в пространстве. Получается, что взятие педали запаздывает за взятием звука.

  Рассмотрим применение запаздывающей педали в уже знакомой пьесе:

 

Нотные примеры для разучивания

В этой пьесе при ключе стоит знак «си-бемоль». Это значит, что пьеса написана в определенной тональности. Чтобы правильно определить ТОНИКУ, нужно посмотреть в последний такт пьесы – это «ФА». Значит тональность ФА-МАЖОР.

Урок 11

Нотная грамота

Гаммы. Три вида минора

Минорные гаммы бывают трех видов:

1. Натуральная минорная гамма имеет схему построения, с которой мы познакомились на прошлом уроке: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон:

2. В гармонической минорной гамме VII ступень повышается на полутон. Её схема построения следующая: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон:

3. В мелодической (восходящей) минорной гамме VI и VII ступени повышаются на полутон. Её схема построения следующая: тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон. В нисходящем движении мелодические гаммы исполняются как натуральные минорные гаммы:

Знаки повышения VI и VII ступеней в гармонической и мелодической минорных гаммах относятся к случайным и при ключе не выставляются.

Практическое задание для закрепления пройденной темы:

построить три вида минора в тональности ми-минор

НАТУРАЛЬНЫЙ:

ГАРМОНИЧЕСКИЙ:

МЕЛОДИЧЕСКИЙ:

Параллельные тональности

Мы уже знаем, что в минорной и мажорной гамме могут быть одинаковые знаки при ключе. В МИ-МИНОРЕ при ключе ФА-ДИЕЗ, как в СОЛЬ-МАЖОРЕ. В РЕ-МИНОРЕ при ключе СИ-БЕМОЛЬ, как в ФА-МАЖОРЕ. У этих тональностей разные ТОНИКИ и одинаковые ЗНАКИ ПРИ КЛЮЧЕ и называются такие тональности – ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Тональности, у которых одинаковые знаки при ключе, но разные ТОНИКИ называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ. Как же определить, какая параллельная минорная тональность у данного мажора? Для этого нужно опуститься на МАЛУЮ ТЕРЦИЮ или на один с тон половиной:


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.