Выражение: «И в то, что мы будем выставлены, и в расчёт, и в чтение записанного, и в награду, и в наказание». — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Выражение: «И в то, что мы будем выставлены, и в расчёт, и в чтение записанного, и в награду, и в наказание».

2019-08-07 159
Выражение: «И в то, что мы будем выставлены, и в расчёт, и в чтение записанного, и в награду, и в наказание». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи: Всевышний Аллах сказал: «В тот день наступит Событие (День воскресения). Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым. Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:15-17), и так до конца суры. «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним. Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет, и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель, и будет гореть в Пламени. Он радовался, находясь в кругу своей семьи, и полагал, что не вернется обратно. Но нет! Господь его видел его» (84:6-15).

«Они предстанут перед твоим Господом рядами: «Вы пришли к Нам такими, какими Мы создали вас в первый раз. Но вы предполагали, что Мы не назначили встречи с вами» (18:48). «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех - все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18:49). «В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным» (14:48), и так далее до конца суры. «Он обладает возвышенными качествами (или возвышает по степеням) и владеет Троном» и до слов «Воистину, Аллах скор в расчете!» (40:15-17). «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (2:281). Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию». Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я спросила: “Разве Аллах Всевышний не говорит: ‘.он непременно будет рассчитан расчётом лёгким.?’” (84:8). (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это касается только представления, но тот (человек, дела) которого будут обсуждаться, будет подвергнут наказанию»» (Передал аль-Бухари (№ 103, 4936, 6536 и 6537) и Муслим (№ 2876)). Это означает, что если Он станет рассматривать поступки Своих рабов во время расчета, то справедливо накажет их, но Он, Всевышний, прощает, что будет разъяснено более подробно, если пожелает Всевышний Аллах. Также в сборнике достоверных хадисов передают, что пророк сказал: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве, и я первым приду в себя, и увижу Мусу, ухватившегося за трон Аллаха. И я не знаю, очнулся ли он прежде меня, или же с него было достаточно беспамятства у горы Синай?» (В суре «Толпы» Аллах сообщил, что часть Его творений не будет подвергнута беспамятству: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (39:68). В суре «Преграды» упоминается о том, как пророк Муса потерял сознание на горе: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания» (7:143))» Передано аль-Бухари (№ 2411, 3408, 6517, 6518 и 7428) и Муслимом (2373). Здесь говорится о беспамятстве, в котором окажутся люди в день воскресения, когда же придет Аллах чтобы вынести свое решение и земля осветится его светом, тогда в беспамятстве окажутся все творения. Если же кто-то спросит: «Что вы скажете о словах пророка: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве, и я буду первым, над кем разверзнется земля, и увижу Мусу, ухватившегося за опору трона Аллаха» (Передал аль-Бухари (№ 2412, 3298, 4638, 6917 и 7427), и Муслим (№ 2374) со слов Абу Саида аль-Худри.), то ему следует ответить следующим образом. Нет никакого сомнения в том, что этот хадис передан в такой версии, и это вызывает некоторые затруднения, но в данном случае его передатчик объединил один хадис с другим, и соединил две разные версии, в действительности два этих хадиса звучат следующим образом. Первый: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве» и так далее, как это было рассказано выше, что касается второго хадиса, то в нем говорится: «и я буду первым, над кем разверзнется земля в День воскресения», и передатчик соединил один хадис с другим. На это указал Абу аль-Хаджадж аль-Миззи, после него - шейх Шамсуддин бин аль-Каййим, и наш шейх Имадуддин ибн Касир, да смилостивится над ними Аллах. Также кто-то из передатчиков ошибся, сказав: «И я не знаю, очнулся ли он раньше меня или Великий Аллах сделал для него исключение», достоверные версии этого хадиса говорят в пользу первого варианта, и тогда смысл становится понятным. Беспамятство в Судный день произойдет по причине явления Всевышнего Аллаха своим рабам, и Муса, мир ему, даже если и не впадет в беспамятство со всеми, это было заменено ему беспамятством в тот день, когда Всевышний явился горе и превратил ее в прах. Таким образом, это беспамятство стало для него заменой беспамятству, которое постигнет все творения, когда Господь явит им Себя в Судный день, задумайтесь над этим важным моментом и не пренебрегайте им. Имам Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Бакр ибн Абу ад-Дунийа передают от аль-Хасана,что он слышал, как Абу Муса аль-Аш’ари: «Посланник Аллаха сказал: «Люди будут представлены в день воскресения тремя способами (Аль-Мубаракфури приводит пояснение: «Три способа - это либо три раза, и тогда в первый раз люди станут спорить, оправдываясь, что пророки ничего не донесли до них, а во второй - они признают свои грехи и будут извиняться за них, говоря, что совершили их случайно, ошибочно и т.п, а в третий раз им будут вручены книги с записью их дел. Такой комментарий приводится в «аль-Муркат шарх аль-мишкат». Либо есть второй вариант объяснения, который приводит Ибн Хаджар в «аль-Фатхе», что спорить будут неверующие, а «оправдывать» будет Аллах Адама и остальных пророков, подтверждая, что они выполнили свою миссию. А третий - это для верующих» (Тухфат аль-ахуази», 7/94)), два из них - это споры и извинения, а в третий - (им) будут разбрасываться свитки. И тот, кому его книга (деяний) будет дана в правую руку и (кому будет дан) легкий расчет, тот войдет в Рай, а тот, кому книга будет дана в левую руку, тот войдет в огонь» (Передал ат-Тирмизи (№ 2427), Ибн Маджа (№ 4277) и Ахмад (т. 4, стр. 414)).

Выражение «и в Сират» означает «и веруем в Сират» - мост над Адом, через который люди будут переходить после того, как покинут место Предстояния, и направятся во мрак у моста Сират. Об этом рассказала Айша, да будет доволен ею Аллах: «Посланника Аллаха спросили: «Где будут находиться люди в День, когда земля будет заменена другой землей, а также небеса?», и он ответил:  «Они будут во мраке у моста». В этом месте лицемеры отделятся от верующих и отстанут от них, а верующие пройдут вперед, и тогда лицемеры будут отделены от них стеной». Аль-Байхаки передал со слов Масрука, а тот - от Абдуллы бин Ма- с’уда, который сказал: «В день воскресения Аллах соберет людей...», и потом продолжил: «.и им будет дан их свет в зависимости от степени их деяний. И среди них будут такие, чей свет будет подобен горе перед ним, и будут те, кому будет дан свет еще больший, чем этот. У кого-то его свет будет подобен стоящей справа от него пальме, будут и такие, у кого этот свет справа будет меньше этого, и самый последним будет тот, свет которого будет на большом пальце его ноги. Иногда он будет затухать, и вот, когда он будет светиться, человек будет ставить ногу вперед, а когда затухать - останавливаться, и он и другие так перейдут через Сират, который острее чем меч и нельзя оступаться. Им скажут: «Идитев зависимости от (степени) вашего света», и они станут пересекать его, кто-то пересечет его подобно вспышке звезды, кто-то - пройдет как ветер, кто-то - пройдет за мгновение ока, а кто-то - пересечет его со скоростью лучшего скакуна, будут и такие, кто будет идти быстрым шагом. Каждый будут переходить его в зависимости от своих деяний, и тот,      свет которого будет на большом пальце ноги, будет волочить одну руку, потом цепляться другой рукой, будет волочить одну ногу и цепляться другой, и его боков будет достигать огонь. И когда они спасутся, то скажут: «Хвала Аллаху, Который спас нас от тебя после того, как показал нам тебя, и Аллах дал нам то, чего не дал никому»». Среди комментаторов Корана существуют различные мнения относительно фразы «достигнет Ада», упоминаемой в аяте «Каждый из вас достигнет его» (19:71), каков его смысл? Наиболее явным и авторитетным является мнение, согласно которому в данном аяте речь идет о переходе через Сират. Всевышний сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» (19:72). В сборнике достоверных хадисов передается, что посланник Аллаха сказал: ««Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, огонь не коснется никого из тех, кто принес присягу под деревом». Хафса сказала: «И я сказала: «О посланник Аллаха, разве Аллах не сказал: «Каждый из вас достигнет его»?», и он ответил: «Разве ты не слышала, как Он сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях»»». (Передал Муслим (№ 2496) со слов Ибн Джурейджа). Этим он, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что достижение огня не означает, что они войдут в него, и что спасение от зла не означает что он почувствует его, а всего лишь означает появление его причин. Так, о том, за кем гнался враг и не смог настичь его, говорят: «Аллах спас его от них», поэтому Всевышний Аллах сказал: «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа» (11:58), «Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха» (11:66) и «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Шуейба» (11:94). В этом случае наказание не постигло их, но постигло других, и если бы Аллах не выделил их, дав им причины к спасению, их бы непременно постигло то, что постигло других. То же самое относится и к тем, кто достигнет огня, а именно то, что: они пересекут по мосту Сират, и потом Аллах спасет тех, кто был богобоязненным, а «беззаконников оставит там стоять на коленях». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это в хадисе Джабира, который мы упомянули, сказав, что «достичь» в этом аяте означает «пересечь по мосту Сират».

 

Слова ат-Тахави «и в Весы» означают «и веруем в Весы», о чем сказал Всевышний: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (21:47). Всевышний Аллах сказал также: «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» (23:102-103). Аль-Куртуби сказал: «По мнению ученых, после того как будет завершен расчет, начнется взвешивание деяний, которое должно происходить после расчета, так как расчет производится для признания деяний, а взвешивание - для их оценки, чтобы воздаяние соответствовало деяниям». Далее он сказал: «Слова Всевышнего: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы» означают, что либо весов будет несколько (так как слово «весы» в аяте использовано во множественном числе), либо речь в данном случае идет о множестве взвешиваемых деяний, и множественное число используется по причине различия между деяниями». Сунна указывает на то, что Весы деяний будут иметь две чаши, которые можно ощутить и увидеть, как это передал имам Ахмад в хадисе Абу Абдуррахмана аль-Хабли, который сказал: «Я слышал, как Абдулла бин Умар говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине в Судный день Аллах выберет одного человека из моей уммы среди всех творений, и откроет перед ним девяносто девять свитков с его деяниями, каждый из которых будет простираться настолько, насколько хватает взор. Потом (Аллах) скажет ему: «Можешь ли ты отрицать что-то из этого? Или хранители, записывая (твои деяния) поступили с тобой несправедливо?», и он скажет: ««Нет, о Господи». И (Аллах) скажет: «Может у тебя есть оправдание или благодеяние?», и человек растеряется и скажет: «Нет, о Господи». Но (Всевышний) скажет: «Нет, у тебя есть одно благодеяние, и сегодня ты не будешь обижен», и пред ним вынут клочок, на котором будет «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад -посланник Аллаха», и (Он) скажет «Принесите это ему». «(Человек) скажет: «О Господи, что этот клочок по сравнению с этими свитками?!», и (Аллах) скажет: «Поистине ты не будешь обижен»». И пророк сказал: «И эти тома будут возложены на одну чашу весов, а клочок (бумаги) - на другую, и чаша с томами поднимется вверх, а чаша с клочком станет тяжелой, и ничто не перетянет того, (в чем есть) имя Аллаха, Милостивого и Милосердного» Передал Ахмад (т. 2, стр. 213) и ат-Тирмизи (№ 2639). Так его передал ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Абу ад-Дунийа со слов аль-Лейса, и ат-Тирмизи добавил: «Ничто не сможет перевесить имя Аллаха» В этой версии его передал Ахмад (т. 2, стр. 221-222). Этот хадис содержит очень важный момент - человек будет взвешен вместе со своими деяниями, о чем свидетельствует хадис, переданный аль-Бухари от Абу Хурайры, о том, что посланник Аллаха сказал: ««Поистине, в День воскресения приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А (потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если пожелаете, прочтите (аят, в котором сказано): «...и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса»». Передан аль-Бухари (№ 4729) и Муслимом (№ 2785). Имам Ахмад передал от Ибн Мас’уда, что «(Однажды) он стал делать зубочистку (мисвак) из (ветки) аракии, и так как у него были тонкие голени, ветер стал покачивать его. Люди стали смеяться над ним, и посланник Аллаха сказал: «Над чем вы смеетесь?», и они ответили: «О пророк Аллаха, (мы смеемся) над тонкостью его голеней». И он сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, на Весах они будут тяжелее (горы) Ухуд»». Передал Ахмад (т. 1, стр. 420-421), ат-Табарани (№ 8452) и аль-Баззар (№ 2678). Также передаются хадисы, в которых говорится о том, что деяния будут взвешиваться отдельно, как об этом сказано в сборнике достоверных хадисов Муслима со слов Абу Малика аль-Аш’ари. Он сказал: «Посланник Аллаха сказал: Чистота - половина веры, а (слова) «Хвала Аллаху» заполнят весы» Передал Муслим (№ 223), ат-Тирмизи (№ 3512), ад-Дарими (т. 1, стр. 167) и Ахмад (т. 5, стр. 342). В двух сборниках достоверных хадисов упоминается хадис, который является завершающим у аль-Бухари:   ««Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи- ль-Азым!/»» Передан аль-Бухари (№ 6406, 6687 и 7563) и Муслимом (№ 2694). Не следует обращать внимания на слова упрямых неверующих, которые говорят: «Деяния нематериальны, поэтому их невозможно взвесить, так как весом обладают только тела». Всевышний Аллах, как это говорилось ранее, обратит все из нематериального в телесное, как об этом рассказал имам Ахмад со слов Абу Хурайры. Он сказал, что посланник Аллаха сказал:   ««(В День воскресения) приведут смерть в виде чёрно-белого барана, и глашатай возгласит: «О обитатели Рая!» - а они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда он спросит: «Знаете ли вы, что это?». Они ответят: «Да, это смерть», и все они увидят её. После этого (снова) будет возглашено: «О обитатели огня!» - и они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда (глашатай) спросит: «Знаете ли вы, что это?». Они ответят: «Да, это смерть», и все они увидят её, после чего (этого барана) зарежут, а (глашатай) скажет: «О обитатели Рая (вы пребудете в Раю) вечно и не (вкусите) смерти! О      обитатели огня (вы пребудете в огне) вечно и не (вкусите) смерти!»» Передал аль-Бухари (№ 4730) и Муслим (№ 2849). Таким образом, мы подтвердили, что будут взвешены деяния, сам человек и свитки с деяниями, а также то, что Весы будут иметь две чаши, и только Всевышний Аллах знает об истинной сущности всего этого. Мы же должны верить в сокровенное и скрытое от нас, как это сообщил нам правдивый пророк, не добавляя и не убавляя ничего. Горе тем, кто отрицает установление справедливых Весов в Судный день, как это сообщил Всевышний, не понимая мудрости этого, и сомневается в текстах Откровения, говоря: «Только лавочник и продавец бобов нуждаются в весах!», и кто знает, может сам он будет среди тех, чьи деяния не будут иметь никакого веса перед Аллахом. И даже если мудрость установления весов деяний заключается лишь в том, чтобы показать справедливость Аллаха Его рабам, нет никого, кто любит прощать больше чем Аллах, и поэтому Он направил посланников с радостной вестью и увещеванием. И сколько еще за этим скрыто мудростей, которых нам не постичь, задумайся над словами ангелов, когда Аллах сказал им: «“Я установлю на земле наместника”. Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?” Он сказал: “Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете”» (2:30). Всевышний сказал также: «Вам дано знать об этом очень мало». (17:85).

Сказал имам Тахави: «Рай и Ад уже сотворены, они никогда не пропадут и не исчезнут. Поистине, Аллах Всевышний сотворил Рай и Ад до того, как Он сотворил всё остальное, и Он сотворил тех, кто в них окажется. И тех, кого пожелает, Он пошлёт в Рай по милости Своей, а тех, кого пожелает, Он пошлёт в Ад по справедливости Своей, и каждый делает то, для чего он был сотворён, и идёт к тому, для чего он был создан. Благо и зло предопределены Аллахом рабам Его».

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи: 

Что касается выражения «Рай и Ад уже сотворены», то оно указывает на то, что Рай и Ад уже сотворены и существуют сейчас, так единогласно считают все приверженцы Сунны, и так было до тех пор, пока не появились му’тазилиты и кадариты, которые отвергли это, сказав: «Аллах создаст их в Судный день»! Причиной подобных высказываний является принцип, который они сделали законом для себя помимо установлений Аллаха, говоря, что Он должен сделать так-то и не должен делать так-то, сравнивая Его с деяниями творений, уподобляя деяния Аллаха деяниям творений. Став последователями Джахма, они стали отрицать атрибуты Всевышнего, и говорили: «Сотворение Рая до расчета бессмысленно, так как он будет бездействовать очень продолжительное время!». Так они отвергли тексты Откровений, противоречащие их ложным законам, которые они установили для Всевышнего Господа, и исказили Откровения, обвиняя в заблуждении и ереси тех, кто им противоречил.Коран и Сунна подтверждают существование Рая и Ада, так, в Коране говорится о Рае: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (3:133), «Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников» (57:21).Также есть аяты, подтверждающие существование адского огня: «Бойтесь Огня, который уготован неверующим» (3:131), «Воистину, Геенна является засадой и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного» (78:21-22). Всевышний сказал:«Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища» (53:13), и пророк видел Лотос крайнего предела, а возле него райский сад пристанища. Об этом также говорится в двух сборниках достоверных хадисов со слов Анаса, в завершении рассказа о ночном вознесении: «Затем Джибриль повел меня, и мы достигли Лотоса крайнего предела, и меня поразили цвета, и я не знал что это. Затем я вошел в Рай, и своды его (были) из жемчуга, а земля - из мускуса». Передал аль-Бухари (№ 3207 и 3787) и Муслим (№ 164).Также в двух сборниках достоверных хадисов со слов Абдуллы ибн Умара передается, что посланник Аллаха сказал: ««Поистине, каждому из вас после смерти будут показывать место его по утрам и вечерам, и если (человек) будет из числа обитателей Рая, то (ему будут показывать его место) среди обитателей Рая. Если же он будет (одним) из обитателей огня, то (ему будут показывать его место) среди обитателей огня, и ему скажут: «Это будет твоим местом до тех пор, пока Аллах не воскресит тебя в День воскресения»» Передал Малик в «аль-Муватта» (т. 1, стр. 239), а также аль-Бухари (№ 1379) и Муслим (№ 2866).Ранее нами уже упоминался хадис аль-Бара бин Азиба: ««Тогда с небес раздастся голос: «Мой раб сказал правду, постелите ему постель из Рая, откройте ему одну из райских дверей». Он сказал: «И к нему будет доноситься его приятный запах...»» Передал аль-Бухари (№ 1338 и 1374) и Муслим (№ 2870).В сборнике достоверных хадисов Муслима упоминается хадис, переданный Айшей: «(Когда) произошло солнечное затмение, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву и (сначала) прочитал одну длинную суру. Потом он совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился, потом начал читать другую суру, закончив же чтение, совершил (ещё один) поясной поклон, (выпрямился, а потом) склонился в земном поклоне, после чего таким же образом совершил второй ракаат и сказал: «Поистине, они являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и поэтому если вы увидите (подобное), то молитесь, пока (затмение не закончится).  Поистине, (находясь) на этом месте, я увидел всё то, что вам было обещано, и даже хотел взять (с собой) гроздь (винограда, растущего) в Раю, (что произошло) в тот момент, когда вы увидели, как я начал двигаться вперёд. И, поистине, я увидел, как (разные) части Ада сокрушают друг друга, что (произошло в тот момент), когда вы увидели, как я отошёл назад»». Часть длинного хадиса переданного Муслимом (№ 901 и 903) и аль-Бухари (1212).Также в двух сборниках достоверных хадисов передается хадис, рассказанный Ибн Аббасом о том, что когда при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошло солнечное затмение, и он полностью рассказал эту историю. В ней также говорилось: «(Люди) сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, (находясь) на своём месте, а потом мы видели, как ты отошёл назад». (В ответ на это пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я видел Рай и (протянул руки, чтобы) взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать её, то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя (Ада), и я не видел ничего ужаснее, чем (то, что увидел) сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?», и он сказал: «Потому что они неблагодарны». (Люди) спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?». Он сказал: «Они неблагодарны по отношению (к своим) мужьям и не благодарят за (оказываемые им) благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь (такое, что ей не понравится), то скажет: «Я никогда не видела от тебя добра!»» Передал аль-Бухари (№ 1052) и Муслим (№ 907). В сборнике достоверных хадисов Муслима со слов Анаса передается: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы видели то, что видел я, то вы бы стали меньше смеяться и больше плакать». (Люди) спросили: «Что же ты видел, о посланник Аллаха», и он ответил: «Я видел Рай и Ад»» Передал Муслим (№ 426). В сборнике «аль-Муатта» имама Малика, а также некоторых сборниках «Сунан» со слов Ка’ба ибн Малика приводится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, душа верующего будет птицей, садящейся на деревья Рая, пока Аллах не вернет ее к телу в День воскрешения» Приводят Малик (№568), ан-Насаи (№2073), Ибн Маджа (№4271), и достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Албани. Этот хадис явно подтверждает то, что душа может войти в Рай до Судного дня. В сборнике достоверных хадисов Муслима, а также в «аль-Муснаде» и «ас-Сунан» передается хадис, рассказанный Абу Хурайрой: «Посланник Аллаха сказал:  «Когда Аллах создал Рай и Ад, Он послал Джибриля в Рай, сказав: «Иди, и взгляни на него, и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей». И он пошел и взглянул на Рай, и на то, что Аллах уготовал для его обитателей, и, вернувшись, сказал: «Клянусь Твоим величием, кто бы ни услышал о нем, он обязательно войдет туда». Тогда (Всевышний) приказал, и Рай был скрыт за трудностями, и Он сказал: «Вернись и взгляни на него, и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей». И он вернулся и посмотрел, потом возвратился и сказал: «Клянусь Твоим величием, я боюсь, что никто не войдет туда». (Всевышний) послал его в Ад и сказал: «Иди и взгляни на него, и на то, что Я приготовил там для его обитателей». И он взглянул на него, и увидел, как одна его часть уничтожает другую, и, вернувшись, сказал: «Клянусь Твоим величием, никто кто услышит о нем, не войдет туда». И (Аллах) приказал, и Ад был сокрыт за страстями, и потом сказал: «Иди и взгляни на то, что Я приготовил в нем для его обитателей». Он пошел и взглянул, и, вернувшись, сказал: «Клянусь Твоим величием, я боюсь, что никто не спасется от того, чтобы войти туда»» (Передал Абу Дауд (№ 4744), ат-Тирмизи (№ 2563), ан-Насаи (т. 7, стр. 3-4) и Ахмад (т. 2, стр. 332 и 354)), и Сунна содержит множество подобных свидетельств. Что же касается слов тех, кто считает, что Рай который был обещан - это Рай, в котором находился Адам и откуда он был выведен, то его существование очевидно и сегодня, известны и различные мнения относительно этого. Что же касается сомнений тех, кто говорит: «Они (Рай и Ад) еще не сотворены, так как если бы они уже существовали, то в Судный день они должны будут непременно исчезнуть вместе с теми, кто в них находится, на что указывают слова Всевышнего: “Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика” (28:88) и “Каждая душа вкусит смерть” (3:185)». Ат-Тирмизи в своем сборнике «ас-Сунан» передал хадис, рассказанный Ибн Мас’удом: «Посланник Аллаха сказал: «В ту ночь, когда я был вознесен, я повстречал Ибрахима, и он сказал: «О Мухаммад, передай мое приветствие своей умме, и сообщи им, что в Раю есть земля, умащенная благовониями (Мубаракфури пояснил, что «Тайиба турба» - значит «умащенная благовониями из миска и шафрана» (ат-Тухфа, 9/302-303), и пресная вода, и что в Раю есть незасаженные равнины («Незасаженные» имеет два смысла: либо то, что в одной части Рая есть сады, а в других частях - пустые равнины, либо - Рай изначально является пустой равниной, а сады будут выращены для каждого человека отдельно в соответствии с количеством его праведных дел» (ат-Тухфа, 9/303), а саженцами для них (являются слова) «Субханаллах», «Альхамдулиллах», «Ля илаха илл-ллах» и «Аллах акбар»»» (Передал ат-Тирмизи (№ 3458)).

Имам ат-Тирмизи также передал хадис, рассказанный аз-Зубейром со слов Джабира, что пророк сказал: «Тот, кто скажет «Субханаллахи ва бихамдихи», тому в Раю будет посажено пальмовое дерево» (Передал ат-Тирмизи (№ 3460 и 3461)). Он сказал: «Это хороший достоверный хадис». Некоторые еретики опровергают эти доводы и говорят, что если бы Рай уже был создан, и его сотворение - завершенным, то он не был бы незасаженными равнинами, и не было бы смысла в засевании его саженцами. Также они используют аят, в котором Всевышний передал слова жены Фараона: «Возведи для меня дом в Раю у Тебя» (66:11), (полагая, что он говорит о незавершенности создания Рая и, следовательно, доказывает отсутствие Рая в течение всего времени до Судного дня). Ответ на их сомнения следующий: если, говоря это, вы имеете в виду то, что Рай не существует, подобно тому, как еще не было дуновения в трубу или воскресения людей из могил, то это - заблуждение, которое опровергается доказательствами, упомянутыми нами ранее, и им подобными. Если же вы хотите сказать, что еще не завершено создание всего, что Аллах приготовил в Раю для его обитателей, и что Аллах продолжает создавать в нем вещь за вещью, и что когда верующие войдут в него, то Всевышний в этот момент создаст что-то еще, дополнительное, то это - истина, которую нельзя отвергнуть, и ваши доказательства все указывают только на этот смысл. Что же касается того, что вы ссылаетесь на слова Всевышнего: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28:88), то причиной этому - лишь ваше неправильное понимание аята, согласно которому Рай и Ад еще не существуют. Это подобно тому, как кто-то из ваших собратьев ссылается на этот аят, говоря, что Рай и Ад будут уничтожены, и что все кто в них находится, погибнут. Вы, как и ваши собратья, не поняли смысл этого аята, как поняли имамы ислама, которые сказали: «В этом аяте говорится о том, что погибнет все то, чему Аллах предписал погибнуть, а Рай и Ад были созданы, чтобы существовать вечно», так же и Трон, который является крышей Рая. Истолковывая этот аят, некоторые полагали, что в нем говорится: «Всякая вещь погибнет, кроме власти Аллаха» или «кроме того, что было сделано в стремлении к Его лику». Также есть мнение, что после того, как Всевышний ниспослал аят: «Все на ней (земле) смертны» (55:26), ангелы, надеясь на вечное существование, сказали, что все обитатели земли погибнут и стали надеяться на вечное существование, но Всевышний Аллах сообщил им, что все обитатели небес и земли умрут, сказав: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28:88), и что только Он, Живой, Который не умрет, и в этот момент ангелы поняли: их также постигнет смерть. Так говорили те, кто хотел согласовать эти аяты, с теми, которые ясно указывают на вечное существование Рая и Ада, о чем будет скоро рассказано, если пожелает Всевышний Аллах.

Сказал имам Тахави: «Они (Рай и Ад) никогда не пропадут и не исчезнут» Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи: - так считало большинство имамов, как из числа праведных предшественников, так и более поздних ученых. Некоторые из них считали, что Рай будет существовать вечно, а Ад будет уничтожен. Оба этих мнения упоминаются во многих комментариях к Корану, а также в других книгах. Джахм бин Сафван, глава тех, кто отрицал атрибуты Аллаха, считал, что Рай и Ад не вечны, и никто до него не говорил ничего подобного - ни сподвижники, ни их последователи, ни имамы мусульман, ни приверженцы Сунны. Более того, подобные высказывания были отвергнуты большинством суннитов, которые обвинили его в неверии, и стали преследовать его и его последователей во всех уголках земли. Это мнение было следствием его искаженных взглядов, так как он считал невозможным существование беспрерывных и непрекращающихся событий, что было свойственно всем последователям порицаемого калама. Именно с помощью этого они пытались доказать возникновение материальных тел и возникновение всего, что подвержено изменениям, - этот принцип они сделали главным доказательством возникновения мира. Джахм считал, что явление, которое не имеет конца, не может иметь и начала, исходя из этого, он считал, что невозможно, чтобы Всевышний мог бесконечно совершать какие-то деяния в будущем, как невозможно, чтобы это было и в прошлом. Шейх му’тазилитов Абу-ль-Хузейль аль-Галлаф соглашался с ним в этом, но считал, что: «Это означает прекращение движения», утверждал, исходя из своей теории, что обитатели Рая и Ада прекратят любое движение и пребудут в состоянии абсолютного покоя, и никто из них не будет в состоянии сделать какое-либо движение. Что касается вечного существования Рая, то об этом сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Всевышний сказал: «Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, кроме того, что твой Господь пожелает из иного. Это будет неиссякаемый дар» (11:108), то есть пребывание в Раю будет вечным, и это не противоречит словам Всевышнего «кроме того, что твой Господь пожелает из иного». Среди ученых из числа праведных предшественников существовали различные мнения относительно этой оговорки, некоторые считали, что в данном случае оговорка касается только тех, кто вошел в Ад, а потом был выведен оттуда. Кто-то считал, что оговорка касается стояния в месте сбора в Судный день, кто-то - что времени нахождения в могилах и стояния в месте сбора. Кто-то считал, что это оговорка сделана Аллахом, но Он не использует ее, подобно тому, как говорят: «Клянусь Аллахом, я ударю тебя, если не передумаю», но ты не собираешься передумывать, а уверен в том, что собираешься ударить. Имам Сибавейх (Один из величайших знатоков арабского языка — Прим. переводчика) указал, что оговорка «кроме того, что» может использоваться и в значении «однако», и тогда такой вид исключения будет называться «исключением между неоднородными объектами» (истисна мункаты’(«Истисна мункаты'» - вид исключения, когда исключенная часть не принадлежит по своему роду и смыслу к первоначальному множеству (смысл аята тогда будет следующий: «Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, однако твой Господь пожелает и иное») Этому мнению отдавал предпочтение и имам Ибн Джарир ат- Табари, говоря: «...ибо ничто не может нарушить обещания Всевышнего Аллаха», и что Аллах завершил смысл исключения словами «Это будет неиссякаемый дар». Примером этому может служить фраза: «Я даю тебе право жить в моем доме целый год, кроме того, что я пожелаю», ведь ее можно понять в смысле: «целый год, сверх того, что я пожелаю», «.целый год, однако я пожелаю и больше» и т.п. Также существует мнение, что исключение использовано здесь для того, чтобы подчеркнуть то, что, несмотря на свое вечное существование, они (люди) подчинены воле Аллаха, и никуда не могут от этого деться. Однако это не противоречит Его желанию и воле дать им вечное существование, как об этом говорится в словах Всевышнего:   «Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в откровение. И никто не защитил бы тебя от Нас», «Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце» (42:24), «Скажи: «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему» (10:16). Аятов, подобных этим множество, в них Всевышний сообщает Своим рабам о том, что все подчинено Ему и происходит по Его воле, то, что Он пожелает - будет, а что не пожелает - не будет. Еще одно мнение гласит, что в выражении «кроме того, что твой Господь пожелает из иного» слово «что» используется в значении «кто», и аят означает: «кроме того, кому твой Господь пожелает войти в Огонь за грехи из числа тех, кто в конце концов будет в числе счастливых». Были и другие мнения, но в любом случае это исключение относится к категории «муташабих» (аяты, смысл которых сложно истолковать однозначно, и которым среди ученых существует несколько пониманий), а слова Всевышнего «Это будет неиссякаемый дар» - к «мухкам» (аяты, которые имеют однозначное и прямое толкование), также как «Это - Наш неиссякаемый удел» (38:54), «Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (13:35), и «Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда» (15:48). Всевышний Аллах подтвердил вечность существования Рая и Ада в нескольких аятах священного Корана, и сообщил, что «Там они не вкусят смерти за исключением первой смерти» (44:56), и здесь снова приводится исключение между неоднородными объектами (истисна мунка- ты’). Но если ты соединишь ее с оговоркой в словах Всевышнего: «кроме того, что твой Господь пожелает из иного», то поймешь смысл обоих аятов. И исключение в предыдущем аяте («Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, кроме того, что твой Господь пожелает из иного») относится к промежутку времени, в течение которого люди не находились в Раю, подобно исключению периода первой смерти из всего времени смерти. Эта смерть предшествует их вечной жизни, и является периодом отсутствия в Раю, предшествовавшим их вечной жизни.

Сунна также содержит большое количество доказательств вечности Рая и непрерывности его существования, в частности, пророк сказал: «Тот, кто войдет в Рай, будет жить в благоденствии и не будет несчастен, будет жить вечно и не умрет» (Передал Муслим (№ 2836) со слов Абу Хурайры в следующей версии: «Тот, кто войдет в Рай будет жить в благоденствии и не будет


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.