Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-07 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коннотативная знаковость является языковой универсалией. Коннотация есть онтологическое свойство языкового знака (т.е. относится к способу бытия). Нет денотации без коннотации по отношению к системе языка – и то же самое можно сказать о стиле. «Язык не может существовать отдельно от стиля»
Стил. знаки (СЗ) и единицы языка.
СЗ – языковые единицы разных типов. СЗ и языковые единицы (фонемы; полузнаки – словообраз. и словоизмен. морфемы (входят в состав знака, но сами знаками не являются), знаки вторичного означаемого – словосочетания и предложения (состоят из слов)). Разные способы словообразования – передача стил. значения (напряжение-напряженка). У всех яз.знаков есть первичная функция по отношению к языковому уровню, к кот. они относятся. Однако нет языковых знаков, чьей первичной функцией явл. передача стилист. значений. => стил. значения и стил. смыслы не имеют собственных формальных. показателей, они передаются по коннот.каналам. Стиль воспринимается на неявном уровне знака. Т.о., в языковой системе нет стилистического уровня, кот. надстраивался бы над другими языковыми системами. Фонемы и морфемы (т.е. незнаковые единицы и полузнаки) входят в состав денотативных компонентов, и именно в них выступают носители стил. Значений.
Пример из «Евгения Онегина»: «лес – грез». Панов: «варианты с Е создают высокую стилистическую окраску текста. Фонема О – норма, Е – высокий стилист. смысл». Значение фонем – формировать означающее, а не выраж. стил.смысл. Чередование фонем восприним.не как план содержания фонем О-Е. В 19 в. явление чередования оказалось связано со стил. смыслом возвышенности.
.Язык.единицы разных явлений, выступающ. как носители стил. значений, явл. коннотаторами.
|
Типы СЗ, или типы коннотаций. СЗ можно разделить на:
1) системные и несистемные. Системные – стационарные, постоянные, присущие в языковом сознании, передают СЗ и стилистические смыслы, описываются в словарях и грамматиках. Несистемные – нестандартные, не отмечаемые в словарях. Несистемные знаки – выразительные и интертекстуальные (см.другой билет)
2) стационарные и узуальные (принадлежат узусу, повседневной практике). Отличаются от стационарных тем, что не прописаны в грамматиках и в словарях, но при этом присутствуют в языковом сознании (жужжалка, пищалка, страшилка)
3) коллективные и индивидуально-авторские.
Для повседневного языкового сознания характерно воспроизведение языковых знаков, являющихся коннотаторами разговорности. Устойчивые сочетания типа «Как дела?» - не прописаны в грамматиках. Авторство у таких знаков коллективное. Индивидуально-авторские знаки: окказиональные слова (Цветаева – глушизм, тишизм и т.п.). Они не воспроизводятся в дискурсе, но часто входят в фонд национального языка.
Коннотаторами могут быть и слова, и звуки, и предложения, и словосочетания. (Всю жись учусь заочно)
Фонетический комплекс [жыс’] существует в яз. как просторечие от «жись». Мы воспринимаем фонетич. коннотатор внутри яз. знака.
Суффикс – полузнак. Суффикс – становится коннотатором стилистич. смысла уже внутри слова, будет принимать на себя значение только при функционировании в слове.
Пример: собра мши. – является коннотатором просторечия.
Высказывания – дискурсивные знаки. Пример: Девушек! Ну и мух у вас.
Повторение:
1) Все языковые единицы участвуют в передаче стилистич. информации.
2) Нет таких единиц, первичная функция которых состояла бы в передаче стилистич. значений => в яз. системе не выделяется особый стилистический уровень.
3) Фонемы и морфемы (незнаковые единицы и полузнаки) входят в состав денотативных яз. знаков и именно в них выступают носителями стилистических значений.
|
Билет 10.
2. Жанры повседневного дискурса.
Речевые жанры (по Шмелёвой) – первичные. Речевой жанр близок РА. Это первичная форма существования языка, который возникает в определённой ситуации общения.
· Информативные (по цели – действия с информацией) - высказывание, запрос, подтверждение.
· Императивные (вызвать осуществление события) – совет, приказ, предупреждение.
· Оценочные (соотнесение человека или события исходя из семейных ценностей).
· Этикетные (осуществляют социальный поступок).
Жанры по Ревзиной (коих очень мало, классификация идёт от Шмелёвой):
· Информативные – рассказ, беседа
· Императивные – просьба, ссора (субжанры – насмешки, колкости), возмущение
· Оценочно-речевые – оценки
· Этикетные – приветствие, прощание, обращение.
По чужому билету:
· разговорная речь делится на монолог, диалог и полилог.
· В художественном дискурсе первичные признаки повседневного дискурса преобразуются в условные, принятые традицией формы: стереотипы городского и повседневного общения, которые связаны с повторяющимися формальными высказываниями.
· Повседневный дискурс разделяет по этикетным речевым жанрам приветствие, прощание, согласие и другие ритуальные формы. Стилистические различия проступают здесь очень ярко.
По Кожиной. Жанры в обиходно-разговорной речи, основные противопоставления:
1. первичные – вторичные
2. фатические (цель – общение) – информативные (цель – сообщение)
Фатические жанры: а) ухудшающие межличностное общение в прямой форме – оскорбления, ссоры
б) улучшающие межличностное общение в прямой форме – комплименты, признания
в) ухудшающие межличностное общение в косвенной форме – колкость, издёвка
г) улучшающие межличностное общение в косвенной форме – шутка, флирт
д) праздноречевые жанры
3. риторические (г.о.обслуживают неофициальные, но публичные ситуации) – нериторические
Риторические – светская беседа, застольные жанры
4. конвенциональные (четкая интерпретация коммуникативных намерений адресанта, близки к иллокутивным актам) – неконвенциональные (бесконечно многообразные интенциональные состояния, нечёткая интерпретация)
Ты был в больнице? Как там Марина? - конвенциональный
Ты была в овощном? – Да. – И чо? – Нету ничего, только картошка. – Ну ладно, посмотрю. (непонятно, что собирается делать коммуникант и чего он вообще хотел)
5. простые – сложные
6. особая разновидность – косвенные, особенно конвенциональные косвенные (косв. оскорбление, просьба, комплимент)
Билет 11.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!