Понятие эмоциональной компетентности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие эмоциональной компетентности

2019-08-07 201
Понятие эмоциональной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема эмоционального саморегулирования, на первый взгляд, не имеет отношения к совместной человеческой деятельности. Действительно, эмоции испытывает конкретный человек по конкретному поводу, это способы индивидуального реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Объяснение интереса к проблеме эмоционального саморегулирования в социальной среде связано с пониманием сложной природы эмоционального поведения.

В производстве эмоций участвуют все системы жизнеобеспечения человека:

· нейрофизиологическая, а именно электрохимическая активность нервной системы, биохимические сдвиги в организме, связанные с выделением в кровь адреналина, глюкозы;

· нервно-мышечная, а именно мимическая (выразительные движения мышц лица) и пантомимическая (выразительные движения конечностей, изменение положения тела в пространстве) активность, голосовые реакции (например, изменение тона голоса) и висцерально-эндокринные реакции (сердечный ритм, частота дыхания, потоотделение и другие вегетативные функции);

· мотивационная, а именно актуализация системы потребностей, мотивов, целей;

· когнитивная, а именно мыслительные процессы, обеспечивающие восприятие, обработку и оценку поступающей информации;

· механизмы социальной адаптации, обеспечивающие речевое поведение и следование социально сформированным правилам.

Если нейрофизиологическая система эмоций задана генетически, то мотивационная, когнитивная и социокоммуникативная составляющие эмоциональных реакций формируются в процессе социализации культурными традициями, групповыми нормами поведения, жизненным опытом и конкретными событиями, подвергаясь жесткому социальному контролю. Как следствие, эмоции становятся важнейшими механизмами не только индивидуальной мотивации и ориентации, но и регулирования взаимоотношений между индивидами.

Когда людей спрашивают об их отношении к окружающим, они, как правило, называют чувства, санкционированные той группой или культурой, к которой они принадлежат. Многие социальные нормы, касающиеся проявления чувств, так глубоко укоренились, что люди не могут позволить себе их нарушать. Телесная экспрессия, сопровождающая эмоциональные переживания, образует своеобразный язык, систему сигналов, посредством которой раскрываются внутреннее состояние человека и значимость для него происходящего; эта информация становится доступной не только самому субъекту переживания, но и тем, кто наблюдает за ним или имеет с ним дело. Демонстрация, распознавание, интерпретация языка эмоций требуют от участников коммуникации немалых физических и интеллектуальных усилий.

Формами эмоциональной экспрессии выступают:

· выразительные (экспрессивные) движения (обнаруживаются в изменениях мимики, тела, голоса, во внешности в целом);

· сложно организованные эмоциональные действия (например, праздничные или траурные ритуалы);

· высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Таким образом, индивидуальные эмоциональные реакции разворачиваются в коммуникативное поведение благодаря «запуску» следующих процессов:

· взаимный отклик партнеров на эмоциональные реакции друг друга;

· наделение эмоциональных реакций смысловым значением;

· социальный контроль над содержанием и формой эмоциональных переживаний.

Процесс обмена эмоциями между участниками межличностного взаимодействия, их истолкования и социального (само)контроля за их проявлением фиксируется понятием «эмоциональная коммуникация». Основные трудности и даже сбои эмоциональной коммуникации вызваны неизбежным противоречием между врожденными и социально приобретенными механизмами функционирования эмоций, а именно неточным, искаженным пониманием или полным непониманием содержания эмоциональных сообщений, направленных партнерами друг другу.

Эмоциональная компетентность и обеспечивающий ее эмоциональный интеллект рассматриваются как рациональный способ управления таким конфликтом, а именно как способность коммуникаторов осознавать содержание собственных эмоций и эмоций партнера по общению и на этом основании осуществлять выбор наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации. Тем самым управление эмоциями рассматривается как навык, который можно приобретать и развивать.

Развитие данного навыка начинается с определения проблем, возникающих в процессе эмоциональной коммуникации. Наиболее важными являются следующие:

• кодирование и декодирование эмоций, т. е. процесс преобразования эмоциональных переживаний в знаковую форму (словесную, невербальную, цифровую, музыкальную и др.) и расшифровка символов, составляющих эмоциональное сообщение;

• наличие жестких границ и норм социального контроля за эмоциональным поведением человека;

• синхронизация и координация эмоциональных реакций в межличностной коммуникации, т. е. использование определенных механизмов межличностной настройки, оказывающих прямое воздействие на сохранение или разрушение коммуникации между людьми.

В случае неудовлетворительного кодирования эмоций могут иметь место:

• отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

• неверное определение эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, страх неудачи - как незаинтересованность);

• неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его недовольство вызвано недостойным поведением других людей, тогда как действительная причина – в отсутствии необходимого внимания со стороны окружающих).

Наличие в культуре жестких правил и запретов на проявление и формывыражения эмоций (при том, что их функциональное назначение вполне понятно) создает серьезные проблемы как для эмоционального самочувствия отдельных людей, так и для процесса эмоциональной коммуникации. К негативным следствиям следует отнести:

• снижение способности к переживанию глубоких чувств;

• утрату навыков выразительного эмоционального поведения;

• дезориентацию партнеров по коммуникации в эмоциональном состоянии друг друга.

Следствиями нарушения синхронности и координированности эмоциональных реакций могут быть:

• ухудшение отношений в результате накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых открыто не говорится;

• трудности в проявлении собственных эмоций и понимании чувств других, снижение самооценки;

• усиление защитных механизмов в общении, в том числе перенесение ответственности за свои эмоции на других, оценка другого как трудного партнера.

Снижение перечисленных негативных следствий в результате сбоев в эмоциональной коммуникации обеспечивается различными приемами, владение которыми демонстрирует уровень развития эмоциональной компетентности.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.