Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-07 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одним из главных выводов современных науки и философии является уразумение ими единства и цельности мироздания. Мировоззрение современной философии носит поэтому целостный, органический характер; оно есть органическое мировоззрение.
Органическое мировоззрение отбрасывает некритическое противоположение «духа» — «материи». В противоположность марксистскому тезису «бытие определяет сознание», в противоположность тезису спиритуализма (известного в СССР под неточным названием «идеализма») «сознание определяет бытие» — оно утверждает взаимодействие «сознания» и «бытия», единство того и другого. Взамен искусственного противоположения духа материи органическое мировоззрение выдвигает реальное противоположение между органическим целым и механической суммой-агрегатом, между организмом и «вещью».
В пределах механической суммы (вещи) господствует механическая причинность. Органическое целое (организм, семья, государство), напротив, несводимо к сумме механических причин — оно или само действует с теми или иными целями, или является продуктом целесообразной деятельности. Для его понимания недостаточно вскрыть позади него стоящие причины — оно может быть окончательно понято лишь из предстоящей ему цели.
Груда камней, например, есть механическая сумма. Дом также может быть понят как механическая сумма кирпичей. Однако его строение носит в себе следы органической, целесообразной деятельности. Дом как вещь может быть понят механически. Но понять смысл дома, его «идею» можно лишь через понимание его как средства для определенных целей.
Организм можно рассматривать как сумму механических процессов. Но понять организм можно лишь через проявляемую им
|
151
целесообразную деятельность, ибо всякое проявление целостно и просто (например, поднятие руки при защите, прыжок и т.д.). В нем участвует весь организм, оно направлено на определенную цель. Иначе говоря, органическое целое не исчерпывается суммой частей и есть именно единое целое.
Антагонизм и противоречия возможны в мире не сами по себе, а лишь в рамках некоего органического целого, и сама борьба возможна только при условии внутренней солидарности в пределах борющихся групп.
Всякий организм, всякое органическое целое есть поэтому «единство множественности» или даже «единство противоположностей». В природном мире роль солидаризующего, органического принципа играет могучий родовой инстинкт. В социальном мире органическая целостность выражает себя в сознательной солидарности, проявляющейся в едином коллективном самосознании (например, «мы — русские») и в служении сверхличным ценностям. Иначе говоря, органическая целостность в социальном мире носит одухотворенный характер. Поэтому закономерности в социальном мире, хотя они и базируются на биологических закономерностях, никак не сводимы целиком к биологии.
Солидарность в социальном мире не создается только «самотеком». Она создается через общую устремленность на общие цели, общие ценности, через которую происходит солидаризация суммы личностей в единое сверхличное «мы». Это означает, что солидарность создается через совместный труд и общее творчество. Однако субъектом этого творчества может быть не любая социальная группа, а лишь органически сложившееся сообщество людей, объединенных общей идеей, которая является предметом их служения. Решающим для образования и развития всякой социальной группы, способной к коллективному творчеству, является, при всех условиях, идейный фактор. Лучшим примером органического сообщества людей, сложившегося в силу природных и исторических условий и в силу этого всегда обладающего хотя бы минимальной естественной солидарностью, — является Нация. И этническое понятие «народ» превращается в «нацию» именно тогда, когда возникает национальное самосознание, то есть когда народ начинает чувствовать себя как бы «коллективной личностью».
|
152
153
Все человеческие сообщества обладают органическим строением и не сводимы к сумме своих членов. Но лишь в семье и в нации эта органическая тенденция достигает столь высокой степени, что непосредственно ощущается каждым членом сообщества. Таким образом, органическое мировоззрение, кладущее в свою основу принцип солидарности, дает обоснование и общенациональной солидарности, достигаемой через общенациональный труд и творчество.
При органическом миросозерцании исчезает, «снимается» сама противоположность между обществом-«коллективом» и личностью. Личность так же невозможна без коллектива, как коллектив без личностей. Органическое миросозерцание понимает всякий социальный процесс как процесс «лично-общественный». Само противоположение личности обществу может возникать лишь в рамках слабо соли-даризованного общества. Поэтому органическое мировоззрение отвергает как индивидуализм, сводящий общество к механической сумме эгоистических атомов-личностей, так и коллективизм, низводящий личность до степени легко заменимого винтика бездушной общественной или государственной машины.
В основе индивидуализма, как и коллективизма, лежит бессознательно принимаемое представление об изначальной враждебности личности и общества, так что примирение между ними может быть достигнуто лишь ценой подавления одной из сторон. Иначе говоря, в основе как индивидуализма, так и коллективизма лежит неорганическое понимание мира как механизма, пагубно проявляющее себя в социально-политической практике.
Современная наука об обществе постепенно уходит от этих упрощающих и тем искажающих жизнь схем. На смену им выдвигается новый принцип — солидарность, в котором и личность, и общество мыслятся как нераздельно связанные друг с другом.
Органическое мировоззрение исторично — оно дает обоснование необратимости'и целостности всякого исторического процесса. История есть для него не ряд принципиально повторимых комбинаций внешних друг другу факторов, при которых прошлое, настоящее и будущее не слиты друг с другом. История есть творческий процесс становления, в котором настоящее обусловлено прошлым опытом и творчески предвосхищает будущее. Органическое миросозерцание понимает и само время не как сумму моментов, но как единство прошлого, настоящего и будущего. Поэтому оно требует
|
индивидуального органического подхода к истории всякой культуры, всякого народа. В своем же практическом применении оно стремится не порывать с лучшими традициями прошлого (традиция в социальном мире — то же, что наследственность в мире органическом) при строительстве новой жизни на основе руководящей идеи.
Личность
В свете своего понимания свободы органическое мировоззрение понимает и личность. Ибо личности как таковой в высшей степени присуща та органическая целостность, которая по существу тождественна свободе. Каждое проявление личности, начиная от простейших поступков и кончая сложнейшими высшими формами ее деятельности и творчества, носит в себе неповторимые индивидуальные черты.
Органическая целостность присуща личности в более глубоком и более богатом смысле, чем биологическому организму. В отличие от биологического организма личность обладает неповторимым своеобразием и самоценностью, единством самосознания, стремлением к свободе и направленностью на абсолютные ценности.
Каждая личность имеет своего бога (хотя бы с малым «б») — ту высшую ценность, которой она служит и которую она полагает, сознательно или бессознательно, за ценность сверхличную, то есть высшую, чем она сама. Вне этого отношения к сверхличным ценностям личность утрачивает свою личностную сущность, превращается в простой индивид.
На способности человеческой личности противопоставлять себя природе и даже своим собственным влечениям и основывается власть человека над природой, его способность делать природу предметом своего познания и действия. Мало того, личность способна соблюдать дистанцию по отношению к себе самой, она способна возвышаться над собой, объективно оценивая саму себя (голос совести) и преодолевать свои собственные природные влечения, ставя себе надоргани-ческие цели, а не только практическую полезность и приятность. Личность в этом смысле, а не в смысле простого произвола, «свободна» и от самой себя, то есть способна к самоопределению.
|
Так как принадлежность к обществу вытекает из природы личности (из ее направленности на сверхличные ценности), а не является по отношению к ней внешним ограничением, то нельзя говорить о
154
принципиальном «ограничении» личности обществом. Хотя это ограничение сплошь и рядом и имеет место в психопатологии общественной жизни, его следует рассматривать лишь как нечто болезненное, столь же частое, как и болезни физические. Напротив, именно в общественном творчестве личность проявляет саму себя. Ибо из строения личности вытекает, что она есть не только «я», но и органический член некоего сверхличного «мы». Такого рода учение о личности, понимающее ее как неразрывное единство «я» и «мы», называется персонализмом. Персонализм представляет собой синтез положительных сторон индивидуализма и коллективизма, будучи при этом свободным от их крайностей. Вместе с индивидуализмом он утверждает своеобразие, самоценность и положительную свободу личности, не делая, однако, подобно индивидуализму из личности идола и не понимая ее как изолированный атом. Вместе с коллективизмом персонализм утверждает органическую включенность личности в общество, не делая из личности простого исполнителя (сознательного или бессознательного) «социальных заказов» безличного «коллектива».
Исторический процесс представляет собой сложный комплекс различных факторов. В этом комплексе участвуют как неорганические факторы (климат, среда, географические условия), так и факторы органические (законы экономики, исторически сложившиеся взаимоотношения общественных группировок, наций, государств и проч.). Однако все эти факторы даны личности как материал ее деятельности и творчества, а вовсе не определяют с необходимостью ее социальное поведение. К тому же наиболее важные факторы, например принадлежность к нации, являются не внешними по отношению к личности силами, а составляют естественное продолжение и дополнение самого ее существа.
Так или иначе, все так называемые «объективные движущие силы» исторического процесса создают лишь систему возможностей. Осуществление же этих возможностей есть дело так называемого «субъективного фактора», то есть человеческой личности, одушевленной идеей.
Исторический процесс органичен и сложен. Низшие, простейшие факторы играют в нем роль материала, но высшим, синтезирующим началом в истории является человеческая личность. Экономика неотделима от человека, она есть форма человеческой деятельности, один из материалов исторического синтеза. Не существует поэтому
|
155
никаких «железных законов», роковым и неумолимым образом предопределяющих собой ход и направление исторического процесса. Эти положения, однако, менее всего означают произвольность исторического процесса. Исторический процесс тем более механичен (и личность в нем тем менее свободна), чем более он приближается к взаимодействию внешних друг другу факторов. И исторический процесс тем органичнее, чем более высокими идеями руководствуются в нем исторические деятели. Ибо полноценным и сознательным носителем идеи является именно личность, часто сообщающая историческому процессу новое направление. Никакая схема, никакой строй не дадут человеку ни капли счастья, не улучшат человеческих отношений, если не будет любви, правды и честности, которые могут быть достигнуты, хотя бы частично, только в результате личного совершенствования, духовного развития человека. В прямой и непосредственной зависимости от этого стоит реальность или нереальность общественного идеала, прогрессивность того или иного общества, установление правды человеческих отношений.
Новое учение о личности и обществе, долженствующее заменить собой дискредитировавший себя марксизм, но учитывающее при этом положительную и творческую роль личности и идейных факторов, тем самым приведет к раскрепощению и освобождению живой и самостоятельной творческой человеческой личности. Не безличный коллектив, а органическое общество (нация), дающее простор личной инициативе, личному творчеству и личной совести, является обществом будущего. Ибо если общество по своей природе солидарис-тично, то личность по своей сущности свободна.
Творчество и труд
<...> К творчеству способен не каждый коллектив, а лишь такой, который по самой своей природе солидарен, то есть прежде всего — Нация. Нации в высшей степени присуща органическая целостность, в силу чего можно без преувеличения называть нацию коллективной личностью.
Как коллективная личность Нация способна и к солидарному творчеству. Именно солидарное творчество и является тем началом, которое создает единство Нации. И лишь та нация достигает исторического бессмертия, которая проявила себя в коллективном творчестве, в борьбе за выявление и сохранение своего неповторимого лица.
156
Приобщаясь к делу общенационального строительства и творчества, личность сама чувствует свою солидарную принадлежность не только к настоящему своей нации, но и к ее прошлому и будущему. И исторически бессмертна может быть лишь та нация, члены которой ощущают ее прошлое как свое собственное и которые в самих себе чувствуют ответственность за будущее.
Нация
Высшим общественным образованием в жизни человеческого общества, на современном этапе его развития, является Нация. Как мы уже отмечали, народность становится нацией, когда осознает себя как таковую, осознает свое неповторимое историческое лицо. Например, англосаксонцы в Северной Америке в конце XVIII века осознали себя особой американской нацией, отличной от английской; в войне за независимость это новое национальное самосознание получило свое оформление в виде нового государства — Северо-Американских Штатов. Германская народность как целое была в течение столетий этнографическим понятием; рост германского национального самосознания в XIX веке привел к слиянию германских государств в единую Германию, национальное государство единой германской нации.
Нацию могут образовывать одна народность или же несколько народностей. Русская народность, совместно с народностями России, числом свыше 150, имеющими в ее пределах свои исторические территории, образовывает Российскую нацию.
Нация есть органическое объединение людей, часто даже и разных народностей, осознавших свое единство, создающих свою собственную культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью экономики, государственных и духовных интересов, общим историческим прошлым и, главное, единым устремлением на будущее. Народность претворяется в нацию, когда ее бессознательное этническое творчество становится сознательным культурным, правовым, материальным и государственным творчеством.
Единство нации не исключает ее расслоения на отдельные общественные слои. Органически возникшими составными частями нации являются трудовые группы и сообщества, переходящие в целые социальные слои. Каждый из этих слоев берет на себя часть общенациональных функций, сотрудничая с другими группами в процессе общенационального творчества. Но это расслоение носит вторичный,
157
служебный характер, ибо сами общественные слои образуются внутри нации и в порядке обслуживания ее жизни и развития. Поэтому, например, «идея международной классовой солидарности», исходящая из мифа о каком-то едином всемирном «классе», неправильна и вредна, так как она чрезвычайно переоценивает возможные отдельные проявления профессиональной солидарности, считая их едва ли не единственной движущей силой социальной жизни.
Каждая нация — своеобразный и самобытный культурный мир. Национальное творчество — совокупность творчества всех людей, принадлежащих к бесконечному ряду поколений данной нации. И обратно, творчество каждого человека находится под влиянием духа своей нации. Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой создали не только русскую литературу. Их творчество выявило русское своеобразие, смысл русской культуры, идею русского исторического пути, открыв вместе с тем человечеству новые горизонты. И так было во все времена истории человечества: всякое творчество национально в основе своей, но в то же время именно через национальное творчество лежит путь к всечеловечности.
Носителями идеи национального единства были преимущественно отдельные люди, умевшие возвыситься над местными или узкосословными взглядами и интересами. В массах же волевое национальное чувство пробуждалось преимущественно во времена опасности извне. Это национальное чувство получало иногда необычайную силу (например, русский народ переживал такой подъем национального чувства в Смутное время ив 1812 году).
История знает различные типы национальных культур, нам известны культуры египетская, греческая, римская, западноевропейская и др. Особое место в мире занимает русская культура, впитавшая в себя и европейские, и азиатские элементы, творчески их преобразившая и восполнившая и распространившаяся на всю великую Евразийскую низменность. Ее своеобразие очевидно — ей чужды формализм и законченность культуры западной, но зато она с особой силой выражает стремление к извечным ценностям добра и правды. В общероссийской культуре русская культура играет роль цемента, всепроникающего и объединяющего фактора. Грузины и калмыки, татары и народы Коми, сохраняя свою народную самобытность, объединяются русской культурой в единое общероссийское национальное целое, сами внося в него свой вклад. Каждая нация имеет свое место и
158
значение в общечеловеческой истории, внося свой неповторимый, ей только присущий вклад в сокровищницу мировой культуры. Тем самым каждая нация призвана к служению и всему человечеству. Потому противоестественно и вредно всякое проявление шовинизма (нездоровой ненависти и огульного отрицания положительных качеств в других нациях), который есть по существу глубоко антинациональное явление. Шовинизм вредит в первую очередь той нации, в среде которой он появляется, ибо он изолирует нацию, отталкивает ее от ощущения чужих ценностей, прививает замкнутость, узость и ограниченность, а тем самым снижает и приостанавливает естественное творческое развитие нации. Не шовинизмом, а здоровым национализмом (народным патриотизмом) должна быть проникнута жизнь нации. Не шовинизмом — если она имеет желание и силы обеспечить свое настоящее и будущее. Национализм есть понимание своего гражданства не только как принадлежности, но и как служения своей стране, своей нации, а через свою нацию — и всему человечеству.
Нация и творимая ею национальная государственность крепки лишь тогда, когда они проникнуты здоровым национализмом граждан. Отсутствие последнего грозит национальной катастрофой в годы испытаний. Так, неизвестно, как бы мы пережили Смутное время и не стала ли бы Русь польской колонией, не будь Минина и Пожарского, не будь жертвенного национализма многих других россиян. Крестьянин, строивший свой дом в девственных лесах русского Севера, казак, расширявший и охранявший южные границы страны, московские великие князья, по кускам собиравшие русскую землю, — все они вместе определили своими трудами судьбы нашей нации. Сознание национальной исторической преемственности, сознание своего долга перед страной, любовь к Родине, труд и творчество, из этих чувств проистекающие, определяют судьбу и направляют жизнь нации.
Процесс создания и осознания российской нации еще не закончен. Если можно говорить о том, что основные — геополитические — предпосылки национального единства созданы нашей многовековой историей, то процесс осознания и выявления себя как целого еще идет, и только в случае правильного пути нашего развития он дойдет до своей полноты. Наша Родина — Россия. Наша нация — Российская нация. Наше историческое прошлое поможет нам уяснить пути нашего служения Родине, но судьбы ее определяются только нашими делами, нашим трудом, нашим творческим служением.
159
Роман Редлих
НАЦИОНАЛИЗМ И СОЛИДАРИЗМ
«Нация — неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития», писал Ленин, отражая распространенный в его время взгляд. Ибо даже и теперь, открыв какой-нибудь справочник на словах «нация», «национализм», «национальная государственность», мы скорее всего найдем в нем справку о том, что явление национализма и создание национальной государственности проявило себя в эпоху Великой французской революции как феномен европейской культуры. На место суверенитета монарха выдвинулся тогда суверенитет народа-нации, полновластного хозяина заселенной им территории. Понятие демократии, народоправства тесно связалось тогда с понятием самоуправляющегося демоса, революционным путем переносящего на себя прежние права монарха. На место династической державы становится национальное государство, «буржуазное национальное государство», на языке социалистов*.
Эта форма государственной жизни господствует в современной политической жизни настолько, что и социалистические державы признают ее основой международных отношений. И, однако, именно она и сложившаяся в прошлом веке национальная идеология переживают в настоящее время кризис. Приведшее к мировой войне национальное соперничество, последовавшее за ней обострение национальной розни, а в еще большей степени — новая мировая война и ужасы национал-социализма заставили многих усомниться в ценности национальных привязанностей.
Национальная гордость перестала представляться само собой разумеющимся спутником национальной культуры, национальная государственность перестала оцениваться как желательный результат исторического развития, нация перестала казаться ценностью, ради которой стоит приносить жертвы. Маятник качнулся в другую сторону. В Европе поняли, что если национальное чувство может служить
Вопрос о национализме отчасти изучен, и познакомиться с результатами этого изучения можно по многим источникам, например: Neumann F. Y. Volk und Nation. Lpz., 1888; Hayes C.J.H. Evolution of modern Nationalism. N.Y., 1933; KohnH. The Idea of Nationalism. N.Y., 1944; Deutsch K. W. Nationalism and Social Communication. Cambridge, 1953; Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. 1960.— P.P.
160
опорой демократии (народ-суверен), то оно же может вести и к диктатуре вождя, объединяющего в себе волю народа.
Однако пока это поняли, национализм успел уже выйти за пределы Европы. Империализм великих европейских держав вывез его в колонии, вместе с хозяйством и культурой. Национализм переместился из Европы в так называемый «третий мир» «развивающихся народов», и национальная рознь и национальное соперничество бушуют там сейчас не меньше, чем в свое время в Европе. Число суверенных национальных государств с 1945 года увеличилось больше чем вдвое, и список народов, стремящихся к собственной национальной государственности, отнюдь не исчерпан. Да и приведшее к двум мировым войнам европейское национальное соперничество тоже еще не угасло. Оно и сейчас еще тормозит объединение этого материка в политическую конфедерацию.
Все это заставляет задуматься и поставить вопрос: верно ли начинать разговор о национализме и национальном государстве с образования капиталистического общества? Верно ли связывать национальную государственность с демократией прошлого и нынешнего века? Или отождествлять национализм с фашизмом и расизмом? Не нужно ли копнуть глубже и рассмотреть элементы национальных привязанностей и национального самосознания во всем ходе истории человечества?
Ибо составные элементы национализма, национальные связи и национальное жизнечувствие прослеживаются в глубину тысячелетий и не отмирают с так называемым буржуазным обществом. И сейчас, когда перед человечеством во весь рост встала задача устройства мира как целого, встает и задача найти в нем достойное место свойственной человеку любви к своей родине и к своему народу, в ценности которой не приходится сомневаться.
Все знают, что национальное чувство бывает двигателем благороднейших поступков. Пойти на жертву для Родины, потрудиться во славу Отечества и даже погибнуть за свою страну, за свой народ — не просто красивые фразы. Но все знают также, что та же страстная привязанность к своему может стать источником высокомерного презрения и нелюбви к чужому. Как всякое подлинное чувство, любовь к своей нации может принимать и положительные, и отрицательные формы. И, оценивая комплекс идей, связанных с национальным чувством, мы думаем порой о разных вещах. Одни из нас расценивают национализм как добродетель, другие — как порок.
161
Это отношение отражается, кстати сказать, даже в словоупотреблении, когда добрые национальные чувства пытаются обозначить одним словом, а дурные — другим. Многие склонны, например, говорить, что «патриотизм» — это хорошо, это любовь к Отечеству, это готовность трудиться и жертвовать на благо своей страны и народа. А вот «ксенофобия», «шовинизм» (а для некоторых и «национализм») — это плохо, это нелюбовь к чужому и чуждому, это стремление возвеличить себя за счет других, это источник национальной розни, вражды, взаимной ненависти и истребительных войн.
Но это различение по меньшей мере условно. Национализм — это целый комплекс настроений и чувств, и убрать из него все плохое, оставив только хорошее, нельзя хотя бы уже потому, что преувеличенная добродетель слишком часто становится пороком. Попытки политической мысли первой половины нашего века анализировать национальные начала, противопоставляя демократическое народолю-бие авторитарно-агрессивным формам национального бытия, нужно отбросить. Словом «национализм» приходится обозначать весь комплекс идей и чувствований, выражающийся в том, что принято называть национальной политикой, защитой национальных интересов, политическим поведением, направленным на национальные цели. И последней (хотя в своем роде классической) работой старой школы можно признать вышедшую в 1944 году книгу Кона «Идея национализма», в которой очень последовательно проводится противопоставление западноевропейского демократического национализма национализму восточноевропейскому и азиатскому, склонному к авторитарному правлению и коллективизму, а в крайних европеизированных его формах — к фашизму.
Блестящая в своем роде работа Кона не выдержала, однако, научной критики. Кону справедливо указали хотя бы на отнюдь не демократические проявления национальных чувств британских, французских, голландских колонизаторов, на истребление индейцев и расовую проблему в Америке. Указали на свободолюбие поляков и освободительную борьбу на Балканах.
В ходе полемики, кроме того, уяснилось, что нациологическое исследование и вообще не следует ограничивать новейшей историей Европы; что можно, конечно, различать между гегемониальным или воинствующим национализмом многочисленных и сильных народов, способных к территориальной и культурной экспансии, и
162
163
сепаратистским национализмом народов малочисленных и слабых, стремящихся отстоять свое национальное лицо путем отграничения от соседей, но что эти различения вторичны и диктуются не столько самим чувством национальной принадлежности, сколько обстановкой и обстоятельствами, в которых оно себя проявляет; причем встает еще и вопрос о носителях того или иного вида национальных идей и чувствований, ибо и внутри нации национализм может принимать разные формы. Национальное чувство офицера, безусловно, отличается от национального чувства крестьянина, а Маркс хоть, конечно, ошибочно, но учил же, что у пролетариев и вообще нет отечества.
***
Нация может и должна быть самоуправляющимся демосом, сообществом равноправных граждан. Но нация — не просто население определенной территории. Солидаристы отнюдь не одиноки в своем отрицании социального атомизма. Сейчас, во второй половине XX века, мало кто станет утверждать, что общество — это простая сумма входящих в него индивидов. Общество — всякое общество, от первобытного рода до современного человечества — это всегда сложное иерархическое многоединство, более или менее совершенное органическое целое, система, состоящая из ряда меньших, но столь же органических сообществ, ассоциаций, организаций, коллективов, из которых каждый преследует свои цели, имеет свой собственный характер, собственное строение, собственную индивидуальную историю и судьбу.
Органические системы, в отличие от механических, никогда не бывают замкнутыми. Они непременно находятся во взаимодействии с внешней, окружающей их средой, с другими системами. Это системы открытые, то есть сами являющиеся частью других систем, причем таким образом, что само понятие «внешней» и «окружающей» среды, выработанное в эпоху атомистического мышления, требует здесь пересмотра. То, с чем взаимодействуют открытые социальные систе-, мы, общественные группы и организации, перестает быть внешним, входит внутрь них; способность открытой системы вбирать в себя ] «внешние» элементы — непременная предпосылка ее бытия, от кото- ] рой ее можно абстрагировать только искусственно.
Далее, органические системы характеризуются своей историч- \ ностью. Для замкнутой механической системы прошлое не имеет j
значения. <...> Для понимания же настоящего органической системы нужно знать ее прошлое, ее историю, ибо всякая органическая система обладает тем, что Дриш* обозначил как «исторический базис реакции»; она обладает памятью: биологической, душевной или социальной. Настоящее в органическом процессе не может быть абстрагировано, оторвано от прошлого.
И наконец, всякое органическое, а особенно социальное целое есть действующее целесообразное единство множественности. Части целого сами суть органические единства. А каждое социальное целое, как правило, входит частью в другое, объемлющее его социальное целое.
Для Локка, Монтескье и Руссо, для Вашингтона и Робеспьера общество представлялось суммой входящих в него свободных лиц, а общая воля — равнодействующей их свободных воль. Но и для Прудона и Маркса общество, класс есть сумма составляющих этот класс гомогенных индивидов, классовое сознание и классовая воля которых вырастают на почве именно однотипности, одинаковости их классовых интересов.
И либералы, и социалисты придерживались современных им теорий социального атомизма; личность была для них социальным атомом и, как таковая, противостояла обществу. Теоретическая мысль, положенная в основу общественного и государственного устройства нашего времени, как в демократических, так и в социалистических странах, до сих пор словно зачарована противостоянием «личность — общество», причем либеральная демократия стремится в первую очередь удовлетворить требования личности, в то время как социалисты ставят во главу угла интересы общества, не видя в нем тех органических целостностей, из которых оно на самом деле состоит.
Солидаристический взгляд на общество, с его вниманием к проблемам коммуникации и к образованию малых сообществ, представляет собой преодоление социального атомизма, вполне согласующееся с современной плюралистической социологией, которая рассматривает общество как систему открытых органических структур. Солидаристы ясно видят, что элементы первозданной солидарности пронизывают все социальное бытие и присутствуют в любом общественном союзе.
* Ханс Дриш (1867-1941) — немецкий биолог и философ. — Прим. ред.
164
Семья и нация занимают тут, однако, особое место. Возникшие на биологической основе, сообщества эти проходят сквозь всю историю человеческого рода. Все развитие человеческого общества вливалось до сих пор именно в формы семьи и нации. И хотя современная семья, живущая где-нибудь на седьмом этаже в многоквартирном доме большого города, и современная нация, гордая собственной национальной культурой и государственностью, сильно отличаются от семьи — рода — племени — народа прошлых тысячелетий, значение семейной и национальной принадлежности от этого не уменьшается. Есть, разумеется, исключения, но, как правило, семья и семейные отношения продолжают занимать в личной жизни каждого из нас одно из важнейших мест, а национальная государственность продолжает лежать в основе международных отношений, и думается, что и мировое правительство — если человечество сумеет его создать — не отменит ее, как возникновение государственности не отменило в свое время семьи.
Ибо в отличие от большинства общественных организаций, создаваемых для определенных целей и на основе определенных интересов, национальное единство складывается стихийно. В народ не вступают — в нем рождаются. В сознании национальной солидарности, как и в сознании привязанности к своей семье, лежит не только общность вкусов и интересов, но и общность судьбы. К своей стране и к своему народу человек привязан не расчетом, а сердцем, национальная общность принадлежит к кругу интимнейших и прочнейших связей между людьми. Национальная солидарность, подобно семейной, сопровождает человека всю жизнь. Отречься от своего народа — значит отречься от части своей души.
В соответствии с этим во введении к «Программе НТО» нация определяется как «органическое объединение людей, сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных стремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и, главное, единым устремлением на будущее».
Национальное творчество представляется нам поэтому не только совокупностью творчества современников, но и творческим наследием всех предыдущих поколений, а национальное чувство есть любовь к историческому облику и творчеству своей нации, вера в ее духовное призвание и воля к ее творческому расцвету. Национализм, отсюда, есть
165
система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли. Национализм становится, таким образом, системой ориентации человека в мире.
Понятно, что в этом зрелом и осознанном виде национализм существовал не всегда. Национальное чувство лишь очень медленно и постепенно вырастало из чувства родовой — племенной — народной солидарности. Но отграничение своих от чужих вошло в мир вместе с человеком и вызвало ту перекличку солидарности и вражды, войны и мира, торгового и культурного обмена, которую мы называем историей. И признаки национального жизнечувствия наблюдаются у всех известных историкам племен и народов.
Правда, это жизнечувствие принимает настолько разнообразные формы, что говорить о национализме вообще имеет мало смысла. У каждой нации свое, именно ей присущее, национальное жизнечувствие, и национализмов, если хотите, ровно столько же, сколько наций. Национальное самосознание у каждого народа в каждую историческую эпоху свое особенное, хочется сказать «индивидуальное». Да оно и есть индивидуальное в той мере, в какой данный народ является личностью. Национальное самосознание изменяется так же, как и самосознание отдельного человека: смутное в детстве, оно постепенно приобретает ясность и четкость, а в зависимости от привычных реакций и выработанных свойств характера стилизует и окружающий мир, и самое себя. Дистанция между «быть» и «казаться», и по отношению к самому себе, и по отношению к окружающим, у разных народов так же различна, как и у отдельных людей. Как и отдельные люди, народы всегда не таковы или не совсем таковы, как думают о них соседи, да и они сами. Самооценки ч
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!