Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 159 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
<...> В конце февраля 1917 года произошел политический переворот. С того времени протекло два с половиной года. Сколько ужасов свершилось за это время! Какие опыты проделаны! Какие страшные результаты!
Теперь, когда упорною борьбой с насильниками вновь восстанавливается Россия, надо бросить взгляд назад, посмотреть, что и как происходило и что получилось в той области русской жизни, в которой страсти кипели всего сильнее, — в хозяйстве России.
126
А.Д. Билимович
Уже до переворота хозяйственная жизнь России вследствие тяжелой затянувшейся войны находилась в очень трудном положении и была сильно расшатана. Трудности военного времени сказались во всех воюющих странах. У нас они в некоторых отношениях проявились даже в более тяжелой форме, потому что ко всем бедствиям присоединилась неорганизованность. А война требовала большой выдержки от всех слоев населения, требовала создания, проведения в жизнь и длительного поддерживания строго продуманной организации очень крупного масштаба.
Но перед тем, что началось после февральского переворота, побледнели все последствия войны.
Перевернуты были вверх дном все существовавшие до того отношения. Исчезла власть, остался лишь призрак ее. Душа народных масс под влиянием идей и обстановки революции потемнела, все чистое было заглушено, на первый план выдвинулось завистливое, корыстное, жестокое начало. <...>
Наконец в конце октября 1917 года, лишенное всякой моральной поддержки и предавшее в лице генерала Корнилова ту реальную силу, на которую оно могло опереться, было свергнуто правительство Керенского. Место его заняли большевики: Ленин, Троцкий и многие, многие другие того же рода.
|
Тогда произошел новый обвал событий, который смел на своем пути и похоронил под своими глыбами целые отрасли хозяйственной деятельности. Этот обвал во многом повторил то, что происходило в других странах в периоды революций. Но он обнаружил и много ужасных особенностей, отразивших условия жизни России и характер ее населения. Вспоминаются слова Пушкина, написанные им по поводу Пугачевского бунта («Капитанская дочка»): «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас всевозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим и своя шейка — копейка, и чужая головушка — полушка». <...>
Разрушение хозяйства и хозяйственное изуверство, принесенные с собою революцией и достигшие крайней формы при большевиках, проявились в разных местах России и в разных отраслях хозяйства крайне разнообразно. Но все эти явления получают общее объяснение, если ключом для него взять два условия, при которых течет в эту эпоху хозяйственная жизнь.
Революция, большевики и хозяйство России
127
Первым из этих условий является победа начала анархии над началом власти. Свержение всякой власти и разлив анархии проявился во всех областях жизни: в армии, государственном управлении, в области права и т.д. То же в самой резкой форме сказалось и в хозяйственной жизни.
Большевики в конце концов сами поняли губительность анархии, когда последствия ее начали обрушиваться на их собственные головы. С неслыханной жестокостью они начали утверждать свою большевицкую власть. Они попирали при этом и попирают до сих пор все самые основные и насущнейшие права человеческой личности — те права, о которых они в свое время, увлекая за собой народ, наговорили так много громких лживых фраз. Однако выросшие из недр анархии, родившие эту анархию большевики, естественно, оказались бессильными в борьбе с нею. Чем круче были их меры, тем шире разливалась анархия. А с нею дальше и дальше разрушалось хозяйство страны.
|
Вторым условием является отодвигание на задний план, даже полное забвение производства и сосредоточение всего внимания на распределении. Выдвигание на передний план распределения и забвение производства вообще отличало тех, кто в России говорил и писал о хозяйстве. Поэтому так медленно двигалось у нас вперед производство и так бедна была в общем страна...
Но произошла революция. И вот производство было совершенно забыто, внимание сосредоточилось исключительно на вопросах распределения. Ненависть к имущественному неравенству, идея всеобщего уравнения охватила умы. Большевики и социалисты-революционеры с колоссальной энергией разжигали эту ненависть. «Уравнительная страсть» сделалась основной движущей силой для народных масс. Под влиянием этой силы стали складываться хозяйственные явления.
Произошел бунт людей против того, что высказано на первых страницах книги бытия человеческого рода, как слово Божьего гнева и Божьего суда над согрешившим человеком: «Проклята будет земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нея во все дни жизни твоей... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:17-19). Люди не захотели «в поте лица своего» создавать продукты. Каждый пожелал лишь делить и получать. Производство сменилось разгромами и грабежом. Разрушение хозяйства, всеобщая нищета и голод, буквально вымирание людей от голода — были последствиями.
128
А.Д. Билимович
Просмотрим отдельные отрасли хозяйства.
Сельское хозяйство. Здесь с первых же месяцев революции начало проявляться, постепенно нарастая, разрушение производства. Создание земельных комитетов с правом приостанавливать действия частных владельцев по распоряжению и пользованию их землями и правом изъятия этих земель из частных рук. Позже — запрещение сделок с сельскохозяйственными недвижимыми имуществами. Действия министра социалиста-революционера Чернова, поощрявшего захваты земель. Наконец, конфискация частновладельческих земель. И, как последнее слово революционного творчества, издание закона Ленина о социализации земли. <...>
Вместе с этими распоряжениями, а часто опережая их, текли явления сельской анархии. Самовольная пастьба на чужих выгонах, лугах и в лесах; принудительные аренды по произвольным ценам; захват чужих полей и лугов; запрещение рубки леса владельцам и самовольные порубки; наконец, разгромы имений, расхищение инвентаря и магазинов, разорение, поджог усадеб, убийства владельцев, управляющих и их семейств — таковы проявления этой анархии. В первую голову они коснулись помещичьих хозяйств, но это было лишь начало. События потекли дальше. Началось отнимание земли от зажиточных крестьян, хуторян, отрубщиков, купивших землю через Крестьянский Банк; стали расхищать и разорять их хозяйства. <...>
|
Началась уравнительная душевая нарезка всей помещичьей и крестьянской земли по целым волостям. При этом, так как из городов вследствие голода бежало в деревню много рабочего люда, в некоторых местах на душу пришлись совершенно ничтожные клочки земли. В одном месте Воронежской губернии, то есть губернии сравнительно обеспеченной землей, после такого уравнительного «черного передела» получилось по 1440 кв. саж. в трех полях, или по 480 кв. саж. в одном поле. Самое распределение земли по предписаниям советских властей произведено было подчас крайне нецелесообразно. Иногда дополнительные прирезки при всеобщем «земельном уравнении» отведены за 10—20 верст от селения. Благодаря всему этому ожидания крестьян, связанные с переделом помещичьих земель, оказались несбывшимися. И крестьяне с недоумением говорят, что «земля куда-то провалилась». <...>
При этом, пытаясь создать новый земельный строй на началах социализации земли, упустили из виду ту роль, которую играет в современных человеческих обществах собственность на землю.
Революция, большевики и хозяйство России
129
Собственность эта подвергалась в истории и подвергается далее изменениям. Но она есть выработанный долгим историческим путем, может быть, далекий от совершенства, однако до сих пор ничем не превзойденный и при нынешнем развитии народа ничем другим не заменимый аппарат мирного, без междоусобной брани и взаимной резни распределения земли между собой большими массами людей. Забыли, далее, что нахождение земли в собственности, и именно держание земли на праве частной собственности, есть вместе с тем та форма владения землею, которая до сих пор, при существующей природе человека, более всего соответствует самому лучшему использованию земли для производства. По этому поводу мы позволим себе привести знаменитое изречение выдающегося английского агронома Артура Юнга: «Дайте человеку в прочное владение черную скалу, он обратит ее в сад; дайте ему по девятилетнему контракту сад, он обратит его в пустыню». <...>
|
Необходимость существования собственности на землю, однако, еще не предрешает того, в руках каких собственников должна при этом находиться земля. <...> В последнее время все более увеличиваются роль и значение мелкого и особенно среднего крестьянского землевладения. В эту сторону земля и передвигается постепенно во всех странах при помощи продаж и покупок. В эту же сторону передвигалась земля и у нас, в России, путем продажи помещичьей земли крестьянам. Особенно ускорился этот переход благодаря развитию деятельности Крестьянского Банка. Но после тягчайшей войны, во время которой население принесло бесчисленные жертвы, после величайшей смуты, пережитой в годы революции, в труднейший исторический момент, когда необходимо восстанавливать государство, а этого нельзя сделать без установления в нем социального мира, — в такое время значительная часть крупного землевладения должна быть быстро передвинута в руки мелких и средних хозяев-крестьян. Так диктуется необходимость земельной реформы с применением принудительного отчуждения земли.
Но такое массовое передвижение земли, чтобы не зажечь вновь общий пожар и не подорвать возможности возрождения сельскохозяйственного производства, должно быть произведено при наличности прочной власти и с большой вдумчивостью. Переход земли должен произойти на основании точного закона, определяющего, у кого сколько земли отрезается и кому сколько из нее дается. Земля должна перейти не в виде дарового подарка, а за правильно установленную
130
А.Д. Билимович
плату. Приобретающие землю должны получить ее на праве собственности; им должен быть дан обеспечивающий их права крепостной документ, та «синяя бумага», о которой мечтает все разумное крестьянство, потерявшее веру в самовольные захваты и даровую раздачу земли различными революционными властями.
Кроме того, должно быть учтено следующее: владельческое хозяйство выше технически, оно отличается лучшей обработкой земли и более высокими урожаями. Затем, крестьянский хлеб в главной массе потребляется в собственных хозяйствах, тогда как хлеб более крупных владений поступает почти полностью на рынок и обеспечивает снабжение городов, фабрично-заводского населения и вывоз за границу. Далее, столь важная отрасль хозяйства, как свеклосахарная промышленность, две трети свеклы получала из владельческих и заводских хозяйств. С разрушением этих хозяйств производство сахара до того сократилось, что многие места России, в которых фунт сахара стоил до войны от 14 до 16 копеек, забыли о том, что такое сахар.
|
То же надо сказать и о винокуренной промышленности. <...>
Подводя итог всему сказанному о сельском хозяйстве, можно прийти к следующему выводу. Пережитая анархия и забвение производства определенно указывают, где лежит путь спасения от дальнейших ужасов разрушения. Это: 1) укрепление и поддержание прочной власти, права, охраны имущества и плодов человеческого труда; 2) проведение земельной реформы, но вместе с этим обращение главного внимания на забытое производство. Пора перестать думать, что все дело в одной земельной реформе, что одно распределение земли обеспечит все. Необходимо позаботиться о проведении в жизнь широких мер для поднятия сельскохозяйственной культуры. Сюда относятся поднятие образования сельского населения, в том числе обучение его сельскому хозяйству, земельные улучшения (мелиорация), возобновление прерванного войной и революцией землеустройства, правильная постановка переселений, развитие кредита и целый ряд мер по снабжению сельских хозяев всем необходимым для ведения их промысла.
Промышленность. В ней также произошли явления анархии. Они начались насилиями со стороны рабочих над администрацией предприятий, далее пошли многочисленные забастовки, наконец предприятия были взяты у владельцев. Сперва они перешли в руки рабочих комитетов, а позже национализированы. В результате всего этого целый ряд предприятий совершенно развален, а имевшиеся в
131
них запасы готовых продуктов, сырья и топлива нередко были попросту распроданы рабочими. Распределение и здесь отодвинуло на задний план заботу о производстве. Началась ожесточенная борьба рабочих за прибыль предпринимателя <...> Вместе с повышением зарплаты шло сокращение рабочего дня до 8, а во многих случаях до 7 и 6 часов. Но даже в эти часы не столько шла работа, сколько прогулы, собрания и митинги. Этому способствовал переход от сдельной платы к повременной, при которой рабочий не заинтересован в количестве вырабатываемого им продукта. Последнее обстоятельство, при невозможности увольнять нерадивых рабочих, повело к небывалому падению интенсивности труда и его производительности. <...>
Спасение и здесь лежит в восстановлении власти и права, с одной стороны, и восстановлении производства путем повышения производительности труда, ремонта предприятий, снабжения их топливом и сырьем — с другой.
Железные дороги. Здесь также установилось господство анархии. Она охватила и служащих, и те толпы солдат, которые осаждали поезда и станции железной дороги, и без того подорванные войной и оказавшиеся разрушенными. Вместе с тем вся забота служебного персонала и рабочих мастерских была направлена исключительно на увеличение своих окладов и организацию различных революционных комитетов. <...>
Торговля. Общая хозяйственная анархия глубоко затронула и торговлю. Еще до переворота торговля была подорвана различными мерами военного времени. Революция завершила разрушение торговли. Большевики поставили окончательную точку над i, закрыв частные магазины и объявив торговлю национализированной. Это совершенно нарушило товарообмен и еще более усилило производственные затруднения <...> Когда же торговля была национализирована, то все снабжение свелось к привилегированному кормлению комиссаров и некоторых групп пролетариата за счет голода остального населения. На этой почве выросло мешочничество и профессиональная спекуляция. <...>
Ко всем тягостям присоединилось вызванное революционным распадом раздробление России. Это породило полный паралич товарообмена между частями государства. Последствия его сказываются до сих пор даже в тех областях, которые уже освобождены от большевиков (Кубань и др.). И исчезнут эти последствия лишь тогда, когда с восстановлением трудового процесса по обширному
132
133
воссоединенному государству вновь начнет веять дух свободы торговли и свободного обмена товаров на протяжении всей Российской территории.
Деньги. За время войны денежная система расстроена почти во всех воевавших государствах. Но то разрушение, которое испытала русская денежная система в результате революции и особенно в период господства большевиков, превосходит все. <...>
В этот период печатание денег превзошло все, что когда бы то ни было и где бы то ни было имело место. Большевики скрывают истинное число своих выпусков. Но к половине 1919 года их выпуски, вместе с иными деньгами, выпущенными в разных частях России, исчисляются в сумме от 150 до 200 миллиардов рублей. Великая французская революция, прославившаяся печатанием бумажных денег, бледнеет перед болыневицкой революцией. Выпуски Франции составляли всего около 50 миллиардов франков (франк = 37 коп.). Далее, третий период был периодом растраты золотого фонда России. Часть его в 600 миллионов рублей была спасена чехословаками и теперь находится у адмирала Колчака, но другая часть была выдана большевиками Германии и лишь после победы союзников, по их настоянию, перевезена во Францию; что же касается остального золота, то о нем хранится подозрительное глубокое молчание. Затем, третий период отличается дальнейшим стремительным падением курса рубля и неудержимым ростом цен в России. Курс упал до 10 и местами даже до 5 копеек за рубль. В последнее время некоторые страны даже вовсе не обменивают русских денег. <...>
Таков <...> тот хаос в области денежного обращения, который порожден революцией и большевицким разорением государства. Последствия этого пьют все области России, в том числе и освобожденные уже от большевиков, потому что, пока большевики не сломлены и печатные станки не вырваны из их рук, они продолжают наводнение страны своими денежными знаками. Но и после этого еще не скоро новая власть в состоянии будет наладить вконец испорченную денежную систему.
Финансы государства. В этой области хозяйства России обнаружились те же явления анархии, которые мы видели во всех других областях. Вместе с тем никто не пожелал поддержать государственную казну аккуратной уплатой следуемых с него налогов и сборов; каждый старался уклониться от них и все свое внимание направил
на то, чтобы вырвать у государства возможно большее в свою пользу. <...>
А после захвата власти большевиками государственные средства стали откровенно расхищаться, государственный кредит был окончательно подорван признанием уничтоженными заключенных займов и прекращением оплаты купонов.
Итак, во всех областях хозяйства проявились в самых ужасных формах: 1) анархия и 2) нежелание вести трудовую производительную деятельность, исключительное сосредоточение внимания на распределении имеющихся благ, принявшем в конце концов вид простого массового грабежа. Это и привело хозяйство страны к разрушению, которое мы наблюдаем в настоящее время и которое, как тяжкое наследие, принимает новая власть, свергающая большевиков.
В связи с этим вырисовались и две основные задачи, в разрешении которых лежит оздоровление хозяйств. Это: 1) задача поддержания и укрепления новой власти и 2) задача восстановления производства, неразрывно связанная с восстановлением попранного принципа собственности.
Обе эти задачи уже разрешаются страной. Новая власть, рожденная небольшим числом благороднейших героев, уже создала мощные армии; на сторону этой власти и этих армий переходят все большие и большие массы населения, после того как их захватила анархия и на них распространились ее ужасы. Идея необходимости производства и прочной собственности рождается в муках голода и массовой нищеты. Жестокое и неумолимое поворачивание жерновов экономических законов приводит к разрешению указанных выше задач. Громадная страна с многомиллионным населением представила леденящее кровь, но глубоко поучительное зрелище. Она произвела и теперь доводит до конца небывалые по масштабу, стоившие сотен тысяч человеческих жизней и сотен миллиардов рублей практические занятия по усвоению всеми слоями населения, и в том числе народными массами, значения власти и права, производства и собственности.
Горькие последствия произведенного опыта показали наглядно, что обычный, не социалистический строй хозяйства, сколькими бы недостатками он ни страдал, пока является единственным строем, который способен обеспечить населению гражданский мир, пищу, одежду, жилье, передвижение по железным дорогам и удовлетворение других материальных потребностей.
134
МАРКСИЗМ
Марксизм, под знаменем и во славу которого разрушена Национальная Россия и распинается русский народ, — это целая социальная система, части которой логически связаны друг с другом. Это не только научная система, но и некоторое цельное практическое социальное учение, проникнутое своим особым пафосом, действующее на массы и их захватывающее. Это своего рода новая социальная религия, зажигающая новым энтузиазмом души, которые сам же марксизм предварительно опустошил, вытравил из них подлинное религиозное чувство.
Ввиду такого характера марксизма борьба с ним вовсе не так легка, как это кажется очень многим. Для успешности этой борьбы надо, конечно, прежде всего разобрать звено за звеном его на первый взгляд неопровержимые логические построения и вскрыть содержащуюся в них искусную подтасовку фактов и логических выводов. Но этого мало. Для преодоления марксизма нужно, кроме того, противопоставить ему другое, глубоко продуманное и строго обоснованное положительное социальное учение. Учение, которое антимарксист может защищать с горячим внутренним убеждением в своей правоте и подлинным пафосом. Пафосу марксизма должен быть противопоставлен пафос антимарксизма, который так же был бы способен найти доступ к душам масс и так же захватить их, как захватывает марксизм. Именно этим путем была создана моральная основа для победы над марксизмом там, где этой победы удалось достигнуть. Лишь этим путем может быть создана основа для победы над ним и на нашей родине, которую цепко держит в своих когтях марксизм, обманув сначала массы своей увлекательной ложью, а теперь постепенно сбрасывая ненужные более маски. <...>
В марксизме надо различать четыре части: 1) его философию истории, 2) экономическую теорию, 3) учение о социальной динамике и 4) социальную стратегию.
Рассмотрим эти четыре части марксизма.
Философия истории
Хотя дореволюционную Россию все считали и теперь еще считают страной без каких бы то ни было свобод, но ни в одной стране не было на экономических кафедрах столько марксистов, сколько их было в русских университетах (А.И. Чупров и плеяда его учеников в Москве; Железное там же; Исаев, Туган-Барановский, Святловский в.1
Марксизм
135
Петрограде; Солнцев в Томске, а затем в Одессе и т.д.). Экономис-ты-антимарксисты были белыми воронами среди этой марксистской стаи. <...>
Должно признать, что, поскольку это учение подчеркивает значение экономического фактора в жизни и истории, оно совершенно правильно. Хозяйственные условия, бесспорно, являются одним из важных факторов исторического процесса, и ошибка старой исторической науки состояла в недостаточном учете этого фактора.
Но ложь экономического материализма состоит в его циничной односторонности. Прежде всего, ошибочен общий философский материализм, сводящий все нематериальные, внепространственные и невесомые психические явления к протяженной и весомой материи. Это философское учение, оставленное сейчас всей новейшей философией, является источником всех дальнейших ошибок исторического материализма. Ибо он лишь последовательно распространяет общее материалистическое воззрение на область социальных и исторических явлений. Жизнь вообще содержит в себе не только материальное, но и психическое. Точно так же и исторический процесс совершается не только под влиянием психических факторов. Верно, что истории народа нельзя понять, не учтя хозяйственных условий, в которых живут народные массы. Но столь же верно, что кроме хозяйственных интересов у людей существуют другие интересы и чувства, которые действуют на них не менее сильно. И если многое в истории происходило под влиянием экономических условий, то не менее значительные события совершались под влиянием, например, религиозных и национальных чувств. <...>
Лучшим опровержением марксистского понимания истории служит проводимая марксистами в России бешеная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Ни та ни другая не явились логическим следствием существовавших производственных отношений и хозяйственных потребностей народных масс, а искусственно навязаны массам во имя идеи и для осуществления плана, выработанного кучкой людей, оказавшихся у власти и руководящихся при этом опять-таки не одними экономическими интересами. <.. >
Экономическая теория
Экономическая теория Маркса изложена в его «Капитале». Это как бы курс политической экономии, содержащий цельную законченную систему, которая представляет собой ряд положений и цепь логических выводов из них.
136
А.Д. Билимович
Основными частями этой системы являются: трудовая теория ценности и теория прибавочной ценности. <...> Ошибки ее состоят в следующем:
1. Исходным положением у Маркса является положение, что товары обмениваются друг на друга в силу равенства содержащейся в них меновой ценности, которая определяется равенством чего-то общего в обменивающихся товарах. Но это положение покоится на ложном представлении, будто меновая ценность создается уже до обмена в процессе производства и товары приходят на рынок, уже содержа в себе меновую ценность, которая затем лишь проявляется в цене. <...> На самом деле меновая ценность не создается до обмена и не является причиной последнего, а есть результат обмена. И отношение между меновой ценностью и рыночной ценой обратно тому, как его представляет себе Маркс. Не цена есть следствие меновой ценности, а, наоборот, ценность есть следствие цены. <...>
2. Для труда Маркс, отвлекаясь от качественных различий труда, получает абстрактный труд, или труд вообще. Но тогда, применяя то же рассуждение к полезности, он должен был бы, отвлекаясь от качественных различий полезности, получить полезность вообще, как способность удовлетворить потребность: один товар полезен одним, другой — другим, но оба полезны.
Поэтому исключать полезность и непоследовательно, и неправильно. Где нет ни атома полезности, там нет ни цены, ни меновой ценности.
3. Если полезность есть действительно необходимое условие для того, чтобы товар мог обмениваться, то существует много товаров, имеющих вполне реальную цену и меновую ценность, хотя они не являются продуктами труда; таковы земля, девственные леса и другие редкие дары природы. Поэтому затрата труда не есть свойство, общее всем товарам. Необходимым условием обмена, рядом с полезностью, является относительная редкость товара. <...>
4. Утверждение, что расценка квалифицированного труда разного] качества устанавливается «за спиной производителя», не объясняет! этой расценки. А между тем без этого обмен остается необъяснен-1 ным, ибо обменивающиеся товары являются продуктами труда раз-] ного качества. <...>
5. Понятие общественно необходимого рабочего времени было! бы определенным, если бы при данном уровне техники существовало! только одно количество труда, которое надо затратить для произвол-! ства данного товара. На самом же деле при том же состоянии техники!
Марксизм
137
один и тот же товар может производиться различными способами, требующими разных затрат труда. Следовательно, в каждый момент существует много одинаково возможных количеств общественно необходимого рабочего времени. <...>
6. Заявление Маркса, что при равенстве спроса и предложения они взаимно парализуют друг друга и потому не могут определять цены, является отражением старого ошибочного представления о механизме спроса и предложения. На самом деле именно уравнение этих двух сил определяет цену. <...>
7. В учении об обмене нас интересуют меновые отношения, то есть отношения, в которых обмениваются друг на друга отдельные товары. Маркс же вместо этого говорит об общей сумме ценности. Это все равно как если бы на вопрос, в какое время пришли на скачках отдельные лошади, ответили, что все вместе они потратили столько-то времени.
Как видим, несмотря на свою видимую логическую стройность, экономическая теория Маркса при ее проверке оказывается полной противоречий и совершенно не объясняет того механизма, при помощи которого устанавливаются цены товаров. Если марксизм упорно удерживает ее, то делает это не из-за ее научной правильности, а потому, что она является удобным орудием пропаганды практических идей марксизма. Ошибки этой теории являются потому сознательным извращением действительности, которое своим ядом должно отравлять людей, не могущих в этих ошибках разобраться. <...>
Социальная динамика
С развитием капитализма, вопреки учению Маркса, не ослабевают, а усиливаются средние буржуазные элементы. Этим объясняется то, что крушение капиталистического строя произошло до сих пор не в странах наиболее развитого капитализма, как это должно было бы быть по динамической схеме Маркса, а в России и некоторых частях Китая, где капитализм гораздо менее развит. При этом крушение капитализма было не результатом неизбежного созревания капиталистического общества для социализма, при котором социализм проявляется так, как падает с дерева зрелый плод. Оно было результатом срывания зеленого плода, то есть насильственного переворота, который, опять-таки вопреки учению Маркса, оказался тем более легким, чем менее развито было в стране капиталистическое хозяйство. <...>
138
А.Д. Билимович
Социальная стратегия
Марксизм резко отличается от утопического социализма (Сен-Симона, Фурье, Луи Блана, Оуэна) во взгляде на практическое осуществление социализма в жизни. Утопический социализм взывал к человеческому разуму, считая, что достаточно людям понять преимущества социалистического строя, чтобы они пожелали осуществить его. Марксизм смеется над этой наивностью утопистов и обращается к силе, а именно силе организованного пролетариата. По его мнению, социализм может быть осуществлен лишь силой и борьбой самого пролетариата. Поэтому марксизм обращается к пролетариату и зовет его к объединению для свержения капитализма. Он в этом смысле сделал социализм пролетарским, а пролетариат — социалистическим. <...>
Борьба с этой стороной марксизма особенно трудна. В марксистском кличе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», которым заканчивается Коммунистический Манифест, есть, несомненно, нечто, что действовало и, несмотря на всю ложь марксизма, поныне действует на массы и их зажигает, — есть свой пафос.
Чтобы успешно бороться с этой стороной марксизма, недостаточно вскрыть его логические ошибки. Нет, кроме того, как мы отметили в самом начале, надо создать иной, антимарксисткий пафос. Надо преодолеть самый дух марксизма. <...>
К чему же может апеллировать антимарксист?
Вот наш ответ:
1. К здравому разуму народа и того же рабочего класса. Марксизм утверждает, что его победа несет с собою радикальное улучшение положения рабочего народа. Антимарксист может сказать на это: посмотрите, что на самом деле принесло проведение в жизнь марксистской программы в Советской России. Рабским и нищим там стал рабочий народ. Как далек рабочий советской социализированной фабрики и крестьянин в коллективизированном хозяйстве от того, чтобы получать «весь продукт труда». Разве можно сравнить то, что получают в капиталистическом обществе предприниматель и капиталист, с той «прибавочной ценностью» и действительно «неоплаченным рабочим временем», которые отнимает от рабочего колоссальный, хищнический, бюрократический советский аппарат? <...>
Зло социализма должно постепенно родить протест против него и повлечь за собою свержение социализма. На каком новом синтезе успокоится это развитие и успокоится ли, мы не знаем. Но мы знаем,
139
и всякий честный человек теперь знает, что не марксистский социализм или коммунизм есть этот окончательный «синтез».
2. Апелляция к религиозному чувству, которое живо, может быть, именно в народных массах. Марксизм материалистичен и атеистичен. Маркс в «Капитале» издевается над религией. Воинствующие безбожники — его прямые ученики в этом отношении. Гонение на религию, производимое большевиками в России и марксистскими социалистами в других странах, особенно преследование ими христианства, не может не рождать отпора в христианских массах. <...> Атеистическому марксистскому социализму должна быть противопоставлена христианская социальная реформа. Православие за редкими исключениями недостаточно обращало внимание на эту свою задачу, даже принципиально отрицало вмешательство в мирские социальные отношения. <...> Наученное горьким опытом и увенчанное венцом мученичества, оно, может быть, теперь поймет свою социальную роль. Его задача — призвать верующих к борьбе с марксизмом, прежде всего во имя попранной им религии, обесчещенных храмов и поруганных могил, а затем — во имя установления нормальных социальных отношений на началах справедливости.
3. Апелляция к заложенному в человеческой природе стремлению к личной свободе, свободе личного творчества, индивидуальному хозяйству и собственности. Тот хозяйственный строй, который несет с собой марксизм, весь, сверху донизу покоится на насилии. Маркс обещал создать общество свободных, а создал общество из кучки рабовладельцев и миллионов белых рабов, сбитых в стадо в коллективах. Это насилие неизбежно вызывает во всех, кроме самих насильников, инстинктивный протест. Такой протест, пока еще глухой и неорганизованный, прорывается в СССР. <...>
4. Апелляция к началу солидарности хозяйственных интересов. По Марксу, хозяйственная жизнь знает лишь противоположность интересов. Отсюда построение всей системы и всей практической программы на борьбе классов и разрушении всего современного хозяйственного уклада. <...> Но жизнь показала, что от такой ломки, разрушающей все хозяйство в его целом, которое потом с величайшими жертвами приходится вновь налаживать, проигрывают не только капиталисты, но и рабочий пролетариат. Марксизм сознательно замалчивает другое начало, играющее в хозяйственной жизни гораздо более существенную роль, — начало солидарности интересов. Мы, антимарксисты, должны выявить и подчеркнуть это творческое
140 начало вместо разрушающего начала исключительного антагонизма интересов. Значение солидарности понимают и лучшие представители предпринимателей (вводящие у себя краткий рабочий день, высокую плату, участие рабочих в прибылях предприятия и даже в его капитале); понимают это и более трезвые рабочие организации.
5. Наконец, апелляция к национальному чувству, также глубоко заложенному в человеке. Марксизм интернационален. Это одна из самых мощных интернациональных организаций. Он так же воинствующе антинационален, как и воинствующе антирелигиозен. Этим он попирает здоровое национальное чувство, естественное свойство любить близких больше, чем дальних, родное — больше чужого. На это свойство должен опереться антимарксизм в борьбе с интернациональным марксизмом. Особенно ввиду того, что под маской интернационализма он слишком часто скрывает на самом деле напряженный, враждебный другим национальностям специфический национализм. <...>
Вот те стороны души, на которые можно опереться в борьбе с марксизмом. Повторяем, борьба эта не легка. Захвативший в свои руки власть над русским народом и русским государством интернациональный марксизм не так легко даст оторвать себя от своей добычи. Поэтому кроме логических аргументов нужна активная борьба, борьба ожесточенная, с напряжением всех сил.
Настали новые времена. Прежде марксисты выступали в роли революционеров, а антимарксисты были защитниками существующего строя, «охранниками», как их презрительно называли революционеры. Теперь в России роли переменились. «Охранниками» стали марксисты, они защищают насильно введенный ими строй. А антимарксисты стали революционерами, национальными революционерами, для которых основной целью и смыслом жизни является национальная революция.
Всем, кто стонет под гнетом марксизма и борется за эту революцию, напомним заключительные слова Коммунистического Манифеста: «Пусть господствующие классы дрожат перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего т<
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!