Предмет и задачи изучения риторики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Предмет и задачи изучения риторики

2019-08-07 232
Предмет и задачи изучения риторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РИТОРИКИ

1.Термин ораторское искусство античного происхождения его синонимами являются греческое слово риторика и русское слово красноречие.

Риторика - это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо так как нужно в данном случае (на латинском "элоквенция").
Красноречие - это способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений, под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи. Искусное владение живым словом.
Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
С самого начала риторика развивалась и как наука и как искусство.
Риторику часто сравнивали с поэзией и актерским мастерством. Но в риторике есть начало и науки Апресян один из исследователей ораторского искусства подчеркивает его тесную связь с наукой, он отмечает что еще античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Что же позволяет рассматривать риторику как науку. Во первых она пользуется открытиями и достижениями всех других наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их. Во вторых многие идеи и гипотезы первоначально излагались в устной форме, в научных сообщениях, докладах, беседах. В третьих риторика как и всякая наука имеет свой предмет и объект изучения, методы и приемы.
Но в риторике сосредоточены и начало подлинного искусства потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого начинающего оратора.
Таким образом в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство это интеллектуально- эмоциональное творчество публичной речи.
Как учебная дисциплина риторика состоит из 4-х частей: истории, теории, практика, техники.
Как наука риторика содержит в себе пять этапов:
1. Инвенция - в русском переводе "изобретение мыслей", нахождение материала для последующего выступления.
2. Диспозиция или композиция - расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности изложении тезисов.
3. Элокуция и орнамента - выражение и украшение (выбор средств языка, стиля, работа над культурной речи, поэтика).
4. Мемориа - запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, её высокой готовности.
5. Акция, или исполнение - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и прочие.
Значение изучения риторики- каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли, нет не одной области человеческих знаний, человеческой деятельности для которых плохая запутанная речь была бы благом. В риторике обобщены определенные приемы которые позволят научиться выступать публично так чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить её в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей а может и побудить их к каким либо действиям.
Отметим еще одну особенность ораторского искусства оно имеет сложный синтетический характер: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, языкознание - вот науки на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия например лингвисты дают рекомендации ораторам как пользоваться богатством родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления. Логика учит оратора последовательно стройно излагать свои мысли доказывать истинность выдвигаемых положений опровергать ложные утверждения противника.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

Социально-политическое красноречие: авторы учебников по риторике указывают что политическое красноречие не имеет распространения в России но в тоже время приводят образцы блестящих речей Петра1, Суворова перед своими солдатами но эти речи, действительно, были не многочисленны, хотя и ярки. Во второй половине 18 века выделяется ряд талантливых дипломатов-ораторов. Это Потемкин и Минин. Особенное распространение политические речи получили в среде революционеров. Как яркие ораторы прославились: Бакунин, Кропоткин, Плеханов. Школой политического красноречия становиться государственная дума 1906г-1917г. Именно в это время в государственной думе были представлены самые различные слои населения, а множество партий вело беспрестанную(постоянную) борьбу. С яркими речами запомнились такие революционеры, как Ленин, Троцкий, Бухарин.
Митинговая речь рассчитана на большое количество людей в том числе незнакомых ораторов в этом случае доминирует призывный лозунговый стиль, демонстрация эмоций которые оратор стремиться передать публике. В зависимости от ситуации оратор в разной степени может повышать тон выражая недовольство своими политическими противниками и опровергая все то что не нравится ему или группировке которую он представляет. Собственная программа действий подаются в оптимистических тонах и оснащена броскими призывами. Речь на митинге не должна содержать глубоких рассуждений и скрупулезных(тщательных) доказательств. Собравшаяся толпа не поймет их и не будет им внимать. Рекомендуется использовать лозунги рассчитанные на человека со средним уровнем интеллекта. Отдельные разительные факты, привычные эмоциональные выражения.
Парламентская речь как видно из названия звучит обычно в палатах парламентов, а также представительно-законодательных органов более низкого порядка. Существуют две разновидности такой речи:
1. Речь в форме доклада;
2. Речь выступления в прениях;
Особенности парламентской речи: выдвижения какого-либо предложения общегосударственного, регионального или городского значения и четко выраженный элемент совещательности т.е защита своей или опровержение в чужой позиции не в митинговой манере а в стили взвешенного рассмотрения проблемы,
...однако в парламентских речах еще со времен Демосфена и Цицерона присутствуют страстность и острота слога.

 

АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

Академическое красноречие имеет свои корни в Древней Греции. К академическому красноречию относится несколько видов: лекция, научный доклад, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах относящихся к этому роду сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям. В России академическое красноречие зародилось в 18 веке.
Президент Российской Академии наук Екатерина Дашкова ввела чтения лекций и даже добилась у Екатерины2 разрешения открыть общедоступные курсы "на российском языке" по основным отраслям наук для всех желающих. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Рассвет Академического красноречия приходится на вторую половину 19 века. Именно в это время лекции читаются ученными для широкой аудитории т.е возникает научно-популярная лекция. Одним из первых лекторов привлекших на свои лекции толпы слушателей был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. Известными лекторами были крупный русский филолог и историк литературы Ф.И. Буслаев, химик-Д.И. Менделеев, физиолог-Сеченов, историк-Ключевский. За прошедшие три века сложился определенный русского лектора для которого характерны открытие нового в науке стремление повернуть эти открытия к человеку, умение изложить свои открытия доступно и увлекательно.

СУДЕБНАЯ РЕЧЬ

Судебное красноречие: Ломоносов в своем трактате "О риторике" называя основные роды красноречия написал что судебное красноречие не имеет распространение в России. Действительно суд в России вершил само лично судья в закрытом судебном заседании так было вплоть до реформы 1864г. Происходит судебная реформа которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда(группа известны лиц) блестящих судебных ораторов это: Петр Акимович Александров, Сергей Аркадьевич Андреевский, Спасович Владимир Данилович, Плевако Федор Никифорович, Кони Анатолий Федорович.
По мнению Анатолия Федоровича Кони начиная со второй половины 19 века сложились определенные типы русского обвинителя и защитника. Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан.
Известные современные судебные ораторы:

Илья Резник, прокурор Костанов, адвокат Михаил Боруевский.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме при котором осуществляется выбор и организация языковых средств позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1) Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

2) Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

3) Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.

ОСНОВНЫЕ ТРОПЫ РЕЧИ

К изобритательно-выразительным средствам языка относят тропы и фигуры. Прежде чем их анализировать разберём какими свойствами обладает слово, основное оружие оратора.
В русском языке ограниченное количество слов имеют не только прямое значение, но и переносное. Возможности слова употребляться в переносном смысле связано с таким понятием как тропы. К ним относятся: метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитет и т.д.
Метафора - это скрытое сравнение. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональное ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление.
Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре 2 одинаково называемых предмета должны быть чем-то похожи, то при метонимии 2 предмета одинаково называемых тесно связаны между собой, например Варшава подписала договор, российские спортсмены получили золото Константина Симонова в одном из......мы читаем и зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. В 3-м случае слово "зал" употребительно в прямом смысле, а вот в 1-м и во 2-м залом называют людей, находятся в этом помещении. Это пример метонимии.
Синекдоха -это разновидность метонимии.
Троп, сущность которого заключается в том, что часть называется вместо целого, ед ч используется вместо множественного или наоборот, целое вместо части, множественное вместо ед ч.
Сравнение это образное выражение, построенное на составлении 2-х предметов или явлений, имеющих общий признак.
Эти 2 предмета должны быть чем-то похожи. С помощью сравнения говорящий подчеркивает, выделяет один из предметов, обращает на него особое внимание. Всё это приводит к лучшему усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего.

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ РЕЧИ

 Для оживления речи предания ей эмоциональности, выразительности, образности, употребляют также приемы стилистического синтаксиса или так называемые синтаксические фигуры: антитеза, инверсия, повтор и т.д.
Антитеза -это приём основанных на сопоставлении противоположных событий, явлений, антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: трут корни, а лень портить; на голове густо, а в голове пусто. Приём антитезы широко использовали еще в Древнем Риме.
Инверсия, изменение обычного порядка слов предложения, со смысловой и стилистической целью. Так если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим самым усиливается значение определения, характеристика предмета. Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего в конец. Нередко для усиления высказывания предания речи динамичности определенного ритма прибегают к такой фигуре как повторы. Формы повторов бывают самыми различными анафора -это повтор слова или сочетания слов в начале каждой фразы, эпифора -это повтор слова или сочетания слов в конце каждой фразы.
В практике ораторского искусства выработаны приемы которые не только оживляют повествование но и предают ему выразительность, диалогизируют монологическую речь, один из таких приемов вопрос на ответный ход он заключается в том, что оратор как бы предвидя возражение слушателей угадывая их возможные вопросы, сам эти вопросы формулирует и сам же на них отвечает, вопрос на ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизируют их внимание вовлекает в научный поиск истины. Умело поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопрос на ответный ход один из наиболее доступных ораторских приемов.
Пословицы и поговорки не только усиливают выразительность речи предают остроту, углубляют содержание выступлений, но и помогают найти путь к сердцу слушателей, завоевать их уважение и расположение. Для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логичная последовательность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога,-все это не является по вдохновению. Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу(Е. Фукс).
Целями выступления могут быть: информация, убеждение, побуждение или развлечение.
Важнейший этап подготовки выступления это оценка состава слушателей и обстановки, в которой будет произнесена речь. Необходимо побольше узнать о предполагаемых слушателях, о тех, кому будет адресована речь, кому предназначено выступление. Аудитория прежде всего воспринимается по внешнему облику: полу, возрасту, национальности.
Мужчины и женщины по разному воспринимают речь. Женщины от оратора в ходе выступления требуют эмоциональности, проявления чувств, соглашательства, сотрудничества. Мужчины же от выступающего ждут проявления воли и настойчивости, компетентности, конкретных предложений для деятельности по реализации планов.
Второй шаг в приближении к выступлению заключается в самом поверхностном знакомстве с литературой по теме предстоящие речи, а также в составлении предварительного плана(схемы) выступления. Каждый обучающийся риторике должен уделить некоторое время изучению способов нахождения нужной информации, наиболее эффективный путь это поиск по ключевому слову, темы статьи в энциклопедии, наиболее полная информация о наличии литературы содержится в предметных и алфавитных каталогах библиотек, в случае затруднения можно воспользоваться услугами библиографов, следующий важный способ нахождения нужной информации это интернет.

Третьим шагом подготовки к выступлению является составление основного плана и расположение, построение собранного материала, важнейшим ориентиром в работе над текстом становиться план в котором развертывается логическая структура речи, реализуются цели выступления, составление плана это сложная логическая задача, план представляет собой перечень некоторых тезисов, мыслей требующих доказательство посредством аргументов, составляя план следует избегать излишней детализации

Следующий этап подготовки к выступлению является написание текста, работа над улучшением его содержания и формы этот процесс носит название элакуция и орнамента. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ, написанную речь можно проверять, исправлять, работать над улучшением содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, она дисциплинирует оратора, даёт возможность избежать повторов, оговорок, заминок, написание текста это самый продолжительный этап подготовки к выступлению.

Очень важно в ходе подготовки к выступлению, настроить себя психологически, достичь состояния внутренней уверенности и готовности изложить материал с наибольшей эффективностью

СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

Композиция речи это латинское слово, которое означает"составление, сочинение". В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части выступления ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются слова построение, структура.
Организация материала в речи, расположение всех частей выступления, определяются замыслом оратора или содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается то эффективность речи снижается. Оратору рекомендуется составить основной план называющий вопросы в которые будут освещаться в выступлении. План пишется несколько для оратора сколько для слушателей чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. По структуре бывают простыми и сложными.
Цель всякого вступления расположить к себе слушателей и настроить их на восприятие речи. От того, как начал говорить оратор во многом зависит успех выступления, во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории. Формулируется цель выступления, перед вступлением стоит важная психологическая задача подготовить слушателей к восприятию данной темы. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора.
Пробуждает интерес к выступлению рассказ о каких либо значительных событиях имеющих отношение к данной аудитории или к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей это вопросы к аудитории, они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение, убедительное и яркое заключение запоминается слушателя, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль ради которой произносится речь. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности, если речь заканчивается лозунгом, призывом то последние слова оратора произносятся высоким тоном эмоционально.
                              24 МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Продумывая структуру главной части выступающий должен определить каким методом он будет излагать материал, эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики.
1-й метод-индуктивный метод- это изложение материла от частного к общему.
2-й метод-дедуктивный метод- это изложение материала от общего к частному;
3-й метод-метод аналогии- это сопоставление различных явлений, событий, фактов, обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателю;
4-й метод-концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;
5-й метод-ступенчатый метод- это последовательное изложение одного вопроса за другим;
6-й метод-исторический метод- это изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени, использование различных методов в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной и нестандартной.
                             25 ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ

Кроме методов изложения материала выступающий пользуется логическими формами: анализ, синтез, сравнение, и обобщение.
Анализ это мысленное расчленение объекта на его составные части.
Синтез это мысленное обьединение в единое целое всех составных частей.
Сравнение это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Обобщение это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы-доводы в обоснование какого-либо положения. Совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент это мысль истинность которой проверена и доказана практикой.
Аргументы делят на 2 группы:
1. Аргументы к существу дела- это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статический материал, документы.
2. Аргументы к человеку- цель их привлечения- это ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученных, писателей в поддержку своего мнения. Данный вид аргументов чаще всего встречается в научной речи.
Ко 2-й группе относятся и следующие аргументы:
- аргумент к публике- это ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей, оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего встречается в митинговой речи, но возможны и в судебной речи.
- аргумент к личности- это ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсужденич становится личность оппонента.
- аргумент к тщеславию- это расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, они станут мягче.
- аргумент к жалости- это возбуждение к другой стороне жалости и сочувствия.

ЭТИКА СУДЕБНОГО ОРАТОРА

Необходимость повышения общего духовного уровня судопроизводства предъявляет этические требования участникам судебного процесса. Этика это нормы поведения, мораль человека(наука о морали).
Этикет это совокупность правил поведения касающихся внешного проявления отношения к людям(обхождение, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Этические требования судебному оратору...связаны с проявлением уважения к сужу, процессуальному оппоненту, потерпевшему, свидетелям, подсудимому, вопросом судебной этики много внимания уделял А.Ф. Кони, нравственным долгом...уважение к человеческому достоинству, справедливое отношение к человеку, он видел нравственную сторону в деятельности не только судьи но и обвинителя или защитника, он считал прокурор не должен озлобляться против подсудимого, а защитник не слуга своего клиента и не пособник его желания уйти от заслуженного наказания. Судебное заседание происходит в обстановке борьбы мнений процессуальных оппонентов, полемика-постоянный спутник судебных прений но она должна относиться к существу дела и быть безупречно вежливой, борьба мнений процессуальных оппонентов самая накалённая атмосфера не дают судебным ораторам право не корректно отзываться друг о друге, потерпевшем, подсудимом или свидетелях т.к в понятии палимическое мастерство включается не только умение доказывать но и соблюдать основные требования культуры спора, выступающий должен употреблять те речевые средства которые являются наиболее уместными в данной обстановке, обращаться к участникам судебного процесса в том числе к обвиняемому нужно исключительно на вы. Прокурор должен быть сдержанным в словах в отношении к подсудимому не должно быть фамильярности, оскорблений, насмешек. Все факты, фамилии потерпевших, подсудимых, свидетелей нужно называть точно.
Судебная речь достигает цели тогда когда она исполнена внутренного достоинства, когда внушает уважение к оратору, от того насколько оратор уважительно относиться к языку в присутствующим зале судебного заседания зависит в какой-то мере повышение культуры судопроизводства но в первую очередь от этого зависит уважение граждан к суду и усиление воспитательного воздействия судебных процессов.

 

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РИТОРИКИ

1.Термин ораторское искусство античного происхождения его синонимами являются греческое слово риторика и русское слово красноречие.

Риторика - это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо так как нужно в данном случае (на латинском "элоквенция").
Красноречие - это способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений, под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи. Искусное владение живым словом.
Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
С самого начала риторика развивалась и как наука и как искусство.
Риторику часто сравнивали с поэзией и актерским мастерством. Но в риторике есть начало и науки Апресян один из исследователей ораторского искусства подчеркивает его тесную связь с наукой, он отмечает что еще античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Что же позволяет рассматривать риторику как науку. Во первых она пользуется открытиями и достижениями всех других наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их. Во вторых многие идеи и гипотезы первоначально излагались в устной форме, в научных сообщениях, докладах, беседах. В третьих риторика как и всякая наука имеет свой предмет и объект изучения, методы и приемы.
Но в риторике сосредоточены и начало подлинного искусства потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого начинающего оратора.
Таким образом в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство это интеллектуально- эмоциональное творчество публичной речи.
Как учебная дисциплина риторика состоит из 4-х частей: истории, теории, практика, техники.
Как наука риторика содержит в себе пять этапов:
1. Инвенция - в русском переводе "изобретение мыслей", нахождение материала для последующего выступления.
2. Диспозиция или композиция - расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности изложении тезисов.
3. Элокуция и орнамента - выражение и украшение (выбор средств языка, стиля, работа над культурной речи, поэтика).
4. Мемориа - запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, её высокой готовности.
5. Акция, или исполнение - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и прочие.
Значение изучения риторики- каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли, нет не одной области человеческих знаний, человеческой деятельности для которых плохая запутанная речь была бы благом. В риторике обобщены определенные приемы которые позволят научиться выступать публично так чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить её в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей а может и побудить их к каким либо действиям.
Отметим еще одну особенность ораторского искусства оно имеет сложный синтетический характер: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, языкознание - вот науки на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия например лингвисты дают рекомендации ораторам как пользоваться богатством родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления. Логика учит оратора последовательно стройно излагать свои мысли доказывать истинность выдвигаемых положений опровергать ложные утверждения противника.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.