Соблюдение принципов комфортного монтажа — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Соблюдение принципов комфортного монтажа

2019-08-07 2375
Соблюдение принципов комфортного монтажа 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Соблюдать все описанные принципы в комфортном монтаже нужно в комплексе — соблюдение одного и несоблюдение другого в одной сцене ведет к разрушению экранного времени и пространства. Более того, принципы эти взаимозависимы и в совокупности определяют монтажную структуру сцены — как отдельные ее элементы, так и условия их сопоставления. Приведем пример.

Большая семья за праздничным столом. Географический принцип требует начинать с общего адресного плана, чтобы последующие «восьмерки» для зрителя связывались в сознании с конкретными пространственными координатами, иначе при повороте головы любого персонажа в ту или иную сторону будет непонятно, к кому он обращается. Так географический принцип дает точку отсчета для принципа монтажа по крупности.

То же самое относится и ко всем остальным принципам. Комфортный монтаж — это система, все элементы которой должны находиться в гармоничном сочетании.

В рекламе комфортный монтаж может допускать исключение из видеоряда отдельных фаз совершаемого действия. Например, в игровом кино процесс утоления жажды напитком может быть показан в такой последовательности:

● крупно — этикетка;

● «отъезд»;

● человек открывает бутылку с напитком, рука наливает напиток в стакан, ставит бутылку на место и выносит стакан из кадра;

● рука несет стакан, подносит его ко рту;

● человек пьет;

● рука отнимает стакан от губ и ставит его на место, рука уходит из кадра. В рекламном фильме этот процесс может быть показан так:

● рука берет и выносит из кадра стакан, стоящий рядом с полупустой бутылкой;

● «наезд» на этикетку;

● рука отнимает стакан от губ и выносит его из кадра.

Таким образом, время совершения действия сокращается при полном сохранении содержания происходящего события.

 

Внутрикадровый монтаж

Это высшее проявление комфортного монтажа —                экранное действие разворачивается без склеек, происходит постепенное изменение мизансцены в результате


движения камеры и перемещения актеров в глубину и из глубины кадра. В одном кадре меняются крупности, ракурсы, освещенности и т.д., что позволяет долгое время поддерживать зрительский интерес.

Прием внутрикадрового монтажа связан с «освобождением» камеры, которая в результате совершенствования техники и появления новой оптики получила новые возможности. Движение камеры оказалось для зрительского восприятия совершенно естественным и органичным, поскольку созерцая какое-либо событие или просто любуясь пейзажем, мы вольно или невольно переводим взгляд с одного объекта на другой. Сцена, снятая единой, непрерывной панорамой, производит на зрителя более убедительное и емкое впечатление, потому что она не дробит пространство и время. И чем больше времени режиссер может удерживать внимание зрителя одним планом, тем выше его профессиональный уровень.

Яркими примерами внутрикадрового монтажа в рекламе являются серия рекламных роликов сока

«Rich» («Жизнь — хорошая штука — как ни крути»), серия роликов пива «Тинькофф» («Перейдем на Т»).

 

Акцентный и ритмический монтаж

 

Акцентный монтаж

Это особый тип монтажного мышления, где все решают вкус и чувство меры режиссера, его способность парадоксально мыслить, расставлять акценты и умение

«вязать» ассоциативные цепочки. Акцентный монтаж строится на нарушении принципов комфортного монтажа. Именно на нарушении, а не на незнании. В противоположность комфортному акцентный монтаж — рваный, скачкообразный, подчеркивающий стыки и переносящий зрителя из одного места в другое, сталкивающий людей, фразы, ритмы, формы, мысли.

Для телевизионных рекламных роликов акцентный монтаж очень органичен, поскольку позволяет в небольшой отрезок рекламного времени уложить большое количество информации. Кроме того, динамика в телевизионной рекламе — очень важный визуальный компонент. Например, рекламные ролики операторов сотовой связи МТС («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека») и Мегафон («Будущее зависит от тебя»).

В отличие от комфортного акцентный монтаж сложнее по компоновке и используется для того, чтобы максимально усилить воздействие, которое оказывает отснятый  материал  на  зрителя,  а  не  просто  для  показа  событий  в  их  логической

последовательности.  Подобэотрому  п       планов  для  акцентного  монтажа  отличается  от

подбора планов для комфортного. Акцентный монтаж предпочитает преувеличенную, драматическую подачу событий, острые ракурсы, сверхкрупные планы и т.д., в отличие от комфортного монтажа, цель которого — простое воспроизведение.

При акцентном монтаже часто нарушается хронологический порядок событий. Например, использование параллельного монтажа в рекламе сока может заставить зрителя почувствовать жажду. Бармен достает бокал. Мужчина покидает офис. Бармен открывает пакет с соком. Герой выходит из здания на оживленную улицу. Бокал наполнен. Мужчина заходит в бар. Бармен толкает бокал, и он скользит по барной стойке. Появляется герой и в нужный момент подхватывает бокал с соком.

 

Ритмический монтаж

Точно выстроенная ритмическая структура вещи одновременно расчленяет и объединяет элементы композиции. Ритм, с одной стороны, дает возможность точно организовать дозирование выдаваемой зрителю информации, структурировать ее восприятие во времени, а с другой — выстроить течение сюжетного времени внутри вещи


и эпизодов, его замедления, ускорения и т.д. Ритм также определяет и визуальное восприятие пространства, и движения в нем. В жестко выстроенной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как акцент.

Ритм также является наиважнейшим принципом организации монтажа. Он определяет течение экранного времени, организует зрительское восприятие и драматургию, обладает способностью гармонизировать композиционное построение. При комфортном монтаже ритм монтажных переходов обычно задается ритмом происходящего события (либо действиями участников, либо диалогом). При акцентном монтаже ритм в большей степени зависит от внешних по отношению к событию факторов.

Ритмическая несобранность и монотонность рождают быструю утомляемость. Точно организованный ритм — это сильное средство управления чувственно-эмоциональной


сферой зрителя.


сВткжое


организованной ритмической структуре сбой ритма всегда


воспринимается как мощнейший акцент.

Самая простая ритмическая организация материала — метрический ритм, когда продолжительность плана определяется отрезком времени, а не содержанием кадра.

Например, можно сделать серию переходов, где каждый план будет длиться две секунды, или смонтировать серию планов, где ритм монтажа будет задаваться повторяющимся чередованием планов разной длины.

Метрическая структура всегда линейна: она либо ускоряется (нарастание напряжения), либо замедляется (спад), либо удерживается на одном уровне (для передачи ощущения механической монотонности).

Такая организация материала не учитывает ни содержания кадров, ни внутрикадрового ритма. Поэтому кадры, предназначенные для метрического монтажа, должны быть либо предельно однозначными, либо абсолютно точно рассчитываться по всем составляющим в зависимости от их места в такой структуре.

Интересно может выглядеть столкновение двух метрических ритмов при параллельном монтаже: например, разгон ритма в одном месте действия при монотонном замедленном его течении в другом. Такой прием должен быть заложен на уровне режиссерского сценария, иначе при неточно снятых кадрах, особенно при ошибках во внутрикадровом ритме, его организация становится проблематичной.

Чаще используется ритмический монтаж, учитывающий композицию и содержание кадров. Основными элементами, определяющими длину плана при ритмическом монтаже, являются сложность абриса и фона основного объекта съемки, сложность общей композиции кадра и внутрикадровый ритм. Кадр должен быть «считан» зрителем, а для этого требуется определенное время.

Внутрикадровый ритм и общая драматургическая напряженность влияют на время

«считывания»: чем они выше, тем интенсивнее зритель «считывает» информацию из кадра, т.е. при ритмическом монтаже ставка делается не на объективное время просмотра, а на субъективное время восприятия.

Два рядом стоящих кадра — простой, статичный и сложный, динамичный, — даже если второй будет в два раза длиннее, субъективно воспринимаются как равнозначные по продолжительности, так как интенсивность считывания второго будет на порядок выше и времени на него будет затрачено в два раза больше.

Определить время считывания кадра очень сложно, так как оно зависит от многих факторов и нюансов. Но общее правило таково: чем проще кадр, тем меньше он должен занимать экранного времени.

Ритмическая организация материала требует особенного внимания, если используется музыка.

Склейка связанных или не связанных между собой планов в соответствии с ритмом музыкального произведения представляет собой монтаж по музыке. При самом простом


способе такого монтажа переход с плана на план осуществляется точно в соответствии с музыкальным размером, в такт.

При более интересных монтажных решениях переходы могут делаться в соответствии с мелодическим рисунком, изменениями музыкального темпа или интенсивностью звучания.

Большинство музыкальных произведений обладает простой или сложной, но явно выраженной ритмикой, которая, накладываясь на монтажнуюускттруру, сразу становится ритмической доминантой для всего материала. И любая неточность в ритме монтажа подчеркивается, акцентируется музыкой и начинает «бить по глазам».

Музыкальная структура настолько сильна ритмически, что, за редким исключением, будет определяющей для восприятия общего темпоритма.

Любая из вышеперечисленных монтажных ритмических структур закладывается на съемке и в значительной мере зависит он внутрикадрового ритма, напряженности действия, чувственно-смыслового содержания и композиции кадра. Поэтому ритм каждого эпизода надо определять еще до съемки, иначе на монтаже придется не работать, а выпутываться, что удается далеко не всегда.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.