Дикция и выразительность речи. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Дикция и выразительность речи.

2019-08-07 169
Дикция и выразительность речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряжённо). Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы детских песен. Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений. Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя. Воспроизведение стихотворений, потешек мини-диалогов в играх-драматизациях.         

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.                                                  

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказки», «Я дома», «Мои товарищи в классе», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце», «Мне нужна помощь»; «Разноцветный сундучок», «Прогулка в автомобиле», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мы обедаем», «Я помощник», «Спокойной ночи», «Доброе утро»; «Знакомство со школой», «Покупаем школьные принадлежности», «Готовимся к празднику», «В магазине игрушек».                  

Называние детьми предметов и действий с ними. Характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам с помощью учителя. Составление предложений с опорой на картинно-символическую схему. Слушание сказок, ответы на вопросы, пересказ сказки с опорой на картинный план к каждому предложению.     Игры-драматизации с использованием макетного театра, мелового рисунка на доске. Рассматривание атрибутов к ролевой игре. Разыгрывание мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает): Какой шар? – Большой. А этот шар? – Маленький; Какая мышка – Серая. А лягушка? – Зелёная. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное выражение просьбы, обращённой к учителю.    

Культура общения.

Знакомство с учителем и одноклассниками. Называние друг друга по имени, учителя и воспитателя по имени и отчеству. Дифференциация форм обращений «ты» - «вы». Основные этикетные формы приветствия и прощания со взрослыми и ровесниками: здравствуй, здравствуйте, до свидания, привет, пока. Интонация приветливости. Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях.        

Букварный период. Звук и буква.

Изучение букв в такой последовательности: А, У, М, О, Х, С, Н – и соответствие их со звуками. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схемах слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.

Формы организации учебных занятий.

· Урок первичного представления учебных знаний.

· Урок повторения учебных знаний, закрепления умений.

· Урок обобщения и закрепления учебных знаний и умений.

· Урок – игра

· Комбинированный урок.

Основные виды учебной деятельности.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Овладение умениями и навыками чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный и учебный. Особенности фольклорного текста.

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простых случаев многозначности.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Пересказ текста или его части по его плану и опорным словам.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление простых диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор речевой ситуации. Составление связанного высказывания.

Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных ситуациях.

Направления работы.

Диагностическое: Выявление уровня подготовленности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью к обучению чтению. Анализ результатов.

Учебная деятельность: Проведение уроков чтения и при необходимости коррекционной работы.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых стол

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г. № урока по теме

Название раздела, темы урока.

Кол. часов Дата-план

Дата-факт

Аудирование (5 ч)

1 1

Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): «Сядь за парту», «Положи книгу на парту», «Достань прибор для письма по Брайлю» и т.д.

1  

 

2 2

Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов, и слов, данных в рифмованной форме: У-у-у – в гору санки я везу. Я-я-я – это вся моя семья и т.д. (Все рифмованные строчки проговариваются с опорой на объемный наглядный материал: натуральные предметы, их модели, объемные геометрические фигуры).

1  

 

3 3

Выбор из двух предметов того, который соответствует высказыванию: У Лены шар. У Риты шары; Маша качает куклу. Маша одевает куклу.

1  

 

4 4

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность.

1  

 

5 5

Выбор предмета к сказке или рассказу по заданию учителя, например: «Найди среди игрушечных животных того, кто первым нашёл теремок».

1  

 

   

Дикция и выразительность речи (12 ч).

1  

 

6 1

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата.

1  

 

7 2

Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряжённо).

1  

 

8 3

Упражнения на развитие речевого дыхания.

1  

 

9 4

Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы.

1  

 

10 5

Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.

1  

 

11 6

Практическое различение громкой и тихой речи.

1  

 

12 7

Закрепление.

1  

 

13 8

Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака).

1  

 

14 9

Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя.

1  

 

15 10

Повторение.

1  

 

16 11

Воспроизведение стихотворений, потешек мини-диалогов в играх-драматизациях.

1  

 

17 12

Повторение.

1  

 

    3.Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (31 ч)
18 1

Школьная жизнь: «Давайте познакомимся».

1

 

 
19 2

Школьная жизнь: «Отгадай, что в моём ранце».

1

 

 
20 3

Школьная жизнь: «Мне нужна помощь».

1

 

 
21 4

Игры и игрушки: «Разноцветный сундучок».

1

 

 
22 5

Игры и игрушки: «Прогулка в автомобиле»,

1

 

 
23 6

Игры и игрушки: «Весёлый оркестр».

1  

 

24 7

Играем в сказки: «Терем-теремок».

1  

 

25 8

Играем в сказки: «Репка».

1  

 

26 9

Играем в сказки: «Колобок».

1  

 

27 10

Я дома: «Мы обедаем», «Я - помощник»..

1  

 

28 11

Я дома: «Спокойной ночи», «Доброе утро».

1  

 

29 12

Мои товарищи в классе: «Готовимся к празднику».

1  

 

30 13

Мои товарищи в классе: «Знакомство со школой».

1  

 

31 14

Мои товарищи в классе: «Покупаем школьные принадлежности».

1  

 

32 15

Я в мире природы: «Зимняя прогулка».

1  

 

33 16

Я в мире природы: «Овощной магазин».

1  

 

34 17

Называние детьми предметов и действий с ними.

1  

 

35 18

Закрепление.

1  

 

36 19

Характеристика предметов форме (совместно с учителем).

1  

 

37 20

Характеристика предметов по цвету, (совместно с учителем).

1  

 

38 21

Характеристика предметов по величине (совместно с учителем).

1  

 

39 22

Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам с помощью учителя.

1  

 

40 23

Составление предложений. Закрепление.

1  

 

41 24

Составление предложений с опорой на картинно-символическую схему.

1  

 

42 25

Составление предложений. Закрепление.

1  

 

43 26

Слушание сказок, ответы на вопросы, пересказ сказки с опорой на картинный план к каждому предложению.

1  

 

44 27

Закрепление.

1  

 

45 28

Игры-драматизации с использованием макетного театра, мелового рисунка на доске.

1  

 

46 29

Закрепление. Игры-драматизации с использованием макетного театра, мелового рисунка на доске.

1  

 

47 30

Разыгрывание мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает), использование новых слов и предложений.

1  

 

48 31

Внятное выражение просьбы, обращённой к учителю.

1  

 

Культура общения (12 ч)

49 1

Знакомство с учителем и одноклассниками.

1  

 

50 2

Называние друг друга по имени, учителя и воспитателя по имени и отчеству.

1  

 

51 3

Дифференциация форм обращений «ты» - «вы».

1  

 

52 4

Основные этикетные формы приветствия и прощания со взрослыми и ровесниками: здравствуй, здравствуйте, до свидания, привет, пока.

1  

 

53 5

.Интонация приветливости.

1

 

 

54 6

Закрепление.

1

 

 

55 7

Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях.

1  

 

56 8

Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях.

1  

 

57 9

Закрепление.

1  

 

58 10

Читать наизусть 2-3 короткие стихотворения

1  

 

59 11

Выразительное чтение.

1  

 

60 12

Повторение изученного материала.

1  

 

Букварный период.

Звуки и буквы, чтение букв (32 ч)

61 1

Звук [а}.

1  

 

62 2

Буква А.

1  

 

63 3

Чтение буквы А, изображенной педагогом на колодке.

1  

 

64 4

Закрепление.

1  

 

65 5

Звук [у}.

1  

 

66 6

Буква У..

1  

 

67 7

Буква У. Чтение по колодке.

1  

 

68 8

Закрепление.

1  

 

69 9

Звук [м}..

1  

 

70 10

Буква М.

1  

 

71 11

Буква М. Чтение по колодке

1  

 

72 12

Закрепление.

1  

 

73 13

Звук [о}.

1  

 

74 14

Буква О.

1  

 

75 15

Буква О. Чтение по колодке.

1  

 

76 16

Закрепление.

1  

 

77 17

Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке.

1  

 

78 18

Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке.

1  

 

79 19

Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке.

1  

 

80 20

Закрепление.

1  

 

81 21

Звук [с}.

1  

 

82 22

Буква С.

1  

 

83 23

Буква С. Чтение по колодке.

1  

 

84 24

Закрепление.

1  

 

85 25

Звук [н}, буква Н. Чтение по колодке.

1  

 

86 26

Буква Н.

1  

 

87 27

Буква Н. Чтение по колодке

1  

 

88 28

Закрепление.

1  

 

89 29

Чтение знакомой буквы среди других.

1  

 

90 30

Выделение знакомой буквы среди других, чтение изученных букв.

1  

 

91 31

Чтение изученных букв.

1  

 

92 32

Закрепление.

1  

 

Звуки и буквы, «печатание» букв (32 ч)

93 1

Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочия.

1

 

 

94 2

Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочий.

1

 

 

95 3

Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочия или колодки - шеститочий.

1

 

 

96 4

Закрепление.

1

 

 

97 5

Написание буквы А

1

 

 

98 6

Написание слогов с буквой А.

1

 

 

99 7

Написание слов с буквой А.

1

 

 

100 8

Написание предложений с буквой А.

1

 

 

101 9

Написание буквы А,У 

1

 

 

102 10

Написание слогов с буквой У.

1

 

 

103 11

Написание слов с буквой У.

1

 

 

104 12

Написание предложений с буквой У.

1

 

 

105 13

Написание буквы А, О 

1

 

 

106 14

Написание слогов с буквой О.

1

 

 

107 15

Написание слов с буквой О.

1

 

 

108 16

Написание предложений с буквой О.

1

 

 

109 17

Написание буквы А, М   

1

 

 

110 18

Написание слогов с буквой М.

1

 

 

111 19

Написание слов с буквой М.

1

 

 

112 20

Написание предложений с буквой М.

1

 

 

113 21

Написание буквы А. «Письмо» буквы» Х

1

 

 

114 22

Написание слогов с буквой Х.

1

 

 

115 23

Написание слов с буквой Х.

1

 

 

116 24

Написание предложений с буквой Х.

1

 

 

117 25

«Письмо» буквы» А, С

1

 

 

118 26

Написание слогов с буквой С.

1

 

 

119 27

Написание слов с буквой С.

1

 

 

120 28

Написание предложений с буквой С.

1

 

 

121 29

 «Письмо» буквы» А, Н

1

 

 

122 30

Написание слогов с буквой Н.

1

 

 

123 31

Написание слов с буквой Н.

1

 

 

124 32

Написание предложений с буквой Н.

1

 

 

Закрепление изученного материала (8 ч)

125 1

Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.

1

 

 

126 2

Игры и игрушки: «Прогулка в автомобиле»,

1

 

 

127 3

Игры и игрушки: «Весёлый оркестр».

1

 

 

128 4

Играем в сказки: «Терем-теремок».

1

 

 

129 5

Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы.

1

 

 

130 6

Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.

1

 

 

131 7

Практическое различение громкой и тихой речи.

1

 

 

132 8

Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака).

1

 

 

Итого - 132 ч

                 

                                       9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифель (детские, женские), тетради для письма по Брайлю.

2. Колодка - шеститочие, колодка - ряд шеститочий, кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука,

3. Прибор «Графика».

4. Прибор «Ориентир» (малый).

5. Наборы плоских и объемных геометрических фигур.

6. Муляжи.

7. Учебники и учебные пособия:

Якубовская Э. В., Комарова С. В. Пропедевтика обучения грамоте.

Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). – М.: ООО «МИПО Репро» (издание шрифтом Брайля).

Букварь: учебник для коррекционных школ VIII вида - М.: ООО «МИПО Репро» - (издание шрифтом Брайля).

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.286 с.