Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-08-07 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая программа
По чтению
Для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2017 год.
Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по предмету «Чтение» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Изучение учебного предмета «Чтение» направлено на достижениеследующих образовательно-коррекционных целей:
1 ) Социализация личности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью и коррекция речемыслительных способностей.
2)Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
3) Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению.
4) Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами, написанными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
|
2) овладение специальными умениями работы с текстом;
3) проявление интереса к чтению тактильных книг;
4) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком;
5) участие в обсуждении прочитанных произведений;
6) формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;
7) овладение максимально разборчивой и четкой речью;
8) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;
9) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Чтение» слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на конец обучения.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
К правам, свободам и обязанностям человека
*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
*бережное, гуманное отношение ко всему живому;
*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
|
* первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
*формирование элементарных представлений о красоте;
*формирование умения видеть красоту природы и человека;
*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости
Базовые учебные действия.
Личностные
· восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
· сравнение «образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения;
· чувство любви к своей Родине;
· нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей с помощью учителя.
Коммуникативные
· умение выражать свои мысли с учётом целей коммуникации;
· восприятие «образа Я» как субъекта речевой деятельности;
· умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой – зрячий», «слепой-слепой» при обсуждении прочитанных произведений и др.
Регулятивные
· организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
· использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений.
Познавательные
· умение слушать художественные тексты;
· умение устанавливать последовательность событий и действий героев произведения (с помощью учителя);
· понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
· установление причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения (с помощью учителя).
Предметные результаты
Достаточный уровень
· выполнять задания по словесной инструкции;
· называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
· внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
· правильно здороваться и прощаться;
· называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
|
· читать наизусть 2-3 коротких стихотворения.
Минимальный - уровень
· выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
· показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
· здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты- заменители);
· называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников;
· участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Достаточный уровень предполагает сформированность у учащихся умений:
· выполнять задания по словесной инструкции;
· называть предметы и действия;
· внятно выражать просьбы, употребляя при этом «вежливые» слова;
· правильно здороваться и прощаться;
· называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
· читать наизусть 2-3 коротких стихотворения.
Минимальный уровень предполагает сформированность у учащихся умений:
· выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
· показывать и называть хорошо знакомые предметы;
· здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты - заменители);
· называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников;
· участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Содержание учебного предмета.
Аудирование.
Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): «Сядь за парту», «Положи книгу на парту», «Помоги вытереть доску» и т.д. Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов, и слов, данных в рифмованной форме: У-у-у – в гору санки я везу. Я-я-я – это вся моя семья и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинки). Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. У Риты шары; Маша качает куклу. Маша одевает куклу. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опой на наглядность. Выбор картинок к сказке или рассказу по заданию учителя, например: «Покажи на картинке, кто первым нашёл теремок».
|
Культура общения.
Знакомство с учителем и одноклассниками. Называние друг друга по имени, учителя и воспитателя по имени и отчеству. Дифференциация форм обращений «ты» - «вы». Основные этикетные формы приветствия и прощания со взрослыми и ровесниками: здравствуй, здравствуйте, до свидания, привет, пока. Интонация приветливости. Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях.
Чтение
Чтение вслух. Овладение умениями и навыками чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный и учебный. Особенности фольклорного текста.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простых случаев многозначности.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Пересказ текста или его части по его плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление простых диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор речевой ситуации. Составление связанного высказывания.
Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных ситуациях.
|
Направления работы.
Диагностическое: Выявление уровня подготовленности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью к обучению чтению. Анализ результатов.
Учебная деятельность: Проведение уроков чтения и при необходимости коррекционной работы.
Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.
Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых стол
8. Календарно- тематическое планирование.
№ урока с н..уч.г. | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Дата-факт | |||
Аудирование (5 ч) | ||||||||
1 | 1 | Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): «Сядь за парту», «Положи книгу на парту», «Достань прибор для письма по Брайлю» и т.д. | 1 |
| ||||
2 | 2 | Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов, и слов, данных в рифмованной форме: У-у-у – в гору санки я везу. Я-я-я – это вся моя семья и т.д. (Все рифмованные строчки проговариваются с опорой на объемный наглядный материал: натуральные предметы, их модели, объемные геометрические фигуры). | 1 |
| ||||
3 | 3 | Выбор из двух предметов того, который соответствует высказыванию: У Лены шар. У Риты шары; Маша качает куклу. Маша одевает куклу. | 1 |
| ||||
4 | 4 | Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. | 1 |
| ||||
5 | 5 | Выбор предмета к сказке или рассказу по заданию учителя, например: «Найди среди игрушечных животных того, кто первым нашёл теремок». | 1 |
| ||||
Дикция и выразительность речи (12 ч). | 1 |
| ||||||
6 | 1 | Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. | 1 |
| ||||
7 | 2 | Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряжённо). | 1 |
| ||||
8 | 3 | Упражнения на развитие речевого дыхания. | 1 |
| ||||
9 | 4 | Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. | 1 |
| ||||
10 | 5 | Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений. | 1 |
| ||||
11 | 6 | Практическое различение громкой и тихой речи. | 1 |
| ||||
12 | 7 | Закрепление. | 1 |
| ||||
13 | 8 | Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). | 1 |
| ||||
14 | 9 | Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя. | 1 |
| ||||
15 | 10 | Повторение. | 1 |
| ||||
16 | 11 | Воспроизведение стихотворений, потешек мини-диалогов в играх-драматизациях. | 1 |
| ||||
17 | 12 | Повторение. | 1 |
| ||||
3.Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (31 ч) | ||||||||
18 | 1 | Школьная жизнь: «Давайте познакомимся». | 1 |
| ||||
19 | 2 | Школьная жизнь: «Отгадай, что в моём ранце». | 1 |
| ||||
20 | 3 | Школьная жизнь: «Мне нужна помощь». | 1 |
| ||||
21 | 4 | Игры и игрушки: «Разноцветный сундучок». | 1 |
| ||||
22 | 5 | Игры и игрушки: «Прогулка в автомобиле», | 1 |
| ||||
23 | 6 | Игры и игрушки: «Весёлый оркестр». | 1 |
| ||||
24 | 7 | Играем в сказки: «Терем-теремок». | 1 |
| ||||
25 | 8 | Играем в сказки: «Репка». | 1 |
| ||||
26 | 9 | Играем в сказки: «Колобок». | 1 |
| ||||
27 | 10 | Я дома: «Мы обедаем», «Я - помощник».. | 1 |
| ||||
28 | 11 | Я дома: «Спокойной ночи», «Доброе утро». | 1 |
| ||||
29 | 12 | Мои товарищи в классе: «Готовимся к празднику». | 1 |
| ||||
30 | 13 | Мои товарищи в классе: «Знакомство со школой». | 1 |
| ||||
31 | 14 | Мои товарищи в классе: «Покупаем школьные принадлежности». | 1 |
| ||||
32 | 15 | Я в мире природы: «Зимняя прогулка». | 1 |
| ||||
33 | 16 | Я в мире природы: «Овощной магазин». | 1 |
| ||||
34 | 17 | Называние детьми предметов и действий с ними. | 1 |
| ||||
35 | 18 | Закрепление. | 1 |
| ||||
36 | 19 | Характеристика предметов форме (совместно с учителем). | 1 |
| ||||
37 | 20 | Характеристика предметов по цвету, (совместно с учителем). | 1 |
| ||||
38 | 21 | Характеристика предметов по величине (совместно с учителем). | 1 |
| ||||
39 | 22 | Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам с помощью учителя. | 1 |
| ||||
40 | 23 | Составление предложений. Закрепление. | 1 |
| ||||
41 | 24 | Составление предложений с опорой на картинно-символическую схему. | 1 |
| ||||
42 | 25 | Составление предложений. Закрепление. | 1 |
| ||||
43 | 26 | Слушание сказок, ответы на вопросы, пересказ сказки с опорой на картинный план к каждому предложению. | 1 |
| ||||
44 | 27 | Закрепление. | 1 |
| ||||
45 | 28 | Игры-драматизации с использованием макетного театра, мелового рисунка на доске. | 1 |
| ||||
46 | 29 | Закрепление. Игры-драматизации с использованием макетного театра, мелового рисунка на доске. | 1 |
| ||||
47 | 30 | Разыгрывание мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает), использование новых слов и предложений. | 1 |
| ||||
48 | 31 | Внятное выражение просьбы, обращённой к учителю. | 1 |
| ||||
Культура общения (12 ч) | ||||||||
49 | 1 | Знакомство с учителем и одноклассниками. | 1 |
| ||||
50 | 2 | Называние друг друга по имени, учителя и воспитателя по имени и отчеству. | 1 |
| ||||
51 | 3 | Дифференциация форм обращений «ты» - «вы». | 1 |
| ||||
52 | 4 | Основные этикетные формы приветствия и прощания со взрослыми и ровесниками: здравствуй, здравствуйте, до свидания, привет, пока. | 1 |
| ||||
53 | 5 | .Интонация приветливости. | 1 |
|
| |||
54 | 6 | Закрепление. | 1 |
|
| |||
55 | 7 | Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях. | 1 |
| ||||
56 | 8 | Использование обязательных вежливых слов: спасибо, пожалуйста – в типичных бытовых ситуациях. | 1 |
| ||||
57 | 9 | Закрепление. | 1 |
| ||||
58 | 10 | Читать наизусть 2-3 короткие стихотворения | 1 |
| ||||
59 | 11 | Выразительное чтение. | 1 |
| ||||
60 | 12 | Повторение изученного материала. | 1 |
| ||||
Букварный период. Звуки и буквы, чтение букв (32 ч) | ||||||||
61 | 1 | Звук [а}. | 1 |
| ||||
62 | 2 | Буква А. | 1 |
| ||||
63 | 3 | Чтение буквы А, изображенной педагогом на колодке. | 1 |
| ||||
64 | 4 | Закрепление. | 1 |
| ||||
65 | 5 | Звук [у}. | 1 |
| ||||
66 | 6 | Буква У.. | 1 |
| ||||
67 | 7 | Буква У. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
68 | 8 | Закрепление. | 1 |
| ||||
69 | 9 | Звук [м}.. | 1 |
| ||||
70 | 10 | Буква М. | 1 |
| ||||
71 | 11 | Буква М. Чтение по колодке | 1 |
| ||||
72 | 12 | Закрепление. | 1 |
| ||||
73 | 13 | Звук [о}. | 1 |
| ||||
74 | 14 | Буква О. | 1 |
| ||||
75 | 15 | Буква О. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
76 | 16 | Закрепление. | 1 |
| ||||
77 | 17 | Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
78 | 18 | Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
79 | 19 | Звук [х}, буква Х. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
80 | 20 | Закрепление. | 1 |
| ||||
81 | 21 | Звук [с}. | 1 |
| ||||
82 | 22 | Буква С. | 1 |
| ||||
83 | 23 | Буква С. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
84 | 24 | Закрепление. | 1 |
| ||||
85 | 25 | Звук [н}, буква Н. Чтение по колодке. | 1 |
| ||||
86 | 26 | Буква Н. | 1 |
| ||||
87 | 27 | Буква Н. Чтение по колодке | 1 |
| ||||
88 | 28 | Закрепление. | 1 |
| ||||
89 | 29 | Чтение знакомой буквы среди других. | 1 |
| ||||
90 | 30 | Выделение знакомой буквы среди других, чтение изученных букв. | 1 |
| ||||
91 | 31 | Чтение изученных букв. | 1 |
| ||||
92 | 32 | Закрепление. | 1 |
| ||||
Звуки и буквы, «печатание» букв (32 ч) | ||||||||
93 | 1 | Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочия. | 1 |
|
| |||
94 | 2 | Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочий. | 1 |
|
| |||
95 | 3 | Написание букв рельефно-точечным шрифтом с использованием колодки - шеститочия или колодки - шеститочий. | 1 |
|
| |||
96 | 4 | Закрепление. | 1 |
|
| |||
97 | 5 | Написание буквы А | 1 |
|
| |||
98 | 6 | Написание слогов с буквой А. | 1 |
|
| |||
99 | 7 | Написание слов с буквой А. | 1 |
|
| |||
100 | 8 | Написание предложений с буквой А. | 1 |
|
| |||
101 | 9 | Написание буквы А,У | 1 |
|
| |||
102 | 10 | Написание слогов с буквой У. | 1 |
|
| |||
103 | 11 | Написание слов с буквой У. | 1 |
|
| |||
104 | 12 | Написание предложений с буквой У. | 1 |
|
| |||
105 | 13 | Написание буквы А, О | 1 |
|
| |||
106 | 14 | Написание слогов с буквой О. | 1 |
|
| |||
107 | 15 | Написание слов с буквой О. | 1 |
|
| |||
108 | 16 | Написание предложений с буквой О. | 1 |
|
| |||
109 | 17 | Написание буквы А, М | 1 |
|
| |||
110 | 18 | Написание слогов с буквой М. | 1 |
|
| |||
111 | 19 | Написание слов с буквой М. | 1 |
|
| |||
112 | 20 | Написание предложений с буквой М. | 1 |
|
| |||
113 | 21 | Написание буквы А. «Письмо» буквы» Х | 1 |
|
| |||
114 | 22 | Написание слогов с буквой Х. | 1 |
|
| |||
115 | 23 | Написание слов с буквой Х. | 1 |
|
| |||
116 | 24 | Написание предложений с буквой Х. | 1 |
|
| |||
117 | 25 | «Письмо» буквы» А, С | 1 |
|
| |||
118 | 26 | Написание слогов с буквой С. | 1 |
|
| |||
119 | 27 | Написание слов с буквой С. | 1 |
|
| |||
120 | 28 | Написание предложений с буквой С. | 1 |
|
| |||
121 | 29 | «Письмо» буквы» А, Н | 1 |
|
| |||
122 | 30 | Написание слогов с буквой Н. | 1 |
|
| |||
123 | 31 | Написание слов с буквой Н. | 1 |
|
| |||
124 | 32 | Написание предложений с буквой Н. | 1 |
|
| |||
Закрепление изученного материала (8 ч) | ||||||||
125 | 1 | Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений. | 1 |
|
| |||
126 | 2 | Игры и игрушки: «Прогулка в автомобиле», | 1 |
|
| |||
127 | 3 | Игры и игрушки: «Весёлый оркестр». | 1 |
|
| |||
128 | 4 | Играем в сказки: «Терем-теремок». | 1 |
|
| |||
129 | 5 | Перечисление названий 2-3 предметов на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. | 1 |
|
| |||
130 | 6 | Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений. | 1 |
|
| |||
131 | 7 | Практическое различение громкой и тихой речи. | 1 |
|
| |||
132 | 8 | Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). | 1 |
|
| |||
Итого - 132 ч | ||||||||
9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифель (детские, женские), тетради для письма по Брайлю.
2. Колодка - шеститочие, колодка - ряд шеститочий, кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука,
3. Прибор «Графика».
4. Прибор «Ориентир» (малый).
5. Наборы плоских и объемных геометрических фигур.
6. Муляжи.
7. Учебники и учебные пособия:
Якубовская Э. В., Комарова С. В. Пропедевтика обучения грамоте.
Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). – М.: ООО «МИПО Репро» (издание шрифтом Брайля).
Букварь: учебник для коррекционных школ VIII вида - М.: ООО «МИПО Репро» - (издание шрифтом Брайля).
Рабочая программа
По чтению
Для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2017 год.
Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по предмету «Чтение» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Изучение учебного предмета «Чтение» направлено на достижениеследующих образовательно-коррекционных целей:
1 ) Социализация личности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью и коррекция речемыслительных способностей.
2)Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
3) Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению.
4) Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами, написанными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
2) овладение специальными умениями работы с текстом;
3) проявление интереса к чтению тактильных книг;
4) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком;
5) участие в обсуждении прочитанных произведений;
6) формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;
7) овладение максимально разборчивой и четкой речью;
8) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;
9) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения.
Общая характеристика учебного предмета «Чтение»
Чтение является важным учебным предметом при обучении слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма, на выявление оптимальных путей коррекции недостатков общего и речевого развития ребёнка.
Задачи на пропедевтический период:
· преодоление речевой замкнутости обучающихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
· развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
· коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
· уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсии, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;
· практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2-4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения;
· знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирования умения слышать звуки и выделять их в начале слова.
Нарушение мышления и речи, как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их чтению и письму. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данным учебным предметам, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Учебный предмет «Чтение» включает в себя большой раздел «Устная речь» и «Чтение и развитие речи».
Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знаком
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!