Тема 1. Основы общей теории криминалистики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1. Основы общей теории криминалистики

2019-08-07 203
Тема 1. Основы общей теории криминалистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала РГППУ в г. Кемерово

____________Г.Н. Жуков

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«КРИМИНАЛИСТИКА»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

профилизации «Правозащитная деятельность»

 

Кемерово

Филиал РГППУ

2016


Учебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика ». Кемерово, Филиал РГППУ в г. Кемерово, 2016. 59 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность».

 

Автор: к.ю.н. Е.Н. Разыграева
     
     
     
     
Рецензент: к.ю.н., доцент Н.Б. Гулиева

 

 

Одобрен на заседании кафедры общепрофессиональных дисциплин. Протокол № 6 от 22.12.2016 г.

 

 

Директор Филиала РГППУ в г. Кемерово

 

     Г.Н. Жуков

 
 

 

         

           

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал РГППУ в г. Кемерово, 2016.

©Разыграева Е.Н., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины…………………………………….................4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО….………………..……...…….4

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………7

4. Структура дисциплины…………………………………………………….9

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….9

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины………….....10

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины………………………….......11                    

5. Образовательные технологии ……………………………………………17

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………….17

6.1. Контрольные вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям……………………………………………………………………………..17

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям……………………………………………………………………………..38

6.3. Задания к контрольным работам и методические указания по их выполнению…………………………………………………………………….......40

6.4.Примерный перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту…………………………………………………….49

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) федеральные законы и нормативные документы……………………….51

б) основная литература……………………………………………………...53

в) дополнительная литература……………………………………………...53

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы……56  

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….57 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Криминалистика как учебная дисциплина ориентирована на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание в нем ответственности за результаты профессиональной деятельности, активной адаптации на рынке труда, стремление к профессиональному росту и других личностных качеств.

Программа учебной дисциплины «Криминалистика» направлена на формирование у студента инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации, профессиональной мобильности.

Основной целью изучения курса криминалистики является приобретение теоретических знаний, связанных с использованием конкретных приемов, средств и методов, направленных на раскрытие, расследование преступлений и их предотвращение, освоение методиками расследования определенных видов преступлений.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Криминалистика» относится квариативной частипрофильного модуля по ФГОС ВО профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Правоохранительные органы»:

Знать:

- принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

- основной понятийный аппарат, юридическую терминологию, используемые в дисциплине;

- правовое регулирование структуры и деятельности правоохранительных органов;

- структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации.

Уметь:

- анализировать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных;

- давать правильное правовое толкование положений нормативных правовых актов;

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений.

Из курса «Уголовное право»:

Знать:

- основной понятийный аппарат уголовного права, основные институты уголовного права;

- роль и место уголовного права в системе отраслей права;

- предмет, метод, задачи и функции уголовного права;

- основание уголовной ответственности;

- элементы и признаки состава преступления;

- систему и правила назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;

- основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовного права;

- четко представлять структуру уголовного закона;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия преступления, соучастия, наказания и т.д.) в виде развернутого определения;

- определять признаки конкретного состава преступления в совершённом деянии;

- подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой действительности, примерами из практики.

Из курса «Общей психологии»:

Знания: психологии личности, теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.

Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания; использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

юридическая психология;

проблемы квалификации преступлений;

уголовное право зарубежных стран;

криминология.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции:

общекультурные компетенции:

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7).

общепрофессиональные компетенции:

способностью к когнитивной деятельности (ОПК-6);

владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

профессиональные компетенции:

учебно-профессиональная деятельность:

способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

научно-исследовательская:

способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

основной понятийный аппарат криминалистики, юридическую терминологию;

роль и место криминалистики в системе юридических наук;

основные положение общей теории криминалистики;

положения и рекомендации криминалистической техники, тактики, методики;

основные приемы, средства и методы проведения криминалистических исследований;

виды криминалистических экспертиз;

основы криминалистической теории организации раскрытия и расследования преступлений;

тактические приемы производства процессуальных действий;

основы организации и методику расследования отдельных видов преступлений.

Уметь:

применять полученные знания при освоении других дисциплин;

пользоваться понятийным и категориальным аппаратом криминалистики;

формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения;

доказывать теоретические тезисы (положения);

логически мыслить, анализировать имеющиеся в распоряжении материалы;

планомерно организовать свою работу;

планировать процесс раскрытия преступлений;

применять технико-криминалистических средств и приемов обнаружения, фиксации, изъятия и использования следов преступления;

использовать положения и рекомендации криминалистической техники, тактики, организации и методики раскрытия и расследования отдельных видов преступлений;

выдвигать и проверять следственные версии; предвидеть конечный результат;

применять основы дидактики и методики проведения практических занятий с работниками правоохранительных органов по применению криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Криминалистика» составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Заочная форма обучения с полным сроком

Заочная форма обучения с сокращенным сроком

Семестр 9 10 6 7
Общая трудоемкость дисциплины

4 (144)

Аудиторные занятия

20

8

лекции 6 4 4 -
практические занятия 4 6 - 4
семинарские занятия - - - -
лабораторные работы - - - -
другие виды аудиторных занятий - - - -
Самостоятельная работа

124

136

изучение теоретического курса 50 54 60 62
Контрольная работа - 10 - 7
Подготовка к дифференцированному зачёту

10

7

Вид промежуточного контроля

Дифференцированный зачёт

Дифференцированный зачёт

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

4.2.1.Заочная форма обучения (полный срок обучения)

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Лекции Практические занятия СРС Всего
1. Основы общей теории криминалистики 1,0 1,0 14,0 16,0
2. Общие положения криминалистической техники 2,0 2,0 15,0 19,0
3. Общие положения криминалистической тактики 1,0 1,0 10,0 12,0
4. Криминалистическая тактика производства отдельных следственных действий 2,0 1,0 20,0 23,0
5. Общие вопросы организации работы по раскрытию и расследованию преступлений 1,0 1,0 10,0 12,0
6. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений 2,0 1,0 10,0 13,0
7. Методики расследования отдельных видов и групп преступлений 1,0 3,0 25,0 29,0

Контрольная работа

    10 10

Дифференцированный зачёт

    10 10

Итого по видам занятий:

10 10 124 144

4.2.2.Заочная форма обучения (сокращенный срок обучения)

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Лекции Практические занятия СРС Всего
1. Основы общей теории криминалистики 0,5 - 15,0 15,5
2. Общие положения криминалистической техники 1,0 1,0 20,0 22,0
3. Общие положения криминалистической тактики 0,5 - 14,0 14,5
4. Криминалистическая тактика производства отдельных следственных действий 0,5 1,5 25,0 27,0
5. Общие вопросы организации работы по раскрытию и расследованию преступлений 0,5 - 14,0 14,5
6. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений 1,0 - 14,0 15,0
7. Методики расследования отдельных видов и групп преступлений - 1,5 20,0 21,5

Контрольная работа

    7 7

Дифференцированный зачёт

    7 7

Итого по видам занятий:

4 4 136 144

4.3. Содержание тем (разделов) дисциплины

 

Тема 2. Общие положения криминалистической техники

 

Понятие, содержание и структура общих положений криминалистической техники. Критерии допустимости и проблемы правовой регламентации применения средств и методов криминалистической техники в раскрытии и расследовании преступлений. Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Средства и методы криминалистической техники, используемые для обнаружения, изъятия, фиксации и исследовании доказательств. Объекты технико-криминалистических исследований.

Понятие и система криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи. Их роль в раскрытии и расследовании преступлений. Виды технических средств, криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи. Исследовательская, запечатлевающая криминалистическая фотография. Использование возможностей криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи при проведении отдельных следственных действий, процессуальное оформление результатов их применения.

Понятие, содержание и система криминалистического учения о следах (трасология). Понятие и классификация следов в криминалистике. Следы человека как источники криминалистически значимой информации.

Дактилоскопия. Папиллярные узоры: типы, виды, свойства, значение. Современные средства и методы собирания следов рук и иных следов кожного покрова человека. Правила дактилоскопирования живых лиц и трупов. Следы ног, их виды и криминалистическое значение. Иные следы человека: виды, значение для раскрытия и расследования преступлений. Методы и средства обнаружения, фиксации и изъятия. Следы орудий взлома, инструментов, производственных механизмов, транспортных средств как источники криминалистически значимой информации. Средства и методы собирания следов орудий взлома. Следы транспортных средств и их классификация. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Понятие, сущность и классификация, значение микрообъектов. Способы обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов. Следы биологического происхождения: понятие и криминалистическое значение. Обнаружение, фиксация и изъятие следов крови. Работа следователя со следами спермы, слюны, пота. Понятие и сущность криминалистической одорологии. Средства и методы, используемые для изъятия и консервации запаха на месте происшествия. Правила одорологической выборки человека с использованием служебных собак. Проблемы использования результатов одорологических исследований в качестве источников доказательств.

Понятие, система, задачи криминалистического оружиеведения. Понятие и классификация огнестрельного оружия. Следы выстрела, методы и средства их обнаружения, фиксации, изъятия. Возможности использования результатов судебно-баллистической экспертизы в раскрытии и расследовании преступлений. Холодное, газовое оружие: понятие и классификация. Взрывные устройства, взрывчатые вещества, следы их применения. Вопросы, решаемые при осмотре места взрыва. Значение полученных результатов для поиска преступника и установления обстоятельств совершённого преступления.

Понятие письма, почерка и письменной речи, классификация признаков письменной речи и почерка. Использование рукописных документов для розыска преступника и установления обстоятельств преступления. Способы полной и частичной подделки документов и признаки их характеризующие.

Понятие, содержание и значение криминалистического учения о признаках внешности человека. Классификация признаков внешности человека. Основы криминалистической методики отождествления человека по признакам внешности. Порядок составления словесного портрета. Возможности ЭВМ при отождествлении человека. Формы и направления использование информации о признаках внешности лица, совершившего преступление.

Понятие, система и правовые основы криминалистической регистрации. Объекты и формы криминалистических учетов. Основные направления использования возможностей справочно-вспомогательных коллекций, оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений. Информационно-поисковые системы (ИПС). Банк вспомогательных данных.

 

Тема 3. Общие положения криминалистической тактики

 

Понятие, система и содержание криминалистической тактики. Источники криминалистической тактики. Принципы криминалистической тактики. Категории криминалистической тактики: тактический прием, тактическая комбинация (операция), тактическое решение, тактический риск, следственная ситуация. Их понятие, классификация, соотношение. Условия допустимости их применения в уголовном процессе.

Общие положения тактики следственных действий.

Понятие, сущность, виды и цели следственного осмотра. Общие положения тактики следственного осмотра: участники, организация, средства и методы. Осмотр места происшествия: понятие, содержание, виды, задачи и цели. Объекты и формы фиксации хода, содержания и результатов осмотра места происшествия. Этапы и стадии осмотра места происшествия. Тактические приемы наружного осмотра трупа на месте его обнаружения. Осмотр предметов и документов. Оценка результатов осмотра и их использование в раскрытии и расследовании преступлений. Освидетельствование: понятие, цели и задачи. Тактика проведения освидетельствования и его отличия от судебно-медицинского освидетельствования.

Понятие, сущность, задачи, виды и цели обыска и выемки. Тактические приемы и технические средства, применяемые при производстве обыска. Тактические особенности обыска в помещении, на местности, личного обыска. Обеспечение безопасности участников обыска. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений. Производство обыска и выемки в помещениях дипломатических представительств. Фиксация хода, содержания и результатов обыска и выемки. Оценка результатов обыска и выемки и их использование в раскрытии и расследовании преступлений.

Понятие, виды, цели и задачи следственного эксперимента. Подготовка к следственному эксперименту. Тактические приемы проведения, участники и условия следственного эксперимента. Фиксация хода, содержания и результатов следственного эксперимента. Оценка доказательственного значения результатов следственного эксперимента и их использование в раскрытии и расследовании преступлений. Понятие, сущность и значение проверки показаний на месте. Виды и задачи проверки показаний на месте. Подготовка к проведению проверки показаний на месте. Тактика допроса лица, показания которого подлежат проверке на месте. Организационно-техническое обеспечение проверки показаний на месте. Тактические приемы обеспечения объективности, достоверности и полноты проверки показаний на месте. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте. Оценка результатов проверки показаний на месте и возможности использования полученных доказательств, в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Тема 6. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений

 

Понятие, система, источники и задачи криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений. Её взаимосвязь с другими разделами криминалистики.

Содержание общих положений криминалистической методики. Понятие и значение криминалистической характеристики преступлений. Ее взаимосвязь с уголовно-правовой, криминологической, оперативно-розыскной характеристиками преступлений.

Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению, следственной ситуации.

Этапы расследования преступлений: понятие, сущность и классификация. Понятие, формы использования специальных познаний и их значение в раскрытии и расследовании преступлений.

Организация взаимодействия органов предварительного расследования с подразделениями и службами правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Следственно-оперативные группы: виды, порядок формирования, организация их работы.

Сущность, содержание, цели и задачи использования помощи общественности и средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений.

Понятие, принципы построения, структура, виды частной криминалистической методики.

Методика расследования преступлений по «горячим следам».

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В преподавании правовых дисциплин используются следующие образовательные технологии:

- лекции;

- семинарские занятия, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы темы семинара, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами;

- практические занятия, на которых рассматриваются конкретные правовые ситуации (задачи), анализируется практика применения законодательства, в том числе судебная;

- деловые игры, имеющие характер тренинга, путем воспроизведения студентами конкретных правовых ситуаций;

- самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение творческих заданий, подготовку тезисов, статей, разработку электронных презентаций, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену;

- тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

- консультирование студентов по сложным вопросам учебного курса.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям

 

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины Криминалистика. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение выделять главное и делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему юристу навыки применения норм права, логики доказывания, публичных выступлений, культуры речи.

Практические занятия проводятся по наиболее сложным темам курса методами дискуссии, обсуждения докладов, рефератов, эссе.

Практические занятия проводятся методами группового упражнения, решения конкретных задач, проведения криминалистических игр с выполнением конкретных заданий и последующим обсуждением их решений.

Текущий контроль успеваемости и качества подготовки студентов в форме ответов на вопросы и обсуждения подготовленных докладов и документов проводится на практических занятиях для получения необходимой информации о выполнении графика учебного процесса, оценки качества самостоятельной работы студентов.

Отвечая на контрольные вопросы плана занятия, студентам необходимо помнить, что в литературе по криминалистике авторами даны разные определения. Студент должен стараться проанализировать их и предложить наиболее полное и корректное.

Предусмотренные планом практических занятий задания студентами выполняются в рабочей тетради.

В планах практических занятий дана примерная тематика контрольных вопросов по которым студентами может быть подготовлен доклад. Время доклада не должно превышать 5-10 минут. Доклад оформляется в виде реферата и не превышает 5 страниц.

Практическое занятие

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «криминалистика», «предмет криминалистики».

2. Какова система криминалистики и закономерности её развития?

3. Чем обусловлена взаимосвязь криминалистики с уголовным процессом, судебной статистикой, судебной психиатрией, общей и юридической психологией, общей и возрастной педагогикой и т.д.?

4. Сформулируйте основные тезисы учения о способе и механизме преступления.

5. Каково содержание криминалистической характеристики преступлений?

6. Раскройте общие положения криминалистической техники.

7. Каковы средства и методы криминалистической техники?

8. Каково технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений?

9. Дайте понятие криминалистической идентификации и опередите её значение в раскрытии и расследовании преступлений.

10. Укажите объекты и виды криминалистической идентификации.

11. Раскройте содержание стадий процесса идентификации: предварительной, раздельной, сравнительного исследования, оценки результатов.

12. Дайте понятие криминалистической идентификации и опередите её значение в раскрытии и расследовании преступлений.

13. Дайте понятие групповой принадлежности и опередите значение установления групповой принадлежности в раскрытии и расследовании преступлений.

14. Раскройте понятие и содержание криминалистической регистрации.

15. Какие криминалистические учеты сосредоточены в системе экспертно-криминалистических подразделений, в системе информационных центров МВД РФ?

 

Задача 1

Из металлического шкафа, окрашенного в зелёный цвет, с помощью отжима дверцы были похищены денежные средства в сумме 150 тысяч рублей. На квартире у подозреваемого Фролова был обнаружен ломик, рабочая поверхность которого содержала частицы зелёной краски.

1. Какой из объектов: шкаф и след ломика на его поверхности, является идентифицируемым, а какой – идентифицирующим?

2. Может ли обнаруженная на ломике краска рассматриваться в качестве идентифицирующего объекта?

 

Задача 2

Водитель ВАЗ- 21063 Белов в условиях гололеда на крутом развороте не справился с управлением и совершил наезд на стоявшего на обочине дороги гр-на Серкова, который на месте происшествия скончался. Белов, пользуясь отсутствием очевидцев, скрылся с места преступления. В своем гараже он в целях сокрытия совершенного наезда, заменил правое крыло, фару и подфарник автомобиля и перекрасил кузов в другой цвет.

Определите содержание способа преступления. Является ли он подструктурным или нет?

 

Задача 3

На месте разбойного нападения обнаружены стреляные пуля и гильза от пистолетного патрона калибра 9 мм. У подозреваемого в совершении разбоя Мухина изъят пистолет системы Макарова калибром 9 мм.

Укажите, что в данном случае будет идентифицирующим, а что идентифицируемым объектом?

Задание

Выберите элементы криминалистической характеристики вида преступления из числа категорий указанных ниже:

- способ преступления;

- следственная ситуация;

- личность преступника;

- первоначальные следственные действия;

- последующие следственные действия;

- использование помощи специалиста;

- обстоятельства, подлежащие доказыванию.

 

Дополнительные вопросы

1. Что понимается под местом происшествия?

2. В каком соотношения находятся понятия место происшествия и место совершения преступления?

3. В чем заключена роль криминалистики в оптимизации деятельности органов по обнаружению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений?

4. В чем суть стадий процесса идентификации: предварительной, раздельного исследования, сравнительного исследования, оценки результатов?

Тема 2. Общие положения криминалистической техники

Задача

При осмотре места кражи в квартире гражданина Краснова обнаружено следующее: дверной глазок квартиры № 12, расположенный на лестничной площадке 4-го этажа напротив квартиры № 10, принадлежащей Краснову, залеплен кусочком вещества светло-серого цвета. На поверхности вещества имеется вдавленный полусферической формы отпечаток пальца размером 15 на 12 мм, глубиной 5 мм. В следе отобразился рисунок, состоящий из множества параллельных линий.

На углу правого наличника входной двери квартиры № 10, на расстоянии 110 см от пола обнаружен след давления. Фронтальная проекция следа имеет форму трапеции размером 15 на 12 на 10 на 12 мм. Наименьшая сторона следа обращена в сторону входной двери. В поперечном сечении след имеет форму полуокружности. Максимальная глубина следа – 9 мм, соответствует его наибольшей глубине.

Ригель врезного замка сувальдового замка прямоугольной формы шириной 20 мм и толщиной 10 мм выступает из лицевой планки короба замка на 10 мм. Ригель слегка изогнут во внутрь квартиры. На поверхности ригеля, обращенной в сторону лестничной площадки, имеет след скольжения прямоугольной формы, размером 15 на 8 мм. Металл в следе имеет свежий блеск.

Каковы способы фиксации и изъятия трасологических следов?

Каковы технические средства необходимы для фиксации и изъятия обнаруженных следов?

Классифицируйте обнаруженные следы в соответствии с правилами классификации следов в трасологии.

Сформулируйте вопросы, которые могут быть решены экспертным исследованием обнаруженных следов.

Задание 1

Составьте постановление о назначении дактилоскопической экспертизы.

Сформулировать вопросы эксперту при назначении дактилоскопической экспертизы, исходя из условия, что следы пальцев рук были обнаружены и изъяты на разных местах происшествия, а подозреваемый Серов дактилоскопирован.

Перечислить материалы (предметы и документы), которые должны быть представлены в распоряжение эксперта.

Сделайте схематическую зарисовку папиллярных узоров, отобразившихся на дактилокарте и в отношении каждого из них укажите тип папиллярного узора и вид петлевого.

Задание 2

Возьмите инструмент с ограниченной режущей поверхностью (стамеску, долото), осмотрите его поверхность и опишите ее тип (вид), форму граней, рабочей части, а также признаки, индивидуализирующие его (вмятины, выбоины, сколы и т.п.) Образуйте на куске древесины этим инструментом вдавленный след. Осмотрите его, сделайте зарисовку следа, опишите признаки инструмента, отобразившиеся в следе и имеющие значение для трасологического исследования.

Задание 3

Изобразите схематичный след. Отметьте на нем не менее 8 различных деталей капиллярного узора. Стрелками и цифрами укажите отмеченные детали узора и назовите их.

Дополнительные вопросы

1. Каковы способы выявления и, фиксации и изъятия следов пальцев?

2. Каково информационное значение следов пальцев рук?

3. Каковы виды следов пальцев ног человека и их значение и использование в расследовании преступлений?

4. Каковы вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой следов ног (обуви) человека?

5. Какие последствия могут быть вызваны неправильной упаковкой изымаемых объектов?

Задача 1

В поселке Семеновка Свердловской области неизвестный преступник незаконно проник в квартиру гражданки Карповой с целью хищения имущества. Неожиданно для преступника хозяйка оказалась дома. Преступник нанес ей несколько ножевых ранений, причинив вред здо


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.