Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-08-07 | 181 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра терапевтической и детской стоматологии
Учебная клиническая практика
Методические указания для студентов 3 курса
Тема занятия: «Гигиеническая индексная оценка»
Тюмень, 2019
Составитель: к.м.н. О.А. Куман.
Методические указания к занятию для студентов составлена составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета) утвержденного приказом Минобрнауки №96, от 09.02.2016г., Приказа Минобрнауки России от 27.11.2015г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», учебного плана (2016г.).
Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста
«____» ______ 201__г.
Методические указания для студентов
1.Тема занятия – Гигиеническая индексная оценка
2. Актуальность темы, мотивация к ее изучению.
Гигиеническая индексная оценка - помогает определить состояние полости рта, предупредить развитие заболеваний и проследить за выполнением качественной гигиенической обработки полости рта.
3.Цель занятия: Развитие профессиональных навыков врача-стоматолога общей практики
Для этого нужно:
Знать - контроль гигиены, методы и средства для гигиенической обработки полости рта.
Знать - потребности к соблюдению здоровых привычек, на основе знания о духовно-нравственных качествах личности
Знать – гигиенические индексы и методы их выполнения
|
Знать – методы санитарного просвещения
Уметь – проводить обследование стоматологического пациента,
активные формы стоматологического просвещения в различных возрастных коллективах.
4. План изучения темы
Занятие: Теоретическая часть 120 минут + практическая часть 240 минут.
№ | Наименование учебных элементов | Время (минут) | Дидактические процессы обеспечения (учебные операции) |
1 | Организационная часть | 5 | Объявление темы занятия, актуальность |
2 | Теоретическая часть №1 | 45 | Разбор ситуационной задачи, интересующих вопросов, выводы |
3 | Перерыв | 10 | |
4 | Теоретическая часть №2 | 45 | Решение ситуационной задачи методом дискуссии |
5 | Перерыв | 15 | |
6 | Практическая часть | 240 | Отработка практических навыков |
7 | Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. | 5 |
Теоретическая часть №1
Оценка наличия зубных отложений (зубного налета и зубного камня) важна по нескольким причинам:
- для определения участков наибольшего накопления зубных отложений;
- для оценки эффективности чистки зубов пациентом;
- для определения риска развития у пациента кариеса зубов и заболеваний пародонта (чем больше налета и камня, тем выше риск).
Оценить присутствие зубных отложений можно количественными и качественными методами.
Качественная оценкапредполагает выявление локализации отложений зубного налета и зубного камня:
- визуально;
- с помощью стоматологического зонда (если налета или камня достаточно много);
- путем окрашивания специально предназначенными для этого красителями.
Для окрашивания зубного налета можно применять:
- водный раствор йода - раствор Шиллера–Писарева (1 г кристаллического йода, 2 г йодида калия, 40 мл дистиллированной воды);
- эритрозин;
- фуксин;
- специальные таблетки, при жевании которых окрашиваются участки зуба, где присутствует зубной налет.
Кроме того, выпускаются двойные красители, по-разному окрашивающий кариесогенный и некариесогенный зубной налет: красным цветом – свежий зубной налет, темно-синим – налет, присутствующий в полости рта длительное время и ставший кариесогенным.
|
После окрашивания зубов пациент должен самостоятельно прополоскать рот водой и окрашивающее средство остается лишь там, где есть налет (рис.2).
Рисунок 1. Зубной налет, окрашенный фуксином.
Количественная оценка присутствия зубных отложений происходит с помощью различных индексов, позволяющих определить локализацию зубного налета и зубного камня, а также измерить их площадь до и после использования гигиенических средств.
Для определения зубного налета у детей от момента прорезывания временных зубов до 3х лет применяют индекс Э.М. Кузьминой (2000).Индекс разработан в связи с необходимостью определения у маленьких детей зубного налета, который начинает откладываться на временных зубах сразу после их прорезывания. Даже если в полости рта ребенка имеется всего 2-3 зуба, необходимо визуально или с помощью зонда определять присутствие зубного налета. При визуальном осмотре тонкий слой налета обычно относительно прозрачен и выявляется с трудом, тогда как его толстый слой придает поверхности зуба тусклый темный оттенок.
Ход определения индекса: Осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта маленького ребенка, и оценивают присутствие налета на каждом зубе с помощью следующих кодов:
0 баллов - нет налета;
1 балл - налет присутствует в любом количестве.
Формула для расчета значения индекса:
Таблица 1. Интерпретация значений индекса Э.М. Кузьминой.
Величина индекса | Уровень гигиены |
0 | хороший |
0,1 | удовлетворительный |
0,5 | плохой |
Пример расчета индекса:
1. У ребенка в полости рта имеется 4 зуба: 5.1 6.1
8.1 7.1
2.Налет выявлен на 2 зубах: 5.1, 6.1
3 Величина индекса гигиены равна: 2:4 = 0,50
4.Уровень гигиены полости рта у данного ребенка - плохой
Индекс Федорова - Володкиной (1971) целесообразно применять для выявления налета на зубах у детей до 5-6 лет.
Ход определения индекса: Окрашивают и обследуют губную поверхность шести нижних фронтальных зубов:
8.3, 8.2, 8.1, 7.1, 7.2, 7.3
Присутствие зубного налета оценивают с помощью следующих кодов:
1 балл – зубной налет не выявлен;
|
2 балла - окрашивание одной четверти поверхности;
3 балла - окрашивание половины поверхности коронки зуба;
4 балла - окрашивание трех четвертей поверхности коронки зуба;
5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба.
Расчет значений индекса:Для одного ребенка определяют код налета на каждом из обследованных зубов, суммируют эти результаты и делят на количество осмотренных зубов (т.е. на 6).
Таблица 2. Интерпретация значений индекса Федорова – Володкиной.
Значение индекса | Уровень гигиены |
1.1 - 1.5 | хороший |
1.6 - 2.0 | удовлетворительный |
2.1- 2.5 | неудовлетворительный |
2.6 - 3.4 | плохой |
3.5- 5.0 | очень плохой |
Рисунок 4. Коды для оценки зубного камня по индексу Green- Vermillion.
Расчет значений индекса: Расчет суммарного значения индекса, комплексно характеризующего гигиеническое состояние полости рта индивидуума, происходит в несколько этапов:
1. суммируют коды зубного налета для каждого зуба и делят на количество обследованных поверхностей зубов (т.е.6);
2. суммируют коды зубного камня для каждого зуба и делят на количество обследованных поверхностей зубов (т.е.6);
3. суммируют значения, полученные в п.1 и п.2.
Формула для расчета значения индекса Green-Vermillion:
Интерпретация суммарных значений индекса:
Суммарное Уровень гигиены
значение ИГР-У
0.0 – 1.2 хороший
1.3 – 3.0 удовлетворительный
3.1 – 6.0 плохой
Интерпретация значений показателей зубного налета или зубного камня
Значение Уровень гигиены
0.0 – 0.6 балла хороший
0.7 – 1.8 балла удовлетворительный
1.9 – 3.0 балла плохой
Пример расчета индекса:
1. У подростка определены следующие коды:
код зубного налета на зубах 1.6 и 2.6 – 2 балла; на зубе 1.1 – 1 балл;
код зубного камня на зубах 3.6, 3.1, 4.6 –– 2 балла.
2. Суммарная величина индекса гигиены:
3. Уровень гигиены полости рта по суммарному значению индекса гигиены – удовлетворительный.
4. Значение показателя зубного налета:
5. Уровень гигиены полости рта по показателю зубного налета - удовлетворительный.
|
6. Значение показателя зубного камня:
7. Уровень гигиены полости рта по показателю зубного камня – удовлетворительный.
Для подсчета среднего значения индекса в группе обследованных (суммарного или его отдельных показателей - зубного налета или зубного камня) суммируют индивидуальные показатели для каждого участника и делят на количество лиц в группе.
Таблица: Краткая характеристика заболеваний пародонта
Краткая характеристика воспалительных заболеваний пародонта:
Для оценки состояния тканей пародонта предложено много индексов, в том числе, папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс, РМА(Parma, 1960). Для его определения йодсодержащим раствором окрашивают вестибулярную поверхность десны и определяют ее состояние у каждого зуба - в области десневого сосочка, свободной краевой (маргинальной) десны и прикрепленной (альвеолярной) десны. Воспаленные участки окрашиваются в темно-коричневый цвет. Коды для оценки степени воспаления десны (рис.5):
0 – отсутствие воспаления;
1 - воспаление десневого сосочка;
2 - воспаление десневого сосочка и маргинальной десны;
3 - воспаление десневого сосочка, маргинальной и альвеолярной десны.
Рисунок 5. Определение степени воспаления десны: коды для определения индекса РМА
Формула для расчета значения индекса:
где n – количество зубов, которое при сохранении целостности зубных рядов рассчитывают в зависимости от возраста:
6-11 лет – 24 зуба;
12-14 лет – 28 зубов;
15 лет и старше – 30 зубов.
Примечание: если часть зубов отсутствует, то делят на количество зубов, имеющихся в полости рта.
Таблица 4. Интерпретация значений индекса РМА
Значение индекса | Степень тяжести воспаления десны |
менее 30% | легкая |
31-60% | средняя |
61% и более | тяжелая |
Таблица 5. Краткая характеристика заболеваний твердых тканей зубов.
Заболевание | Факторы риска, причины возникновения | Клинические признаки |
Кариес зубов
Деминерализация эмали под действием кислот, продуцируемых кариесогенными бактериями зубного налета.
ФР возникновения кариеса:
Местные:
- неудовлетворительная гигиена полости рта;
- частое употребление легкоферментируемых углеводов;
- снижение скорости слюноотделения, низкая буферная емкость, высокая вязкость слюны;
- незавершенная минерализация фиссур в период прорезывания постоянных зубов;
- низкая кариесрезистентность эмали;
- наличие факторов, способствующих ретенции зубного налета (аномалии положения зубов, наличие несъемных ортодонтических и ортопедических конструкций, нависающие края пломб)
|
Общие: низкое содержание фторида в питьевой воде;
- алиментарный дефицит минеральных веществ (прежде всего кальция), особенно в период формирования зубов;
- соматические заболевания (хроническая патология желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, нарушения обмена веществ, гиповитаминозы);
- экстремальные воздействия на организм, стресс;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
Выявление начального кариеса эмали: После удаления зубного налета, особенно в пришеечной области зубов, нередко можно выявить очаги деминерализации эмали (рис.6). Существует несколько методов их оценки, но перед использованием любого из них необходимо удалить зубные отложения и высушить поверхность зуба.
Визуальный метод: Данный метод наиболее прост в выполнении в условиях стоматологического кабинета.
Обследуемый зуб следует:
- удалить зубной налет;
- изолировать от слюны;
- высушить поверхность воздухом;
- визуально определить размеры очага.
Рисунок 6. Белое пятно эмали на дистальной поверхности зуба 1.1
На активностькариозного процесса указывают:
- матовая поверхность очага деминерализации;
- наличие кариесогенного зубного налета;
- кровоточивость десны в области очага начального кариеса.
Метод витального окрашивания эмали ( Л.А.Аксамит, 1978 )
С помощью данного метода удается не только определить наличие начального кариеса, но и судить о глубине поражения эмали. Принцип метода основан на факте увеличения проницаемости деминерализованной эмали для красителя (2% водного раствора метиленового синего).
Дляоценки очага деминерализации зуб следует:
- очистить от зубного налета;
- изолировать от слюны;
- высушить поверхность воздухом;
- нанести тампон с красителем на 3 минуты;
- удалить тампон и смыть избыток красителя.
Интенсивность окрашивания очага сравниваютсо специальной градационной 10-балльной шкалой, имеющей различные оттенки синего цвета (рис.7).
Для оценки окрашивания можно использовать следующие критерии:
Интенсивность окрашивания Степень окрашивания
1-3 балла низкая
4-5 баллов средняя
6-10 баллов высокая
Внимание! При наличии белого пятна необходима дифференциальная диагностика между начальным кариесом, гипоплазией эмали и флюорозом зубов, для чего осуществляют окрашивание 2% раствором метиленового синего. При этом белое пятно, образовавшееся вследствие развития очаговой деминерализации эмали, окрашивается, тогда как пятна при гипоплазии и флюорозе – нет.
Рисунок 7 Оценка глубины поражения эмали: А - шкала для измерения степени окрашивания очагов деминерализации эмали; Б – очаги деминерализации эмали, окрашенные 2% раствором метиленового синего.
А Б
Индексы для оценки кариеса зубов:
Для оценки стоматологического статуса пациента применяют индексы, характеризующие интенсивность кариеса постоянных зубов:
индекс КПУ(з) - сумма кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов;
индекс КПУ(п) - сумма всех поверхностей, на которых диагностирован кариес или пломба.
Примечание: если зуб удален, в этом индексе его считают за 5 поверхностей (премоляры, моляры) или за 4 поверхности (резцы, клыки).
Оценка состояния слизистой оболочки рта:
Осмотр слизистой оболочки рта проводят с помощью стоматологического зеркала. В норме она бледно-розового цвета, умеренно увлажнена, чистая, без патологических изменений. Поражения слизистой могут быть симптомом патологии органов и систем организма, нарушения обмена веществ, а также проявлением инфекционных заболеваний. При выявлении элементов поражения, таких как изменение цвета, пузыри, эрозии (поверхностное нарушение целостности эпителия), язвы (повреждение, проникающее в подслизистый слой), участки ороговения нетипичной локализации, гигиенист стоматологический обязан направить пациента к врачу-стоматологу.
Таблица 6. Краткая характеристика некоторых заболеваний слизистой оболочки рта.
Заболевание | ФР, причины возникновения | Клинические признаки |
| ||
1.1. Поверхностная травма губы и полости рта Хроническая травма съемным протезом Травматическая язва на боковой поверхности языка | Причины травмы: острые края зубов и пломб, неправильно изготовленные мостовидные и съемные зубные протезы, зубной камень, вредные привычки (прикусывание слизистой щек, губ, языка), острая и горячая пища | Жалобы пациента: чувство дискомфорта, болезненность, припухлость. При осмотре: гиперемия, отек, нарушение целостности слизистой оболочки (эрозии, афты, язвы). При травматической язве по краям имеется воспалительный инфильтрат, ее поверхность покрыта серым налетом, болезненна при пальпации, регионарные лимфатические узлы увеличены, подвижны, болезненны. При длительном течении (2-3 месяца и более) травматическая язва может озлокачествляться. |
1.2. Лейкоплакия – хроническое воспаление слизистой оболочки рта, сопровождающееся повышенным ороговением (гиперкератозом). Лейкоплакия на нижней губе | Развивается как ответная реакция слизистой оболочки на длительную травму, чаще химическую (курение). Обычно встречается у мужчин 40-50 лет. | Жалобы пациента: обычно отсутствуют, иногда возникает ощущение шероховатости слизистой оболочки. При осмотре: ограниченный участок поражения белого цвета неправильной формы, не возвышающийся (плоская форма) или приподнятый (веррукозная форма) над поверхностью слизистой оболочки, может иметь трещины или эрозии (эрозивная форма). Белый налет не снимается при соскабливании. Чаще локализуется на слизистой оболочке губ, щек (в углах рта, по линии смыкания зубов), на языке и дне полости рта, красной кайме губ. Веррукозная и эрозивная формы лейкоплакии являются факультативным предраком с высокой вероятностью озлокачествления. |
Инфекционные заболевания
Заболевания губ
Теоретическая часть №2
Решение ситуационной задачи
Практическая часть
Отработка практических навыков
4.Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание.
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра терапевтической и детской стоматологии
Учебная клиническая практика
Методические указания для студентов 3 курса
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!