Высшие психические функции и их расстройства: афазии (моторная, сенсорная, амнестическая), апраксии,агнозии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Высшие психические функции и их расстройства: афазии (моторная, сенсорная, амнестическая), апраксии,агнозии.

2019-08-07 370
Высшие психические функции и их расстройства: афазии (моторная, сенсорная, амнестическая), апраксии,агнозии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Афазия -нарушение речи,хар-ся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь,либо пользоваться словами для выражения мыслей.

Структура речи складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной(центр Брока задняя часть нижней лобной извилин), экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией(верх височн извилина центр Вернике).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и

динамическая моторная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих основу движений артикуляторного аппарата.. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо поспособу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи(автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение иписьмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

Эфферентная моторная афазия возникает при повреждении нижних отделов

премоторной зоны, области Брока, полей 44 и 45. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция не нарушена. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов.

Динамическая моторная афазия возникает при поражениях префронтальных отделов,

области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии –

нарушение активной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная,

автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения,

правильно отвечает на вопросы.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и

семантической афазией.

Сенсорная афазия возникает при повреждении области Вернике (поле 22). В основе

нарушения понимания речи лежит расстройство фонематического слуха.

Больной с сенсорной афазией не может повторить такие слоги, как„ба-па“, „та-да“, „са-за“, не воспринимая разницы между коррелирующими фонемами; не может сосчитать количество звуков в слове. Не понимая речи окружающих, больной все время стремится говорить. В речи его отмечаются литеральные (замена одного звука другим) и вербальные (замена одного слова другим, близким по звучанию либо значению) парафазии,искажения слов. В крайних случаях речь больного непонятна для окружающих, так как состоит из набора искаженных слов („ словесный сала т“).

 

Семантическая афазия возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого

полушария. В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза, вследствие чего больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения. Например, он не может правильно выполнить инструкцию: «Нарисуйте круг под квадратом»,«Нарисуйте треугольник над кругом», так как не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов. Нарушение понимания сложных логико-грамматических структурдемонстрируют, давая больному инструкцию: «Покажите ручку карандашом» или «Покажите карандаш ручкой».

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризоват ь; при подсказывании начального слога илибуквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних изадних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (напросьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»). В речи больного с амнестическойафазией мало существительных и много глаголов

Агнозия – отсутствие узнавания раздражений, поступающих как из окружающего мира,

так и из собственного организма при условии сохранения чувствительности и сознания. Бывает агнозия зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная и аутотопагнозия.

Предметная зрительная агнозия (двуполушарные, нередко обширные височно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности узнавания реалистических изображений зрительно воспринимаемых предметов, контурных, осложненных дополнительными штрихами, пятнами и наложенных друг на друга.

Цветовая агнозия в сочетании с буквенной (левополушарные височно-затылочные

очаги поражения). Характерны трудности узнавания и сортировки по цветовым категориям мотков шерсти или кусочков раскрашенного картона (цветовая агнозия), а также сходных поначертанию букв: «н», «г», «п», «и», или «в», «р», «б», «ь» (буквенная агнозия).

Зрительно-пространственная агнозия (преимущественно левополушарные

нижнетеменные и теменно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности в

определении положения стрелок на часах, правой и левой сторон объекта, в сравнении двух фигур с определенным пространственным расположением элементов и др. При аналогичных правополушарных очагах поражения характерны фрагментарность восприятия пространственно-ориентированных объектов, нарушение топографической памяти с неузнаванием знакомой улицы, комнаты, «игнорирование» левой части зрительногопространства.

Слуховая агнозия (преимущественно очаговые поражения верхней височной извилины

справа). Характерны трудности узнавания предметных звуков (шорох сминаемой бумаги,

постукивание мелом по доске или ложечкой при помешивании чая в чашке, гудок паровоза идр.). При нерезкой речевой слуховой агнозии (поражение зоны Вернике) возникают трудностиузнавания звуков родной речи и тем самым понимания слышимой речи с отчуждением смысласлов и трудностями повторения.

Тактильно- кинестетическая агнозия, или астереогнозия (преимущественно

левополушарные теменные очаговые поражения). Характерны двусторонние трудности

узнавания путем ощупывания мелких предметов (ключ, пуговица, монета).

Агнозия на лица (правополушарные или преимущественно правополушарные

нижне затылочные очаговые поражения). Характерны трудности узнавания знакомых лиц, в том числе их фотографий.

Апраксия – нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его

элементарных движений. Возникает при очаговых поражениях коры полушарий большого мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Так, выделяются апраксия позы и оральная апраксия при повреждении постцентральных отделов полушарий большого мозга, динамическая апраксия при повреждении премоторных отделов мозга, пространственная апраксия и конструктивная апраксия при повреждении нижней теменной дольки (поля 39, 40) и, наконец, лобная апраксия, возникающая при повреждении полюсов лобных долей мозга.

апраксия позы. Затруднено воспроизведение различных положений пальцев руки по заданному образцу. Такие же трудности больной испытывает, пытаясь, например, поместить язык между верхней губой и зубами – оральная апраксия.  

динамическая апраксия затруднено выполнение серии движений (например, кулак – ладонь – ребро).

пространственная апраксия, которую можно выявить с помощью двуручных проб Хеда:больной путает фронтальную и сагиттальную плоскости, правую и левую стороны,затрудняется из отдельных частей построить геометрическую фигуру – треугольник, квадрат(конструктивная апраксия). В грубых случаях пространственной апраксий больной неможет самостоятельно одеться (апраксия одевания), застелить постель, зажечь спичку,показать, как забивают гвозди молотком, как погрозить пальцем, как пригласить жестом, как помахать рукой при прощании.

Особой формой является апраксия левой руки, возникающая вследствие нарушений

проводящих путей мозолистого тела, в результате чего нервный импульс, формирующий задачу движения, не доходит до нижнетеменных отделов правого полушария. Это затрудняет выполнение нужного движения левой рукой при сохранении возможности выполнять движения правой рукой.

Распад целенаправленных движений и действий характеризует так называемую лобную

Апраксию

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.