Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 289 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Современному научному стилю, особенно в области технических наук, присуща безличная манера изложения, которая обеспечивает перенос внимания с личности автора на само исследование. В то же время, как отмечается в [2], отсутствие в тексте средств авторизации приводит к гипертрофированной обезличенности изложения и порождает культурно-речевые дефекты текста: речевую недостаточность, неопределенность, невыразительность.
Для выражения рефлексии исследователя используются т.н. единицы авторизации:
1) эго-номинации, т.е. слова, называющие автора текста: автор (автор не претендует на исчерпанность выводов); мы (реже я) (нас интересует, мы считаем, я имею в виду); наш, мой, свой (насколько можно судить по нашему опыту, наша точка зрения заключается в следующем). Широко используются косвенные эго-номинации: легко / нетрудно / можно видеть / увидеть / заметить / понять (что); можно / легко / нетрудно представить (что); надо / необходимо / следует учитывать (что); надо / необходимо / следует иметь в виду (что) и др.
2) номинации ментальных состояний передают рациональные и эмоциональные переживания автора, неизбежные при получении нового знания.
Для выражения сомнения используются:
¾ вводные слова очевидно, вероятно, вероятнее всего, возможно, видимо, по видимому, пожалуй, кажется, казалось бы, может быть, наверное, по нашему мнению, с нашей точки зрения и др.;
¾ безличные синтаксические конструкции думается, что; кажется, что; представляется, что; возможно, что; мало вероятно, что; более чем вероятно, что; не исключено, что; очевидно, что; не совсем ясно, что; что; есть основания предполагать, что и др.;
¾ двусоставные и односоставные предложения с глаголами мысли мы предполагаем; мы допускаем возможность; допустим, что; предположим, что и др.
|
Уверенность автора может выражаться в виде:
¾ вводных слов безусловно, бесспорно, несомненно, в самом деле, действительно, конечно, естественно, разуме тся и др.;
¾ безличных синтаксических конструкций ясно, что; естественно, что; несомненно, что; разумеется, что; представляется несомненным / очевидным, что; совершенно очевидно, что; логично считать, что и др.;
¾ предложений типа м ы убеждены, что; убежден, что.
3) номинации речевой рефлексии дают возможность автору комментировать собственный текст. Например, ремарками так называемый, называемый в литературе, как принято говорить, обычно называют и др. автор как бы снимает с себя ответственность за использованное определение, подчеркивая, что обозначение не оригинально, а общепринято. При помощи оборотов можно сказать, строго говоря, в первом приближении будем называть и др. фиксируется внимание на значении употребляемых терминов.
Средства оценки содержания
Для научного изложения характерна высокая степень оценочности. Из синтаксических средств оценки типичными являются следующие [1]:
¾ клишированные словосочетания особый интерес, яркий образец, важная роль, положить начало, существенный вклад, нуждается в проверке, требует доработки и др.;
¾ безличные конструкции можно / надо / нужно / следует согласиться с тем, что – трудно / нельзя / невозможно согласиться с тем, что;
¾ отрицательно-противительные конструкции: н е отрицая важность исследований.., мы хотим обратить внимание на необходимость построения общей теории…;
Усиление оценки повышает убедительность изложения и свидетельствует об определенности авторской позиции: эффективный метод – особенно эффективный метод – очень эффективный метод – чрезвычайно эффективный метод; противоречивая позиция – крайне противоречивая позиция; неверное решение – совершенно неверное решение – абсолютно неверное решение и др.
|
Ослабление оценки (термин не вполне удачен, не очень обоснованный вывод и др.) обеспечивает уменьшение категоричности высказывания автора.
Экстралингвистические (неязыковые) средства
В научных текстах широко используются неязыковые средства передачи информации [4]: единицы измерения, формулы, графики, иллюстрации, чертежи, схемы, диаграммы и т. п., а также шрифтовое выделение: полужирный шрифт, разрядка, курсив.
Экстралингвистические средства позволяют компактно, емко и наглядно выразить необходимую информацию.
Выводы
Умелое использование возможностей научного стиля позволяет успешно распространять научное знание и обеспечивает эффективное взаимодействие исследователей.
Рассмотренные особенности и средства научного стиля не являются исчерпывающими. При подготовке конкретных научных произведений – докладов, отчетов, статей, дипломных работ – помимо общих требований следует также учитывать регламент научных мероприятий, требования методических указаний, нормативных документов и т.п.
Контрольные вопросы
1) Используйте средства адресации на месте пропусков в следующих выражениях:
а) …. влияние дорожных условий на безопасность движения является существенным;
б) … тем не менее, необходимо упомянуть о таком аспекте исследования, как требования к квалификации оператора;
2) Используйте в местах пропусков средства выражения сомнения либо уверенности для следующих утверждений:
а) …. резервирование повышает надежность тормозной системы;
б) … использование вибродиагностики позволяет предотвратить внезапные отказы двигателя;
в) …. относительная погрешность 28%, полученная в эксперименте, может считаться приемлемой;
3) Используйте оценочные средства в местах пропусков для повышения либо уменьшения значимости следующих утверждений:
а) увеличение скорости движения транспортного средства … влияет на безопасность дорожного движения:
б) увеличение скорости обработки детали … снижает точность изготовления;
в) использование графиков …. упрощает восприятие результатов исследования;
4) Опишите, в чем состоят допущенные нарушения научного стиля в приведенных ниже выражениях, и предложите исправленный вариант:
|
а) в моей лабораторной работе я получил замечательные результаты;
б) анализ точности результатов расчета показывает, что погрешность очень маленькая;
в) для изготовления экспериментальной установки я использовал сварочник, пластины из низкоуглеродистой стали и приводной моторчик;
г) в представленной работе проанализировано влияние погодных условий на аварийность дорожного движения; прочие факторы внешней среды не важны и не рассматриваются;
д) как пишут в разных источниках, распределение Гаусса более-менее описывает отказы техники, вызванные коррозией;
е) таким образом, с точки зрения топливной аппаратуры, интервалы между очередными техническими обслуживаниями подвижного состава нужно сокращать.
Список источников
1. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.
2. А.Н. Васильева. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М. Издательство «Русский язык», 1976. - 192 с.
3. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
4. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие.— М.: Рус. яз., 1991.— 201 с.
Практическое занятие №3
Оценка погрешности косвенных измерений
Ход работы: 1) изучить виды и источники погрешностей; 2) для определяемой с помощью косвенных измерений физической величины рассчитать в соответствии индивидуальным заданием величину абсолютной и относительной погрешности, оценить полученную точность и проанализировать вклад отдельных составляющих в общую погрешность; 3) оформить отчет.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!