История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-08-07 | 73 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практическое занятие №2
Особенности и языковые средства научного стиля речи.
Ход работы: 1) ознакомиться с характерными особенностями научного стиля; 2) изучить языковые средства, используемые в научных текстах; 3) в отчете дать письменные ответы на контрольные вопросы.
Особенности научного стиля речи
В любом научном исследовании возникают две связанные задачи: получение нового знания и распространение этого знания.
Как отмечается в [1], «научное творчество следует рассматривать как диалог между автором и читателем. […] Отсюда основная прагматическая задача, которую решает автор в процессе создания научного произведения, заключается в достижении оптимального равновесия между информативной насыщенностью текста и его коммуникативной доступностью».
Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности [2].
Развиваясь в течение столетий, научный стиль речи приобрел характерные особенности: логичность, точность, строгость, отвлеченность, обобщенность, информативность [3].
Основные письменные жанры научной речи (монография, научная статья, диссертация, реферат) имеют определенный порядок расположения смысловых частей и более или менее стандартный набор языковых средств оформления переходов от одной части к другой.
Структурные элементы каждого научного произведения, его композиция и рубрикация обусловлены логикой научного исследования.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы [4]:
— обоснование актуальности научного исследования (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);
|
— выявление предмета (объекта) исследования;
— выбор метода (методики) проведения исследования;
— описание процесса исследования (эксперимента);
— обсуждение результатов;
— формулирование выводов.
Приведенная схема может несколько варьироваться в зависимости от области исследования, жанра, индивидуального стиля автора.
Средства адресации
Для возможности общения автора и читателя через научный текст автору необходимо использовать т.н. средства адресации, которые можно разбить на три группы [2]:
1) композиционно-ориентирующие:
как указывалось, как говорилось, как было показано, как видно из приведенного примера; выше отмечалось, что; что; из сказанного следует, что; (см. далее), (см. главу 3);
2) указывающие на степень важности информации:
детальное изучение не предусматривалось; не останавливаемся на проблеме; мы сознательно не касаемся вопроса о; рассматривается всего лишь один компонент; коснемся только некоторых аспектов;
3) мыслительно-активизирующие.
допустим, представим, предположим, рассмотрим, проиллюстрируем, покажем, перейдем к, прежде всего, во-первых, в заключение скажем, на основании вышеизложенного, сформулируем вывод о.
Средства оценки содержания
Для научного изложения характерна высокая степень оценочности. Из синтаксических средств оценки типичными являются следующие [1]:
¾ клишированные словосочетания особый интерес, яркий образец, важная роль, положить начало, существенный вклад, нуждается в проверке, требует доработки и др.;
¾ безличные конструкции можно / надо / нужно / следует согласиться с тем, что – трудно / нельзя / невозможно согласиться с тем, что;
¾ отрицательно-противительные конструкции: н е отрицая важность исследований.., мы хотим обратить внимание на необходимость построения общей теории…;
Усиление оценки повышает убедительность изложения и свидетельствует об определенности авторской позиции: эффективный метод – особенно эффективный метод – очень эффективный метод – чрезвычайно эффективный метод; противоречивая позиция – крайне противоречивая позиция; неверное решение – совершенно неверное решение – абсолютно неверное решение и др.
|
Ослабление оценки (термин не вполне удачен, не очень обоснованный вывод и др.) обеспечивает уменьшение категоричности высказывания автора.
Выводы
Умелое использование возможностей научного стиля позволяет успешно распространять научное знание и обеспечивает эффективное взаимодействие исследователей.
Рассмотренные особенности и средства научного стиля не являются исчерпывающими. При подготовке конкретных научных произведений – докладов, отчетов, статей, дипломных работ – помимо общих требований следует также учитывать регламент научных мероприятий, требования методических указаний, нормативных документов и т.п.
Контрольные вопросы
1) Используйте средства адресации на месте пропусков в следующих выражениях:
а) …. влияние дорожных условий на безопасность движения является существенным;
б) … тем не менее, необходимо упомянуть о таком аспекте исследования, как требования к квалификации оператора;
2) Используйте в местах пропусков средства выражения сомнения либо уверенности для следующих утверждений:
а) …. резервирование повышает надежность тормозной системы;
б) … использование вибродиагностики позволяет предотвратить внезапные отказы двигателя;
в) …. относительная погрешность 28%, полученная в эксперименте, может считаться приемлемой;
3) Используйте оценочные средства в местах пропусков для повышения либо уменьшения значимости следующих утверждений:
а) увеличение скорости движения транспортного средства … влияет на безопасность дорожного движения:
б) увеличение скорости обработки детали … снижает точность изготовления;
в) использование графиков …. упрощает восприятие результатов исследования;
4) Опишите, в чем состоят допущенные нарушения научного стиля в приведенных ниже выражениях, и предложите исправленный вариант:
а) в моей лабораторной работе я получил замечательные результаты;
б) анализ точности результатов расчета показывает, что погрешность очень маленькая;
|
в) для изготовления экспериментальной установки я использовал сварочник, пластины из низкоуглеродистой стали и приводной моторчик;
г) в представленной работе проанализировано влияние погодных условий на аварийность дорожного движения; прочие факторы внешней среды не важны и не рассматриваются;
д) как пишут в разных источниках, распределение Гаусса более-менее описывает отказы техники, вызванные коррозией;
е) таким образом, с точки зрения топливной аппаратуры, интервалы между очередными техническими обслуживаниями подвижного состава нужно сокращать.
Список источников
1. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.
2. А.Н. Васильева. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М. Издательство «Русский язык», 1976. - 192 с.
3. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
4. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие.— М.: Рус. яз., 1991.— 201 с.
Практическое занятие №3
Оценка погрешности косвенных измерений
Ход работы: 1) изучить виды и источники погрешностей; 2) для определяемой с помощью косвенных измерений физической величины рассчитать в соответствии индивидуальным заданием величину абсолютной и относительной погрешности, оценить полученную точность и проанализировать вклад отдельных составляющих в общую погрешность; 3) оформить отчет.
Практическое занятие №2
Особенности и языковые средства научного стиля речи.
Ход работы: 1) ознакомиться с характерными особенностями научного стиля; 2) изучить языковые средства, используемые в научных текстах; 3) в отчете дать письменные ответы на контрольные вопросы.
Особенности научного стиля речи
В любом научном исследовании возникают две связанные задачи: получение нового знания и распространение этого знания.
|
Как отмечается в [1], «научное творчество следует рассматривать как диалог между автором и читателем. […] Отсюда основная прагматическая задача, которую решает автор в процессе создания научного произведения, заключается в достижении оптимального равновесия между информативной насыщенностью текста и его коммуникативной доступностью».
Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности [2].
Развиваясь в течение столетий, научный стиль речи приобрел характерные особенности: логичность, точность, строгость, отвлеченность, обобщенность, информативность [3].
Основные письменные жанры научной речи (монография, научная статья, диссертация, реферат) имеют определенный порядок расположения смысловых частей и более или менее стандартный набор языковых средств оформления переходов от одной части к другой.
Структурные элементы каждого научного произведения, его композиция и рубрикация обусловлены логикой научного исследования.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы [4]:
— обоснование актуальности научного исследования (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);
— выявление предмета (объекта) исследования;
— выбор метода (методики) проведения исследования;
— описание процесса исследования (эксперимента);
— обсуждение результатов;
— формулирование выводов.
Приведенная схема может несколько варьироваться в зависимости от области исследования, жанра, индивидуального стиля автора.
Средства адресации
Для возможности общения автора и читателя через научный текст автору необходимо использовать т.н. средства адресации, которые можно разбить на три группы [2]:
1) композиционно-ориентирующие:
как указывалось, как говорилось, как было показано, как видно из приведенного примера; выше отмечалось, что; что; из сказанного следует, что; (см. далее), (см. главу 3);
2) указывающие на степень важности информации:
детальное изучение не предусматривалось; не останавливаемся на проблеме; мы сознательно не касаемся вопроса о; рассматривается всего лишь один компонент; коснемся только некоторых аспектов;
3) мыслительно-активизирующие.
допустим, представим, предположим, рассмотрим, проиллюстрируем, покажем, перейдем к, прежде всего, во-первых, в заключение скажем, на основании вышеизложенного, сформулируем вывод о.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!