Особенности научного стиля речи — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности научного стиля речи

2019-08-07 73
Особенности научного стиля речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие №2

Особенности и языковые средства научного стиля речи.

 

Ход работы: 1) ознакомиться с характерными особенностями научного стиля; 2) изучить языковые средства, используемые в научных текстах; 3) в отчете дать письменные ответы на контрольные вопросы.

 

Особенности научного стиля речи

В любом научном исследовании возникают две связанные задачи: получение нового знания и распространение этого знания.

Как отмечается в [1], «научное творчество следует рассматривать как диалог между автором и читателем. […] Отсюда основная прагматическая задача, которую решает автор в процессе создания научного произведения, заключается в достижении оптимального равновесия между информативной насыщенностью текста и его коммуникативной доступностью».

Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности  [2].

Развиваясь в течение столетий, научный стиль речи приобрел характерные особенности: логичность, точность, строгость, отвлеченность, обобщенность, информативность [3]. 

Основные письменные жанры научной речи (монография, научная статья, диссертация, реферат) имеют определенный порядок расположения смысловых частей и более или менее стандартный набор языковых средств оформления переходов от одной части к другой.

Структурные элементы каждого научного произведения, его композиция и рубрикация обусловлены логикой научного исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы [4]:

— обоснование актуальности научного исследования (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);

— выявление предмета (объекта) исследования;

— выбор метода (методики) проведения исследования;

— описание процесса исследования (эксперимента);

— обсуждение результатов;

— формулирование выводов.

Приведенная схема может несколько варьироваться в зависимости от области исследования, жанра, индивидуального стиля автора.

 

Средства адресации

Для возможности общения автора и читателя через научный текст автору необходимо использовать т.н. средства адресации, которые можно разбить на три группы [2]:

1) композиционно-ориентирующие:

как указывалось, как говорилось, как было показано, как видно из приведенного примера; выше отмечалось, что; что; из сказанного следует, что; (см. далее), (см. главу 3);

2) указывающие на степень важности информации:

детальное изучение не предусматривалось; не останавливаемся на проблеме; мы сознательно не касаемся вопроса о; рассматривается всего лишь один компонент; коснемся только некоторых аспектов;

3) мыслительно-активизирующие.

допустим, представим, предположим, рассмотрим, проиллюстрируем, покажем, перейдем к, прежде всего, во-первых, в заключение скажем, на основании вышеизложенного, сформулируем вывод о.

 

Средства оценки содержания

Для научного изложения характерна высокая степень оценочности. Из синтаксических средств оценки типичными являются следующие [1]:

¾ клишированные словосочетания особый интерес, яркий образец, важная роль, положить начало, существенный вклад, нуждается в проверке, требует доработки и др.;

¾ безличные конструкции можно / надо / нужно / следует согласиться с тем, что – трудно / нельзя / невозможно согласиться с тем, что;

¾ отрицательно-противительные конструкции: н е отрицая важность исследований.., мы хотим обратить внимание на необходимость построения общей теории…;

Усиление оценки повышает убедительность изложения и свидетельствует об определенности авторской позиции: эффективный метод – особенно эффективный метод – очень эффективный метод – чрезвычайно эффективный метод; противоречивая позиция – крайне противоречивая позиция; неверное решение – совершенно неверное решение – абсолютно неверное решение и др.

Ослабление оценки (термин не вполне удачен, не очень обоснованный вывод и др.) обеспечивает уменьшение категоричности высказывания автора.

 

 

Выводы

Умелое использование возможностей научного стиля позволяет успешно распространять научное знание и обеспечивает эффективное взаимодействие исследователей. 

Рассмотренные особенности и средства научного стиля не являются исчерпывающими. При подготовке конкретных научных произведений – докладов, отчетов, статей, дипломных работ – помимо общих требований следует также учитывать регламент научных мероприятий, требования методических указаний,  нормативных документов и т.п.

 

Контрольные вопросы

1) Используйте средства адресации на месте пропусков в следующих выражениях:

а) …. влияние дорожных условий на безопасность движения является существенным;

б) … тем не менее, необходимо упомянуть о таком аспекте исследования, как требования к квалификации оператора;

2) Используйте в местах пропусков средства выражения сомнения либо уверенности для следующих утверждений:

а) …. резервирование повышает надежность тормозной системы;

б) … использование вибродиагностики позволяет предотвратить внезапные отказы двигателя;

в) …. относительная погрешность 28%, полученная в эксперименте, может считаться приемлемой;

3) Используйте оценочные средства в местах пропусков для повышения либо уменьшения значимости следующих утверждений:

а) увеличение скорости движения транспортного средства … влияет на безопасность дорожного движения:

б) увеличение скорости обработки детали … снижает точность изготовления;

в) использование графиков …. упрощает восприятие результатов исследования;

4) Опишите, в чем состоят допущенные нарушения научного стиля в приведенных ниже выражениях, и предложите исправленный вариант:

а) в моей лабораторной работе я получил замечательные результаты;

б) анализ точности результатов расчета показывает, что погрешность очень маленькая;

в) для изготовления экспериментальной установки я использовал сварочник, пластины из низкоуглеродистой стали и приводной моторчик;

г) в представленной работе проанализировано влияние погодных условий на аварийность дорожного движения; прочие факторы внешней среды не важны и не рассматриваются;

д) как пишут в разных источниках, распределение Гаусса более-менее описывает отказы техники, вызванные коррозией;

е) таким образом, с точки зрения топливной аппаратуры, интервалы между очередными техническими обслуживаниями подвижного состава нужно сокращать.

 

Список источников

 

1. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.

2. А.Н. Васильева. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М. Издательство «Русский язык», 1976. - 192 с.

3. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б.Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.

4. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие.— М.: Рус. яз., 1991.— 201 с.

Практическое занятие №3

Оценка погрешности косвенных измерений

Ход работы: 1) изучить виды и источники погрешностей; 2) для определяемой с помощью косвенных измерений физической величины рассчитать в соответствии индивидуальным заданием величину абсолютной и относительной погрешности, оценить полученную точность и проанализировать вклад отдельных составляющих в общую погрешность; 3) оформить отчет.

 

Практическое занятие №2

Особенности и языковые средства научного стиля речи.

 

Ход работы: 1) ознакомиться с характерными особенностями научного стиля; 2) изучить языковые средства, используемые в научных текстах; 3) в отчете дать письменные ответы на контрольные вопросы.

 

Особенности научного стиля речи

В любом научном исследовании возникают две связанные задачи: получение нового знания и распространение этого знания.

Как отмечается в [1], «научное творчество следует рассматривать как диалог между автором и читателем. […] Отсюда основная прагматическая задача, которую решает автор в процессе создания научного произведения, заключается в достижении оптимального равновесия между информативной насыщенностью текста и его коммуникативной доступностью».

Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности  [2].

Развиваясь в течение столетий, научный стиль речи приобрел характерные особенности: логичность, точность, строгость, отвлеченность, обобщенность, информативность [3]. 

Основные письменные жанры научной речи (монография, научная статья, диссертация, реферат) имеют определенный порядок расположения смысловых частей и более или менее стандартный набор языковых средств оформления переходов от одной части к другой.

Структурные элементы каждого научного произведения, его композиция и рубрикация обусловлены логикой научного исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы [4]:

— обоснование актуальности научного исследования (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);

— выявление предмета (объекта) исследования;

— выбор метода (методики) проведения исследования;

— описание процесса исследования (эксперимента);

— обсуждение результатов;

— формулирование выводов.

Приведенная схема может несколько варьироваться в зависимости от области исследования, жанра, индивидуального стиля автора.

 

Средства адресации

Для возможности общения автора и читателя через научный текст автору необходимо использовать т.н. средства адресации, которые можно разбить на три группы [2]:

1) композиционно-ориентирующие:

как указывалось, как говорилось, как было показано, как видно из приведенного примера; выше отмечалось, что; что; из сказанного следует, что; (см. далее), (см. главу 3);

2) указывающие на степень важности информации:

детальное изучение не предусматривалось; не останавливаемся на проблеме; мы сознательно не касаемся вопроса о; рассматривается всего лишь один компонент; коснемся только некоторых аспектов;

3) мыслительно-активизирующие.

допустим, представим, предположим, рассмотрим, проиллюстрируем, покажем, перейдем к, прежде всего, во-первых, в заключение скажем, на основании вышеизложенного, сформулируем вывод о.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.