Смысл подросткового возраста — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Смысл подросткового возраста

2019-08-07 174
Смысл подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Абсолютно логично, что подростковый возраст – время повышенной восприимчивости к вознаграждениям. Ведь в чем весь «смысл» этого жизненного периода? Все дело в отношениях с противоположным полом.

Отношения с противоположным полом подразумевают физическую возможность осуществления репродуктивной функции, сексуальное желание, мотивирующее к реализации этой функции, и существование согласного партнера, не связанного кровным родством во избежание инбридинга. Пубертатный период обеспечивает наличие этих факторов. Человек становится половозрелым и ищет подходящего партнера.

В дикой природе животное в период полового созревания начинает искать потенциального партнера для спаривания и в зависимости от вида может даже отправиться на поиски на незнакомую территорию. Потенциально это очень опасно. Молодая особь должна соперничать за наиболее желанного партнера с другими, более взрослыми и сильными соперниками. Для того чтобы справиться с этой задачей, молодняк должен быть готов идти на риск. У человека возможность размножения в тот период, когда фертильность находится на особенно высоком уровне, обеспечивается резким ростом дофаминовой активности вскоре после завершения пубертатного периода. Молодая женщина достигает максимального уровня фертильности примерно к 20 годам[143]. В этом возрасте правильно спланированный по дате половой акт[144] (когда у женщины овуляция) приводит к зачатию в одном случае из трех. Вероятность забеременеть начинает снижаться по мере того, как женщина вступает в зрелый возраст, уменьшаясь до одного шанса из четырех к 30 годам. Совсем не случайно пик рискованного поведения у подростков приходится примерно на тот возраст, когда потенциальная отдача от подобного поведения – успешное размножение – самая большая.

В современном мире проблема хищников для нас уже неактуальна, и у нас гораздо больше шансов найти партнера для отношений на просторах интернета, чем в естественных условиях, а потому идея о том, что повышенная восприимчивость подростков к вознаграждению связана с поиском репродуктивного партнера, может показаться надуманной. В конце концов, сегодня большинство людей начинают задумываться о рождении детей не раньше 30 лет, то есть значительно позже завершения пубертатного периода. Однако многие функции, развившиеся в процессе эволюции (даже те, которые сегодня перестали играть свою адаптивную роль), у современных людей сохранились. Рискованное поведение в подростковом периоде – одна из таких остаточных функций.

Обычно мы воспринимаем пубертатный период как активацию либидо человека, и это так и есть. Однако теперь мы знаем, что половые гормоны делают человека более восприимчивым к любым, не только касающимся секса, вознаграждениям[145]. В результате пубертатный период стимулирует самые разные типы поведения, направленные на получение вознаграждения. Одни из них вполне приемлемы, а другие могут быть опасны. Это «пакетное предложение»: «хорошее» и «плохое» поведение идут в комплекте. Проблема в том, что мы хотим, чтобы подростки проявляли некоторую смелость в определенных случаях: испытали свои силы в школьном спектакле, изучали углубленный курс вместо обычного, были бы в самой гуще игры, преследуя футбольный мяч, но мы не хотим, чтобы они пробовали наркотики, незаконно проникали в дома или ехали на желтый свет.

К счастью, от наших предков в процессе эволюции нам досталась система мозга, способная регулировать импульсивное поведение, обусловленное пубертатным периодом.

 

«Генеральный директор мозга»

 

Префронтальную кору головного мозга можно сравнить с «генеральным директором», который отвечает за когнитивные способности более высокого уровня, например прогнозирование результатов своих действий, оценку преимуществ и недостатков различных вариантов, координацию мыслей и эмоций. Нейронные связи в области префронтальной коры активно формируются с рождения примерно до 10 лет. Затем они постепенно подвергаются долгосрочному процессу прунинга[146], который может продолжаться до 25 лет. В этот период происходит стабильное увеличение «белого вещества» в префронтальной коре мозга, по мере того как нейронные связи, пережившие прунинг, покрываются миелиновой оболочкой.

В возрасте, предшествующем подростковому, дети не слишком хорошо прогнозируют результаты своих действий. У них периодически отказывает самоконтроль. Педагоги тратят много времени на то, чтобы убедить их сидеть тихо или поднимать руку, а не выкрикивать ответ с места. Даже в средних классах детям может быть сложно перестать разговаривать друг с другом или баловаться, когда их об этом просят. Они могут проявлять самоконтроль[147], когда их заставляют это сделать, но это для них непросто.

Ситуация постепенно меняется к середине подросткового возраста. В исследованиях с использованием ФМРТ участникам предлагали относительно простые задания на оценку уровня самоконтроля: например, они видели быстро сменяющуюся последовательность букв и должны были нажимать кнопку каждый раз, когда определенная буква появлялась в заглавном написании, и не нажимать кнопку, когда она была строчной. В ходе этого эксперимента ученые фиксировали у детей менее четкий характер активации области префронтальной коры, чем у подростков, даже когда возрастные группы показывали одинаковые результаты. У младших участников эксперимента наблюдалась активация даже тех областей головного мозга, которые не требовались для выполнения задания, в то время как у подростков активация областей мозга была более четко сфокусирована. Представьте, что после ужина вы собрались почитать книгу, сидя в любимом кресле. Разницу в функционировании мозга в подростковом и предшествующем возрасте можно уподобить тому, как если бы вы включили в комнате верхний свет или лампу возле кресла. В обоих случаях станет светло, но, включив лампу, вы израсходуете гораздо меньше энергии.

Взросление головного мозга происходит не за один день, и потому в подростковом возрасте самоконтроль не всегда бывает постоянным и устойчивым. Ученые исследовали это явление, предлагая выполнить одинаковые задачи на самоконтроль подросткам и взрослым в разных условиях. В условиях, близких к идеальным (отсутствие отвлекающих факторов и сильных эмоций), 16-летний подросток демонстрирует такие же результаты, как взрослый участник. Подростки способны на такой же уровень самоконтроля, что взрослые, а иногда и выше, когда знают, что в случае успеха их ждет вознаграждение. Однако волнение, беспокойство или усталость в большей степени влияют на активность префронтальной коры в подростковом возрасте, чем во взрослом, поскольку соответствующие нейронные сети еще нельзя назвать полностью зрелыми. Усталость и стресс могут отрицательно влиять на самоконтроль в любом возрасте, однако особенно сильное воздействие они оказывают, когда навыки самоконтроля и без того не слишком устойчивы.

Эти исследования показывают, как важно родителям и педагогам понимать, что на способность подростков к самоконтролю и принятию правильных решений сильное влияние оказывают внешние обстоятельства. Подростки старшего школьного возраста принимают правильные решения, когда они спокойны, чувствуют себя отдохнувшими и знают, что получат вознаграждение за правильный выбор. В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых ими решений ухудшается. В следующей главе я объясню, как одно лишь присутствие сверстников может заставить подростка вести себя более рискованно.

По мере взросления человека префронтальная кора головного мозга не только становится более эффективной, но и более эффективно привлекает дополнительные ресурсы, когда выполнение задачи требует участия других областей головного мозга. По сравнению с подростками взрослые более склонны одновременно задействовать разные области мозга. При выполнении сложных задач на самоконтроль у взрослых, как у детей, активизируется более обширная зона головного мозга, но активность разных областей четко скоординирована. Это можно сравнить с игрой опытного футболиста и неорганизованной беготней новичков, которые знают основные правила, но еще не освоили слаженность командной игры.

Что касается головного мозга, то подобная «командная игра» возможна благодаря увеличению количества физических связей между его несоседними областями. По сравнению с мозгом ребенка мозг взрослого обладает гораздо большим числом толстых белых «кабелей», связывающих разные области головного мозга. Мозг ребенка имеет множество «местных» связей между соседними областями мозга. По мере наступления подросткового, а затем и взрослого возраста между дальними областями мозга формируется более прочная связь. Эта система связей продолжает формироваться примерно до 22 лет[148].

В первой половине подросткового периода функции префронтальной коры улучшаются благодаря тому, что ее активность становится более сконцентрированной. Это довольно эффективно, если задачи, которые требуется выполнить, относительно просты, а условия внешней среды не влияют на способность подростка к концентрации (например, отсутствуют факторы усталости или стресса). Навык саморегуляции в раннем подростковом возрасте лучше, чем в детстве, но все еще не слишком устойчив. Во второй половине подросткового периода навык самоконтроля постепенно переходит под управление хорошо скоординированной сети разных областей мозга, что бывает эффективно, когда нужно выполнить сложную задачу или человек находится в сложных условиях и ему необходим дополнительный умственный потенциал. Один из признаков взросления заключается в осознании того, когда человек может справиться с чем-то самостоятельно, а когда ему требуется обратиться за помощью. Процесс взросления мозга на этом жизненном этапе идет параллельно.

 

Сайт «Отстойный учитель»

 

Сочетание повышенной восприимчивости к вознаграждению и недостаточно устойчивого навыка самоконтроля помогает объяснить, почему в общем неглупые подростки, такие как Дэнни, совершают очевидно безрассудные поступки. К счастью, не всегда подростковое безрассудство приводит к столь печальным результатам. Однако многие из подобных поступков имеют серьезные последствия и даже определяют дальнейшую жизнь подростка.

Джастин Суидлер был отличным учеником[149], но, к сожалению, у него не сложились отношения с учительницей математики Кэтлин Фулмер. Осталось загадкой, что именно так раздражало учительницу в 14-летнем подростке, но, судя по словам Джастина, учительница особо выделяла его, унижала, давала неприятные прозвища, оболгала при всем классе, назвав геем. Однажды, когда Джастин поднял смятую бумажку и бросил в мусорное ведро, но не попал, учительница перед всем классом съязвила, что он готовится к своей будущей профессии мусорщика. По словам Джастина, учительница обрызгивала его водой из бутылки, ударила подушкой и намеренно щелкала пальцами по его ушам, когда проходила мимо, просто чтобы его позлить.

Джастин всегда считался хорошим учеником, у него были отличные компьютерные навыки и никаких проблем с дисциплиной. Чтобы отомстить учительнице, он решил создать веб-сайт. Если учительница выставляла его на посмешище, он отплатит ей тем же! Он показал свое творение однокласснику в средней школе города Бетлехем (Пенсильвания, США). Уже через несколько дней доступ к сайту получили еще несколько учеников.

С учетом того, что сайт делал восьмиклассник, его программная часть была довольно сложной, но содержание по своей сути – подростковым. Приводился список из десяти причин, почему миссис Фулмер заслуживала смерти: в их числе исходящий от нее неприятный запах, «жирные отстойные ноги» и некомпетентность как учителя математики. На одной из страниц сайта была размещена фотография Фулмер; ее лицо постоянно сменялось лицом Адольфа Гитлера и обратно; на другой веб-странице – изображение учительницы с перерезанным горлом и фонтаном крови. На сайте приводилась просьба выслать Джастину 20 долларов, чтобы 14-летний подросток нанял «киллера».

Вскоре после того, как об этом сайте узнали друзья Джастина, слухи о нем начали распространяться по всей школе. Один из учителей получил анонимное электронное сообщение о существовании сайта. Учитель посмотрел его и сообщил директору школы. Как оказалось, предметом насмешек являлась не одна Кэтлин Фулмер. Нападкам со стороны Джастина подвергся и директор школы Томас Картсотис. В примитивно сделанной видеоигре пользователям сайта предлагалось попасть в глаз картонной фигуре, сильно напоминавшей директора школы. В числе причин, почему директор школы – «отстой», было ложное обвинение в том, что он состоит в сексуальных отношениях с директором другой школы в этом округе.

Поступок Джастина вполне характерен для восьмиклассника, который не думает о возможных последствиях своих действий. К сожалению, его сайт появился в крайне неудачное время. Случаи расстрелов учащимися своих одноклассников и учителей начали привлекать внимание федеральных властей. Широкое освещение в прессе получило трагическое происшествие двумя месяцами ранее, в марте 1998 года, около города Джонсборо, где два подростка 11 и 13 лет расстреляли четверых учеников и учителя. В следующем месяце в Эдинборо 14-летний подросток застрелил учителя на танцах в средней школе. Всего за неделю до того, как Томас Картсотис впервые узнал о существовании сайта «Отстойный учитель», 15-летний подросток по имени Кип Кинкел убил собственных родителей и двоих одноклассников и ранил 25 человек, открыв стрельбу в Спрингфилде.

Картсотис заявил о существовании сайта в полицию и ФБР, а также показал его Кэтлин Фулмер. Та пришла в ужас. По ее словам, она находилась в постоянном нервном напряжении, потеряла сон и аппетит.

Примерно через неделю после того, как Картсотис обратился к представителям власти, Джастин добровольно закрыл свой сайт. ФБР провело расследование, но отказалось заниматься этим делом дальше, поскольку Джастин не являлся «реальной угрозой». Тем не менее Томас Картсотис был обеспокоен сложившейся моральной обстановкой в коллективе. Этот кризис отнимал слишком много времени и энергии.

Окончание учебного года принесло долгожданную передышку, но вопрос, что же делать дальше, оставался открытым. После нескольких совещаний в течение лета округ принял решение об исключении Джастина из школы. Родители Джастина подали в суд на образовательный округ на основании того, что исключение Джастина нарушает его право на свободу выражения, закрепленную в Первой поправке к Конституции.

Случай получил такую широкую огласку в местной прессе, что еще до официального постановления об исключении родители Джастина решили отправить его учиться в школу-интернат в Колорадо. Информация об этой истории в прессе распространялась лавинообразно и вскоре вышла далеко за пределы Бетлехема. Лаура Шлезингер, ведущая ток-шоу, социально-консервативный комментатор и автор, рассказала о ней в своей программе («Доктор Лаура»), где назвала Джастина «маленьким паршивцем». Она призвала телезрителей посылать школьному округу деньги[150], чтобы помочь покрыть расходы на судебные разбирательства по иску Суидлеров. Округ выиграл[151] – сначала в низшем суде, а затем и в суде высшей инстанции, куда Суидлеры подавали апелляцию. В обоих случаях суд постановил, что, хотя сатирический контент, соответствующий интеллектуальному уровню восьмиклассника, не представляет реальной угрозы, он наносит вред репутации школы. Этого было достаточно для оправдания факта исключения Джастина[152].

Однако история на этом не закончилась. Родители новых одноклассников Джастина пожаловались в школу в Колорадо. Джастина попросили покинуть образовательное учреждение. Он вернулся в Пенсильванию, где несколько лет провел на домашнем обучении, пока не сдал в старшей школе необходимые тесты для поступления в колледж в штате Флорида. Впоследствии Джастин получил диплом юриста в Университете Дьюка. Сейчас он работает юристом в небольшой фирме.

Иск семьи Суидлер против образовательного округа не был единственным судебным разбирательством, связанным с сайтом «Отстойный учитель». В 1999 году мне позвонил адвокат, представлявший интересы Джастина в разбирательстве гражданского иска, поданного Кэтлин Фулмер против Джастина[153] и его родителей. В своем иске она утверждала, что несоответствующее поведение восьмиклассника нанесло ей моральный ущерб, вред репутации, нарушило ее частную жизнь и стало причиной сильного стресса, в результате которого она была вынуждена прекратить свою 28-летнюю карьеру учителя. Она хотела получить компенсацию за свои страдания и потерю дохода в будущем.

В момент своего первого разговора с адвокатом я был убежден, что этот гражданский иск не дойдет до разбирательства в суде. Я мог понять, почему образовательный округ выиграл суд по делу об исключении Джастина: эта история действительно нанесла урон репутации школы. Вероятно, можно было найти и другие выходы из ситуации, а не доводить дело до исключения так быстро, но, конечно, закономерно, что у округа не осталось иного варианта, как вынудить Джастина учиться где-нибудь в другом месте, чтобы восстановить порядок в школе. Но чтобы учитель выступал с иском против 14-летнего подростка о нанесении вреда репутации? Лично мне это показалось абсурдным.

К моему удивлению, дело передали в суд. Я был абсолютно уверен, что присяжные примут сторону Джастина. Даже на предыдущих слушаниях судьи признавали, что сайт, каким бы безвкусным и грубым он ни был, не представлял собой реальной опасности. Когда я ехал к зданию суда в округе Нортгемптон, чтобы свидетельствовать в защиту Джастина, я почувствовал первые признаки беспокойства. Через несколько дней должны были состояться президентские выборы 2000 года. По мере того как я удалялся от своего дома в Филадельфии и приближался к зданию суда, агитационные портреты Альберта Гора, которыми были обклеены все здания, постепенно полностью исчезли. Когда я подъехал к пункту назначения, единственным признаком приближающихся выборов оказалась медийная поддержка Джорджа Буша-младшего. Кажется, иметь дело с присяжными будет совсем не просто, особенно после шумихи в прессе по поводу стрельбы в Джонсборо, Эдинборо и Спрингфилде. Но я все еще надеялся, что здравый смысл возьмет верх.

Давая показания на свидетельском месте, я заявил, что, хотя поведение Джастина кажется мне неправильным, оно типично для мальчика, обучающегося в восьмом классе[154], у которого возник конфликт с учителем, а также что ответная реакция на поведение мальчика со стороны как учителя, так и официальных представителей школьного округа оказалась чрезмерной. Я призывал присяжных не смешивать сообщение и форму его подачи. Я обратил внимание присяжных на то, что, если бы Джастин написал свой список на листе в блокноте и пустил его по школе, а не создал сложный сайт, мы все вряд ли бы сидели в суде. Конечно, сайт отражает незрелость суждений Джастина, но очевидно, что он является пародией и не представляет собой реальной угрозы. Как написал один из судей, не согласный с решением, вынесенным по иску Суидлеров, подобные примеры нездорового юмора можно постоянно наблюдать в популярных ТВ-шоу типа «Южного парка»[155]. Если бы каждый учитель, над которым смеется 14-летний подросток, бросал работу, нам пришлось бы закрыть все школы. Если бы каждый из них подал в суд, нам пришлось бы закрыть суды.

Как сильно я заблуждался! Присяжные вынесли вердикт в пользу Кэтлин Фулмер и постановили выплатить ей компенсацию в размере 500 тыс. долларов в качестве возмещения ущерба.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.