Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-07 | 170 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
После проведения 12 занятий по обучению умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевой игре была проведена повторная диагностика игровой деятельности.
Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа).
Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.
Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.
Материал: оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Особенности игровой деятельности.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;
- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;
- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;
- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочки, водителя машины и медведя.
2. Отношение к правилам игры:
- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.
3. Характеристика игровых действий:
- развёрнутость: подробные действия с предметами;
- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;
- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;
- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.
4. Игровые предметы, их характеристика:
|
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;
- игрушки: духовка, сковорода, машинка, мишка и пр.;
- воображаемые предметы отсутствуют;
- предметы-заместители отсутствуют.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:
- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;
- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;
- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;
- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.
7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.
Особенности уровня притязаний в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;
- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;
- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;
- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.
Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №8. Протокол наблюдения за игрой
Показатели игры | Результаты наблюдения | Оценка воспитателя | Примечания |
Количество играющих объединений | 0 | ||
Сюжеты игры (тема, продолжительность) | «Пирог» (3 мин.), «На даче» (2 мин.), «Машина» (1,5 мин.), «Мишка» (2 мин.) |
Таблица №9. Ролевое поведение в игре
Список детей | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
1. Катя Б. | + | - | - | - | - |
2. Дима В. | + | - | - | - | - |
3. Лиза Д. | + | - | - | - | - |
4. Галя И. | + | - | - | + | - |
5. Коля Н. | + | - | - | - | - |
6. Саша П. | + | - | - | - | - |
7. Катя П. | + | - | - | - | - |
8. Слава Р. | + | - | - | - | - |
9. Женя Ш. | + | - | - | + | - |
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на том же уровне (I), что и в период проведения прошлой диагностики.
|
Диагностика детей экспериментальной группы.
Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.
Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.
Материал: оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Особенности игровой деятельности.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;
- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются, ролевая речь применяется, только редко;
- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;
- ребёнок выполняет в игре роль папы, ребёнка, доктора.
2. Отношение к правилам игры:
- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.
3. Характеристика игровых действий:
- развёрнутость: подробные действия с предметами;
- наблюдаются некоторые игровые умения и навыки, но ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;
- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней редко связаны;
- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.
4. Игровые предметы, их характеристика:
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;
- игрушки: куклы, домик для кукол и пр.;
- воображаемые предметы отсутствуют;
- предметы-заместители отсутствуют.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:
- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;
- реальные отношения между детьми с игрой связаны очень посредственно или вообще не связаны;
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;
- ребёнок развивает один и тот же сюжет около 4х минут;
- игра обычно возникает под влиянием игрушки и взрослого.
7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.
|
Особенности уровня притязаний в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;
- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;
- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;
- взятая на себя роль редко соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.
Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №10. Протокол наблюдения за игрой
Показатели игры | Результаты наблюдения | Оценка воспитателя | Примечания |
Количество играющих объединений | 1 | ||
Сюжеты игры (тема, продолжительность) | «Семья» (4 мин.), «Доктор» (5 мин.) |
Таблица №11. Ролевое поведение в игре
Список детей | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
1. Лёша К. | + | - | - | - | - |
2. Вера Л. | + | - | - | + | - |
3. Серёжа М. | + | + | - | - | - |
4. Олег С. | + | - | - | - | - |
5. Ваня Т. | + | - | - | + | - |
6. Витя Ш. | + | + | + | - | - |
7. Серёжа Ш. | + | - | - | + | + |
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на более высоком уровне, нежели до проведения коррекционной работы, она достигла 2 ого уровня развития по Д.Б. Эльконину.
А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №12).
Таблица №12
Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил | |
Нормально развивающиеся дети | 100% | 100% | 90% | 90% | 100% |
Контрольная группа | 100% | 0% | 0% | 22% | 0% |
Экспериментальная группа | 100% | 29% | 14% | 43% | 14% |
Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп после проведения коррекционной работы отличается – игровая деятельность контрольной группы находится на том же уровне, что и раньше, а у экспериментальной группы уровень её развития несколько улучшился. Но всё же обе группы достаточно отстают от нормы.
|
Рассмотрим ролевое поведение в игре экспериментальной группы умственно отсталых детей до проведения коррекционно-развивающей работы и после её проведения (см. таблицу №13).
Таблица №13
Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил | |
ДО | 100% | 0% | 0% | 14% | 0% |
ПОСЛЕ | 100% | 29% | 14% | 43% | 14% |
На лицо положительные результаты коррекционной работы, нам удалось увеличить развитие игровой деятельности данной группы детей до 2 ого уровня по Эльконину.
На основе полученных данных мы можем утверждать, что уровень развития игровой деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа, выше уровня развития игровой деятельности у умственно отсталых детей, с которыми данная работа не проводилась. Однако, он всё же значительно отстаёт от уровня игровой деятельности детей с нормальным развитием.
Таким образом, мы можем утверждать, что коррекционная работа по развитию игровой деятельности умственно отсталых детей даёт свои результаты.
Главными принципами обучения умственно отсталых детей игре является наглядность и повторение – такой вывод мы можем сделать исходя из проведённой практической части работы.
В процессе работы подтвердилось то, что систематическая специально организованная коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми предполагает развитие их игровой деятельности.
Об этом свидетельствует то, что дети после проведённой коррекционной работы стали проявлять больший интерес к игре, у них появились некоторые игровые навыки и умения, однако их действия были очень стереотипны и сводились к повторению действий педагога.
Заключение
В ходе проделанной работы выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности, была доказана.
Также удалось решить поставленные нами задачи. Было изучено состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
Игровая деятельность детей с лёгкой степенью умственной отсталостью являются малоизученной темой, поэтому актуальна на сегодняшний день.
Нами были выявлены следующие особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием:
- игровая деятельность затронутой нами возрастной категории детей является их ведущей деятельностью;
- у детей проявляется интерес к игре;
- у них имеются игровые навыки и умения;
- сюжетно-ролевая игра у этих детей достаточно хорошо развита.
А у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости были выявлены такие особенности игровой деятельности:
|
- умственно отсталые не могут самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой, которая является ведущей деятельностью у их нормально развивающихся сверстников;
- вся их игра заключается в манипуляциях с предметами и некоторых процессуальных действий с ними;
- речь во время игры детей с недоразвитием интеллекта не выполняет планирующей и регулирующей функции, не отражает содержания игровых действий.
В ходе нашего исследования мы выявили, что умственно отсталые дети в силу своих специфических особенностей эмоционально-волевой сферы и тех трудностей, которые возникают у детей при контакте друг с другом, не могут играть вместе, играют только рядом или поодиночке. Интерес умственно отсталых дошкольников к игре крайне поверхностный и неустойчивый. Игра имеет очень небольшую продолжительность (2 мин.). Наличие элементов сюжета в игре прослеживается нечётко. Дети играют в те игрушки, которые попадаются в их поле зрения, предметы-заместители не используют. Игра дошкольника-олигофрена практически не сопровождается эмоциональным оживлением. В процессе игры только немногие из этих детей сопровождают действия речью. Содержание детских высказываний, как правило, не отражает тех действий, которые они в это время производят. Речь и действия разорваны, они идут параллельно, как бы двумя планами, связи между которыми нет.
Перед педагогом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приёмам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.
Ниже приводятся рекомендации по развитию у детей-олигофренов игровых умений и навыков.
Мы можем предложить методику обучения умственно отсталых детей игре, включающая такие компоненты:
- демонстрацию педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;
- последующие введение детей в роль и в игровую ситуацию;
- выполнение детьми игровых действий по подражанию;
- самостоятельное выполнение детьми игровых действий.
Выдвинув задачу углубления и обогащения содержание игровой деятельности дошкольников-олигофренов, мы наметили два основных направления, по которым оно должно было совершаться. С одной стороны, следовало целенаправленно формировать у детей функции замещения путём обучение их использованию в процессе игр различных заместителей… с другой – ставилась задача развивать у детей способность брать на себя разнообразные роли, самим выступать в качестве заместителей.
Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. Для того, чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определённого уровня развития.
После обучения умственно отсталых детей игре у них появится умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; откроется перспектива дальнейшего углубления и обогащения содержания игровой деятельности. Именно в этом мы увидели развивающее влияние на психику умственно отсталого ребёнка.
Список литературы
отсталый ребенок дошкольный игровой
1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГОПУ, 2014.
2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сборник научных трудов / Редкол.: В.В, Воронкова (отв. ред.) и др. – М., 2011.
3. Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с.
4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена; Изд-во «Союз», 2011. – 416 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2013.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2013. – Т. 5.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015.
8. Гаврилушкина Т.М., Соколова А.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 2015.
9. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2012.
10. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2014.
11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2015
12. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2012.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2014.
14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М., 2010.
15. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития и проблема умственной недостаточности // Проблемы развития психики. – М., 2012.
16. Муранов И.П. Особенности игровых действий // Дефектология – 2012 – №2.
17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2014. – 488 с.
18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2015, – 272 с.
19. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 2013.
20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014, – 104 с.
21. Соколова М. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Вопросы психологии. – 2014, – октябрь.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!