История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-08-07 | 204 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процедура исследования
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада.
Диагностика нормально развивающихся детей.
Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.
Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.
Материал: оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой
детей.
Особенности игровой деятельности.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
- ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры;
- в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию;
- может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы;
- ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации.
2. Отношение к правилам игры:
- дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли.
3. Характеристика игровых действий:
|
- развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане;
- у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого;
- взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью;
- ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны.
4. Игровые предметы, их характеристика:
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот;
- игрушки: утюг, расчёска;
- воображаемые предметы: дом, кровать и пр.;
- предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
- дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу;
- реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил;
- конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса.
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
- разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы;
- ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.;
- игра возникает по инициативе самого ребёнка;
- в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа».
7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).
Особенности уровня притязаний ребёнка в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнок проявляет инициативу, называя роли другим, берётся только за исполнение главных ролей, избегая второстепенных;
|
- ребёнок соглашается выполнять незнакомую роль;
- самостоятельность: ребёнок действует сам, не дожидаясь указаний партнёра, берётся за выполнение трудных заданий;
- реакция на неудачу: уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха;
- взятая на себя роль соответствует знаниям, умениям и представлениям ребёнка, хотя и не в полной мере.
Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №1. Протокол наблюдения за игрой
Показатели игры | Результаты наблюдения | Оценка воспитателя | Примечания |
Количество играющих объединений | 2 | ||
Сюжеты игры (тема, продолжительность) | «Парикмахерская» (10 мин.), «семейка Симпсонов» (15 мин.) |
Таблица №2. Ролевое поведение в игре
Список детей | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
1. Саша А. | + | + | + | + | + |
2. Вера Г. | + | + | - | + | + |
3. Оля Г. | + | + | + | + | + |
4. Настя К. | + | + | + | + | + |
5. Юра М. | + | + | + | + | + |
6. Юля М. | + | + | + | - | + |
7. Женя Н. | + | + | + | + | + |
8. Лена С. | + | + | + | + | + |
9. Серёжа С. | + | + | + | + | + |
10. Саша Ф. | + | + | + | + | + |
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.
Диагностика дошкольников в лёгкой степени умственной отсталости.
Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа).
Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.
Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.
Материал: оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Особенности игровой деятельности.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;
- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;
- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;
- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери.
2. Отношение к правилам игры:
- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.
|
3. Характеристика игровых действий:
- развёрнутость: подробные действия с предметами;
- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;
- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;
- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.
4. Игровые предметы, их характеристика:
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;
- игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.;
- воображаемые предметы отсутствуют;
- предметы-заместители отсутствуют.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:
- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;
- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;
- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;
- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.
7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.
Особенности уровня притязаний в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;
- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;
- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;
- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.
Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №3. Протокол наблюдения за игрой
Показатели игры | Результаты наблюдения | Оценка воспитателя | Примечания |
Количество играющих объединений | 0 | ||
Сюжеты игры (тема, продолжительность) | «Праздник» (2 мин.), «Поход в магазин» (1 мин.), «Мамина работа» (4 мин.) |
|
Таблица №4. Ролевое поведение в игре
Список детей | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
1. Катя Б. | + | - | - | + | - |
2. Дима В. | + | - | - | - | - |
3. Лиза Д. | + | - | - | - | - |
4. Галя И. | + | - | - | - | - |
5. Коля Н. | + | - | - | - | - |
6. Саша П. | + | - | - | + | - |
7. Катя П. | + | - | - | - | - |
8. Слава Р. | + | - | - | - | - |
9. Женя Ш. | + | - | - | + | - |
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне.
Диагностика детей экспериментальной группы.
Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.
Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.
Материал: оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Особенности игровой деятельности.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;
- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;
- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;
- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери, хозяина кошки.
2. Отношение к правилам игры:
- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.
3. Характеристика игровых действий:
- развёрнутость: подробные действия с предметами;
- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;
- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;
- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.
4. Игровые предметы, их характеристика:
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;
- игрушки: куклы, кукольная кухня и пр.;
- воображаемые предметы отсутствуют;
- предметы-заместители отсутствуют.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:
- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;
- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
- разнообразие сюжетов: бытовая деятельность;
- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;
- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.
|
7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.
Особенности уровня притязаний в игре:
- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;
- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;
- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;
- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.
Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №5. Протокол наблюдения за игрой
Показатели игры | Результаты наблюдения | Оценка воспитателя | Примечания |
Количество играющих объединений | 0 | ||
Сюжеты игры (тема, продолжительность) | «На кухне» (2 мин.), «Моя кошка» (2 мин.) |
Таблица №6. Ролевое поведение в игре
Список детей | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
1. Лёша К. | + | - | - | - | - |
2. Вера Л. | + | - | - | - | - |
3. Серёжа М. | + | - | - | - | - |
4. Олег С. | + | - | - | - | - |
5. Ваня Т. | + | - | - | + | - |
6. Витя Ш. | + | - | - | - | - |
7. Серёжа Ш. | + | - | - | - | - |
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне.
Т.о. мы можем говорить о том, что игровая деятельность умственно отсталых детей контрольной и экспериментальной групп находится на сравнительно одинаковом уровне и значительно отстаёт от нормы.
А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №7).
Таблица №7
. | Ролевые действия | Называние роли | Ролевая речь | Использование атрибутов роли | Соблюдение ролевых правил |
Нормально развивающиеся дети | 100% | 100% | 90% | 90% | 100% |
Контрольная группа | 100% | 0% | 0% | 34% | 0% |
Экспериментальная группа | 100% | 0% | 0% | 14% | 0% |
Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп находится на примерно одинаковом уровне и достаточно отстаёт от развития игровой деятельности детей в норме.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!