Тема. Дифференциация звуков п и б — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема. Дифференциация звуков п и б

2019-08-07 109
Тема. Дифференциация звуков п и б 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов.

Оборудование. Доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (перечис­лены при описании хода занятия). \

Примерный ход занятия.                                                     

1. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п. Лого­пед обращается к детям с вопросами: «Какой звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.)

Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правиль­ность произношения звука б. Внимание детей обращается на вибрацию голосовых связок.

Затем детям предлагается произнести звук п — теперь вни­мание детей обращается на то, что звук п тихий, глухой. Хором и отдельными детьми произносятся звуки б и п. Логопед предлагает им попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравнивают: один из них звонкий, другой — глухой.

2. Проведение одного - двух упражнении в дифференциации звуков п и б в слогах.

Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произно­сит слог ба; возврашая мяч, ребенок произносит слог па и т.п.

Игра в «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно про­износят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй — ба, третий — опять па и т. п. Могут быть и более слож­ные комбинации.

Повторение вслед за логопедом различных слоговых соче­таний, например: па-ба, бо-по. пу-пу-бу и т. п. При этом жела­тельно, чтобы новое сочетание логопед повторял только один раз.

Все эти упражнения требуют от детей максимального напря­жения внимания.

3. Проведение одного из упражнений с целью дифференциации б и п в словах. Из ряда картинок детям предлагают вы­брать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные кар­тинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, песок, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т. п. После этого называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названии всех этих картинок есть глухой звук п.

Игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети пооче­редно придумывают слова (из числа правильно произносимых), то со звуком б, то со звуком п.

По вызову логопеда они подходят кего столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глу­хой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.

Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы, поезд, зяблик, запонка, бузина.

Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия ко­торых входит звук п, затем картинки, в названия которых вхо­дит звук б.

Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произно­сит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п (в этом упражнении слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками).

4. Анализ двусложных и односложных слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Разбор звуко-слогового состава слов, зарисовка схем.

Составляют схему примерно таких слов: папа, бок, Боба, пух; при этом дети указывают количество слогов, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук. Внимание детей привлекается к тому, что в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков. Точки, соответствующие в схеме гласным звукам, обводят красным мелом. В каждом слове выделяют изучаемый звук (т. е. п или б), указывают: звонкий он или глухой.

Игра в «Живые звуки». При этом занятии для анализа, под­бирать слова: паук, липа, бок, бык. При этом могут быть ис­пользованы такие приемы: слова составляются из данных зву­ков, например, детям предлагают составить слово из звуков ы, к, б; логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, ы, к ), а дети «прочитывают» слово.

5. Проведение упражнений с целью развития внимания. Дети выполняют ряд поручений типа: «Подойди к шкафу, возьми со шкафа кубик, положи кубик на доску» или: «Возьми из шкафа три кубика, один положи на шкаф, другой в шкаф, третий — за шкаф».

6. Составление по опорным словам предложений с предло гами в, из, за, к, со. С помощью сюжетных картинок дети само­стоятельно составляют предложения по опорным словам, например: за, собака, спать, будкаЗа будкой спит со­ бака.

7. Подведение итогов занятия. Логопед задает вопросы и дает поручение: «Какие звуки мы сегодня - повторяли? (п и б.) Какой из этих звуков звонкий? (б.) А звук п? (Глухой.) Приду­майте по два слова — со звуком п и со звуком б». Как видно, на занятии большое внимание уделяется осознанному сравнению звуков п и б. Затем дети практикуются в правильном употреблении в речи этих звуков.

Последующие звуки и пары звуков (д; д — т; г — к) изу­чаются на подобных указанному занятиях.

В процессе изучения звуков б, б', д, д', г, г' продолжается закрепление навыка различения звуков по твердости-мягкости. Напомним, что сравнивается в этом плане первая пара зву­ков — звуки л' и л (при отработке звука л'). Затем сравнение этих пар звуков происходило при закреплении правильного произношения звуков с, с' и з, з ' Логопед всегда внимательно следит за тем, чтобы дети правильно называли звуки. Так, на­пример, если надо подобрать слова на звук с, нельзя брать слово Вася или гуси, так как в этих словах звук с мягкий. Детей необходимо научить различать твердые и мягкие соглас­ные для того, чтобы подготовить их к правильному написанию слов с мягкими согласными (письмо, Люся, тетя и т. п.). Из­вестно, что дети с дефектами речи, недостаточно подготовлен­ные к различению звуков по твердости-мягкости, часто пишут «тота» вместо тетя, «дада» вместо дядя, «клуква» вместо клюква и т. п..

При обучении детей дошкольного возраста навык различения твердых и мягких звуков воспитывается постепенно. При изучении звуков б, д, г и дифференсации их от п, т, к можно не посвящать специальных занятий изучению б', д', г', к', нужно лишь попутно следить за тем, чтобы дети правильно на­зывали эти звуки: в слове банка звук б твердый, а в слоне би­ нокль — мягкий.

Если в материал занятия или в отдельные упражнения вклю­чены твердые и мягкие звуки, то логопед говорит детям при­мерно так: «Сегодня будем повторять звуки б и б'».

 


Примерный план занятий второго периода обучения (3—3,5 месяца)


ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Этот период длится 3—3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.

Произношение. В течение этого периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки ч — т'; ч — с — с'; щ — ч; щ — ш; щ – ч — с' — т'.

Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляют поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указы­вает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется, но закреплению навыков чтения.

Приведем примерные планы занятий.            

 

Тема. Звуки ч — т'

Цель: закрепление правильного произношения звуков ч и т'; повторение букв а, у, м, ш, р.

Оборудование. Картинки для составления предложений, на­писанные на доске слоги.

Примерный ход занятия.

1. Чтение написанных на доске слогов. Устное добавление слогов до слов (примерно 5 мин).

На доске написаны следующие слоги:

Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуют в слова. Количество добавляемых звуков соответ­ствует при этом количеству точек. Слова не должны повто­ряться.

По этим слогам могут быть составлены следующие слова: Мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, шуба, рука, а, ум.

2. Повторение звуков т' и ч.

Логопед. Дети, какой звук повторяется в словах: тетя Катя, Петя, телефон? (Звук т'.) А в словах — чайник, бочка, туча, качели? (Звук ч.) Сегодня мы будем повторять звуки ч и т'

Он предлагает попеременно произносить звуки ч и т' чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т' язык при­жимается к зубам, а при произнесении ч отодвигается от них.

Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестой­кое произношение этих звуков.

3. Произнесение слоговых сочетаний. Детям предлагается повторять сочетания типа: чатятя; течёчё; ат'ач 'ат ' и т. д. Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд илина отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание; ответы оцениваются.

4. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть.

С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хо­ром и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука.

Логопед. А как об этом надо сказать про детей? (Дети хотят достать с полки мячик.)

И это предложение дети четко произносят.

Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. Дети хотят купить удочку.

5. Заучивание рассказа «Очки». Логопед читает рассказ.

Дедушка надел очки. Ом стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».

После этого логопед задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к де­душке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»

6. Подведение итогов и оценка ответов детей. На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспита­телю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.

Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, которое было дано на дом.

Основным содержанием этого занятия может быть составле­ние рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ.

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка поле­тела и весело запела.

Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их диффе­ренцированием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что многие дети еще недостаточно свободно употребляют в труд­ных сочетаниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначальное закрепление правильногопроизнесения звуков ч и щ можно провести на основе использования простых по сло­говому извуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щетка и т.п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На елке зажглись разноцветные электрические лам- почки).

Приведем примерный план занятия, посвященного дифферен­циациизвука ч от звуков с', с, т' ц.

 

Тема. Дифференциация звуков ч, с', с, т, ц

Цель: закрепление правильного произнесения звука ч в труд­ныхсловах со звуками с', с, т' ц; чтение двусложных слов.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки; слова, на­писанные на доске.

Примерный ход занятия

1. Чтение слов (примерно 5 мни). На доске написаны дву­сложные и односложные слова, составленные из изученных букв а, у, м, ш, р, п

рама папа Мура шар

Шура Паша Мара шум

Маша мама Рома пар

Слова читаются хором и отдельными учениками.

2. Произнесение слогов, содержащих звуки ч — с, с' — ц — т'

Логопед.  Дети, сейчас я проверю, как вы произносите трудные слоги.

Для повторения даются примерно такие слоги: ча - ач; тя - ча; ас - ас' - ач; ся – ча - ся; ча – ца - са и т. п.

3. Подбор слов с помощью предметных картинок со звуками ч, ц, с ', с, т'. Примерные слова: удочка, цыпленок, утенок, ко силка, чемодан, велосипед и т. п. (по 2—3 картинки на каждый звук).

4. Заучивание трудных слов, обозначающих профессии, и со­ ставление с ними предложений (по картинкам, по вопросам, по опорным словам).

Логопед. Это кто? (Учительница.) Что делает учитель­ница? (Учительница учит детей.) Кто это? (Врач.) Что делает врач? (Врач лечит больных.)

Аналогичным образом могут быть заучены слова почтальон, птичница, ткачиха, милиционер, трубочист, мотоциклист и др.

Составляются изаучиваются предложения: Почтальон раз­ носит письма, журналы и газеты. Милиционер регулирует улич­ ное движение. Трубочист чистит трубы. Ткачиха ткет ткань. (Этот материал распределяется на групповые и вечерние заня­тия.)

5. Подведение итогов. Логопед отмечает активных детей, оценивает их ответы, дает задание на вечер.

Так же тщательно отрабатывается звук щ и производится его дифференциация от звуков ч, с' и ш.

 

Обучение грамоте. С начал, третьего периода обучения включаются специальные занятия по обучениюграмоте, которые проводят два раза в неделю. В те дни, когда занятий по грамоте нет, упражнение в чтении происходит на занятиях по произношению. На это отводится 5 — 7 минут.

В результате многочисленных упражнении первых периодов обучения, направленных на правильное произношение звуков, па анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. И. все же новые задачи, которые перед ними ставятся, требуют значительных усилий.

Теперь, наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком ставится новая задача: он овладевает буквами, т. е. письменным обозначением звуков, объединением букв в слоги и слова, умением охватить глазами одновременно две буквы, уяснением значения прочитанного.

Основным приемом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после пред­варительного анализа складывается из буки разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чте­ние слоге по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора буки. Постепенно у детей воспитывается навык одно­временного восприятия двух, а позднее трех букв.

Также необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее — предложение. Для чтения можно использовать, кроме тех слогов и слов, которые дети столбиками складывают на своих столах из букв разрез­ной азбуки, слоговые таблицы, слоги и слова, написанные лого­педом на доске, ленты из плотной бумаг» с написанными на них слогами и словами, которые надо протягивать в прорезь так, чтобы ученик видел одновременно только один слог или одно слово, а также использовать букварь. Рекомендуется для чте­ния использовать «Азбуку для дошкольников», составленную А. Л. Воскресенской, С. П. Редозубовым и А. Н. Янковской. В этом пособии первые 14 букв расположены в следующей по­следовательности: a, y, м, p, ш, п, ы, л, н, с, о, к, х, т.

Во время их изучения дети складывают из букв разрезной азбуки и читают двусложные слова типа лапа, кошка, каток, односложные типа шум, трехсложные типа хорошо, предложе­ния, небольшие тексты.

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети печатают или складывают из буки разрезной азбуки после уст­ного анализа, апозднее и самостоятельно слова, затем их чи­тают. Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, т. е. путем замены пли изменения количества букв дети получают новые слова, при этом могут быть целые цени преобразований,например, Маша — Мара— Мура — ура или кашакашкакошкамошкамушкамышка и т. п.

Внимание детей при этом обращено на то, что изменения только одного звука вслове достаточно для образования нового слова. При преобразованиислог, логопед следит затем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.

Аналогичные задания дети получают для самостоятельной работы; например, они складывают слово Мура, затем предла­гается подумать, какое новое слово можно получить, изменив только одну букву (Шура. Мура, мука и т. п.).

В работе с разрезной азбукой рекомендуется также исполь­зовать добавление недостающих букв в схеме под картиной, например, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо добавить недостающие. Схема может быть и без изобра­жения предмета, в этом случае в ней можно пропустить одну или две гласные буквы, одну согласную, слог, например, дети получают такие карточки: (с/ /к); (к /ш/а); (к/а/ /а); (р/ /к) и т. п. Изготовление карточек чрезвычайно просто, ло­гопед всегда может подготовить их к занятию в нужном коли­честве с учетом индивидуальных затруднений.

Для самостоятельной работы детей можно использовать и такой прием. Дети получают наборы из трех - четырех букв, они должны составить слова, например: п, с, у, к, р, у, а.

В это же время закрепляются знания о том, что звуки бы­вают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет.

Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственны именах и в начале предложении.

 

ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Занятия, направленные па развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса и совер­шенствование грамматического строя речи), проводятся в тече­ние года как воспитателем, так и логопедом.

Программа воспитания в детском саду предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объёмсловаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая чад развитием речи детей, не подменяют, адополняют друг друга.

Воспитатель полностью отрабатывает с детьми программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня мас­сового детского сада. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей и повседнев­ной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенно­сти речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.

На первых порах обучения воспитатель использует преиму­щественно методы и приемы развития речи, не требующие раз­вернутого высказывания детей. Так, широко применяя нагляд­ный метод обучения, т. е. проводя экскурсии, знакомя детей с теми или иными объектами, используя показ картин, кино­фильмов и диафильмов, воспитатель довольствуется краткими ответами детей. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, проведению бесед. Боль­шое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понима­ние различных вариантов вопроса, умение поддерживать разго­вор с собеседником. В то же время во втором полугодии боль­шое внимание уделяется развитию основных типов монологиче­ской речи, т. е. пересказа и рассказа.

В спецгруппы, как правило, попадают дети, недостаточно усвоившие материал предыдущих лет обучения, в связи, с чем больше времени планируется на повторение пройденного.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и ре­чевого опыта, накопленных детьми в процессе работы воспита­теля по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоиз­менения, словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением.

Работа логопеда над словарем носит выборочный характер. Сюда входит накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значе­ние; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знаком­ство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими проти­воположное значение.

Основная цель лексических упражнений — научить детей пра­вильно и осмысленно употреблять слона в спонтанной речи. Логопед упражняет детей в составлении словосочетаний и пред­ложений. Сюда входят прорабатываемые слова, сначала по мо­делям, указанным логопедом, а затем самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий подбираются определенные группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают ошибки. Сюда входят упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с лич­ными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительным. По­степенно отрабатываемые речевые конструкции логопед вклю­чает в работу над связной речью.

В работе логопеда над речью применяются специальные методические приемы, особого внимания требует подбор и груп­пировка различного наглядного и словесного материала, игро­вых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практи­ческое овладение навыками грамматически правильной речи.

Чтобы повысить коррекционное значение словарной работы, широко используются специальные упражнения, развивающие направленность на смысловую и звуковую сторону слов, умение подмечать их общие и. различные морфологические элементы. С целью расширения понимания лексического значения слов детям предлагают из двух слов выбрать наиболее подходящее к данной ситуации: «Собака лакает или лижет?», «Белье сти­ рают пли купают?», «В ладоши хлопают или топают?» У детей развивают умение различать на слух падежные окончания су­ществительных в косвенных падежах, в таких, например, пред­ложениях: «Бабушка читает книгу внучке», «Бабушке читает книгу внучка», «Сестра одевает брата», «Сестру одевает брат».

Широко практикуются упражнения по дополнению предло­жений названиями существительных с различными окончаниями в порядке вопросов кто? — что? кому? — чему? кого? — ч е г о?  к е м? — ч е м? с  к е м? — с  ч е м?

Мальчики любят играть в футбол. У них нет чего? (Мяча.) Дедушка подарил им что? (мяч) Они рады чему? (Мячу.) Они играют в футбол чем? (Мячом.)

Или: Вова хочет ловить рыбу. Ему нужна что? (Удочка.) У него нет чего? (Удочки.) Папа сделал ему что? (Удочку.) Вова рад чему? (Удочке.) Он ловит рыбу чем? (Удочкой.)

На подобных упражнениях формируется способность слы­шать различие в окончаниях существительных мужского и жен­ского рода, с пояснением, что к одним словам можно прибавить слово мой, к другим слово моя.

В процессе словарной работы значительное место отводится овладению детьми средствами словообразования. Навыки обра­зования и использования в речи слов с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами имеют большое значение для понимания оттенков слов, помогают детям самостоятельно расширить свой словарный запас. Работу следует начинать, используя прием сравнения и сопоставления (например: домдомик, столстолик).

Так, например, от слов дом, стоя, шар дети должны образо­вать слова с уменьшительным значением. Чтобы они почувство­вали разницу в значении и звучании этих слов, логопед инто­нацией выделяет в словах домик, столик, шарик, суффикс  - ик, придающий оттенок уменьшительности.

Подобные сопоставления позволяют подчеркнуть эмоциональ­ную окраску, которую придают словам уменьшительно-ласка­тельные суффиксы. С этой целью сравнивают части липа взрос­лого человека и малыша. У взрослого нос (лоб, глаза) — у ма­лыша носик (лобик, глазки). Затем детям предлагают образовать слова уменьшительно-ласкательного значения от слов рука, нога, голова и т. д.

Для закрепления полученных знаний применяются различные задания, например: «Как можно ласково, одним словом назвать маленькую козу (лист, цветок, самолет и др.)?»

Несколько более сложным является образование слов с уменьшительно-ласкательным значением от таких слов, как пень, зверь, окунь, огонь, конь идр. Вначале с опорой на кар­тинки логопед предлагает догадаться, как можно сказать одним словом маленький зверь (зверек), маленький окунь (окунек), маленький пень (пенек) и т. д.

Особое внимание обращается направильное употребление этих слов в словосочетаниях и предложениях во множественном числе и косвенных формах (в них выпадают гласные). Можно назвать несколько таких предложений: «На елке зажгли разно­цветные огни», «В банке плавают маленькие окуни», «Лес вы­ рубили, остались одни пни». Детям предлагают при повторении изменить каждое из этих предложении так, чтобы последнее слово обозначало предмет маленького размера.

Важное место занимают упражнения, связанные с различным употреблением в речи знакомых детям имен прилагательных.

Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, можно предложить образовать слова с уменьшительнымзна­чением качеств предметов, например: новенький, толстенький, голубенький и т. п. («У девочки голубой бант, у куклы голубень­ кий бантик».)

Для закрепления навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением предметов и их признаков уже зна­комые детям слова необходимо использовать при составлении словосочетаний и предложений.

Несколько позднее предусматривается практическое знаком­ство с относительными прилагательными (лимонный, яблочный, летний, зимний, деревянный, бумажный, картонный, ситцевый, бархатный). Уточняя значение этих слов, следует показать, как они используются вречи. С этой целью детям предлагают ряд заданий, например, дополнить фразу логопеда одним словом: «Мама варит из яблок какое варенье?» (Яблочное.) — с после­дующим повторением всей фразы.

Более трудным является задание, требующее образования относительного прилагательного от существительного и вклю­чении его в словосочетание, например: клюкваклюквенный (сок, кисель, сироп); дубдубовый (лист, лес, стол...).

Наряду с этим при сравнении предметов применяются спе­циальные лексические упражнения на образование прилагатель­ных в сравнительной и превосходной степени: выше, ниже, шире, уже; самый высокий, самый низкий и т. и.

В ходе выполнения подобных упражнений у детей вырабаты­вается умение вдумчиво подходить к выбору слов, имеющих различные оттенки, и правильно использовать их и своей речи.

Постепенно детей подводят к образованию слои с новым зна­чением, отличающимся по своему лексическому строю от дан­ных (чай, чайник, чайная чашка; соль, солить, солонка, соле­ ный).

Чтобы восприятие было активным, детям предлагают под­бирать родственные слова при показе соответствующих предме­тов (с помощью логопеда). Так, например, логопед берет из чайницы щепотку чая, спрашивает: «Что это?» (Чай.) «Где его хранят?» (В чайнице.) «В чем его заваривают?» (В чайнике.) «Как называется чашка, из которой пьют чай?» (Чайная.) Ана­логично подбирают родственные слова при показе сахара, са­харницы, соли, солонки. Особое внимание уделяется образова­нию от названия предмета его признака, действия пли состоя­ния. Например, мыломылитьмыльныймыльница. Детям предлагают ряд упражнений, в которых надо образовать от од­ного слова другое, сходное по смыслу: соснасосновая шишка, елоеловая ветка, снегснеговик.

Подобные упражнения заостряют внимание детей па звуча­нии общей части родственных слов, подготавливая понимание их смысловой близости.

Практическое знакомство с глагольными словами, отличаю­щимися различными приставками, требует специальных упраж­нений. Чтобы дети поняли смысл глаголов с приставками, не­обходимо показать различные действия, позволяющие группиро­вать одинаковые приставки с различными глаголами и глаголы с различными приставками.

Для демонстрации подбирают пары глаголов прошедшего времени с приставкой и без нее, с которыми составляются сле­дующие предложения: Коля рисовал домнарисовал дом; пи­ сал цифру - написал цифру; резал хлебнарезал хлеба. Дети с помощью логопеда определяют разницу в значении этих глагольных слов. При этом их внимание направляется па звучание начальной части слова, показывающей завершенность действия

Осмысленное образование новых глаголов с приставками дости­гается изменением приставки при одной и той же основе.

Используя специально подобранные картинки, составляют следующие предложения: Машина поехала, долго ехала, нако­нец, приехала в лес, потом обратно уехала домой. Или: Маль­чик побежал, бежал быстро, прибежал к речке, выкупался и убежал. И т.д.

Обращая внимание детей на начало действия, логопед назы­вает глаголы с приставкой по — поехал, полетел, пошел, побе­жал и т. д. Затем логопед называет группу глаголов, показы­вающих приближение к объекту (приставка при)приехал, прилетел, прибежал, пришел. Далее объясняется значение уда­ления, которое придает глаголам приставка у (уехал, убежал, улетел). Каждый раз, называя эти действия, логопед подчерки­вает интонацией начальную морфему каждого слова. Затем де­тей упражняют в образовании от слов плыл, вез, нес новых слов, обозначающих начало действий (поплыл, повез, понес), завершения (приплыл, привез, принес), конец действия (уплыл, увез, унес). Далее проводится упражнение, в котором дети за­канчивают фразу, сказанную логопедом, соответствующим при­ставочным глаголам. Например: Мальчик пустил в канавку бу­ мажный кораблик. Кораблик, медленно (поплыл). Плыл-плыл и к другому берегу (приплыл). Но тут подул ветер, и кораблик далеко (уплыл).

Следует чаще упражнять детей в употреблении глаголов, отображающих различные действия, с приставками у, по, при, про, вы и т. д., шире использовать эти слова в различных сло­восочетаниях: предложениях и контекстах.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространеныхслучаев многозначности слов.

Логопедическую работу целесообразно начать с подбора су­ществительных, в которых переносное значение основано на конкретных, наглядных признаках, например: шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба; ручка ребенка, ручка двери, ка­ стрюли; спинка ребенка, спинка стула, кресла, дивана и т. п.

При показе неизвестных предметов внимание детей обра­щают па то общее, что их объединяет. После ряда подобных упражнений детям предлагают самостоятельно подобрать близ­кие по значению слова (например: швейная иголкаиголки у ежа, иголки у елки; ножка ребенканожки стола, стула, кресла, дивана, гриба ит. д.) и составить с ними предложения.

Более трудным является вычленение разного значения в мно­гозначных глаголах. Вначале для упражнений берут личные глаголы, обозначающие движение. Детям предлагают подбирать различные существительные к глаголам летит (птица, бабочка, муха, самолет, шарик), идет (человек, слон, поезд, дождь, снег), плывет (рыба, утка, человек, льдина, облако).

Наиболее доступны пониманию часто употребительные образныевыражения, в которых переносное значение слова про­тивопоставляется основному. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, можно сказать: «У Вовы лицо румяное, как яблоко». Также привлекается вни­мание,детей к словосочетаниям типа: сердитый человексер­ дитый ветер, мороз; трусливый как зайка; хитрый как лиса.

Лучшему пониманию переносного значения слов помогает слушаниеспециально подобранных стихов и прозаических от­рывков (Румяной зарею покрылся восток...; Ветерок спросил, пролетая: отчего ты, рожь, золотая? В ответ колоски шелестят: золотые руки растят).

Упражнения в разъяснении исоставлении подобных слово­сочетаний, включение их в предложения поможет осмысленному восприятию многозначных слов в живой речи и различных кон­текстах.

Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов — названий признаков предметов и действий. Сюда входит: сравнение контрастных предметов; определение иназвание пред­метов но вкусу, цвету, размеру, назначению; при этом широко используются игровые приемы типа загадок — по данным при­знакам указать предмет.

Нацеливая внимание детей на слова-антонимы, для логопе­дических занятий подбирают пары предметов с ярко выражен­ными контрастными признаками. При показе этих предметов логопед интонацией подчеркивает их качественную противопо­ложность. Например: широкаяузкая (лента), длинныйко­ роткий (карандаш), новыйстарый (пенал), большойма­ ленький (кубик), высокаянизкая (пирамидка), толстаятон­ кая (книга) и т. л. Затем детей предупреждают, что будут на­зывать только два слова, которые обозначают противоположные признаки определенной пары предметов, например: высокийнизкий, большоймаленький. Угадавший показывает и назы­вает эти предметы.

Подобные задания варьируют


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.