История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-07 | 109 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов.
Оборудование. Доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (перечислены при описании хода занятия). \
Примерный ход занятия.
1. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п. Логопед обращается к детям с вопросами: «Какой звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.)
Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правильность произношения звука б. Внимание детей обращается на вибрацию голосовых связок.
Затем детям предлагается произнести звук п — теперь внимание детей обращается на то, что звук п тихий, глухой. Хором и отдельными детьми произносятся звуки б и п. Логопед предлагает им попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравнивают: один из них звонкий, другой — глухой.
2. Проведение одного - двух упражнении в дифференциации звуков п и б в слогах.
Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произносит слог ба; возврашая мяч, ребенок произносит слог па и т.п.
Игра в «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно произносят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй — ба, третий — опять па и т. п. Могут быть и более сложные комбинации.
Повторение вслед за логопедом различных слоговых сочетаний, например: па-ба, бо-по. пу-пу-бу и т. п. При этом желательно, чтобы новое сочетание логопед повторял только один раз.
Все эти упражнения требуют от детей максимального напряжения внимания.
3. Проведение одного из упражнений с целью дифференциации б и п в словах. Из ряда картинок детям предлагают выбрать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные картинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, песок, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т. п. После этого называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названии всех этих картинок есть глухой звук п.
|
Игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети поочередно придумывают слова (из числа правильно произносимых), то со звуком б, то со звуком п.
По вызову логопеда они подходят кего столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глухой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.
Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы, поезд, зяблик, запонка, бузина.
Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия которых входит звук п, затем картинки, в названия которых входит звук б.
Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п (в этом упражнении слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками).
4. Анализ двусложных и односложных слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Разбор звуко-слогового состава слов, зарисовка схем.
Составляют схему примерно таких слов: папа, бок, Боба, пух; при этом дети указывают количество слогов, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук. Внимание детей привлекается к тому, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Точки, соответствующие в схеме гласным звукам, обводят красным мелом. В каждом слове выделяют изучаемый звук (т. е. п или б), указывают: звонкий он или глухой.
Игра в «Живые звуки». При этом занятии для анализа, подбирать слова: паук, липа, бок, бык. При этом могут быть использованы такие приемы: слова составляются из данных звуков, например, детям предлагают составить слово из звуков ы, к, б; логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, ы, к ), а дети «прочитывают» слово.
|
5. Проведение упражнений с целью развития внимания. Дети выполняют ряд поручений типа: «Подойди к шкафу, возьми со шкафа кубик, положи кубик на доску» или: «Возьми из шкафа три кубика, один положи на шкаф, другой в шкаф, третий — за шкаф».
6. Составление по опорным словам предложений с предло гами в, из, за, к, со. С помощью сюжетных картинок дети самостоятельно составляют предложения по опорным словам, например: за, собака, спать, будка — За будкой спит со бака.
7. Подведение итогов занятия. Логопед задает вопросы и дает поручение: «Какие звуки мы сегодня - повторяли? (п и б.) Какой из этих звуков звонкий? (б.) А звук п? (Глухой.) Придумайте по два слова — со звуком п и со звуком б». Как видно, на занятии большое внимание уделяется осознанному сравнению звуков п и б. Затем дети практикуются в правильном употреблении в речи этих звуков.
Последующие звуки и пары звуков (д; д — т; г — к) изучаются на подобных указанному занятиях.
В процессе изучения звуков б, б', д, д', г, г' продолжается закрепление навыка различения звуков по твердости-мягкости. Напомним, что сравнивается в этом плане первая пара звуков — звуки л' и л (при отработке звука л'). Затем сравнение этих пар звуков происходило при закреплении правильного произношения звуков с, с' и з, з ' Логопед всегда внимательно следит за тем, чтобы дети правильно называли звуки. Так, например, если надо подобрать слова на звук с, нельзя брать слово Вася или гуси, так как в этих словах звук с мягкий. Детей необходимо научить различать твердые и мягкие согласные для того, чтобы подготовить их к правильному написанию слов с мягкими согласными (письмо, Люся, тетя и т. п.). Известно, что дети с дефектами речи, недостаточно подготовленные к различению звуков по твердости-мягкости, часто пишут «тота» вместо тетя, «дада» вместо дядя, «клуква» вместо клюква и т. п..
При обучении детей дошкольного возраста навык различения твердых и мягких звуков воспитывается постепенно. При изучении звуков б, д, г и дифференсации их от п, т, к можно не посвящать специальных занятий изучению б', д', г', к', нужно лишь попутно следить за тем, чтобы дети правильно называли эти звуки: в слове банка звук б твердый, а в слоне би нокль — мягкий.
|
Если в материал занятия или в отдельные упражнения включены твердые и мягкие звуки, то логопед говорит детям примерно так: «Сегодня будем повторять звуки б и б'».
Примерный план занятий второго периода обучения (3—3,5 месяца)
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Этот период длится 3—3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.
Произношение. В течение этого периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки ч — т'; ч — с — с'; щ — ч; щ — ш; щ – ч — с' — т'.
Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляют поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указывает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется, но закреплению навыков чтения.
Приведем примерные планы занятий.
Тема. Звуки ч — т'
Цель: закрепление правильного произношения звуков ч и т'; повторение букв а, у, м, ш, р.
Оборудование. Картинки для составления предложений, написанные на доске слоги.
Примерный ход занятия.
1. Чтение написанных на доске слогов. Устное добавление слогов до слов (примерно 5 мин).
На доске написаны следующие слоги:
Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуют в слова. Количество добавляемых звуков соответствует при этом количеству точек. Слова не должны повторяться.
По этим слогам могут быть составлены следующие слова: Мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, шуба, рука, а, ум.
2. Повторение звуков т' и ч.
Логопед. Дети, какой звук повторяется в словах: тетя Катя, Петя, телефон? (Звук т'.) А в словах — чайник, бочка, туча, качели? (Звук ч.) Сегодня мы будем повторять звуки ч и т'
Он предлагает попеременно произносить звуки ч и т' чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т' язык прижимается к зубам, а при произнесении ч — отодвигается от них.
Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произношение этих звуков.
3. Произнесение слоговых сочетаний. Детям предлагается повторять сочетания типа: ча — тя — тя; те — чё — чё; ат' — ач ' — ат ' и т. д. Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд илина отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание; ответы оцениваются.
|
4. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть.
С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука.
Логопед. А как об этом надо сказать про детей? (Дети хотят достать с полки мячик.)
И это предложение дети четко произносят.
Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. Дети хотят купить удочку.
5. Заучивание рассказа «Очки». Логопед читает рассказ.
Дедушка надел очки. Ом стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».
После этого логопед задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»
6. Подведение итогов и оценка ответов детей. На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.
Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, которое было дано на дом.
Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ.
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их дифференцированием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что многие дети еще недостаточно свободно употребляют в трудных сочетаниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначальное закрепление правильногопроизнесения звуков ч и щ можно провести на основе использования простых по слоговому извуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щетка и т.п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На елке зажглись разноцветные электрические лам- почки).
|
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциациизвука ч от звуков с', с, т' ц.
Тема. Дифференциация звуков ч, с', с, т, ц
Цель: закрепление правильного произнесения звука ч в трудныхсловах со звуками с', с, т' ц; чтение двусложных слов.
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки; слова, написанные на доске.
Примерный ход занятия
1. Чтение слов (примерно 5 мни). На доске написаны двусложные и односложные слова, составленные из изученных букв а, у, м, ш, р, п
рама папа Мура шар
Шура Паша Мара шум
Маша мама Рома пар
Слова читаются хором и отдельными учениками.
2. Произнесение слогов, содержащих звуки ч — с, с' — ц — т'
Логопед. Дети, сейчас я проверю, как вы произносите трудные слоги.
Для повторения даются примерно такие слоги: ча - ач; тя - ча; ас - ас' - ач; ся – ча - ся; ча – ца - са и т. п.
3. Подбор слов с помощью предметных картинок со звуками ч, ц, с ', с, т'. Примерные слова: удочка, цыпленок, утенок, ко силка, чемодан, велосипед и т. п. (по 2—3 картинки на каждый звук).
4. Заучивание трудных слов, обозначающих профессии, и со ставление с ними предложений (по картинкам, по вопросам, по опорным словам).
Логопед. Это кто? (Учительница.) Что делает учительница? (Учительница учит детей.) Кто это? (Врач.) Что делает врач? (Врач лечит больных.)
Аналогичным образом могут быть заучены слова почтальон, птичница, ткачиха, милиционер, трубочист, мотоциклист и др.
Составляются изаучиваются предложения: Почтальон раз носит письма, журналы и газеты. Милиционер регулирует улич ное движение. Трубочист чистит трубы. Ткачиха ткет ткань. (Этот материал распределяется на групповые и вечерние занятия.)
5. Подведение итогов. Логопед отмечает активных детей, оценивает их ответы, дает задание на вечер.
Так же тщательно отрабатывается звук щ и производится его дифференциация от звуков ч, с' и ш.
Обучение грамоте. С начал, третьего периода обучения включаются специальные занятия по обучениюграмоте, которые проводят два раза в неделю. В те дни, когда занятий по грамоте нет, упражнение в чтении происходит на занятиях по произношению. На это отводится 5 — 7 минут.
В результате многочисленных упражнении первых периодов обучения, направленных на правильное произношение звуков, па анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. И. все же новые задачи, которые перед ними ставятся, требуют значительных усилий.
Теперь, наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком ставится новая задача: он овладевает буквами, т. е. письменным обозначением звуков, объединением букв в слоги и слова, умением охватить глазами одновременно две буквы, уяснением значения прочитанного.
Основным приемом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из буки разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слоге по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора буки. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трех букв.
Также необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее — предложение. Для чтения можно использовать, кроме тех слогов и слов, которые дети столбиками складывают на своих столах из букв разрезной азбуки, слоговые таблицы, слоги и слова, написанные логопедом на доске, ленты из плотной бумаг» с написанными на них слогами и словами, которые надо протягивать в прорезь так, чтобы ученик видел одновременно только один слог или одно слово, а также использовать букварь. Рекомендуется для чтения использовать «Азбуку для дошкольников», составленную А. Л. Воскресенской, С. П. Редозубовым и А. Н. Янковской. В этом пособии первые 14 букв расположены в следующей последовательности: a, y, м, p, ш, п, ы, л, н, с, о, к, х, т.
Во время их изучения дети складывают из букв разрезной азбуки и читают двусложные слова типа лапа, кошка, каток, односложные типа шум, трехсложные типа хорошо, предложения, небольшие тексты.
Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети печатают или складывают из буки разрезной азбуки после устного анализа, апозднее и самостоятельно слова, затем их читают. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов, т. е. путем замены пли изменения количества букв дети получают новые слова, при этом могут быть целые цени преобразований,например, Маша — Мара— Мура — ура или каша — кашка — кошка — мошка — мушка — мышка и т. п.
Внимание детей при этом обращено на то, что изменения только одного звука вслове достаточно для образования нового слова. При преобразованиислог, логопед следит затем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.
Аналогичные задания дети получают для самостоятельной работы; например, они складывают слово Мура, затем предлагается подумать, какое новое слово можно получить, изменив только одну букву (Шура. Мура, мука и т. п.).
В работе с разрезной азбукой рекомендуется также использовать добавление недостающих букв в схеме под картиной, например, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо добавить недостающие. Схема может быть и без изображения предмета, в этом случае в ней можно пропустить одну или две гласные буквы, одну согласную, слог, например, дети получают такие карточки: (с/ /к); (к /ш/а); (к/а/ /а); (р/ /к) и т. п. Изготовление карточек чрезвычайно просто, логопед всегда может подготовить их к занятию в нужном количестве с учетом индивидуальных затруднений.
Для самостоятельной работы детей можно использовать и такой прием. Дети получают наборы из трех - четырех букв, они должны составить слова, например: п, с, у, к, р, у, а.
В это же время закрепляются знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет.
Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственны именах и в начале предложении.
ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Занятия, направленные па развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.
Программа воспитания в детском саду предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объёмсловаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая чад развитием речи детей, не подменяют, адополняют друг друга.
Воспитатель полностью отрабатывает с детьми программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня массового детского сада. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей и повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.
На первых порах обучения воспитатель использует преимущественно методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Так, широко применяя наглядный метод обучения, т. е. проводя экскурсии, знакомя детей с теми или иными объектами, используя показ картин, кинофильмов и диафильмов, воспитатель довольствуется краткими ответами детей. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, проведению бесед. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. В то же время во втором полугодии большое внимание уделяется развитию основных типов монологической речи, т. е. пересказа и рассказа.
В спецгруппы, как правило, попадают дети, недостаточно усвоившие материал предыдущих лет обучения, в связи, с чем больше времени планируется на повторение пройденного.
Подбор речевого материала для логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением.
Работа логопеда над словарем носит выборочный характер. Сюда входит накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.
Основная цель лексических упражнений — научить детей правильно и осмысленно употреблять слона в спонтанной речи. Логопед упражняет детей в составлении словосочетаний и предложений. Сюда входят прорабатываемые слова, сначала по моделям, указанным логопедом, а затем самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий подбираются определенные группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают ошибки. Сюда входят упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительным. Постепенно отрабатываемые речевые конструкции логопед включает в работу над связной речью.
В работе логопеда над речью применяются специальные методические приемы, особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение навыками грамматически правильной речи.
Чтобы повысить коррекционное значение словарной работы, широко используются специальные упражнения, развивающие направленность на смысловую и звуковую сторону слов, умение подмечать их общие и. различные морфологические элементы. С целью расширения понимания лексического значения слов детям предлагают из двух слов выбрать наиболее подходящее к данной ситуации: «Собака лакает или лижет?», «Белье сти рают пли купают?», «В ладоши хлопают или топают?» У детей развивают умение различать на слух падежные окончания существительных в косвенных падежах, в таких, например, предложениях: «Бабушка читает книгу внучке», «Бабушке читает книгу внучка», «Сестра одевает брата», «Сестру одевает брат».
Широко практикуются упражнения по дополнению предложений названиями существительных с различными окончаниями в порядке вопросов кто? — что? кому? — чему? кого? — ч е г о? к е м? — ч е м? с к е м? — с ч е м?
Мальчики любят играть в футбол. У них нет чего? (Мяча.) Дедушка подарил им что? (мяч) Они рады чему? (Мячу.) Они играют в футбол чем? (Мячом.)
Или: Вова хочет ловить рыбу. Ему нужна что? (Удочка.) У него нет чего? (Удочки.) Папа сделал ему что? (Удочку.) Вова рад чему? (Удочке.) Он ловит рыбу чем? (Удочкой.)
На подобных упражнениях формируется способность слышать различие в окончаниях существительных мужского и женского рода, с пояснением, что к одним словам можно прибавить слово мой, к другим слово моя.
В процессе словарной работы значительное место отводится овладению детьми средствами словообразования. Навыки образования и использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами имеют большое значение для понимания оттенков слов, помогают детям самостоятельно расширить свой словарный запас. Работу следует начинать, используя прием сравнения и сопоставления (например: дом — домик, стол — столик).
Так, например, от слов дом, стоя, шар дети должны образовать слова с уменьшительным значением. Чтобы они почувствовали разницу в значении и звучании этих слов, логопед интонацией выделяет в словах домик, столик, шарик, суффикс - ик, придающий оттенок уменьшительности.
Подобные сопоставления позволяют подчеркнуть эмоциональную окраску, которую придают словам уменьшительно-ласкательные суффиксы. С этой целью сравнивают части липа взрослого человека и малыша. У взрослого нос (лоб, глаза) — у малыша носик (лобик, глазки). Затем детям предлагают образовать слова уменьшительно-ласкательного значения от слов рука, нога, голова и т. д.
Для закрепления полученных знаний применяются различные задания, например: «Как можно ласково, одним словом назвать маленькую козу (лист, цветок, самолет и др.)?»
Несколько более сложным является образование слов с уменьшительно-ласкательным значением от таких слов, как пень, зверь, окунь, огонь, конь идр. Вначале с опорой на картинки логопед предлагает догадаться, как можно сказать одним словом маленький зверь (зверек), маленький окунь (окунек), маленький пень (пенек) и т. д.
Особое внимание обращается направильное употребление этих слов в словосочетаниях и предложениях во множественном числе и косвенных формах (в них выпадают гласные). Можно назвать несколько таких предложений: «На елке зажгли разноцветные огни», «В банке плавают маленькие окуни», «Лес вы рубили, остались одни пни». Детям предлагают при повторении изменить каждое из этих предложении так, чтобы последнее слово обозначало предмет маленького размера.
Важное место занимают упражнения, связанные с различным употреблением в речи знакомых детям имен прилагательных.
Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, можно предложить образовать слова с уменьшительнымзначением качеств предметов, например: новенький, толстенький, голубенький и т. п. («У девочки голубой бант, у куклы голубень кий бантик».)
Для закрепления навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением предметов и их признаков уже знакомые детям слова необходимо использовать при составлении словосочетаний и предложений.
Несколько позднее предусматривается практическое знакомство с относительными прилагательными (лимонный, яблочный, летний, зимний, деревянный, бумажный, картонный, ситцевый, бархатный). Уточняя значение этих слов, следует показать, как они используются вречи. С этой целью детям предлагают ряд заданий, например, дополнить фразу логопеда одним словом: «Мама варит из яблок какое варенье?» (Яблочное.) — с последующим повторением всей фразы.
Более трудным является задание, требующее образования относительного прилагательного от существительного и включении его в словосочетание, например: клюква — клюквенный (сок, кисель, сироп); дуб — дубовый (лист, лес, стол...).
Наряду с этим при сравнении предметов применяются специальные лексические упражнения на образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени: выше, ниже, шире, уже; самый высокий, самый низкий и т. и.
В ходе выполнения подобных упражнений у детей вырабатывается умение вдумчиво подходить к выбору слов, имеющих различные оттенки, и правильно использовать их и своей речи.
Постепенно детей подводят к образованию слои с новым значением, отличающимся по своему лексическому строю от данных (чай, чайник, чайная чашка; соль, солить, солонка, соле ный).
Чтобы восприятие было активным, детям предлагают подбирать родственные слова при показе соответствующих предметов (с помощью логопеда). Так, например, логопед берет из чайницы щепотку чая, спрашивает: «Что это?» (Чай.) «Где его хранят?» (В чайнице.) «В чем его заваривают?» (В чайнике.) «Как называется чашка, из которой пьют чай?» (Чайная.) Аналогично подбирают родственные слова при показе сахара, сахарницы, соли, солонки. Особое внимание уделяется образованию от названия предмета его признака, действия пли состояния. Например, мыло — мылить — мыльный — мыльница. Детям предлагают ряд упражнений, в которых надо образовать от одного слова другое, сходное по смыслу: сосна — сосновая шишка, ело — еловая ветка, снег — снеговик.
Подобные упражнения заостряют внимание детей па звучании общей части родственных слов, подготавливая понимание их смысловой близости.
Практическое знакомство с глагольными словами, отличающимися различными приставками, требует специальных упражнений. Чтобы дети поняли смысл глаголов с приставками, необходимо показать различные действия, позволяющие группировать одинаковые приставки с различными глаголами и глаголы с различными приставками.
Для демонстрации подбирают пары глаголов прошедшего времени с приставкой и без нее, с которыми составляются следующие предложения: Коля рисовал дом — нарисовал дом; пи сал цифру - написал цифру; резал хлеб — нарезал хлеба. Дети с помощью логопеда определяют разницу в значении этих глагольных слов. При этом их внимание направляется па звучание начальной части слова, показывающей завершенность действия
Осмысленное образование новых глаголов с приставками достигается изменением приставки при одной и той же основе.
Используя специально подобранные картинки, составляют следующие предложения: Машина поехала, долго ехала, наконец, приехала в лес, потом обратно уехала домой. Или: Мальчик побежал, бежал быстро, прибежал к речке, выкупался и убежал. И т.д.
Обращая внимание детей на начало действия, логопед называет глаголы с приставкой по — поехал, полетел, пошел, побежал и т. д. Затем логопед называет группу глаголов, показывающих приближение к объекту (приставка при) — приехал, прилетел, прибежал, пришел. Далее объясняется значение удаления, которое придает глаголам приставка у (уехал, убежал, улетел). Каждый раз, называя эти действия, логопед подчеркивает интонацией начальную морфему каждого слова. Затем детей упражняют в образовании от слов плыл, вез, нес новых слов, обозначающих начало действий (поплыл, повез, понес), завершения (приплыл, привез, принес), конец действия (уплыл, увез, унес). Далее проводится упражнение, в котором дети заканчивают фразу, сказанную логопедом, соответствующим приставочным глаголам. Например: Мальчик пустил в канавку бу мажный кораблик. Кораблик, медленно (поплыл). Плыл-плыл и к другому берегу (приплыл). Но тут подул ветер, и кораблик далеко (уплыл).
Следует чаще упражнять детей в употреблении глаголов, отображающих различные действия, с приставками у, по, при, про, вы и т. д., шире использовать эти слова в различных словосочетаниях: предложениях и контекстах.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространеныхслучаев многозначности слов.
Логопедическую работу целесообразно начать с подбора существительных, в которых переносное значение основано на конкретных, наглядных признаках, например: шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба; ручка ребенка, ручка двери, ка стрюли; спинка ребенка, спинка стула, кресла, дивана и т. п.
При показе неизвестных предметов внимание детей обращают па то общее, что их объединяет. После ряда подобных упражнений детям предлагают самостоятельно подобрать близкие по значению слова (например: швейная иголка — иголки у ежа, иголки у елки; ножка ребенка — ножки стола, стула, кресла, дивана, гриба ит. д.) и составить с ними предложения.
Более трудным является вычленение разного значения в многозначных глаголах. Вначале для упражнений берут личные глаголы, обозначающие движение. Детям предлагают подбирать различные существительные к глаголам летит (птица, бабочка, муха, самолет, шарик), идет (человек, слон, поезд, дождь, снег), плывет (рыба, утка, человек, льдина, облако).
Наиболее доступны пониманию часто употребительные образныевыражения, в которых переносное значение слова противопоставляется основному. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, можно сказать: «У Вовы лицо румяное, как яблоко». Также привлекается внимание,детей к словосочетаниям типа: сердитый человек — сер дитый ветер, мороз; трусливый как зайка; хитрый как лиса.
Лучшему пониманию переносного значения слов помогает слушаниеспециально подобранных стихов и прозаических отрывков (Румяной зарею покрылся восток...; Ветерок спросил, пролетая: отчего ты, рожь, золотая? В ответ колоски шелестят: золотые руки растят).
Упражнения в разъяснении исоставлении подобных словосочетаний, включение их в предложения поможет осмысленному восприятию многозначных слов в живой речи и различных контекстах.
Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов — названий признаков предметов и действий. Сюда входит: сравнение контрастных предметов; определение иназвание предметов но вкусу, цвету, размеру, назначению; при этом широко используются игровые приемы типа загадок — по данным признакам указать предмет.
Нацеливая внимание детей на слова-антонимы, для логопедических занятий подбирают пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе этих предметов логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность. Например: широкая — узкая (лента), длинный — ко роткий (карандаш), новый — старый (пенал), большой — ма ленький (кубик), высокая — низкая (пирамидка), толстая — тон кая (книга) и т. л. Затем детей предупреждают, что будут называть только два слова, которые обозначают противоположные признаки определенной пары предметов, например: высокий — низкий, большой — маленький. Угадавший показывает и называет эти предметы.
Подобные задания варьируют
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!