Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 130 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РЕЖИМ ДНЯ
специальной группы для детей с недостатками произношения
Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика 7.30 — 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.55
1-е занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00 — 9.30
2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40—10.10
Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия 9.30—12.30
Подготовка к прогулке, прогулка 10.10—12.30
Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15
Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по исправлению произношения по заданию - логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры 15.00—16.00
Подготовка к полднику, полдник 16.00—16.15
Занятие (проводит воспитатель) 16.30—17.00
Подготовка к прогулке, прогулка 17.00—18.45
Подготовка к ужину, ужни 18.45—19.10
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.10—20.45
|
Ночной сон 20.45—7.30
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ
Утро (занятия по 30 мин)
1-е занятие (проводит воспитатель или логопед) 9.00 – 9.30
2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40 – 10.10
Индивидуальные или подгрупповые логопедические занятия 9.30 – 12.30
Индивидуальные и подгрупповые замятия, когда логопед не проводит фронтальных занятий 9.00 – 12.30
Вечер (все занятия проводит воспитатель)
Индивидуальные занятия по исправлению произношения 15.00 – 15.30
Фронтальные занятия 16.20 - 17.00
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Утро
Фронтальные занятия по произношению — 31 приводит логопед
Счет — 2
Рисование—1 проводит воспитатель
Развитие речи — 2
Физкультурное занятие— 1
Музыкальные занятия —2
Вечер (все занятия проводит воспитатель)
Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4 — 5
Развитие речи — 1
Конструирование или аппликация — 1
Лепка — 1
Физкультурное занятие — 1
___________________________
1 Количество занятий
|
ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Утро
Произношение — 3
Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно проводит логопед
Подготовка к письму — 1
Счет — 2
Развитие речи — 2 проводит воспитатель
Музыкальные занятия — 2
Вечер (все занятия проводит воспитатель)
Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4—5
Развитие речи — 1
Рисование – 1
Физкультурные занятия – 2
Конструирование, лепка, аппликация – 1
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Утро
Произношение — 2
Развитие речи — 2 проводит логопед
Грамота — 2
Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно
Подготовка к письму— 1
Счет — 2
Развитие речи — 1 проводит воспитатель
Музыкальные занятия — 2
Вечер (все занятия проводит воспитатель)
Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности
Лепка, рисование — 1
Развитие речи — I
Конструирование, аппликация — 1
Физкультурные занятия — 2
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.
Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и групповых занятиях.
Последовательность работы над звуками следующая: вначале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.
При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использовать.
|
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Первый и второй периоды обучения являются подготовительными к обучению грамоте. В течение этого времени все упражнения, направленные на овладение звукопроизношением, теснейшим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.
При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.
Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляционных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' — р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.
Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся неправильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отношению к ним задача расширяется: следует исправить неправильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.
Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась неправильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'.
|
В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация звуков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.
Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.
С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обучения). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.
В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются.
Материал для закрепления правильного произношения звуков должен одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.
В течение третьего периода обучения выделяется специальное время на развитие грамматически правильной речи.
|
Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.
В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача
Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и общепринятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвончение, то следует начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от б — д, от д — г (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров р и л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка — особенности строения и подвижности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание работы будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внимания обращать на развитие слухового внимания, анализа, грамматически правильной связной речи.
Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок колеблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не всегда удается быстро сформировать.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(Сентябрь, октябрь, первая неделя ноября. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые ежедневно)
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п ', т, к, к', л, о, х, х ', йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).
2. Различение на слух звуков: всех гласных (у, а, и, э, о, ы); согласных: Т — д — к1 (Том — дом — ком); К — г — х — т; Л' — л — йот — р' — р; С — з — ц — т' — ш —щ
3. Дифференциация правильно произносимых звуков: к — х, л ' — йот, ы — и.
4. В связи с закреплением правильного произношения звуков:
1) усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных);
2) воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, стулья); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла... собака, залаяли... собаки); правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет — моют); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое и т. д.;
3) составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.
5. Подготовка к анализу звукового состава слов:
1) выделение гласного звука из начала слова (Алик, утка, Оля); анализ и синтез ряда гласных (а — у, а — у— и);
2) анализ и синтез обратного слога типа an, выделение согласных из конца слова (мак, кот);
3) выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного (мак, кот).
4) анализ и синтез прямого слова типа са;
5) полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.
________________
1 Здесь м дальше заглавной буквой обозначены правильно произносимые звуки, строчными — звуки, предлагаемые для сравнения.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(Вторая половина ноября — первая половина февраля. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильного произношения звуков: с (продолжение) с ', з, з', ц, т', б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р'.
2. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з ', 3, 3' — с — с' — ж; Ц—т — с; Б, Б' — п — п'; Т ' —д'; Д, Д' — т — т' — г - г'; Г, Г' —к —к' — д — д'; Ш — с — ж — щ; Л — л' — р—р'; Ж — з — ш; Р' — л — л'.
3. Дифференциация правильно произносимых звуков: с — с'; з — з'; с — ц; б — п; д — т; г — к; с — ш; з — ж; с — ш — з — ж; р — л; р — р' — л — л'.
4. В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков:
1) усвоение слов различного звуко-слоговогр состава (преи мущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);
2) развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах (дрова рубят... топором; на грядках много... огурцов); согласования прилагательных с существительными в роде н числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю — катал — катают — катали); согласования числительных с существительными (два утенка — пять утят) и т. п.;
3) привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево — деревянный, кожа — кожаный и т. и.;
4) составление предложений по вопросам, по демонстрации, но опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстом, скороговорок.
5. Анализ и синтез звукового состава слова:
1)деление слов на части (слоги). Схема одно-, двух-, трехсложных слов
2) звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, схема слова ; двухсложных слов типа зубы схема слова
3) звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол: , двухсложных слов типа кошка: , типа каток:
Преобразование слов путем замены или дополнения звуков (сук — лук; сто — стол).
6. Знакомство с буквами а, у, м, ш. Вписывание букв в схему. А, у — гласные звуки, они образуют слог. М, ш - согласные звуки.
7. Развитие графических навыков.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(Вторая половина февраля — май. Два фронтальных занятия по произношению, два по грамоте, два — по развитию речи, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Возраст ________________________________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________________
Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________
Данные о ходе речевого развития ________________________________________________
Состояние обшей моторики ___________________________________________________
Слух _________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка__________________________________________________________
Внимание, работоспособность ____________________________________________________
Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)
Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________
Произношение и различение звуков _______________________________________________
Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________
Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.) .
Грамматический строй речи_______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Словарь_________________________________________________________________________
(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)
Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.
Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, знакомит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.
Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возможностей детей.
Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспективный план на весь учебный год, который включает в себя материал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:
1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.
2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).
3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.
4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяжелыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).
5. Участие в педсоветах, районных конференциях.
6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).
Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).
Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребенок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к занятиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фиксируются консультации специалистом: психоневролога, отоларинголога. Наблюдения логопед записывает с определенными интервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.
Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.
Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.
Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему логопеду, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:
1. Дата комплектования.
2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).
3. Количество выпущенных детей, из них:
а) с хорошей речью,
б) со значительным улучшением,
в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:
а) в массовую школу,
б) в речевую школу,
в) во вспомогательную школу,
г) в массовый детсад.
5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.
6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года.
7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.
Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.
Содержание и оборудование логопедического кабинета. Индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ведения педагогической работы, — логопедическом кабинете.
Согласно положению о детских садах для детей с нарушениями речи, финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными, городскими и районными отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа.
Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в логопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета.
Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие индивидуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).
У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпателей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете должно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.
Ниже приводится минимум специальной литературы, которую желательно иметь в логопедическом кабинете.
· Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».
· Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.
· Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.
· Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1971.
· Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.
· Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.
Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи. Книги-пособия с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный материал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.
Для проведения занятий по исправлению речи следует использовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», авторы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).
Работа с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осуществляется в следующих формах.
Родительские собрания. Первое собрание родителей проводится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.
Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.
Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.
К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результатами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.
Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Характеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.
Последнее, заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда приглашают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наибольшие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.
Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.
Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Этот период длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно произносимый звук сравнивается с другими правильно произносимыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т ' которые изучаются позднее.
Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задержавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.
На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и, п, п ', т, к, к', л ', о, х, х' (к — х), йот (л' — йот), ы (ы — и), с. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.
С первых дней пребывания детей в саду в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с таким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.
Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сло
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!