История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-08-07 | 174 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Имени П.И.Иванова-Радкевича
НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА
Уроков вокала
Голос, Дикция, Аффирмации, Успех!!!!
Голос и владение им – залог успеха в жизни!
Упражнения и тренинги
для развития и формирования тембра голоса
Часть 2-я
«Муаллим»
БАКУ – 201 6
Автор и составитель: Наталья Ахмедова,
преподаватель отделения «Актёрское исскуство» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича
Н.В.Ахмедова
100 уроков вокала. Голос, Дикция, Аффирмации, Успех!!!! (часть 2-я). Баку, «Муаллим», 2016. – 84 стр.
В книге даны упражнения и тренинги для развития и формирования тембра голоса.
ISBN 978-9952-435-66-5
Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2016
Введение
Сегодня студент достаточно строптив, желания учиться, у многих, нет, стремление к знаниям, зачастую, отсутствует… возможно, прочитав данную брошюру, он изменит своё отношение к образованию, ведь не возделывая себя, наступает деградация, не распустившись, всё засыхает на корню.
Что такое Аффирмация? Как ответить на этот вопрос, чтобы любому человеку было понятно, чтобы это незнакомое слово не напугало его. Ответ очень прост и понятен каждому — это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным. Если Вы внимательно послушайте свою речь, то, какие реплики вы произносите чаще всего, как вы называете себя, как отзываетесь о своей жизни? Если человек говорит "Моя жизнь — сплошной кошмар! ", " Какой я дурак! ", " Всё, что я делаю, зря! " — вся эта программа записывается в подсознание и выдаёт полный набор неудачника. Наше подсознание воплощает сказанное беспристрастно и безупречно. Так не лучше ли заложить в него формулы удачи и успеха? Базовая аффирмация звучит так: "С каждым днём, я во всех отношениях, становлюсь лучше и лучше".
|
Понятие аффирмации применяется в психологии самосовершенствования и позитивной психологии, а что такое Психология? Говоря доступным языком, скажу так: «Учение о Душе». Как часто наши Души терзают извне и, как часто мы сами раним собственную Душу? Наши слова и поступки идут вслед за нами! Если мы, прорицаем, основательно, тот, или иной постулат жизни только в позитивных тонах, сказать по-другому – в мажоре, при этом, великолепно звучащим голосом, с верными интонациями и точностью произношения – нам гарантирован жизненный успех. Аффирмации приходят здесь на помощь, это формула, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека. Когда Вы приходите учиться и у Вас что – то не получается, это совершенно нормально, Вы же пришли учиться и научиться, приобрести не просто навыки, а овладеть знаниями и умениями, в частности – верной и точной подачи звука, использования, пожалуй, самого главного, жизненного рычага - ГОЛОСА. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. Если в голосе отсутствует энергетика, он лишён совершенно эмоций, звук будет бытовым и совершенно не интересным. Вы не пойдёте к кузнецу, чтобы он перековал Вам голос, это только в сказках возможно…. и методично выводить согласные, до изнеможения артикулируя, то же не будете, иначе, это простое производство, как на заводе, что производят шестеренки… Вы – включите образное мышление, дадите нужный посыл, и голос заиграет нужными красками, завибрирует, зазвучит истинно верно!
|
Ответьте себе на простой вопрос: «Почему я говорю тихо, безэмоционально, со страхом в глазах?». Ответьте на второй вопрос: «Почему я так много тренирую свою речь, занимаюсь артикуляционной гимнастикой, долблю скороговорки…а моя речь так и не убеждает никого?». Ответом на вопрос № 2, будет ответ № 1, только первое слово поменяется на «потому, что…»
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос, каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их. Причем, это относится отнюдь не только к людям, связанных с артистической профессией, политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизъявления или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека, а в случае произнесения аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.
|
При произнесении звуков
Данный материал будет полезен, особенно тем, у кого есть дефекты в речи и, чтобы от них избавиться, проверьте себя, согласно составленной работе студентки Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича, великолепной домристки, но, желающей заниматься своей речью - Анны Чемель.
Твёрдый | Мягкий | |
Звонкий | б | б’ |
Глухой | п | п’ |
* Связки задействованы во всех гласных звуках, а также в звонких согласных. В глухих согласных связки не задействованы.
* Парные звуки, имеющие более одной пары, могут быть относительны друг другу только смежно, т. е. одна из характеристик (звонкости/глухости и твёрдости/мягкости) должна быть общей. Значит, к примеру, звонкий твёрдый «б» и глухой мягкий «п’» не будут являться парными, хотя имеют родство, как и «б’» и «п».
* В описании положения речевого аппарата при работе со звуком необходимо учитывать указанные нюансы. Например, челюсть может быть открыта или приоткрыта, язык может упираться, а может касаться или быть приближен, и т.д.
* В данной работе были рассмотрены и гласные звуки, являющиеся составными. Это звуки "я", "ё", "ю" и "е". В транскрипции они включают в себя звук "й" и "а", "о", "у", "э".
* Существует такой звук, которого в русском алфавите нет, но который, однако, мы с лёгкостью можем произнести. Это мягкий «ж’». Дело в том, что произнести мы его можем лишь отдельно, вне контекста и даже слова, поскольку слов в русском языке с употреблением этого звука нет, так как он весьма неудобен при произношении. На письме же может следовать за буквой «ж» мягкий знак, как, например, в слове «рожь», однако звук остаётся твёрдым, а мягкий знак здесь играет другую роль, здесь он остается определять склонение существительного.
|
Интуитивное дыхание
1). Спящее (во время сна), не требующее контроля с Вашей стороны.
2). Медленное, (беззвучное), если не хотите, чтобы услышали (например, по телефону, при пении в микрофон), что Вы запыхались. Желудок подвижен, воздушный поток есть, но ничего не слышно. Горло расслаблено, открыто, чтобы никакой иной подзвучки не было.
3). Зевание. Помогает опустить гортань и расслабить горло. Вздох. Выдох.
4). Быстрое дыхание, короткое, цепное. «Ах». Вдох резкий. Увеличивая частоту, получается пыхтение (собачье дыхание). Напряжение снимается, предпосылки к развитию вибрато.
5). Контролируемое, затаённое (как его называю я). Выпускание воздуха на звук «ТСсссс, ЛЮБУЮ шипяшую» (утечка воздуха из пляжного мячика)
6). Сказочное. Свободное, смелое дыхание (на замороженное стекло в автобусе, или дыхание змея Горыныча) с полной свободной гортанью и свободной нижней челюстью.
Реплика из опыта работы: Форсированное дыхание» в начале обучения – нормальное явление. Иначе НЕ заставить работать дыхательные мышцы.
Упражнения для развития правильного речевого
дыхания (упражнения питания голоса)
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa | аaaaaooooooo | аaaaaууууу |
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
|
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка….
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Упражнение «Точка». Возьмите за основу звук «Ц». Активный, короткий вдох и сделать тридцать толчков на одном дыхании, произнося звук «Ц». Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.
Из опыта работы: Лучше всего, моими студентами запомнилось упражнение «Позовём кошку», а именно: вместо звука «Ц», я предложила использовать два звука «КС» и мы дружно справились, 30 раз её позвав. Уверена, что это упражнение, они никогда не забудут.
Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, спины, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.
Упражнение «Машина» "Посадите" всех своих учеников в «автомобиль» и объясните, что техника дыхания = технике вождения, а именно: Включить зажигание – прогреть машину (настроение, разогретый голосовой аппарат упражнениями) - Сцепление (ВДОХ + ДИАФРАГМА) - Газ – (ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА) поехали. Если ученик не контролирует свой выдох, он моментально лишится возможности что - либо из себя извлечь, или всё будет толчками, так же, как на машине, когда нет плавного отпускания сцепления и координации его с педалью газа. Вдох очень короткий и лучше носом.
Начали: Мгновенная сцепка дыхания диафрагмой и тут же выпускаем медленно воздух на любую из шипящих букв (Ц-Ч-Ш-Щ) - Буквы можно по ходу упражнения менять, НО ПРИ ЭТОМ, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЫШНО НИКАКОГО ПЕРЕХОДА НА НЕЁ. Этого можно достичь, путём усиленной работы диафрагмы при смене буквы. Гортань сохраняет своё среднее положение и переход не слышен, вы работаете, как будто, с одной из шипящих букв.
Усложняем это же упражнение. По мере его исполнения, производите сцепку выдоха диафрагмой на долю секунды и продолжайте далее выдыхать. Долготу сцепки и выдоха контролируйте сами (от одной, до 3 секунд и более). После сцепления выдоха следите за тем, чтобы продолжение начиналось не рывком, а очень плавно.
Подсказка: На помощь приходит надувной мяч. Откройте его и предложите ученику надавливать на него с разной силой. Шум, издаваемый при этом, будет различен. Потом, попросите ученика, положить обе руки на мяч, упереться в него и надавливать с одной и той же силой. Звук выходящего из него воздуха будет РОВНЫМ.
Продолжаем делать это упражнение, только теперь на беззвучную трель. Если у Вас не трудится диафрагма, опора не достаточно хороша, трель не получится.
В продолжении - чередуйте трель беззвучную со звучной. Регулируйте механизм переключения очень плавно, толкайте воздух сбалансированной работой диафрагмы, регулируйте свою опору, вы же себя слышите и чувствуете.
Усложняем: Выполняя упражнение на трель, выполняйте сцепление дыхания, так же, как описано выше. Вам будет нелегко после сцепления снова "поехать", не переживайте, если на первом этапе Ваша трель будет останавливаться, то, работая над этим упражнением постоянно, Вы доведёте его до совершенства. Помните, сегодня это упражнение, а завтра это будет большая фраза в тексте с закрытой, одной, или несколькими цезурами.
Из опыта работы, проверено на практике: Я назвала это «Закрытая цезура» – остановка, путём сцепления диафрагмой воздуха, графически изображается, как перечёркнутая галочка. При работе с текстами, ученики делают пометки, путём перечёркнутой галочки там, где нужна минимальная остановка, но, добора дыхания в этом месте, нет.
Упражнение «Включаем зажигание». В данном упражнении все задачи остаются прежними, одно разнится – толчок диафрагмой воздуха на вторую часть упражнения на трели, а именно: Короткий вдох, мгновенное сцепление, короткая (точечная) трель, сцепление и толчок воздуха с трелью длиннее по времени. Упражнение выполняется на одном тоне, с подъёмом по полутонам, или с различным изменением подъёмов и спусков на усмотрение учащегося. Выполняется с открытыми и закрытыми цезурами, причём, студент сам планирует упражнение, регулируя своё дыхание с мышечной работой.
Упражнение «Мотор тарахтит, как куры в курятнике». Попросите ученика коротко пропеть (почти сказать), НО, на точном, примарном тоне слово: «Тук-тук-тук», пройдитесь по клавиатуре с подъёмами и спусками на разные интервалы, вплоть до квинты. Затем, усложните это упражнение, поднимая второе «Тук» на квинту…. далее, поднимая второе «Тук» на октаву от первого тона. Следите, чтобы уходя наверх, опора трудилась настолько хорошо, чтобы позиция не пострадала и верхнее «Тук» звучало не отдельно от первого, а как единое целое, завершая третьим «Тук».
Усложняйте упражнение изменением ритма, а именно: Первое «Тук» - две четверти; Второе «Тук» - одна восьмая; Третье «Тук» - четверть с точкой. Измените теперь так: Первое «Тук» - одна восьмая; Второе «Тук» - две четверти с точкой; Третье «Тук» - восьмая с точкой.
Второе «Тук» очень хорошо толкается диафрагмой, удерживается в одной позиции и успевает хорошо окраситься обертонами с чистейшим интонированием во всех трёх точках упражнения. Для актёра очень важна подача звука, но, не зажимая своё горло, а высвобождая его, посылая звук далеко-далеко, благодаря отлично слаженной работы дыхания и мышц.
В практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Речевой вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Актёрам необходимо заниматься специальной дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Специальная тренировка очень важна для развития и закрепления речевого дыхания: она помогает актёру значительно быстрее научиться, не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать большой звуковой эффект. Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начинающих актёров это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом. Правильное речевое дыхание не только развивает возможности студента - актёра, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое.
Из опыта работы: Опираясь, в первую очередь, на эмоциональную составляющую при подаче звука, очень часть происходит перехлёст этих эмоций, и звук может пойти совершенно не в ту сторону, т.е. уйти в головной регистр, или просто упереться в связки, что делает его совершенно не свободным. Давайте себе и ученикам постоянно такую установку: «Всё делаем на мягкой атаке, хорошей опоре и своим родным тембром. Никому и ничему не подражая»
Все последующие упражнения, данной методики, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.
Психологические упражнения для развития голоса
Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.
1. С чего начать? Ещё лёжа в постели, проснувшись от будильника на 10 минут раньше, чем Вам нужно встать, оставайтесь лежать и стоните всё это время. Именно стон даст точный тембр вашего голоса, именно стон сделает так, что ваше тело завибрирует и приведёт все жизненноважные органы в действие. Не давите на звук, стоните с получением от этого удовольствия, слушайте свой голос и просыпайтесь вместе с ним, слушая свой родной тембр.
Вы встали и попросили приготовить Вам кофе. Послушайте себя внимательно. Разве это Ваш родной тембр? Вы же только что слышали его, лёжа в постели…и что же случилось? Вы стали что – то выдумывать в своей глотке и изменять природу своего тембра, а зачем?
В ванной комнате, после утреннего туалета: Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии | аааааааааа |
эээээээээээ | оооооооооо |
ыыыыыыыыыы | уууууууууу |
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. Вместе с детьми сделайте следующее упражнение: «Я клоун – БиМ, а я, клон БоМ!» Взрослый называет себя, а ребёнок – себя. Очень забавно и фонема «М» в конце имени даст 100% включение всей резонаторной системе. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку делать это громче, чем это делаете Вы, давить на связки нельзя, выбор тона должен быть удобен именно ребёнку, ну, а вы, уж в данном случае, пристроитесь, а потом, сделаете это упражнение в своей удобной тесситуре.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ | оооооооооо |
аааааааааа | ууууууууууу |
По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд, или пристукнуть немного пятками о пол, приняв позу полуприсяда.
Рекомендация из опыта работы: Если Вы чувствуете, что происходит зажим в голосе, ваше горло устаёт, акустически ощущаете искажение, не нравится звук… Проговорите текст, начиная с буквы «ХА», заменив все начальные согласные на букву, которая расщепит немного звук и не даст связки зажать. Но не увлекайтесь, так как буква «Ха» даёт эффект фена и связки могут подсыхать. Можете чередовать, а позже, полностью вернётесь к искомому тексту. Помните, для актёра очень важно много пить воды, чтобы ваш голосовой аппарат имел хороший микроклимат и не пересыхал!
5. Упражнение «Междометия». Как известно, междометия усиливают эмоциональную окраску передаваемого текста, а значит, они на все 100% включат опору, и весь голосовой аппарат придёт в работу. Оставайтесь в спокойном состоянии, как утром, когда вы стонали и слышали свой родной тембр, но, при этом произнесите, с использованием не простроенных, а естественных жестов, включая эмоциональный ряд следующее:
Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».
И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».
Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!
С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».
И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».
И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно! Ха-ха-ха!».
После нескольких недель тренировки, по предложенной методике, сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, а голос, в целом, существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.
В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью. Работа над своим голосом - это работа над собой!
Постулат: Ваша речь должна сопровождаться положительными эмоциями и на мягкой атаке
Работа над дикцией
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.
Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто. После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается. Хочу заметить, что в своей работе, лично я, не использую упражнений для артикуляционного аппарата (но в данной книге я публикую их), т.е. я хочу сказать, что отдельно, артикуляционный аппарат я не разрабатываю, почему? Потому, что упражнение с фонетическим алфавитом даёт великолепный эффект и экономит время. Больше, чем букв алфавита мы в речи не сможем использовать, а значит, занимаясь данным упражнением, мы полностью разогреваем свой артикуляционный аппарат. Например: Зачем нам вытягивать губы трубочкой, если мы можем делать это произнося звук «У», утрируя подачу этого звука, сокращая мышцы диафрагмы с определённой частотой, или подавая его свободно. Включается и опора и голосовые складки, весь комплекс трудится.
Понятие «Буква и Звук»
Проговорите чётко, вместе со студентом буквенный алфавит, исключая только «Ь» и «Ъ». В букве звучит не один звук, а минимум – два. Затем, дав понятие фонетического алфавита («звук» — минимальная единица звукового строя языка), скажите и его. Останавливайтесь всегда, если ученик произносит звук неверно. Добивайтесь точного звукоизвлечения в том темпе, который ему по силам. Скажите о том, что впоследствии, одного вдоха будет достаточно для произношения ВСЕГО фонетического АЛФАВИТА. Продемонстрируйте это сами в подтверждение Ваших слов. Затем, попробуйте сделать это вместе с учеником. Скажите несколько раз, возможно увеличив темп к третьему повтору. Убедите ученика в необходимости делать это упражнение каждое утро по 3-5 раз, тренируя, таким образом, мышцы брюшного пресса, УКрепляя диафрагму, мышечную память, необходимую для опоры при звукоизвлечении. Так же, проговаривание фонематического алфавита позволит вам разогреть артикуляционный аппарат, так как произношение каждой из фонем влечёт нагрузку на определённую группу мышц лица. Необходимости делать отдельно артикуляционную зарядку у вас не будет, вы сэкономите время, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Алфавит фонетический в вариантах: Произносятся только шипящие. Чередование по желанию учащегося. Например: Только звук «Ч»; Только звук «Ш»; Только звук «Щ». Далее, в любом порядке все три звука - Ч-Ш-Щ;Только звуки «З» и «С», чередуя в любом порядке, можно произносить по два, три звука, доводя до полноценной цепочки звуков (фонем). Упражнение выполняется с максимальной работой мышц живота, который постоянно приходит в движение с каждым новым звуком (принцип насоса) Совершенно свободна верхняя часть туловища. Плечи не поднимаются и не зажимаются. Ноги на ширине плеч.
Упражнения для развития подвижности
нижней челюсти
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа |
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); |
ооооооооооооо |
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); |
иииииииииииии (рот слегка открыт). |
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa |
яяяяяяяяяяяяяя |
ооооооооооооо |
ёёёёёёёёёёёёё |
ииииииииииии |
4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ |
аааааеееее |
аааааиииии |
иииииааааа |
ооооояяяяя |
аааааииииииооооо |
иииииээээээаааааа |
аааааиииииэээээоооооо |
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
6. Прочтите стихотворение А.С.Пушкина, четко произнося звуки а, я:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед тру
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!