Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 3702 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
М. ТУМАНОВ
РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА
Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства культуры РСФСР
в качестве учебного пособия для институтов культуры
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1976
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В основе данного пособия — лекции, прочитанные народным артистом, СССР, профессором И. М. Тумановым в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской. Они освещают некоторые важнейшие вопросы режиссуры массовых форм искусства. В пособии обобщается большой практический опыт автора, впервые выводятся основные положения режиссуры массового праздника и его компонентов — массовых представлений и театрализованных концертов, определяются формы и методы их подготовки и проведения. Осмысление всего этого материала — важнейшая задача для всех, кто посвятит себя созданию массовых праздников, которые занимают все большее место в жизни народов нашей страны.
Пособие адресуется в первую очередь студентам институтов культуры, будущим, режиссерам массовых праздников и представлений, а также практикам, уже начавшим свою самостоятельную деятельность в клубных учреждениях.
Автор анализирует массовые праздники большого масштаба. Но режиссерскую деятельность в этом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объединяют общие закономерности. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут быть использованы создателями подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, условия постановки более скромными и возможности организационного и творческого характера уже.
Приложения включают сценарии массовых праздников и театрализованных концертов, созданные И. М. Тумановым в содружестве с группой режиссеров и художников.
|
Художественности.
Мне посчастливилось работать с К. С. Станиславским и под его руководством совместно с режиссером М. А. Мельтцер ставить оперу композитора Л. Степанова «Дарвазское ущелье». Одна из основных задач режиссуры заключалась в том, чтобы в музыку органически вписать все внутренние и внешние действия и поступки актеров. Станиславский требовал, чтобы мы добивались от артистов соразмерения их поведения с музыкой, чтобы отыгрыши и проигрыши между репликами заполнялись той логикой мысли, действия и поступков, которая была бы характерна именно для данной музыкальной темы, фразы, ритма.
Спектакль, сделанный с такой скрупулезностью был выпущен после смерти К. С. Станиславского. Понятно, какое удивительное, трепетное отношение вызывал у нас этот спектакль и как бережно мы относились к тем находкам, к тому интимному и дорогому, что было заложено в него великим мастером.
Константин Сергеевич умер. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд. Однажды он предложил перенести «Дарвазское ущелье» на сцену Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Это предложение показалось невероятным: спектакль, который создавался в студии с такой доверительной интонацией, вдруг перенести на сцену Зеленого театра!
...В парке стоял совершенно невообразимый шум. Здесь собрали огромное количество людей, машин, животных. Действие оперы происходит в Таджикистане; и все, кто учился в студии, институтах и школах из среднеазиатских республик, были привлечены к участию в массовых сценах. Броневики, грузовики, мотоциклы, кавалерия, ослы и верблюды скапливались за кулисами Зеленого театра. Все это кричало, шумело и пело. Казалось, что организовать все это невозможно. И вдруг узнаем, что В. Э. Мейерхольда на репетиции не будет и что проводить ее придется мне. Неумолимость театральной дисциплины и ответственность за выполнение обязательств, взятых на себя театром, были так велики, что репетиция началась. Когда же через некоторое время в спектакль стали входить те новые компоненты, которые раздвигали привычные рамки оперного спектакля, тогда стало понятно, что это «вавилонское столпотворение» организовать трудно, но... можно. Присутствующие на репетиции поняли, что спектакль, приобретя необычную масштабность, может «заиграть» неизвестными гранями, получить новое звучание и особую значительность. Опера прошла несколько раз с большим успехом.
|
Сегодня массовые представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты и зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре. Сложный характер массовых праздников требует от режиссера высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно-творческих проблем, которые должны найти свое отражение в драматургии праздника.
Драматургия праздника... Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
|
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воп лощению. Причем и драматургия и режиссура должны учиты вать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским за мыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, в киносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологиче ское обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Конечно, было бы хорошо, если в создании праздника принимали участие драматург или сценарист — профессионалы, которые знают законы массовых праздников и предугадывают реакцию зрителей. Надо стремиться к той идеальной форме, когда создание сценария является совместной работой драматурга и режиссера. Но, к сожалению, специально подготовленных драматургов и сценаристов массовых праздников нет. Поэтому пока режиссеру чаще всего приходится быть и драматургом. Во всяком случае, в настоящее время почти всегда ре жиссерской группе вместе с художниками приходится самим создавать сценарный план массового праздника.
|
Создание сценария — это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его со держание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария.
Он определяет пути реализации темы, идеи, «сверхзадачи» массового праздника.
Создавая сценарий праздника, необходимо также решать вопрос индивидуализации каждого праздничного театрализованного действия.
Опыт показывает, что однородные по идейно-тематической основе праздники могут быть по-разному решены режиссерски путем конкретизации документальной основы. Самым ярким примером тому могут быть совершенно различные сценарно-режиссерские решения одного и того же праздничного действия— торжественного открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Автор этой книги принимал участие в качестве режиссера в подготовке и проведении семи фестивалей, проходивших в Берлине, Бухаресте, Москве, Варшаве, Хельсинки, Вене, Софии. И открытие каждого фестиваля не было повторением предшествующего. Новизну и своеобразие его определяли место действия, существующая в то время конкретная политическая обстановка, атмосфера вокруг фестиваля и т. д.
В 1951 г. фестиваль проходил в Берлине. Город носил еще следы разрушений.
Открывали фестиваль хозяева форума — молодежь Германской Демократической Республики, подготовившие большую физкультурно-художественную пантомиму на музыку А. Александрова «Священная война», которая раскрывала тему борьбы народов за свободу и независимость.
На поле вышли 10 тыс. гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Центр поля заняли спортсмены в белом. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизировавшие народы Азии, и на коленях — черные, — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен и встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла пути эмоционального воздействия на многие тысячи зрителей.
А через два года — IV Всемирный фестиваль молодежи в Бухаресте. Только что кончилась война в Корее, кончилась именно в тот день, когда открылся фестиваль. Над стадионом летали белые голуби, а на поле ликующая молодежь приветствовала товарищей из Корейской Народной Республики. Все танцевали, всем было весело и радостно.
|
VI Всемирный фестиваль молодежи проходил в 1957 году в Москве.
Улицы столицы были празднично украшены, был декорирован и переименован (конечно, временно) весь маршрут от сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) до Дворца спорта в Лужниках. Первая Мещанская улица стала улицей Мира, Большая Садовая — улицей Счастья, появилась улица Дружбы и т. д. (проспект Мира с тех пор так и сохранил новое название). Колонны участников шествия были оформлены красочными панно, плакатами с надписями по темам - улиц, с лозунгами и девизами, отражавшими идеи, во имя которых молодежь собралась на фестиваль. 35 тыс. иностранных делегатов встречала в те дни Москва. 1200 грузовиков и автобусов, окрашенных в цвета, символизирующие пять континентов, представленных на фестиваль, грандиозной колонной двигались по улицам столицы. В них разместилось почти 12 тыс. делегатов со всех концов мира. У каждого значок фестиваля — цветок с 5-ю разноцветными лепестками, все делегаты в национальных костюмах, А если к этому прибавить сотни тысяч празднично одетых москвичей, эстрады с духовыми оркестрами па всех больших перекрестках и площадях, звучание музыки и песен по городской радиосети, мотоциклистов со стягами, то можно себе представить, какое грандиозное незабываемое зрелище возникло на улицах Москвы. Все располагало к излиянию дружеских чувств, знакомствам и приподнятому настроению, которое царило в течение всего фестиваля.
...Советские гимнасты, начав свое выступление, превратили поле стадиона в карту мира. Специально подобранные по цвету костюмы и расположение спортсменов придали этой карте необходимый рельеф и резко очертили границы материков и океанов. Вдруг на карте возникает хищный контур атомной бомбы. Она зловещей тенью легла на континенты планеты. Но слово «НЕТ!», появившееся на карте и повторенное на многих языках как протест против угрозы атомной войны, перечеркивает крест-накрест энергичными линиями силуэт бомбы. Символика была ясной, четкой, тема точно доходила до сознания зрителей.
Примеры подобного рода можно было бы продолжить, но мысль ясна: каждый праздник должен иметь индивидуальность, свое неповторимое решение, новые ритмы — это насущная задача режиссера.
Однако нельзя забывать, что есть и общие для всех праздников законы, в соблюдении которых состоит другая важнейшая задача режиссера, например закон коммуникаций — действующих сил праздника.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Примером может служить концерт-митинг на Манежной площади в Москве. По сценарному плану приход зрителей на митинг был организован точно и продуманно. Колонны демонстрантов собирались далеко от места митинга. Возглавляемые отрядами факелоносцев, с транспарантами в руках, они должны были вливаться на площадь в установленном порядке и занимать заранее отведенные для каждой колонны секторы. Однако получилось иначе. На митинг собралось около 500 тыс. человек — количество, намного превышающее предполагаемое. И когда прибывали новые колонны, они теснили впереди стоящих, и вся ранее пришедшая толпа надвигалась на сцену. Но тут на помощь пришли комсомольцы из отрядов охраны порядка, которые самоотверженно вошли в толпу, разделили ее и тем самым ослабили натиск. Просчет заключался в том, что режиссеры и соответствующие службы не предусмотрели возможности такого наплыва людей и не были до конца готовы к их организации. Но винить в этом ни режиссеров, ни кого другого нельзя, ибо такого рода и масштаба митинг проводился впервые. Вывод: режиссеры — это специалисты, разрабатываю щие структуру праздника, а поэтому они обязательно должны быть и его организаторами. Ни один режиссер не может стоять в стороне от вопросов организации любого театрализованного действия, тем более массового.
Так, в Москве во время Всемирного фестиваля молодежи, согласно режиссерскому плану, одна колонна карнавального шествия двигалась от Сокольников, другая — с противоположного конца города, из Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Подобная организация ^движения колонн предотвращала скопление массы людей в одном месте, вбирая и рассредоточивая их по мере продвижения.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сце нарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начло, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога. Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов. Так было во время фестиваля молодежи в Хельсинки.
На карнавале в Сокольниках были организованы так называемые машины «скорой помощи», в которых разместились небольшие группы артистов с музыкальными инструментами, и эти подвижные группы перебрасывались туда, где волна веселья ослабевала.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Вот такая драматургия логического развития представления, построения образного «его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу должна стать основой сценарного построения массового праздника.
РАБОТА РЕЖИССЕРА НАД ПОСТАНОВКОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО 50- ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Особо следует остановиться на театрализованном концерте, посвященном 50-летию образования СССР, специально подготовленном для показа во Франции и занимавшем внимание парижан на протяжении ноября — декабря 1972 года.
Особенности его создания и показа, высокая ответственность, определяемая и значительностью даты, которой посвящался концерт, и тем, что демонстрировался он в Париже, в городе, прославленном в искусстве, потребовали от постановочного коллектива особых творческих усилий. Поэтому в этом театрализованном концерте как бы обобщался весь опыт, накопленный советской режиссурой массовых форм искусства, и о нем должно говорить как об известном этапе в развитии этого нового и чрезвычайно эффективного жанра.
Для нас постановка такого концерта для зарубежной сцены не была делом совсем новым. Однако концерты, которые создавались нами (совместно с художником Б. Кноблоком) для международных фестивалей и шли на сценах зарубежных залов и дворцов спорта, были обращены в основном к молодежной аудитории, демонстрировались по одному разу и всегда попадали в дружественную атмосферу, подготовленную сущностью и всем течением фестивалей.
Теперь же все было иным: во-первых, мы должны были демонстрировать наше искусство в Париже — городе, в котором с огромным успехом выступали прославленные художественные коллективы и артисты советского искусства; во-вторых, в соответствии с соглашением исполнительский коллектив не должен был превышать 200 человек, а на концертные номера отводился 1 час 50 минут. Цифры для показа искусства всех союзных республик чрезвычайно жесткие. В-третьих, концерт должен был обеспечить стойкий интерес парижан: в течение двух месяцев 64 раза надо было заполнить огромный (на 4000 человек) зал Дворца спорта.
Первые же раздумья о концерте, его характере, стиле и форме привели нас к мысли о многонациональной программе, включающей номера артистов всех союзных республик. Концерт должен был показать торжество ленинской национальной политики, расцвет национальных культур, дружбу народов.
Отсюда первая задача —отбор коллективов по всему Советскому Союзу. Пройдя через серию просмотров, показов, проведя перестройку номеров, создав новые костюмы и другие элементы оформления, были определены исполнительские группы союзных республик.
Было выполнено пожелание французской стороны, которая просила включить в программу большой коллектив, способный взять на себя красную строку концерта. Им стал Красноярский ансамбль танца под руководством М. Годенко, молодой, виртуозный состав которого в танцевальных номерах и хореографических миниатюрах раскрывал своеобразие и прелесть русского народного танца, его удаль и лиризм.
Просмотры репертуара этого одаренного коллектива вызвали необходимость улучшения костюмов, и многие из них были вновь созданы по эскизам Б. Кноблока. Некоторые танцы были очищены от длиннот и статики, в другие вводились дополнительные краски, обогащавшие хореографический язык плясок. Все это стало возможным благодаря тому, что руководитель ансамбля М. Годенко увлекся идеей концерта, понял пластические возможности сценической площадки и виртуозно их использовал.
В состав группы были включены и артисты Башкирии, ансамбль Корякского национального округа «Мэнго», якутская певица и исполнительница на национальном инструменте темир-комуз М. Колесова.
Предварительные поездки в Париж, присутствие на концертах во Дворце спорта порадовали нас тем, что состав зрителей был демократичен, непосредствен и энергично выражал свое отношение к происходящему на сцене. Однако весь вид зала, неопрятность сценической площадки, провисшие задники, никак не продуманные для прохода кулисы, примитивное освещение произвели на нас удручающее впечатление.
Радовало только то, что нам готовы были оказать помощь для устранения этих недостатков.
Оформление концерта, предложенное Б. Г. Кноблоком, полностью преобразило привычную сценическую площадку Дворца спорта. Оно дерзко ворвалось в зрительный зал, приблизив актеров и зрителей друг к другу.
В конфигурацию площадки входили четыре сцены: одна большая, на которой проходили все массовые номера, и три малых, где размещались солисты и камерные ансамбли. Ступени, которые спускались от малой средней сцены в зрительный зал, давали возможность выходу актеров прямо в зал и из него. Две «дороги» от центральной малой сцены уходили за пределы сценической площадки и тем самым обеспечивали чистые и динамические выходы исполнителей из-за кулис и со сцены.
Интересным изобретением художника надо считать решение арьерсцены, задней стены нашего автономного сценического хозяйства в зале спортивного дворца. Панорама из туго натянутой резиновой ленты размером 22 м в ширину и 9 м в высоту крепилась на металлической конструкции и давала нам самые разнообразные возможности для оформительских и режиссерских решений. Эта панорама была великолепным экраном, на котором превосходно проецировались диапозитивы и киноролики. В нужный момент она превращалась в многостворчатую дверь, в которую могли сразу войти 20—30 человек. Туго натянутая резина тут же захлопывала проемы и обеспечивала чистоту массовых и индивидуальных выходов и уходов.
Эта резиновая ленточная панорама обеспечивала легкое и неожиданное появление таких колоритных элементов оформления номера, как, например, оленьи рога в танце коряков, резные оконные рамы изб в танце Красноярского ансамбля, уличные фонари в хореографическом номере латвийских танцоров и многое другое.
Широкое использование элементов прикладного искусства, образцов народных ремесел стало принципом оформления концерта. Русское кружево, литовские витражи, костяные изделия народов Севера, чеканка Грузии, резьба по камню Армении, вышивки Молдавии и многие другие сокровища прикладного искусства украшали костюмы, декорировали сцену в соответствии с фольклорным характером каждого исполняемого номера.
Содержательным элементом оформления некоторых номеров стала природа. Так, например, лирический танец «Коханочка» в исполнении талантливого самодеятельного коллектива «Таврия» шел на фоне цветущих, яблонь, а коммунисты Киргизии выступали на фоне ковыльных степей.
Естественно, что решение каждого элемента оформления отбиралось строго, придирчиво, в полном соответствии с характером номера, его тематикой и той атмосферой, которая должна была быть создана вокруг него. Это была одна из основных задач — отобрать в каждой республике нечто типичное, характеризующее традиции, особенности культуры народа.
Одновременно надо было обеспечить и разнообразие программы, во что бы то ни стало «уравновесить» хореографические, инструментальные и вокальные номера.
Серьезной задачей оказалось и обеспечение, причем в соответствии с замыслом, аккомпанемента на народных инструментах— ведь весь коллектив не должен был превышать 200 человек. В республиках была проделана огромная работа по созданию малых ансамблей: два великолепных армянских дудукиста изящно, трепетно и с огромной проникновенностью аккомпанировали талантливой певице М. Абовян; квартет казахских народных инструментов с большим мастерством сопровождал пение Б. Тулегеновой; объединились в номера с узбекскими танцовщицами во главе с Г. Измайловой братья Алаевы из Таджикистана— подлинные виртуозы игры на дойре.
Кроме живого звучания инструментов широко использовалась в качестве аккомпанемента стереофоническая запись.
Постепенно были решены и другие задачи технического и художественного оснащения концерта. Художник по свету парижского театра Гранд Опера, привлеченный для оборудования зала электроаппаратурой, укрепил на потолке Дворца спорта и на боковых мостиках 700 светоаппаратов. Наши художники света Е. Удлер и А. Васильев создали с их помощью сложную и многокрасочную партитуру света и провели все 64 концерта на очень высоком техническом и художественном уровне.
В зале были установлены 5 кинопроекторов, которые проецировали на экран разные комбинации диапозитивов и двойные синхронные изображения в кинороликах. Таким образом осуществлялся показ трех диапозитивов: иногда «работал» только средний диапозитив, иногда — два, довольно часто все три. Мало того, диапозитивы имели свойство вытеснять друг друга. Так, например, изморозь на окне постепенно сменялась тончайшим кружевом, заиндевевший лес уступал место кадрам с образцами резьбы по кости и т. д.
В программе концерта особое место занимали пролог и эпилог.
Пролог должен был, как бы перенести зрителей в Советский Союз. В темном зрительном зале звучали Кремлевские куранты и одновременно на экране возникала Красная площадь, Московский Кремль. Отсюда панорама уводила зрителей на просторы страны; поля, реки, горные пейзажи сменяли друг друга. Индустриальные гиганты, взлетающие ракеты, луноход и, наконец, необозримое пшеничное поле. Как бы из него, незаметно раздвигая резиновые ленты, на слегка затемненную сцену выходили девушки Красноярского ансамбля. Им навстречу по боковым «дорогам» шли коллективы Украины и Грузии, по ступеням поднимались киргизы, за ними другие коллективы, солисты, одетые в яркие национальные костюмы. Море света, величественная мелодия песни И. Дунаевского «Родина», красивые жизнерадостные молодые люди, заполняющие сцену, — все создавало неповторимую атмосферу праздничности и жизнеутверждения.
Зрители восторженно приветствовали артистов с первого же их появления на сцене, а к концу выхода всех исполнителей был уже установлен прочный дружественный контакт. Уходили со сцены артисты уже под скандированные аплодисменты, а на экране вновь появлялась Красная площадь и крупным планом наплывала на зрителя Спасская башня. Сцена наполнялась ярким светом, и первым танцем красноярцы открывали программу.
Эпилог был решен необычно, с известным риском, но прошел с огромным успехом. Заключался он в том, что по окончании последнего номера на сцену в последовательности концертной программы выходили исполнители и вместо традиционного поклона или поклона поставленного, что теперь очень модно, исполняли цитату, фразу из своего выступления. Это занимало от 15 до 30 сек. у каждой группы. Перед зрителем в быстром темпе сконденсированно проходил почти весь концерт. Зрители узнавали полюбившихся артистов и как старым знакомым посылали из зрительного зала свои аплодисменты.
Этот эпилог продолжил атмосферу праздничной приподнятости, продемонстрировал неуемную энергию и жажду творчества наших исполнителей. И вся программа концерта отличалась обилием жанров, в которых раскрывалось многообразие и красочность народного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примеры, приведенные в этой книге, свидетельствуют о том, что нет каких-то готовых рецептов постановки массовых праздников, что каждый концерт, представление могут иметь тысячу самых разнообразных решений, могут привлечь самый неожиданный материал. Режиссер должен быть политически чутким, образованным, любознательным человеком, знающим и профессиональное, и самодеятельное искусство, их исполнительские силы и возможности, иметь единомышленников среди режиссеров и художников для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения. Деятельность режиссера массовых праздников очень велика, широка по масштабам и увлекательна.
Несомненно, театрализованные праздники имеют очень короткую жизнь. Поэтому к режиссеру этого вида искусства всегда будут предъявляться высокие требования, и тем, кто. готовит себя к этой деятельности, нужно закалять характер для преодоления многих трудностей в постановке массовых праздников. Надо уметь мобилизовать все знания, все организаторские способности, не допускать никаких «приблизительно». Чем точнее, чем убежденнее вы будете в своем сценарии, режиссерском замысле, тем больше оснований на успех.
Массовые праздники занимают все более и более значительное место в художественной жизни народа. С каждым годом растет в нашей стране популярность праздников песни и танца, фестивалей, торжественных концертов, вечеров искусств республик. Год от года растет число клубов, Дворцов культуры, стадионов, Зеленых театров, которые могут стать и становятся традиционными местами проведения праздников.
Кипению и темпу нашей жизни, ее глубоко творческому, созидательному содержанию как нельзя лучше отвечает жизнерадостная природа народного праздника и динамичного массового представления.
Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, этого действенного средства эстетического и этического воспитания народа, необходимо овладение сложной его режиссурой, путь к которой идет через изучение и обобщение огромного опыта, накопленного в этой области советским искусством.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
М. ТУМАНОВ
РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА
Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства культуры РСФСР
в качестве учебного пособия для институтов культуры
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1976
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В основе данного пособия — лекции, прочитанные народным артистом, СССР, профессором И. М. Тумановым в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской. Они освещают некоторые важнейшие вопросы режиссуры массовых форм искусства. В пособии обобщается большой практический опыт автора, впервые выводятся основные положения режиссуры массового праздника и его компонентов — массовых представлений и театрализованных концертов, определяются формы и методы их подготовки и проведения. Осмысление всего этого материала — важнейшая задача для всех, кто посвятит себя созданию массовых праздников, которые занимают все большее место в жизни народов нашей страны.
Пособие адресуется в первую очередь студентам институтов культуры, будущим, режиссерам массовых праздников и представлений, а также практикам, уже начавшим свою самостоятельную деятельность в клубных учреждениях.
Автор анализирует массовые праздники большого масштаба. Но режиссерскую деятельность в этом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объединяют общие закономерности. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут быть использованы создателями подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, условия постановки более скромными и возможности организационного и творческого характера уже.
Приложения включают сценарии массовых праздников и театрализованных концертов, созданные И. М. Тумановым в содружестве с группой режиссеров и художников.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!