Лучше ли больному человеку не поститься в Рамадан или ему следует выносить трудности поста? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лучше ли больному человеку не поститься в Рамадан или ему следует выносить трудности поста?

2017-05-18 280
Лучше ли больному человеку не поститься в Рамадан или ему следует выносить трудности поста? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если участие в посте будет слишком трудным для того, кто болен, то лучше для него не поститься, и восполнить дни, которые он не постился позже. Для него мустахаб не поститься, если это слишком трудно для него.

Свидетельства для этого следующие:

1 – Ахмад (5832) рассказывал, что Ибн ‘Умар, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах любит, чтобы его уступки были приняты так же, как Он ненавидит действия неповиновения“. Шейх Албани подтвердил достоверность данного хадиса в Ирва аль Галил, 564.

 

2 – Аль Бухари (6786) и Муслим (2327) передали, что Аиша (да будет Аллах доволен ею), сказала: “Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если это был грех, он держался от этого дальше, чем все остальные люди”.

 

Аль Навави, сказал: Это указывает на то, что это – мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.

 

Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются…“. Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Галил, 564.

Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.

 

Во-вторых:

Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.

Аль Куртуби (2/276) сказал: «Это – мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это». Конец цитаты.

1 – он не способен поститься вообще, так что он должен прервать свой пост, и для него необязательно поститься.

2 – если он способен к посту, но это причинит ему вред и составит трудность для него. В этом случае для него мустахаб прервать свой пост; в этом случае только неосведомленный человек постился бы.

 

Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему), сказал в Аль Мугни (4/404): «Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух».

 

Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему): «Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред. Аллах говорит (смысловой перевод): “И не убивайте самих себя” [Женщины 4:29]». Источник: Аль Шарх аль Мумти (6/356).

 

Вопрос: Пост при диабете. Когда больному можно не поститься?

 

Ответ шейха Ибн База:

Хвала Аллаху. Больным людям лучше не поститься в Рамадан, если пост навредит им или усугубит болезнь, и если в течение дня им необходимо пить лекарства в виде таблеток, сиропов и т.п. Аллах говорит: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Корова 2:185).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит, когда люди берут Его облегчения (рухса) так же, как Он не любит, когда люди совершают грехи». Ахмад, 2/108. Согласно другой версии хадиса: «…так же, как Он любит, когда следуют Его приказам».

Что касается забора крови для анализа из вены и т.п., то это не нарушает пост, согласно правильному мнению. Но если это делается часто, то лучше отложить это до вечера. Если необходимо делать это в течение дня, то лучше восполнить этот день поста, поскольку эта процедура похожа на хиджаму. Источник: «Фатава Исламийя», т. 2, стр. 139.

 

Болезни бывают нескольких видов:

1. Болезни, которые не влияют на пост, например, легкая простуда, слабая головная или зубная боль и т.п. В этом случае нельзя прерывать пост, хотя некоторые ученые дозволили это, опираясь на аят: «А если кто болен…» (Корова 2:185). Но мы говорим, что это правило имеет причину, а именно то, что несоблюдение поста легче (для больного). Если это действительно так, то мы скажем, что лучше не поститься. Но если пост не влияет на человека, то ему не дозволено прерывать пост и он обязан соблюдать его.

2. Если пост дается тяжело, но не вредит больному, то ему желательно не поститься и будет Сунной, если он прервет пост.

3. Если пост дается тяжело и вредит больному, например, при заболеваниях почек, диабете и других подобных болезнях. В этом случае больному запрещено поститься. Поэтому мы видим, что некоторые ученые и больные люди совершают ошибку, когда постятся, невзирая на болезни, трудности и вред, который это может причинить, и отказываются прерывать пост. И мы говорим, что они совершают ошибку, потому что отказываются принять щедрость Аллаха, даровавшего им облегчения от Себя. Они вредят сами себе, хотя Аллах говорит: «Не убивайте самих себя» (Женщины 4:29).

См. Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах), «Аш-Шарх аль-Мумти», т.6, стр. 352-354.

 

Шейх уль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Его спросили о человеке, который каждый раз, собираясь поститься, теряет сознание. И ему становится всё хуже, и он не выходит из этого состояния по нескольку дней, так что о нём говорят даже, что он умалишённый, однако тому нет доказательств. Он ответил: “Хвала Аллаху! Если пост становится причиной такой болезни, то этот человек должен оставлять пост и восполнять его позже. Если же он впадает в это состояние каждый раз, как начинает поститься, следует считать, что он не способен поститься. Он должен кормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. А Аллах знает обо всём лучше”». Источник: «Маджму аль-фатава», т. 25, с. 215.

 

Сказал шейх ибн Аль Усеймин:

Больной человек может относиться к одной из трех категорий людей:

Первая категория — больные люди, которым легко даётся пост, и соблюдение поста не наносит им никакого вреда. Такие люди обязаны соблюдать пост, ибо у них нет такой уважительной причины, которая позволила бы им его не соблюдать.

Вторая категория — больные люди, которым тяжело соблюдать пост, но вместе с этим пост не наносит им никакого вреда. Такой человек может не соблюдать пост, ибо Аллах Всевышний сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [Сура аль-Бакара, аят 185].

Этому больному нежелательно соблюдать пост, если он испытывает затруднения, ибо Аллах Всевышний позволил ему не соблюдать пост во время болезни, дабы человек не мучил самого себя.

В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения так же, как Он не любит, когда ослушиваются Его». [Ахмад, 2/108; ибн Хиббан, 2742; ибн Хузейма, 950. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1886].

Третья категория — больные люди, которым соблюдение поста нанесет вред. Таким людям вообще запрещено соблюдать пост.

Аллах Всевышний сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» [Сура ан-Ниса, аят 29].

А также: «Не бросайте себя своими руками к погибели [То есть: не убивайте самих себя] » [Сура ан-Ниса, аят 29].

 

В хадисе сказано: «У души твоей есть на тебя право» [аль-Бухари, 1968].

 

Человек не должен соблюдать пост, если пост вредит ему, ибо Аллах Всевышний позволил не соблюдать пост в такой ситуации.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В исламе) нет никакого вреда».

[Ибн Маджах, 2341; Ахмад, 1/313; Абу Йа‘ля, 4/397; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11806, со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А также аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/66; ад-Даракутни в «ас-Сунан», 3/77; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 6/69, со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. А также имам Малик в «аль-Муватта», 2/745, со слов ‘Амра ибн Яхъи, который передавал от своего отца, а тот от пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Если человек соблюдал пост и вдруг посреди дня Рамадана заболел, и ему стало тяжело довести пост до конца, то он может прервать свой пост.

Если больной, который не соблюдает пост, вылечился от болезни посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе и это разногласие подобно их разногласию относительно путника, который вернулся домой, а мы разъяснили этот вопрос выше.

Следовательно, если врачи установили, что пост способствует усилению болезни или оттягивает излечение больного, то человеку разрешается не соблюдать пост, чтобы сохранить своё здоровье и избавиться от болезни.

Если больной не соблюдал пост в месяц Рамадан по причине болезни, то он должен дождаться исцеления от болезни, а затем возместить пропущенные посты.

Если же человек болеет такой болезнью, относительно которой нет надежды на исцеление, то он должен кормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста. Этот вопрос был подробно разъяснен в пятом пункте предыдущей главы.

Источник: «Маджалису Шахр Рамадан» - Собрание в месяц Рамадан. Автор шейх ибн Аль Усеймин, книга переведена на русский язык.

[Конец примечания].

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.