Разъяснение некоторых сомнений. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Разъяснение некоторых сомнений.

2017-05-18 189
Разъяснение некоторых сомнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.

 

Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если проводить аналгию между путником и беременной и кормящей в этом хадисе, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

 

Ответ на третье мнение, что беременным и кормящим не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении и не возмещении поста беременными и кормящими не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).

 

Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.

 

Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность поститься, Он разрешил им либо поститься, либо накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).

 

Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категорического повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах в обязательном порядке обязал поститься, каждого кто способен, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).

 

История об этом передается в хадисах от многих сподвижников среди которых Ибн ‘Умар и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.

 

Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

 

Таким образом нам стало ясно, что Ибн ‘Аббас не шел в противоречие сподвижникам об отмене аята о кормлении бедняка, и видим что ему известно было об этом как и другим, однако он указывает на исключение из этого, в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.

 

Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который был не способен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

 

Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься, и в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключений из общего говорил Ибн ‘Аббас. Так же и Ибн Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие должны кормить бедняка, а не возмещать пост.

 

Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной и кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене этого являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления.

Аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых людей (старого человека, беременной и кормящей). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.

 

Подобное исключения из общего никто не мог сделать из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.

 

Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным и кормящим: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом» (аль-Бакъара 2: 184)” ат-Табари 2/125, ад-Даракъутни 250, тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята, если Сунна не делала беременных и кормящих исключением так же, как и старого человека, которому трудно поститься?!

 

Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка и возмещать пост»”.

 

Однако имам не упомянул иснад этих сообщения. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая должны и возмещать пост и кормить бедняка, однако они не достоверны от него. Достоверно от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.

 

А сообщений от ‘Али с иснадом вообще не имеются. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’!

 

На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу в этом вопросе, как сказал это имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.

 

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не являются следствием его иджтихада и неизвестно, что бы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является доводом в Исламе, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны кроме тех, кто отклонился от истины в данном вопросе, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

 

Подытоживая, следует еще раз упомянуть, что сообщения от сподвижников по поводу поста беременной и кормящей имеют положение марфу’. И среди ученых мухаддисов нет разногласия, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые делают толкование Корана и указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут противостоять аналогия и слова ученых.

 

Это мнение является самым аргументированным и справедливым* из всех существующих.

*[Пример мудрости и справедливости данного мнения: Представьте себе беременную женщину, которая не в состоянии соблюдать пост, которая после родов будет кормить ребенка грудью, по причине чего пропустит еще один месяц поста. Затем она вновь забеременела, а затем вновь кормила грудью. Таким образом, на ней будет сто двадцать дней поста. Когда она сможет все это возместить?! И это не несуществующий пример, а действительность. Всевышний Аллах сказал: «И Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». аль-Хадж 22: 78].

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.