Налогообложение имущества организаций: проблемы и пути совершенствования — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Налогообложение имущества организаций: проблемы и пути совершенствования

2017-05-16 557
Налогообложение имущества организаций: проблемы и пути совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соколова Н.В.

Студентка 4 курса факультета экономики

РГУ им. С.А Есенина

Научный руководитель – Сычёва О.В.

Ключевые слова: налог, организация, имущество, кадастровая стоимость.

 

Налоги занимают важнейшее место среди многочисленных экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику.В имущественном налогообложении России - налог на имущество организаций занимает не малозначимое место, что вызывает определенный интерес в возможных изменениях порядка расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта. Именно поэтому он требует тщательного подхода при его рассмотрении, так как данный налог обеспечивает основные поступления в бюджеты различных уровней.[2]

Для полного рассмотрения налога на имущество организаций, нужно обратиться к гл. 30 НК РФ.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Нормативно – правовой базой по налогу на имущество является:

- глава 30 Налогового кодекса РФ;

- региональное законодательство. [2]

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют порядок и сроки уплаты налога, налоговую ставку и форму отчетности по налогу. Так же приустановлении этого налога, могут быть установлены льготы, которые тоже учитываются при уплате налога. [4]

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается 2 вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:

· налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне, которые подразумевают полное освобождение от уплаты налога;

· налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, предусмотренные в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве. [1]

Налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество организаций, подробный перечень которого указан в статье 374 НК РФ.

Для исчисления налога учитывается находящееся на балансе имущество:

  • на праве собственности;
  • полученное во временное владение или доверительное управление;
  • внесённое в совместную деятельность. [4]

Налоговые ставки, представленные в ст. 380 НК РФ, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Согласно ст. 373 НК РФ, налогоплательщиками признаются имеющие объекты налогообложения российские и иностранныеорганизации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный год, отчетными – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года(ст. 379 НК РФ). [1]

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ). [4]

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Самым главным новшеством по отношению к налогу на имущество является его отмена в отношении всего движимого имущества, учитываемое на балансе, начиная с 1 января 2013 года. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснуться большого количества российских налогоплательщиков.[5]

Не стоит забывать, что движимое имущество, принятое на баланс организации до 01.01.2014 г. продолжает облагаться налогом.[5]

Но не вся недвижимость включается в базу автоматически. Например, налог не платят с земельных участков и основных средств из первой и второй амортизационных групп. Полный список освобожденных объектов можно найти в ст. 374 НК РФ. [1]

Недвижимость – прочно связанный с землей объект, переместить который без существенного ущерба не получится. Такое определение дает пункт 1 статьи 130 ГК РФ. Некоторые объекты считаются недвижимыми в силу прямого указания закона. Скажем, к таким относятся воздушные и морские суда, корабли внутреннего плавания, предприятие как комплекс. [5]

Остальные объекты будут движимыми (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Например: транспортные средства, оборудование.

С первого взгляда критерии движимости-недвижимости кажутся простыми. Но на практике порой сложно понять, к какой категории нужно отнести объект.

Существуют объекты, в отношении которых сложно определить разницу: движимы они, или же недвижимы. Это системы инженерно-технического обеспечения: пожарная и охранная сигнализации, сети канализации и водоснабжения, системы отопления, вентиляции и связи, кондиционеры и лифты. Но дополнительно платить налог с балансовой стоимости систем инженерно-технического обеспечения не нужно. Даже если он учитывается как отдельные инвентарные объекты. Налог рассчитывается только по зданию в целом. [3]

Конечно, в этой статье представлены общие данные о налоге на имущество. Более подробные и точные данные можно найти в гл. 30 НК РФ.

В настоящее время стоит особенно остро и обсуждается на всех уровнях власти проблема оценки недвижимости, как основной части механизма формирования налогооблагаемой базы налога на объекты недвижимого имущества. На данный период времени, существующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества дает в результате цифры, совершенно не схожие с действительностью, так же отличаются в десятки и более раз от ценовых показателей рынка недвижимости. В этом случае, рационально заменить инвентаризационную стоимость на рыночную цену при определении налоговой базы налога на объекты недвижимого имущества. В разных регионах России должна быть одна методология оценки недвижимости для целей налогообложения, дробящих единое экономическое пространство и вносящих путаницу в деятельность налоговых органов. Только в таком случае реально оценивать результаты работы механизма имущественного налогообложения и работа уполномоченных оценщиков в других регионах станет возможна. Модель оценки недвижимости должна быть установлена на федеральном уровне с законодательным закреплением в соответствующем федеральном законе. Внедрение повсеместно единых стандартов оценки позволит создать единую систему оценки на всей территории РФ на основе рыночных показателей. Этому будет способствовать создание единого кадастра объектов недвижимого имущества, объединяющего в себе информацию об объектах недвижимости и земельных участках. Кадастр должен содержать достоверную, полную и детальную информацию об объекте недвижимого имущества и его собственнике. [3]

Несомненно, что если существенную часть имущества организации составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы, то налог на имущество может чувствительно увеличить налоговую нагрузку предприятия. [2]

Организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана предоставить налоговую декларацию по налогу (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, или по местонахождению объектов недвижимости, которые находятся вне местонахождения организации и её обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс (ст. 386 НК РФ). [3]

При этом, может заполняться одна налоговая декларация в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований. [3]

В аналогичном порядке подлежит согласованию порядок представления одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу в отношении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. [2]

Но вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды организациями, которые уплачивают налог в отношении объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций, в отношении указанных объектов представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов. [1]

При этом, представление налоговой отчетности по налогу в отношении объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, по местонахождению указанных объектов не противоречит нормам ст.386 НК РФ. В связи с этим, Федеральной налоговой службой до Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, доведена информация о возможности согласования представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу). [5]

ЛИТЕРАТУРА

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.04.2016)

2.. Карпова Е. Н. Долгосрочная финансовая политика организации: Учебное пособие / Е.Н. Карпова, О.М. Кочановская, А.М. Усенко, А.А. Коновалов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014

3. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.:Юрайт, 2014.

4.URL http://www.consultant.ru

5. URLhttp://kodeks.systecs.ru/zakon/

.

 

«ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Сосунова Ю.,

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А. Есенина

Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова: выездная налоговая проверка; налоговый контроль; результативность; мероприятия налогового контроля; бюджет.

 

Одним из основных источников пополнения доходной части бюджета государства являются налоги и сборы, однако их многообразие, сложность вычисления и уплаты не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет различных уровней.

В условиях нестабильного состояния экономики многие юридические и физические лица пытаются уклониться от уплаты налогов и сборов, а так же уменьшить налоговую базу различными способами. Эту проблему позволяет решить эффективная система налогового контроля. Налоговые проверки являются определяющим направлением контрольной работы и позволяют выявлять и пресекать нарушения налогового законодательства со стороны налогоплательщика. [2, с.126] В настоящее время налоговые проверки являются самой популярной и доступной мерой, которую применяют налоговые органы для контроля за деятельностью налогоплательщика. Эффективные налоговые проверки являются необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При отсутствии проверок сложно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут добросовестно уплачивать налоги и сборы, что может отрицательно отразиться на экономике страны. Отсюда следует, что главная цель налоговых проверок - препятствовать уходу от уплаты налогов, обеспечивать своевременное поступление в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме.

Налоговые органы проводят 2 вида проверок – камеральные и выездные(далее ВНП). На сегодняшний день вопросы, касающиеся проведения ВНП являются актуальными, так как в последнее время их значимость в системе налогового контроля значительно повысилась.

Выездная налоговая проверка имеет свои отличительные черты: [ 5 ]

1. ВНП проводится по месту нахождения налогоплательщика. Исключениями являются обстоятельства, указанные в абзаце 3 п. 2 ст. 8 НК РФ.

2. Цель проверки – установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в бюджет.

3. ВНП проводится на основании решения, подписанного руководителем налогового органа или его заместителем.

4. Проверяемый период не может превышать трех лет.

В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе производить следующие действия:

Ø Привлечение свидетеля;

Ø Осмотр;

Ø Инвентаризация;

Ø Истребование документов;

Ø Выемка документов и предметов;

Ø Экспертиза;

Ø Привлечение специалиста. [3]

Стоит отметить, что выездной налоговой проверке подвергается 1% налогоплательщиков, однако поступления денежных средств в консолидированный бюджет от проведения ВНП достаточно высоки, а главное, носят стабильный характер. Результаты проведения ВНП за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1. [4]

Таблица 1

Результаты проведения ВНП за 2013-2015 гг в Российской Федерации.

Год Проведено ВНП всего, ед. Из них выявившие нарушения, ед. Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Результативность, %
01.01.2014       99%
01.01.2015       99%
01.01.2016       99%

 

На таблице видно, что несмотря на уменьшение количества проведенных ВНП в 2014 году на 13%, сумма дополнительно начисленных платежей выросла на 4%. Причиной повышения результативности может являться тщательный отбор налогоплательщиков для проведения ВНП.

Результаты проведения ВНП в Рязанской области в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения ВНП в Рязанской области

Год Проведено ВНП всего, ед. Из них выявившие нарушения, ед. Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Результативность, %
01.01.2015       100%
01.01.2016       99%

 

В Рязанской области результативность ВНП очень высока (100% в 2014 году и 99% в 2015 году), а сумма дополнительно начисленных платежей прямо пропорциональна количеству проведенных ВНП.

Для того, что бы проанализировать эффективность проведения ВНП в Рязанской области необходимо рассмотреть количество проведенных ВНП и суммы начисленных налогов в Центральном федеральном округе (далее – ЦФО). Количество проведенных ВНП представлено на рисунке 1, а суммы начисленных налогов в ходе проведения ВНП – на рисунке 2.

Рисунок 1. Количество ВНП в ЦФО по состоянию на 01.01.2016 г.

 

 

Рисунок 2. Сумма начисленных налогов при проведении ВНП по состоянию на 01.01.2016

По количеству проведенных ВНП Рязанская область находится на четвертом месте, уступая Воронежской, Курской и Смоленской областям. Это объясняется тем, что в вышеперечисленных областях большая территория и численность населения. По сумме доначисленных налогов Рязанская область находится на пятом месте. Ее опережают Воронежская, Ивановская, Смоленская и Тульская области. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не всегда количество ВНП пропорционально суммам начисленных платежей. Гораздо важнее не ошибиться с выбором налогоплательщиков при разработке плана предстоящих проверок.

В настоящее время проблема выбора объекта проверки является наиболее актуальной. Многие налогоплательщики пытаются уклониться от уплаты налогов или минимизировать налоговую базу. [1, с.19] Создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения ВНП является залогом результативности проверки и позволяет выявить недобросовестных налогоплательщиков.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства по налогам и сборам и трудность его понимания. Почти четверть организаций испытывают затруднения при исчислении налога, что приводит к налоговым правонарушениям.

Для стабильного функционирования государства необходимы денежные средства, а, как известно, основной доходной составляющей бюджета являются налоги. Грамотно организованная выездная налоговая проверка позволяет пополнить бюджет государства. Однако при проведении ВНП возникает множество проблем, одной из которых является выбор объекта проверки. Устранение этой проблемы поможет повысить результативность налогового контроля.

 

Литература:

1. Афанасьева Л.В. Выездные проверки как элемент текущего налогового контроля [Текст] / Афанасьева Л.В.//Аудиторские ведомости. - 2013. - №12 С. 19-21;

2. Горкунов И.В. Организация и проведение налоговых проверок [Текст] /Горкунов И.В.// Налоговый вестник - 2013. - №4. - С. 126;

3. КонсультантПлюс [электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.- Загл. с экрана;

4. Федеральная налоговая служба [электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn62, свободный. – Загл. с экрана;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.