Особенности сбытовой деятельности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сбытовой деятельности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли

2017-05-16 999
Особенности сбытовой деятельности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Петрова Е.,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина

Научный руководитель – Енькова М.О.

Ключевые слова: сбыт, нефтяная промышленность, сбытовая деятельность.

Россия - единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например по разведанным запасам нефти - около 10%.

Значение нефти в народном хозяйстве велико:

· это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;

· источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);

сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста

Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть - один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%. Роль нефтяного комплекса России как источника бюджетных поступлений постоянно растет. На экспорт поставляются 2/5 добываемой в стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов.

На сегодняшний день нефтяная промышленность является, пожалуй, главной экономикообразующей отраслью: «Нефтяной комплекс России вот уже несколько десятилетий является фундаментом экономики страны с мощным народнохозяйственным эффектом, и эту роль он может в полной мере сохранить на долгосрочную перспективу. Сегодня нефтяной комплекс вносит главный вклад в формирование положительного торгового баланса, в рост валютных резервов, серьёзное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней». Именно нефтяные компании, наряду с другими представителями Топливно-энергетического комплекса (Газпром, РАО ЕЭС), являются крупнейшими в стране. Зависимость России от цен на нефть даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Нефть даёт около 10% валютной выручки. Истинная дойная корова – газ, который приносит 25% валюты, но газовые цены жестко привязаны к ценам на нефть. Кроме того, следует добавить в уравнение другую важную составляющую российского экспорта – алюминий, в себестоимости которого энергия составляет более 50%, а его биржевая цена колеблется вместе с ценами на нефть. Однако в нефтяной отрасли существуют и проблемы: Прирост добычи нефти в 2010 г., а у некоторых компаний он был рекордно высоким ("Сибнефть" - 30%, "ЮКОС" - 18%), был достигнут преимущественно за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), а не освоения новых месторождений.

На современном этапе развития общества определяется тем, что российский нефтеперерабатывающий сектор является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. По объему первичной переработки нефти Россия занимает четвертое месте в мире, а по объему мощностей – второе после США. В данной отрасли долгое время наблюдалось недоинвестирование, вследствие чего основные фонды быстро устаревали, а российские предприятия значительно отставали технологически от западных конкурентов. За последние несколько лет ситуация в нефтепереработке улучшилась. Значительные объемы инвестиций в модернизацию производств со стороны крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний привели к росту переработки нефти и увеличению глубины ее переработки. НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) представляет собой совокупность основных нефтетехнологических процессов (установок, цехов, блоков), а также вспомогательных и обслуживающих служб, обеспечивающих нормальное функционирование промышленного предприятия (товарно-сырьевые, ремонтно-механические цеха, цеха КИПиА(,контрольно-измерительным приборам и автоматика) паро-, водо- и электроснабжения, цеховые и заводские лаборатории, транспортные, пожаро- и газоспасательные подразделения, медпункты, столовые, диспетчерская, дирекция, отделы кадров, финансов, снабжения, бухгалтерия и т.д.). Целевое назначение НПЗ — производство в требуемых объеме и ассортименте высококачественных нефтепродуктов и сырья для нефтехимии (в последние годы — и товаров народного потребления).

Сбытовая деятельность является одной из главных подсистем функционирования коммерческих предприятий. Она оказывает непосредственное влияние на экономический эффект хозяйственной деятельности организации, ограничивает рост себестоимости производимой и реализуемой продукции, сокращает сроки выполнения заказов. Многие предприятия вследствие недостаточного анализа факторов внешней среды (изменение конъюнктуры рынка, появление новых товаров, изменение поведения потребителей, приемов и методов работы конкурентов) вынуждены постоянно работать в условиях повышенного риска.Таким образом, существует достаточно тесная взаимосвязь между функционированием сбытовой системы и эффективностью хозяйственной деятельности предприятия. Маркетинг и сбыт является важным звеном в системе управления предприятием и предполагает тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений. Сбытовая деятельность отдельных предприятий уже не является обособленной и замкнутой, она вливается в общую производственную макросистему. Организация и управление сбытом готовой продукции являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия поставщика и потребителя как субъектов экономических отношений. На сегодняшний день объективно возникла необходимость постоянного совершенствования существующих сбытовых систем и разработки экономического механизма, позволяющего использовать эффективные рычаги управления сбытом товаров и услуг на отечественных коммерческих предприятия

В настоящее время сбытовая деятельность является значимой сферой функционирования промышленного предприятия. Проведя анализ специальной литературы, можно сделать вывод, что понятие «сбыт продукции» трактуется учеными по-разному. Л.А. Давыдов и В.К. Фальцман в своей работе характеризуют сбыт как превращение производственных товаров и услуг в деньги. По мнению Д.И. Баркана, сбыт — это сфера деятельности предприятия, направленная на реализацию продукции на определенных рынках. Наумов В.Н. отмечает, что под сбытом понимается совокупность мероприятий, которые проводятся после выхода продукции за пределы территории производителя.

По ассортименту выпускаемых нефтепродуктов НПЗ делятся на группы:

1) НПЗ топливного профиля;

2) НПЗ топливно-масляного профиля;

3) НПЗ топливно-нефтехимического профиля (нефтехимкомбинаты);

4) НПЗ (нефтехимкомбинаты) топливно-масляно-нефтехимического профиля.

В нефтеперерабатывающем секторе России практически нет иностранных игроков, что резко отличается от практики как развитых, так и развивающихся нефтедобывающих стран, где в нефтепереработке присутствуют западные компании, привносящие в этот сектор современные технологию, стандарты качества и управленческий опыт, а также облегчающие доступ к ключевым рынкам сбыта.

Рост объемов переработки отнюдь не означает существенного увеличения объемов производства светлых нефтепродуктов. Больше трети всех производимых в России нефтепродуктов составляет мазут; на бензин, в том числе и низкооктановый, приходится всего 20%. В США с их самыми современными НПЗ примерно половину из всех производимых ГСМ (горюче-смазочные материалы) составляет бензин, доля мазута всего 6%. Наряду с проблемой резкого повышения глубины переработки нефти остро стоит вопрос о качестве продукции. Доля товарных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью все еще крайне мала. НПЗ продолжают выпускать относительно дешевые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин, вакуумный газойль, дизельное топливо низкого по сравнению с европейскими стандартами качества. Из-за этого российские нефтепродукты продаются на европейском рынке с трудом и в основном как сырье для дальнейшей переработки. Поэтому наши компании в основном ориентируются на вывоз сырой нефти, тем самым усиливая общую сырьевую направленность экспорта.В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива. В 2013 г. доля дизельного топлива составила около 37,8% (69 млн тонн), мазута топочного – 35% (63,9 млн тонн), автомобильного бензина – 19,6% (35,7 млн тонн), прочих нефтепродуктов (бензин авиационный, авиакеросин, масла смазочные и др.) – 13,8% (7,5 млн тонн).Российские НПЗ отстают по технологическому уровню от заводов Европы, США, стран АТР. Коэффициент Нельсона – обобщающий показатель, характеризующий сложность переработки, составляет для российских заводов в среднем 4,25, в Европе – 6,5, Америке – 9,5, Азии – 4,9. Россия получила при распаде СССР довольно старые мощности. Из 48 НПЗ общей мощностью более 500 млн т в год, действовавших в стране, за пределами России - в Литве, на Украине, в Казахстане, в Узбекистане - оказались самые новые, в общей сложности 20 заводов мощностью почти 180 млн т. Оставшиеся заводы находились в стадии модернизации, которая на период распада была заторможена.Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности характеризуются общим увеличением количества предприятий за 10 лет в 14,3 раза, ростом индекса физического объема продукции. Однако, несмотря на рост рентабельности, происходит повышение затрат на единицу производимой продукции.

Таблица 1.Основные показатели нефтеперерабатывающей промышленности РФ

  1980г. 1995г. 2000г. 2006г.
Число предприятий        
Объем продукции, млн. руб. (до 1998г.-млрд. руб.) 9,1        
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году        
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс.чел.        
В том числе рабочие        
Сальдированный финансовый результат, млн. руб --     --
Уровень рентабельности продукции, % -- 26,1 34,5 --
Снижение (-), повышение затрат на 1 руб. продукции, % к предыдущему году -0,2 -5,2 3,4 3,9

 

Организация и планирование сбыта готовой продукции на любом предприятии предполагает решение нескольких задач. Руководство само определяет их в соответствии со сложившейся ситуацией как внутри компании, так во внешней среде. Это могут быть завоевание рынка, улучшение использования основных и оборотных средств, улучшение финансового положения компании. В большинстве случаев все задачи направлены на повышение уровня прибыли и показателей эффективности.

Высокие темпы роста нефтяной промышленности предъявляют особые требования к улучшению системы нефтепродуктообеспечения, являющейся связующим звеном между сферами производства и потребления нефтепродуктов.

Одна из основных проблем сбытовой деятельности это снижение объемов реализации по дизельному топливу летнему. Причем именно этот вид нефтепродуктов занимает в структуре оптовых продаж наибольшую долю – порядка 37%.

Основными потребителями дизельного топлива являются сельскохозяйственные предприятия, которые, как известно, очень чувствительны к цене продукции. Поэтому для увеличения объемов сбыта дизельного топлива в проектном году целесообразно снизить оптовую цену.

В России нефтеперерабатывающая промышленность имеет свои недостатки. Выделим несколько из них:

1.Нефтеперерабатывающая промышленность развита недостаточно для таких объемов добычи нефти.

Российские нефтепродукты в большом объеме идут на экспорт - около 85% нефти поставляется в дальнее зарубежье (это около 250 млн. т.). И вступление России в ВТО ставит перед российской нефтепереработкой первоочередные задачи по повышению качества нефтепродуктов (введение европейских стандартов Евро-4 и Евро-5) и созданию новых конкурентоспособных технологий.

2. Неэффективная переработка нефтяных ресурсов.

С появлением нефтехимии нефть стала сырьем не только для производства топлива, но и для таких соединений, как каучуки, пластмассы, полимеры, синтетические моющие средства. Нефтехимия – это высокотехнологичные производства, использующие 3-4-й пределы углеводородного сырья. Важным фактором для развития технологического и экономического потенциала нефтепереработки и нефтехимии является создание единого комплекса, включающего в себя все ступени переработки нефти с максимальным использованием продуктов переработки.

Основными же рынками сбыта являются страны Великобритания и Ирландия (1/4 экспорта), Восточная Европа (1/4), страны Средиземноморья (Италия Греция, Кипр, Турция, Болгария — около 20%), другие страны Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн), а также США.
В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых заводов с полным циклом переработки нефти.

Целевой задачей отрасли является также обеспечение необходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов - одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно. Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.Выход светлых нефтепродуктов увеличится до 66 - 68 процентов в 2020 году. При критическом варианте развития объем переработки нефти будет снижаться и может составить в 2020 году немногим более 170 млн. т.

При формировании системы сбыта производитель должен ориентироваться на потребителя и разрабатывать систему максимально под него адаптированную. При этом необходимо принять множество решений. Из стратегических наиболее важными являются: выбор методов ведения сбыта, формирование логистической системы, определение каналов товародвижения, а также форм интеграции участников процесса. К числу оперативных сбытовых решений, которые постоянно корректируются в зависимости от условий внешней и внутренней среды, можно отнести следующие: адаптация каналов сбыта, осуществление оперативной сбытовой деятельности, оптимизация числа покупателей, определение форм и методов стимулирования сбыта.

Итак, нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения. Ориентация на сырьевой экспорт вместо вывоза за рубеж продукции высоких стадий обработки не способствует максимизации выгод национальной экономики от экспорта (росту экспортных доходов, развитию перерабатывающих секторов, модернизации экономики).

литература

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2014) «О защите прав потребителей»// Сайт компания «Гарант» / URI.: http://base.garant.ru, - Загл. с экрана (дата обращения 26.04.2016).

2. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.

3. Алексунин В.А. Маркетинг. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 216 с.

4. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. – М.: Инфра-М, 2012. – 304 с.

5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2012. – 560 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.