Законодательные и правовые акты в области электроснабжения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Законодательные и правовые акты в области электроснабжения

2017-05-16 371
Законодательные и правовые акты в области электроснабжения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящеевремя в период развития рыночных отношений основополагающими нормативнымидокументами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональномуровнях.

Этигосударственные акты, как и принято, подкреплены подзаконныминормативно-правовыми документами.

Всеведомственные нормативно-технические документы в энергетике, такие, например,как Правила пользования электрической и тепловой энергией, Инструкция о порядкерасчетов за электрическую и тепловую энергию и ряд других документов,вступившие в противоречие с законодательными и правовыми актами, были отменены.

В связи с этимпроблемы повышения уровня организации и управления электрохозяйства,взаимоотношений с энергоснабжающими организациями, органами энергетическогонадзора и другие вопросы стало необходимым решать только в рамках действующегозаконодательства.

Одним изосновополагающих законодательных документов стал Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации [1] (ч. 2, § 6«Энергосбережение»), который предполагает рассмотрение вопросов поставки ипотребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованнымисторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.

В дополнение кстатьям ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующиезаконодательные и правовые акты:

к ст. 544«Оплата энергии» - «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию иприродный газ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294);

к ст. 546«Изменение и расторжение договора энергоснабжения» - «Порядок прекращения илиограничения подачи электрической и тепловой энергии и газаорганизациям-потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетическихресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);

«Переченьстратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства ифинансируемых за счет средств федерального бюджета, поставкитопливно-энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате засчет средств федерального бюджета и которым не подлежат прекращению илиограничению им соответствующими федеральными органами исполнительной властилимитов в натуральном и стоимостном выражении» (утвержден постановлениемПравительства РФ от 17.06.98 № 601);

«Положение обограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности)потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе системэлектроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.99 №664).

Анализперечисленных законодательных и правовых актов показывает, что проблемныеаспекты в современной электроэнергетике приняли одновременно правовую(формализованную), финансовую и техническую направленности.

Применение жеусловий, которые ранее оговаривались, например, Правилами пользованияэлектрической и тепловой энергией на основании ст. 5 ГК РФ возможно лишь вчасти, не противоречащей законодательству, как обычай делового оборота, еслисторонами в договоре не предусмотрено иное.

В соответствии сп. 1 этой статьи ГК РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся ишироко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельностиправило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого,зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи деловогооборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношенияположениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 той же статьи).

Решение задач вобласти электроэнергетики, в частности, задач, отмеченных на рис. 3, должно базироваться назаконодательной и правовой основе.

Перечислим ипоясним некоторые из них.

Вопросыэнергосбережения (см. пп. 5, 6, 8 на рис. 3) отраженыв одном из главных разделов Федеральной целевой программы (ФЦП)«Энергосбережение России 1998 - 2005 гг.», в программе ФЦП «Энергоэффективнаяэкономика», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 №83-р, а также в Федеральном законе «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 23-ФЗ.

Вопросыэнергосбережения затрагивают не только коммерческие и потребительскиеорганизации, но и решаются на уровне государственных органов, что диктуетсясложившейся в стране ситуацией в части решения проблемы эффективногоиспользования энергоресурсов.

Общий контрольза реализацией политики энергосбережения постановлением Правительства РФвозложен на государственный энергетический надзор.

Вопросы, связанныес договорами энергоснабжения и взаимоотношением между потребителями энергии иэнергоснабжающими организациями (см. пп. 14, 15 на рис. 3),изложены в ГК РФ ч. 2 § 6 «Энергосбережение», а также в постановленииПравительства РФ от 04.02.97 № 121 «Об основах ценообразования и порядкеприменения тарифов на электрическую и тепловую энергию».

Вопросыупорядочения тарифов на электроэнергию постоянно находятся в центре внимания насамом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах ипостановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «Омерах по снижению тарифов на электрическую энергию».

Вопросы охранытруда и техники безопасности, обеспечения охраны окружающей среды (см. пп. 2, 3, 10 на рис. 3) отражены в Уголовном КодексеРоссийской Федерации (например, в ст. 238) и касаются именно тех случаев, когдаречь идет о потребителях.

Особый интерес в этом плане представляет собой Федеральный законот 27.05.98 № 77-ФЗ одополненииУголовного Кодекса РФ статьей 215«Прекращение или ограничение подачи электрической энергии от других источниковжизнеобеспечения».

В двух пунктахэтого дополнения говорится:

1. Незаконное прекращение или ограничение подачипотребителям электрической энергии либо отключение их от других источниковжизнеобеспечения, совершенное должностным лицом, а равно лицом, выполняющимуправленческие функции в коммерческой или иной организации, если это моглоповлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются штрафом вразмере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 мес., либоограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человекаили иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Федеральныйзакон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулируетотношения в области защиты упомянутых лиц при проведении мероприятий погосударственному контролю, устанавливает права потребителей на приобретениетоваров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасность жизни и здоровья.Настоящий закон регулирует также отношения и при проведении государственногоэнергетического надзора (контроля). На основании этого закона составленаИнструкция Госэнергонадзора по проведению мероприятий по контролю приосуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием,зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций,котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций ипотребителей тепловой и электрической энергии.

Федеральныйзакон о техническом регулировании, принятый Государственной Думой 15 декабря2002 г., регулирует отношения, возникающие при:

разработке,принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации иутилизации;

разработке,принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований кпродукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке,реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценкесоответствия.

НастоящийФедеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемыхнастоящим законом отношений.

Деятельностьорганов государственного энергетического надзора регламентируется впостановлении Правительства РФ от 12.08.98 № 938 «О государственномэнергетическом надзоре в Российской Федерации», в котором Госэнергонадзорпредставлен как единая система государственного надзора (на базе действовавшихранее в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций иинспекций), входящая в Минэнерго РФ.

Правительствомопределено, что целью деятельности Госэнергонадзора является обеспечениеэффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасностьэксплуатации энергетических установок.

Имеется ещецелый ряд законодательных и правовых актов, в той или иной мере затрагивающихдеятельность энергослужб предприятий (организаций). К таким документам следует,например, отнести правовые и инструктивные материалы в области лицензирования,сертификации электрооборудования и электрической энергии, ревизии средств учетаэлектрической энергии и маркировки их специальными знаками визуального контроляи др.

Можно привестинемало примеров, когда распределительные сетевые компании умышленно скоммерческой целью или неумышленно, не владея в достаточной степенизаконодательными и правовыми актами, включают в договор энергоснабженияштрафные санкции ко второй стороне - участнику договора (потребителюэлектрической энергии) вплоть до прекращения или ограничения подачиэлектроэнергии, например, за недобор или перебор договорного значенияприсоединенной мощности.

В этом плане следуетсогласиться с мнением известных специалистов в данной области, например с Ю.С.Железко [8], о том, что штрафныесанкции по существующему законодательству можно вводить лишь посредствомзакона, - они не могут быть введены даже Постановлением правительства, а темболее другими органами.

Все сказанноесвидетельствует о том, что с руководителями и специалистами энергослужбпредприятий (организаций), особенно с ответственными за электрохозяйство и ихзаместителями, необходимо проводить семинары по изучению действующегозаконодательства и правовых актов в области электроэнергетики, а заключениедоговоров энергоснабжения и контроль за их исполнением должны осуществляться сучастием ответственного за электрохозяйство и постоянно находиться в сфере еговнимания.

До каждогоруководителя и специалиста энергослужб должны быть доведены основные положенияЭнергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденнойПравительством РФ 28 августа 2003 г., где в разд. 6.5 «Электроэнергетика»отражены в перспективе стратегические цели развития отечественнойэлектроэнергетики.

На книжной полкеруководителя энергослужбы (ответственного за электрохозяйство) в обязательномпорядке, наряду с нормативно-технической, производственной и справочнойлитературой, должны находиться законодательные и правовые документы, а такжелитература экономического содержания.

Необходимость вправовых и экономических знаниях в условиях рыночных взаимоотношений междупроизводителями, поставщиками и потребителями электрической энергии, их знаниеи умение ими владеть, позволит качественно и успешно решать проблемыорганизации управления электроэнергетическим хозяйством.

ГЛАВА4


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.