Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения

2017-05-16 273
Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще раз вернемся к смыслу спроса и предложения.

Спрос – это осмысленное решение (готовность) покупателя покупать благо по предложенной цене. Точка на кривой спроса – результат взвешивания приобретаемых выгод и возможных затрат. Это мерило его приобретаемой выгоды. Если благо предлагается по цене, лежащей выше кривой спроса, то приобретение такого товара приносит покупателю убыток. Если предлагаемая цена ниже характеристики спроса, покупатель получает прибыль (выгоду). Таким образом, кривая спроса – граница между выгодной ценой и ценой, приносящей убыток. Область под кривой спроса характеризует выгоду (положительный эффект) покупателя от приобретения товара или другого блага. Область выше кривой спроса характеризует убыток покупателя от приобретения товара.

Решение о приобретении дополнительного количества товара (блага) принимается на основе анализа (взвешивания) дополнительных выгод и затрат. Решение об изменении объема закупок принимается по маржинальному принципу. Поскольку кривая спроса – это зависимость цены и объема, то

 
 
Кривая спроса – кривая маржинальной цены, которую готов платить покупатель за приобретаемую дополнительную единицу блага, не неся убытков.

 

 


Если характеристика спроса непрерывна, то для определения выгоды покупателя от приобретения V0 количества товара (блага) необходимо найти значение интеграла . На рис 11а эта величина представлена площадью под кривой спроса.

Купив V0 количества товара, покупатель заплатит поставщику сумму, равную . Это затраты покупателя. Чистый эффект покупателя равен и представлен заштрихованной областью на рис 11б.

Предложение – это осознанно принятое решение о предоставлении блага по определенной цене. Точка на кривой предложения – результат взвешенных понесенных затрат и возможных приобретений. Если товар продается по цене, лежащей выше кривой предложения, то продажа такого товара приносит продавцу выгоду. Если предлагаемая цена ниже характеристики предложения, поставщик терпит убыток. Так же, как и для спроса, кривая предложения – граница между выгодной ценой и ценой, приносящей убыток. Область под кривой предложения характеризует затраты поставщика на производство товара (блага). Область выше кривой предложения характеризует выгоду поставщика.

Решение об изменении объема производства принимается по маржинальному принципу на основе анализа дополнительных выгод и затрат. Поскольку кривая предложения – это зависимость цены и объема, то

 
 
Кривая предложения – кривая маржинальной цены, которую желает получать поставщик за продаваемую единицу блага, не неся убытков.

 

 


Если характеристика предложения непрерывна, то значение интеграла равно переменной части затрат поставщика на производство V0 количества товара. На рис 12а эта величина представлена площадью под кривой предложения.

Продав V0 количества товара, поставщик получит выручку R=pV0. Эффект (прибыль) поставщика равен и представлен заштрихованной областью на рис 12б.

Если в результате координации спроса и предложения установилась равновесная цена р* с объемом реализации V*, то суммарный эффект поставщика и покупателя называется социальным эффектом. Этот эффект представлен заштрихованной областью на рис. 12 в.  

 

Величины эффектов Sпок и Sпос зависят от эластичности спроса и предложения. Чем более эластична характеристика, тем меньший эффект получает участник рынка. Эффекты распределяются обратно пропорционально эластичности игроков.

 
 


Регулирование цен

Регулирование цен может вестись жестко и мягко. При жестком регулировании регулирующим органом назначается конкретное значение цены товара или услуги, которое может отличаться от равновесного значения. При мягком регулировании вводится «потолок» цены, превышение которого не допускается. Существует третий вид регулирования – налоговое.

Жесткое регулирование приводит к избытку или к дефициту товара (услуги), если назначенная цена не совпадает с равновесной. Если регулируемая цена меньше равновесной, то объем продаж на рынке V рег определяет поставщик. Такое регулирование приводит к несогласованности интересов поставщика и покупателя и к дефициту блага на рынке, рис. 14а. В этом случае V рег< V*. Если регулируемая цена выше равновесной, то объем продаж определяет покупатель. Такое регулирование ведет к избытку блага.

Важно отметить, что при жестком регулировании снижается суммарный (социальный) эффект от торговли на рынке. Так, для случая, показанного на рис 14а, полученный социальный эффект уменьшается до площади, ограниченной интервалом от 0 до V рег (заштрихованная область). Оставшаяся не заштрихованная область характеризует недополученный (упущенный) эффект.

 
 
Максимальный социальный эффект от координации спроса и предложения достигается в точке равновесия

 


Мягкое регулирование ведет к избытку или дефициту блага, если значение равновесной цены лежит за регулируемыми пределами цены. В противном случае мягкое регулирование не препятствует установлению равновесной цены, рис. 14б.

При избытке (перепроизводстве) блага эффект (прибыль) поставщиков

снижается. Дефицит товара на рынке требует содержания распределительной системы, является источником очередей, неудобств и коррупции.

Получение товара при его дефиците требует от покупателя дополнительных затрат. Фактическая цена для покупателя оказывается выше назначенного регулируемого значения р рег. Фактическая цена может оказаться выше равновесной цены р *.

Одним из видов регулирования является налоговое регулирование. Оно достигается за счет изменения налогового бремени участников рынка. При изменении налогов сдвигаются характеристики спроса и предложения. Налоговое регулирование не приводит к появлению дефицита или избытка блага, но меняет распределение эффектов.

р
Перераспределение эффектов зависит от эластичности спроса и предложения.

                 
 
   
 
 
 
   
   
 
 
 
S2

 

 


S2
Упущенный эффект

 

 


D

 

 


1,5
0,5
S2пос
S2

 

 


Аналогичные рассуждения можно провести для случая введения дополнительного налога на покупателя.

Из рассмотренных примеров могут быть сделаны следующие выводы:

   
 
При эластичном спросе и предложении налоговое регулирование приводит к упущенному социальному эффекту
 
 
Налоговое бремя распределяется в пользу участника рынка, имеющего большую эластичность

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.