Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав

2017-05-14 350
Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законодатель дает понятие административному правонарушению ч.1ст.2.1 КоАП

Статья 2.1. Административное правонарушение Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Можно выделить признаки правонарушения:

  1. Формальный признак – противоправность – именно такое деяние прямо запрещено законом. Большинство правил за которые наступает АО – это подзаконные акты.
  2. Виновность – вина это психическое отношение физ/юр лица к совершенному им деянию. Данное деяние может быть совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.

 

  1. Наказуемость – за каждое деяние, запрещенное законом предусмотрена конкретная мера наказания.

Нет характеристики общественной опасности, т.к. оно безвредно.

Бахрах

Статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

В качестве признака административного правонарушения можно выделить следующий — общественная вредность.

Также признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

Еще один признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Все эти признаки образуют состав административного правонарушения, при отсутствии хотя бы одного нельзя говорить о правонарушении.

Объект, ОСП, субъект, СС.

1.Объектом административного правонарушения является общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Данные общественные отношения могут быть урегулированы самыми различными отраслями права. Единственная отрасль права только уголовное право, если им то и ответственность только уголовная.

Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты. Общим объектом – общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, родовыми – общественные отношения в определенной сфере государственного, муниципального управления (БДД, права и свободы граждан, особенная часть КоАП РФ), непосредственный объект-то конкретное общественное отношение на которое посягает нарушитель. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

2.Объективная сторона – внешний акт деяния, те. действие/бездействие (неоплата проезда в общественном транспорте). Признаки: время (слушать музыку до 22:00 и с 7:00 «ОБ административных правонарушениях в ИВ.области») (ночное время по УПК – с 22 до 6.00, в разных регионах установлены разные правила, в г.Москве с 23.00 до 7.00, место (с 1 июля 2012 года за неправильно припаркованный автомобиль), повторность, неоднократность, систематичность.

Так, например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия. Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны и проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

 

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое совершается в течение года несколько раз.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах, установленных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

3.Субъект – физ и юр.лица.

А) К физ.лицам относят – граждане (не имеет значение гражданство и лица без гражданства), наступает с 16 лет, вменяемые! Кроме граждан, являются должностные лица, ст.2.4 КоАП дает характеристику должностного лица. Есть 2 понятия, 1-е характеризует госслужащего, представителя власти, 2-е говорит о субъекте административной ответственности лицо, осуществляющее функции организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Когда ИП осуществляет свою деятельность он должен выполнять правил пожарной безопасности и т.д. то он будет привлекаться как должностное лицо, а если нет, то как гр-н (например если о пожарной безопасности отвечает арендодатель).

Военнослужащие - гр-н, призванных на военные сборы и лиц, имеющих спец.звания (сотрудники МВД, наркоконтроля), при совершении административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, вместе с тем за совершение некоторых административных правонарушений ответственность наступает на общих основаниях.(в нетрезвом виде, то для него повлечет дисциплинарную ответственность (предъявить служебное удостоверение), и передать его в комендатуру, если нарушены ПДД, то ответственность на общих основаниях.

К военнослужащим нельзя применять административный арест! Военнослужащим срочной службы запрещено применять также адм. штраф, к военнослужащим иностранным гражданам запрещено применять адм.выдворение за пределы РФ.

Судья подлежит АО, НО в особом порядке.

Иностранные гр-не и лица без гражданства: иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Сотрудники прокуратуры за нарушение ПДД подлежат дисциплинарной ответственности.

Появился в 2007 году, собственник(владелец) транспортного средства – будет привлечен к ответственности, только в том случае если правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме техническими средствами, имеющими функции фотосъемки, видеозаписи и в отношении данных субъектов не действует принцип презумпции невиновности. Собственник должен доказать что не он находился за рулем транспортного средства.

Б) Юридические лица - В 1961(строительство социализма, собственность - общегосударственная) Указ – привлекать к адм. отв-ти юр.лица-запрещено. До 1991 (частная собственность) – принимают закон об адм.правонарушениях в области строительства (привлекают юридических лиц – лишение лицензии на строительство (но нет СРОКА!)

В чем вина юридического лица??? Виновно, если у ЮЛ имелась возможность по соблюдению правил то привлекается, а если нет, то не привлекается.

4.Субъективная сторона – вина, психическое отношение нарушителя к совершенному им деянию. Волевой и (психический)интеллектуальный момент. При характеристике умысла и неосторожности интеллектуальный момент одинаковы – виновен, если осознает противоправность своего действия/бездействия, и последствия. Различаются по волевому моменту – на что направлена воля. – желало наступления вредных последствий (кражу никогда нельзя совершить по неосторожности), или сознательно их допускало или относилось к ним безразлично.(Умысел). Неосторожность – лицо осознавало противоправный характер, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение вредных последствий, либо не предвидело наступления этих последствий, хотя должно их предвидеть.

Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Общественная опасность — это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что же касается формального признака — противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.