Классификация актов управления — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Классификация актов управления

2017-05-14 300
Классификация актов управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Юридические св-ва или юр. содержания:

- нормативно-правовые -….устанавливаюе, изменяют или отменяют юрид.нормы, расчитаны на многократное применение, конкретно не адресованы, содержат общие правила, а также регулируют деятельность.

В них содержится норма права, могут содержаться нормы всех отраслей права, кроме УП (она только в ФЗ) и прочие черты нормативности (неопределенный круг лиц, общеобязательность, системность, общий характер и другие). Например, расписание занятий

- индивидуальные - ….конкретный вопрос, обращен к конкр.лицам, порождают, изменяют или прекращают опред.правоотношение.

Имеют ярко выраженный правоприменительный характер (признаки индивидуальности, разовость, однократность, определенному субъекту права) Например, приказ о зачислении

- смешанные правовые акты – и нормативные и индивидуальные (Постановления Прав-ва о переносе праздничных дней, т.к неопределенному кругу лиц (признак нормативности), а то, что применяеся 1 раз, в сл раз будет другой (признак индивидуальности)).

- совместные – Постановления ЦИК, Совет Министров и т.д. Ввиду политического режима. Таких сейчас нет, но принимаются различными органами соглашения - Между органами исп.власти совместн. Приказ МВД и ФНС

 

2. По субъектам, издавшим акт управления:

- Президент – Указ или Распоряжение

- ОИВ – Прав-во(Постановления(коллегиально) и Распоряжения(Председатель или зам)) РФ, Акты Губернатора и т.д.

- О МСУ – ГорДума (издает правовые акты управления)

-внутриаппаратные/локальные – Устав ИвГУ, который принимается Ученым Советом ИвГУ, приказ ректора – эти акты распространяются на ограниченный круг лиц и ограниченную территорию)

 

3. Форма акта:

- письменные (документы)

-устные –в сфере военного управления и при обеспечении общественной безопасности.

-конклюдентная – светофор, выраженная в схемах, графиках и т.д. – для простоты управления

 

4. От объема компетенции ОУ:

- издав. в условиях усмотрения (расписание) – орган управления решает поставленные перед ним задачи как он считает нужным (широкая самостоятельность)

- приняли на основе альтернативных полномочий (выбор аудитории) – либо в законе, либо в ином подзаконном акте даны готовые решения

-при отсутствии возможности выбора (при определенных условиях одно единственное решение, Приказ об отчислениии – если набрал определенное кол-во пропусков).

 

5. По срокам вступления:

А) Вступают немедленно с даты подписания, с даты принятия.

Б) Акты, вступающие в силу с даты, указанной в самом акте (постановления Правительства с момента опубликования, если иное не указано)

В) Акты, вступающие в силу с даты, указанной в другом акте (например, по истечении 7 дней после официального опубликования)

 

Подготовка, согласование, принятие, опубликование и вступление в силу актов управления

Порядок подготовки, принятия, опубликования,, вступления в силу правовых актов определен в Постановлении Правительства РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в 30-дневный срок с даты поступления.

В случае непредставления федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта, либо замечаний к нему по истечении указанного срока проект нормативного правового акта считается согласованным.

Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти - разработчика проекта нормативного правового акта в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти.

Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти при размещении указанных проектов в сети Интернет, составляет не менее 7 дней.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характер.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

антикоррупционную экспертизу этого акта;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подготовка проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется разработка проекта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности. В порядке инициативы проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами.

Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

Издание (подписание, утверждение) правового акта управления. Издание актов управления — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным документом. В коллегиальных органах публичного управления моментом издания (принятия) акта является голосование по предложенному проекту и принятие членами данного коллегиального органа решения большинством голосов; в единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) руководителем соответствующего органа публичного управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официальной публикации нельзя вносить какие-либо изменения или дополнения. Это становится возможным только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый акт управления должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

Доведение принятого административного акта до сведения лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления. Процедура ознакомления с принятым актом управления сложилась на практике давно и, как правило, проявляется в следующих формах: устное ознакомление; ознакомление "под расписку"; направление по почте соответстующим ведомствам и должностным лицам; опубликование в периодических изданиях.

Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это является обязательным).

Официальное опубликование. Порядок опубликования административных актов устанавливается в различных нормативных правовых актах, т. е. он достаточно четко определяется законодателем как в федеральных и региональных законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Любой акт управления (акты федеральных органов исполнительной власти, постановления глав администраций субъектов РФ и других органов публичного управления и должностных лиц) вступает в силу с момента его издания (принятия, утверждения, подписания), если в самом акте не оговорено иное, т. е. не указан другой срок введения его в действие. В последнем случае он вступает в действие с того срока, который указан в акте.

 

Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения

Все требования делятся на 3 группы:

Основные, общие требования – ко всем актам управления:

А) полит.целесообразны – фед.министерства вырабатывают политику (широкое требование; в отношении актов, изданных ОИВ нужно смотреть какие функции выполняет министерство, их политику)

Б) эконом.обоснованность (зачислить бюджетников не более 32) – сколько? Что? Силы? Средства? Что от этого будет иметь?
В) юридическое обоснование (д.б.издан в соответствии с компетенцией) – на основе и во исполнении закона, соответствие юридической техники

Дополнительные

- в зависимости от содержания;

- согласование, согласие, последующие утверждения.

А) Издание акта в определенный срок. Оперативное решение вопроса – сам руководитель ставит дату.

Б) Издание акта с согласия (например, Президент РФ издает указ, но с согласия Государственной Думы РФ)

Издание с последующим утверждением (например, расписание занятий – правовой акт, подписывает его декан и проректор, который утверждает это расписание)

в) Государственная регистрация и официальное опубликование. Касается двух групп актов - Для актов, в которых содержаться права и свободы граждан или акт носит межведомственный характер. (опубликование в РГ, регистрация в Минюсте РФ)

Г) Антикоррупционная экспертиза. 17.07.2009 года ФЗ было установлено еще 1 доп требование – антикоррупционнная экспертиза НПА и проектов НПА. Экспертизу проводит прокуратура (в связи с этим в закон о прокуратуре были внесены изменения), экспертизу проектов НПА проводит Министерство юстиции РФ.

3. Требования организационно технического характера или требование делопроизводства.

Правовые акты управления должны быть написаны деловым, юридически грамотным языком и т.п.

Если требования не соблюдены, то акт считается не правомерным.

В зависимости от нарушений последствия Неправомерные акты подразделяются на:

1. Ничтожные – не порождает юридических последствий с момента возникновения.

2. Оспоримые – действующий акт, его неправомерность должна быть доказана.

Ничтожен тот акт, когда есть вохможность восстановить нарушенное право (пример, установление тарифов); приказ об отчислении – всегда оспоримый (время нельзя восстановить)

 

Важнейшим условием юр. силы правового акта явля­ется его соответствие уст. требованиям, предъявля­емым как к его юр. содержанию, так и к порядку его принятия (издания). Так, с позиции юр. содержания правовых актов уп­равления можно выделить следующие основные требования: а) правовой акт не должен противоречить К. РФ, действующему закон-ву, нормативным актам П. РФ; б) правовой акт должен основываться на конст. разграничении предметов ведения и полномочий между ОИВ РФ и аналогичными органами СРФ; в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышесто­ящих исполнительных органов; г) правовой акт должен быть издан полномочным ОИВ (д/л), то есть в рамках зак­репленной за ним компетенции; д) правовой акт должен быть юр. обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнитель­ного органа (д/л). В силу этого в нем д.б. четко выражены цели его издания, а также основания и юр. последствия; е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать ком­петенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы гос. управления; ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать ус­т. действующим закон-вом права и законные интересы граждан и негос. формирований в сфере гос. управления.

Определенные требования предъявляются и к порядку изда­ния правовых актов. В их числе, например, соблюдение коллегиаль­ности, если такая предусмотрена официально; необходимость со­гласования проектов актов с заинтересованными сторонами; соблю­дение установленного официально наименования акта; соблюдение установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполните­ли, сроки исполнения, контроль за исполнением и т. п.). Важное значение для механизма действия правовых актов име­ют уст. процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном слу­чае акцент должен быть сделан на подготовке проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре при­нятия, подписания и т. п. Для процедуры подготовки правовых актов управления с по­зиций обеспечения их соответствия требованиям законности важ­ное значение имеет установленный порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ; правила подго­товки ведомственных нормативных актов; порядок государственной регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов. Все эти нормативные установления обобщены в Указе Президента РФ от 26 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти". Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов, дает основания для признания их недействительными.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.