Состояние и перспективы развития оптоволоконной связи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состояние и перспективы развития оптоволоконной связи

2017-05-14 737
Состояние и перспективы развития оптоволоконной связи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Республике Марий Эл ведется активная работа по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности.

В последние годы наибольшее развитие получили телефонная
и сотовая связь. Внедрение на телефонных сетях оптоволоконных линий позволило улучшить качество передаваемого сигнала и дало импульс дальнейшему развитию кабельного телевидения и расширению сети пользователей сети Интернет. В настоящее время волоконно-оптические линии связи связывают между собой фактически все районные центры Республики Марий Эл

Сейчас уровень развития коммуникационных сетей в Республике Марий Эл и возможность пользования ими населения республики не отстает от общероссийских стандартов. Так, обеспеченность населения стационарными телефонами возросла
с 22 телефонных аппаратов на 100 человек в 1999 году
до 27 аппаратов к началу 2007 года. Особое внимание уделяется телефонизации сельских населенных пунктов и обеспечению их таксофонами.

Кроме того, в республике представлены 6 операторов сотовой связи, в том числе: Элайн GSM, БиЛайн GSM, Мегафон, МТС,
Смартс GSM, динамично наращивающих количество абонентов и зону покрытия территории сотовой связью.

На конец 2004 года в республике насчитывалось более
241 тыс. абонентов, в 2005 году количество абонентов сотовой связи достигло 513 тыс. пользователей, а в 2006 году количество заключенных договоров на оказание услуг сотовой связи составило 700 тыс. абонентов.

В последние годы широкое распространение среди населения приобрели услуги кабельного телевидения. На территории Республики Марий Эл такого рода услуги предоставляют
6 организаций. Стремительно растет количество абонентов кабельного телевидения, если в 2005 году услугами пользовалось 39,5 тыс. домохозяйств, то в 2006 уже 58 тысяч. Таким образом, охват услугами кабельного телевидения в республике составляет
около 20 процентов.

Население республики все более широко пользуется услугами сети Интернет. С 2003 по 2006 год количество пользователей сети Интернет возросло в 6,3 раза.

Реализация национального проекта «Образование» и развитие информационно-коммуникационных сетей дали толчок внедрению возможностей сети Интернет в учебный процесс в образовательных учреждениях. Так, удельный вес образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет, увеличился c 2004 по 2006 год
в 3,5 раза и составил на 1 января 2007 г. 54,5 процента, а по состоянию на 21 мая 2007 г. удельный вес общеобразовательных школ, подключенных к сети Интернет, достиг 80 процентов. Подключение школ республики к сети Интернет происходит по выделенным линиям связи со скоростью передачи данных 128 Кбит/сек. с перспективой увеличения скорости передачи данных до 512 Кбит/сек.

В Республике Марий Эл в соответствии с партнерским проектом между некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека», Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, государственным учреждением культуры «Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна» и администрацией Медведевского муниципального района в библиотеке пос. Руэм открыт новый отдел информационных технологий закрытого акционерного общества «Мультимедиа», который предоставляет новый вид услуг – доступ к литературе, имеющейся в электронном виде в базе данных библиотеки. База данных библиотеки постоянно пополняется новой литературой на электронных носителях «Модельная библиотека».

«Модельная библиотека» предоставляет платные и бесплатные услуги:

доступ в Интернет;

доступ к правовой системе «Консультант Плюс»;

возможность доступа к информации, имеющейся в своей базе данных в электронном виде.

Аналогичный отдел информационных технологий открыт в государственном учреждении культуры Республики Марий Эл «Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна», однако отдел имеет возможность предоставлять доступ только к каталогу изданий, хранящихся в библиотеке, и материалам диссертаций, имеющимся в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина в г. Москве.

В Республике Марий Эл будет продолжаться работа по дальнейшему внедрению современных технологий.

В течение 2007-2008 годов будут построены волоконно-оптические линии связи протяженностью 150 км. Дальнейшее развитие получат распространение услуг кабельного телевидения и предоставление доступа к сети Интернет, особенно в сельских районах республики.

В целях выработки единой государственной политики в области внедрения информационных технологий распоряжением Президента Республики Марий Эл от 2 ноября 2006 г. № 285-рп «О государственной политике в области информатизации» утверждена Концепция информатизации Республики Марий Эл до 2010 года.

3.2. Развитие республиканской инновационной системы

Оценивая текущее состояние инфраструктуры инновационной деятельности, необходимо отметить, что в Республике Марий Эл уже функционируют отдельные элементы инновационной системы. В частности, имеются 8 высших учебных заведений, 5 отраслевых научно-исследовательских институтов, 2 школы бизнеса, технопарк, 2 бизнес-инкубатора, региональный инновационный центр, филиал Межрегионального фонда содействия инновациям.

В Республике Марий Эл реализуются республиканские целевые программы «Развитие инновационной деятельности в Республике
Марий Эл на 2005-2007 годы» и «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы», утверждена республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2008-20010 годы», направленные на повышение инновационной активности, развитие научно-технической инфраструктуры, государственную поддержку активных предприятий и проектов, а также подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

 

Для поддержания научных исследований, отвечающих современному уровню развития науки, направленных на решение актуальных научно-экономических задач, на создание в Республике Марий Эл перспективных наукоемких технологий и инновационной продукции, в настоящее время разработано Положение о грантах Республики Марий Эл в области научно-экономических инноваций.

Проведенный ранее анализ социально-экономического положения республики позволил выделить ряд существенных позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для перехода к инновационному развитию республики.

Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон инновационного развития республики, возможностей и угроз, классифицированных по группам основных факторов внутренней и внешней среды республики, интегрированы в таблицеSWOT - анализа.

Возможности инновационного развития республики во многом базируются на стабильности экономического роста, заинтересованности Правительства Республики Марий Эл в росте инвестиционной привлекательности республики, развитии процессов межрегионального сотрудничества, формировании эффективной нормативной правовой базы, наличии вузовской науки, промышленном комплексе, обладающем высокими технологиями, на интеллектуальном и кадровом потенциале республики.

Основными направлениями реализации инновационной политики Республики Марий Эл на период до 2025 года станут:

содействие развитию, рациональному размещению и эффективному использованию научно-технического потенциала, увеличению вклада науки и техники в развитие экономики, решению важнейших социальных задач, упрочнению взаимосвязи науки и образования;

увеличение научно-технического потенциала и его эффективное использование для обеспечения устойчивого социально-экономического развития;

формирование в Республике Марий Эл эффективной инновационной системы (инновационной инфраструктуры) поддержки и развития инновационной деятельности, нацеленной на вовлечение результатов научных исследований и разработок в оборот и коммерциализацию инновационного процесса;

создание условий для увеличения инновационной составляющей экономики Республики Марий Эл, освоения и выхода на внутренний рынок импортозамещающей продукции и на внешний рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (разработок, услуг);

обеспечение устойчивого экономического развития отраслей Республики Марий Эл на основе создания условий для внедрения новых инновационных технологий и производств, систем управления
с эффективным использованием научно-технического и производственного потенциала республики, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий;

формирование банка данных инновационных проектов, продукции
и технологий республики;

создание эффективных механизмов мотиваций инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, привлечение средств частных инвесторов, кредитных организаций (в том числе венчурных фондов), малых предприятий, предпринимателей и населения для реализации инновационных проектов;

содействие в продвижении результатов научно-технических разработок и технологий к рынку.

Реализация указанных направлений развития инновационной системы республики позволит увеличить (к уровню2007 г.) долю:

инновационно-активных организаций до 40 процентов;

инновационной продукции в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2,5 раза;

инновационной продукции в общем объеме экспорта промышленной продукции в 3 раза.

 

3.3. Повышение конкурентоспособности отраслей промышленности

Промышленный комплекс Республики Марий Эл, несмотря на достигнутые за последнее время темпы роста производства в стратегической перспективе, может столкнуться с двумя основными проблемами – ресурсными ограничениями и низкой конкурентоспособностью товаров.

Растущую значимость решения именно этих проблем подчеркивают такие объективно усиливающие свое влияние процессы, как рост издержек в энергоемких и ресурсоемких отраслях промышленности, повышение тарифов на продукцию естественных монополий, сокращение импортозамещающего потенциала продукции местных производителей,

В связи с этим стратегической целью государственной политики
в промышленности является повышение эффективности действующих предприятий и подъем качества и конкурентоспособности продукции местных производителей, особенно в преддверии вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Основными направлениями реализации промышленной политики
на период до 2025 года станут:

обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции
на внутреннем и внешнем рынках;

расширение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

внедрение передовых инновационных технологий;

повышение инвестиционной привлекательности предприятий,
в том числе для иностранных инвесторов;

содействие созданию и развитию новых промышленных производств,
в первую очередь производств товаров массового спроса;

содействие организациям в расширении рынков сбыта продукции
и поиске партнеров для бизнеса;

модернизация основных фондов и технологий, обновление производственной инфраструктуры организаций;

обеспечение условий для повышения конкурентоспособности, качества продукции, работ и услуг;

формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций и видов деятельности на основе реализации приоритетных инновационных проектов;

содействие развитию приоритетных видов производственной деятельности;

развитие системы мер государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки;

повышение профессионального уровня управленческих и рабочих кадров;

позиционирование промышленного комплекса Республики Марий Эл с целью привлечения инвесторов.

Приоритетными должны стать:

отрасли и производства, имеющие перспективы спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках и функционирующие на основе кооперации с существующими предприятиями;

производства с принципиально более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства;

производства, имеющие комплексообразующий характер
и обеспечивающие тем самым высокую эффективность производства
и экономики региона в целом;

высокотехнологичные производства, организованные на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающие потребности народного хозяйства в высокопроизводительной технике.

В среднесрочной перспективе основным направлением промышленной политики Республики Марий Эл должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, уход от монопрофильности на основе развития вывоза (экспорта) продукции, освоения внешних рынков, создания новой импортозамещающей продукции.

Промышленная политика республики должна носить дифференцированный характер и строиться по-разному для разных групп отраслей.

Первоочередной задачей государства является выявление
и упорядочение тех отраслей региональной экономики, которые в разной степени обладают потенциалом роста конкурентоспособности, другими словами – формирование отраслевых кластеров (групп), применительно к которым регион мог бы детерминировать стратегические усилия.

Стратегические усилия будут направлены на поддержку отраслей электроэнергетики и пищевой промышленности, являющихся важными генераторами регионального продукта, при максимальном внимании
к наиболее конкурентоспособным отраслям, таким, как машиностроение
и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, полиграфическая и топливная отрасли, промышленность стройматериалов, демонстрирующим наиболее конкурентоспособную динамику развития.

Одним из приоритетов промышленной политики является создание условий для сохранения и эффективного использования научно-производственного и научно-технического потенциала республики путем его привлечения к решению наиболее актуальных проблем республики, содействия в решении его проблем на федеральном уровне.

Поддержка научно-производственного потенциала республики будет осуществляться с помощью следующих механизмов:

разработка и реализация республиканской политики в области конкурентной продукции;

помощь в развитии межпроизводственной кооперации предприятий;

содействие размещению заказов на предприятиях республики;

участие в реализации республиканских целевых программ, в том числе конверсионных;

субсидирование части процентных расходов по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями для реализации инвестиционных проектов на территории республики;

поддержка в проведении международной сертификации экспортно-ориентированной продукции.

Необходимо также создание информационного пространства экономики республики:

обновляемой базы данных состояния экономики,
ее отраслей и отдельных организаций по основным экономическим параметрам;

программно-технической телекоммуникационной среды, интегрирующей информационные ресурсы экономики республики;

системы информационно-рекламной поддержки предприятий экономики.

Успешная реализация указанных направлений развития промышленного комплекса Республики Марий позволит достичь роста
(к уровню 2007 г.):

показателя индекса физического объема производства более чем
в 6 раз;

производительности труда (выработки) в 5 раз;

инвестиций в основной капитал в 10 раз;

заработной платы работников промышленности в 4,7 раза.

 

3.4. Развитие малого предпринимательства

 

В области развития малого предпринимательства, несмотря
на достигнутый в последнее время рост численности зарегистрированных на территории республики малых предприятий, объем средств, привлеченных на развитие, и доля бюджетных поступлений от малого бизнеса остаются незначительными в масштабах республики.

Таким образом, стратегической целью государственной политики
в области развитиямалого предпринимательства должна стать реализация потенциала малого бизнеса, как наиболее динамичного сектора экономики республики, способного не только решить проблему занятости трудовых ресурсов, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики, но и в перспективе значительно пополнить республиканский бюджет Республики Марий Эл.

Для этого основными направлениямиреспубликанской политики
в сфере поддержки и развития малого предпринимательства будут:

разработка программ развития малого бизнеса и его реальная поддержка;

создание условий для инвестирования и кредитования малого бизнеса;

содействие выставочно-ярмарочной деятельности;

формирование рынка информационных, консультационных, научно-технологических и обучающих услуг;

совершенствование процессов интеграции малого и крупного бизнеса.

Реализация данных направлений развития малого предпринимательства должна обеспечить достижение следующих социально-экономических показателей (к уровню 2007 г.):

увеличение уровня средней заработной платы работников малых предприятий в 4,5 раза;

увеличение инвестиций в основной капитал малых предприятий
в 2,5 раза;

увеличение оборота малых предприятий в 3,7 раза;

увеличение среднесписочной численности работников (без учета внешних совместителей), занятых на малых предприятиях республики,
в 2,9 раза;

увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налоги со специальными режимами, в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики до 15 процентов.

3.5 Формирование точек роста и зон опережающего развития
республики

 

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепление экономической базы развития социальной сферы невозможно без стратегии и плана территориального развития, выделения зон хозяйственной активности и точек приоритетного развития республики.

В целях устойчивого развития территории республики на основе комплексных оценок были выделены зоны хозяйственной активизации и точки приоритетного развития. К ним отбесятся зоны интенсификации промышленности, активизации агропромышленной деятельности, активизации туристско-рекреационной деятельности, а также центры активизации хозяйственной деятельности – «точки роста», которые могут быть как самодостаточными в своем развитии, так и центрами названных зон.

Акцент должен быть сделан на формирование самодостаточности развития городов и муниципальных образований при организации их устойчивой связи с республиканским центром и обоснованного направления республиканских и федеральных инвестиций.

В настоящее время в республике по всем отраслям экономики разработано более 700 инвестиционных проектов, реализация которых предстоит в 2007-2011 годах.

Наиболее значимые проекты (потенциальные точки роста) относятся к машиностроению и металлообработке, глубокой переработке древесины, промышленности стройматериалов, стекольному производству, пищевой промышленности, сельскому хозяйству и сельскохозяйственной переработке ( приложение № 1, рис. 9, 9а, 9б,9в, 9г, 9д, 9е, приложение № 2).

Получение достаточно быстрого экономического эффекта от вложений в развитие «точек роста» позволит перейти к финансированию мероприятий, связанных с укреплением экономики территорий в целом.

Следует отметить необходимость инвестиционных вложений
в социальную сферу всех населенных пунктов в целях создания полноценной среды проживания.

В отношении муниципальных образований республики политика Правительства Республики Марий Эл будет направлена на решение следующих основных задач:

совершенствование межбюджетных отношений республики
и муниципальных образований.

Проведение сбалансированной финансово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований предполагает выравнивание их бюджетной обеспеченности путем предоставления дотаций из республиканского бюджета Республики Марий Эл;

определение приоритетов и стратегии развития городов и районов
на базе максимального использования их конкурентных возможностей
и преимуществ.

При поддержке Правительства Республики Марий Эл продолжится процесс формирования стратегических планов развития территорий, определения приоритетных направлений и разработки механизмов реализации социально-экономической стратегии.

В целом переход к ускоренному экономическому росту и решение социальных проблем возможны только совместными усилиями региональной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий всех форм собственности.

3.5.1. Зоны интенсификации промышленности

Относительно территориального размещения промышленности можно отметить, что две трети работающих в промышленности приходится на предприятия машиностроения, химической и целлюлозно-бумажной промышленности, размещенные преимущественно в городах. В результате на долю г. Йошкар-Олы приходится 42,1 процента общей отгрузки товаров собственного производства и выполнения работ и услуг собственными силами республики, на г. Волжск – 16 процентов, г. Козьмодемьянск –
3,5 процента, то есть более половины всей промышленной продукции. Еще 32,8 процента приходится на высокоразвитые в промышленном отношении Медведевский, Оршанский и Звениговский районы, а на остальные 11 районов – всего 5,6 процента.

По характеру территориальной организации промышленного производства в республике можно выделить следующие группы территорий:

1. Города с преобладанием нескольких видов производственной деятельности:

а) Йошкар-Ола – крупный центр машиностроения (в том числе для оборонных нужд России), производства пищевых продуктов. Вырабатывается основная часть электроэнергии в республике. Также широко представлены отрасли, производящие товары народного потребления;

б) Волжск – с ведущим значением целлюлозно-бумажной
и деревообрабатывающей промышленности, производством холодильного оборудования;

в) Козьмодемьянск – с преобладанием производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

2. Монопрофильные рабочие поселки – преимущественно с предприятиями машиностроения, химической промышленности, по производству нефтепродуктов и обработке древесины. Они особенно характерны для Звениговского, Оршанского и Волжского районов.

3. Монопрофильные промышленные районы с преобладанием лесоперерабатывающей промышленности – Килемарский, Юринский
и Моркинский.

Таким образом, территориальное размещение и структура промышленности определяется, в основном, выгодностью экономико-географического положения отдельных частей республики и природно-ресурсным потенциалом.

Центральная часть, где расположены города Йошкар-Ола, Волжск, Звенигово, Медведевский, Волжский, Звениговский, Оршанский и Советский районы, имеет удобное положение по отношению к коридорам инженерно-транспортных коммуникаций федерального и международного значения: железная дорога Москва – Казань – Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва – Чебоксары – Казань – Екатеринбург. С ними республика связана железной и автомобильной дорогами. С другой магистралью федерального значения (Москва – Киров – Екатеринбург) республика связана автомобильной дорогой, рядом проходит важная транспортно-экономическая ось страны –
р. Волга.

На территории, прилегающей к транспортным магистралям, развита инженерная инфраструктура (энергетика, строительная база), проходят магистральные газопроводы и нефтепровод. Немаловажное значение имеет высокий научно-образовательный и научно-технический потенциал городов Йошкар-Олы и Волжска. Эти условия создают предпосылки развития на всей этой территории, особенно в городах, многопрофильной промышленности, в частности, высокотехнологичных отраслей.

Таким образом, на данной территории, а также в г. Козьмодемьянске и Горномарийском районе сформировалась зона концентрации и активизации промышленной деятельности на территории Республики Марий Эл (приложение № 1, рис. 10).

Ниже приведены особенности развития кластеров наиболее конкурентоспособных видов производственной деятельности республики.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.