Долгосрочного социально-экономического — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Долгосрочного социально-экономического

2017-05-14 726
Долгосрочного социально-экономического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТРАТЕГИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (далее - Стратегия) разработана в соответствии
с поручением Президента Республики Марий Эл.

Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2025 гг.).

В Стратегии конкретизируются варианты социально-экономического развития Республики Марий Эл, определяются возможные цели социально-экономического развития республики, пути и средства достижения указанных целей.

Являясь неотъемлемым элементом системы стратегического планирования, призванной обеспечивать быструю адаптацию
к изменяющемся условиям и эффективное функционирование социально-экономического комплекса Республики Марий Эл
в долгосрочной перспективе, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:

принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающей комплекс стратегических целей развития;

принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;

принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития республики как субъекта Российской Федерации;

принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов Республики Марий Эл с учетом возможных изменений условий;

принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;

принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми субъектами социально-экономических процессов республики относительно стратегических целей и приоритетов развития и др. (принцип легитимности, принцип демократичности, принцип первого лица и др.).

Настоящая Стратегия базируется на ключевых направлениях региональной политики Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики
(до 2025 года) Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического
и социального развития республики, отдельных отраслей и секторов рынка, другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.

Конечная цель Стратегии – рост благосостояния населения республики.

 


1. Общая характеристика
социально-экономического потенциала Республики марий эл

 

1.1. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Республики Марий Эл

 

К основным факторам, характеризующим экономико-географическое положение республики (приложение № 1, рис. 1), можно отнести:

расположение республики в центре России;

близость к транспортным магистралям федерального значения;

выгодное расположение основных природных богатств республики (леса, сельскохозяйственных угодий) к потенциальным потребителям сырья;

важное значение территории республики для решения природоохранных задач федерального и межрегионального уровня, в частности, связанных с состоянием бассейна Волги и крупных лесных массивов;

прохождение через территорию республики магистральных газо- и нефтепроводов.

Специфика организации территории республики во многом связана с характером размещения природных ресурсов (приложение № 1, рис. 2).

Площадь лесных земель в 2006 году составила 1412 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью 1301,6 тыс. га, которые
в основном расположены на западе республики и в центральной ее части.

Лесохозяйственную деятельность по использованию и восстановлению лесного фонда на территории Республики Марий Эл осуществляют 21 лесхоз. В ведении лесхозов находится 675,0 тыс. га лесов первой и второй групп, возможных для эксплуатации, с общим запасом древесины более 100 млн. куб. м, из них спелые и перестойные составляют около 20 процентов (приложение № 1, рис. 3).

Самыми большими запасами древесины обладают Килемарский, Волжский, Пригородный и Кокшайский лесхозы.

На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др. (приложение № 1, рис. 4).

По количеству разведанных запасов, качеству кварцевых песков и их прогнозным ресурсам Республика Марий Эл занимает одно из первых мест в европейской части России. Исходя из разведанных запасов стекольных песков, одной из привлекательных и перспективных отраслей промышленности в ближайшие годы может стать стекольная промышленность.

Расположение месторождений и перспективных прогнозных участков вблизи железной дороги и судоходных рек позволяет снизить расходы на их транспортировку к потребителям и при благоприятных горно-технических условиях сделать продукцию карьеров конкурентоспособной.

В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой, необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва – Казань – Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва – Чебоксары – Казань – Екатеринбург.

Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильная дорога Йошкар-Ола – Зеленодольск (А–397), автомагистраль «Вятка» (А–119) и участок автомагистрали, проходящей через Чебоксарскую гидроэлектростанцию и связывающий г. Чебоксары с г. Казанью, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Йошкар-Ола – Зеленый Дол;
Йошкар-Ола – Яранск), судоходные пути по рекам Волге
и Ветлуге (приложение № 1, рис. 5).

Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет
р. Ветлуга.

1.2 Специфика процессов социально-экономического развития Республики Марий Эл

 

 

Обращаясь к социально-экономическому положению Республики Марий Эл, необходимо отметить, что в республике наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения (приложение № 1, рис.6).

Этот факт наглядно подтверждает рейтинг оценки динамики основных показателей социально-экономического положения регионов Приволжского федерального округа за 2006 год. Так, по индексу промышленного производства республика заняла 1 место среди регионов Приволжского федерального округа, по темпу роста заработной платы – 2 место, по темпу ввода в действие жилых домов –
2 место, по индексу физического объема инвестиций в основной
капитал – 4 место.

 
 


Продолжает повышаться уровень жизни населения.

Денежные доходы населения в расчете на одного человека
в 2006 году составили 4769,4 рубля и увеличились по сравнению
с 2000 годом в 4,5 раза.

 

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 2006 год, составила 6343,5 рубля и по сравнению с 2000 годом возросла в 5,4 раза.

По темпам роста заработной платы республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 13 место,
в 2006 году – 2 место.

 

С 2002 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности безработных граждан. Общая численность безработных уменьшилась с 52,3 тыс. человек в 2002 году до 36,9 тыс. человек
в 2006 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2006 года составил 1,41 процента к численности экономически активного населения, что на один процентный пункт ниже уровня
2002 года.

На потребительском рынке республики отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2,1 раза.

 

За 2006 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 37,3 процента по сравнению с уровнем 2005 года, объем платных услуг - на 8 процентов.

Важнейшей задачей, определенной Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации. Демографические процессы в Республике Марий Эл, как и в России в целом, остаются сложными. Численность постоянного населения Республики Марий Эл на 1 января 2007 г. (по оценке) составила 704,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующей датой 2006 года на 4,8 тыс. человек. Сокращение произошло за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.

С 2000 года в динамике показателей рождаемости в республике наметились положительные тенденции. По сравнению с 1999 годом, ставшим «точкой абсолютного минимума», в последние годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего коэффициента рождаемости. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 родившихся на 1000 человек населения в 1999 году
до 10,6 в 2006 году.

Происходит снижение смертности детей в возрасте до одного года – с 14,4 в 1999 году до 11,6 на 1000 человек родившихся живыми
в 2006 году.

В республике реализуется Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы и на период до 2008 года, которая одной из первых была зарегистрирована в Минэкономразвития России.

В результате реализации мероприятий Программы создано
5313 новых рабочих мест, организациями республики за 2002-2005 годы получена дополнительная прибыль в сумме 1474,6 млн. рублей. Платежи в бюджеты всех уровней от реализации программных мероприятий составили 3560,6 млн. рублей.

Наблюдается неуклонный рост поступлений налоговых платежей
и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Если
в 2001 году общая величина поступлений во все уровни бюджетов сложилась на уровне 2720,3 млн. рублей, то в 2006 году она составила 7178,1 млн. рублей, т.е. увеличилась в 2,6 раза.

За период с 2002 по 2006 год увеличиваются поступления налоговых доходов и в консолидированный бюджет Республики Марий Эл. Величина данного показателя в 2005 году по сравнению с 2002 годом возросла в 2,2 раза. В 2006 году поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл составили
5225,6 млн. рублей.

Из республики в российские регионы в 2006 году вывезено различных товаров на сумму более 8,6 млрд. рублей, в республику ввезено товаров на сумму около 5,0 млрд. рублей.

Наиболее интенсивно развиваются торгово-экономические отношения с регионами Приволжского федерального округа. Товарооборот с ними составил в 2006 году 46,1 процента от общего объема товарооборота республики. Более 23 процентов от общего объема товарооборота республики приходится на Северо-Западный федеральный округ, 14,5 процента – на Центральный федеральный округ.

К основным потребителям продукции Республики Марий Эл относятся Мурманская область, Республика Татарстан, г. Москва.

Продолжается рост объема внешней торговли Республики
Марий Эл. Объем экспорта в 2006 году возрос на 63,6 процента по сравнению с 2005 годом. Основной объем в экспорте республики занимает продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроительная продукция, древесина и изделия из нее, бумага и картон.

 

В последние годы активно развивается экспорт в страны СНГ
(в том числе в Республику Беларусь) оборудования, древесины и изделий из нее, а также продовольственных товаров. Установление прочных связей с развитыми странами Европы и Америки дает возможность динамичного увеличения экспорта топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности, а также древесины и изделий из нее. Импорт из этих стран составляет в основном современное оборудование для машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей.

Для стимулирования экспортных видов экономической деятельности предприятий принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2004 г. № 183 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов».

Основнымиотраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт республики, являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля, строительство.

Процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл в целом.

В отрасли занято 76,1 тыс. человек, или 22,5 процента от занятых в отраслях экономики. На долю промышленности приходится
27,8 процента валового регионального продукта и 85 процентов прибыли, получаемой организациями всех отраслей экономики. Предприятия промышленности обеспечивают свыше 51 процента платежей в консолидированный бюджет республики.

По темпам роста промышленного производства республика среди регионов Приволжского федерального округа находилась в 2000 году
на 14 месте, в 2003 году – на 3 месте, 2004 году – на 2 месте, в 2005-
2006 годах – на 1 месте (по Российской Федерации – 8 место).

С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится работа по оказанию государственной поддержки в виде субсидирования части процентных расходов по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики.

Данный механизм государственной поддержки реально показал свою эффективность. За время реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями не только сохранены рабочие места,
но дополнительно созданы новые в количестве 1638 рабочих мест, проведено техническое перевооружение предприятий, освоены новые виды конкурентоспособной продукции, увеличены объемы выпускаемой продукции.

В рамках развития промышленного комплекса в 2007-2011 годах предприятиями республики планируется осуществить около
200 крупных и средних инвестиционных проектов на общую сумму около 12 млрд. рублей, что позволит создать более 5 тыс. новых рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней более чем на 1,3 млрд. рублей.

Произошло повышение функциональной роли банковского сектора республики в экономике.

 

Возрастающая потребность реального сектора экономики республики в заемных средствах, рост ресурсной базы позволили кредитным организациям республики увеличить объем ее кредитования, который составил в 2006 году 12,4 млрд. рублей, что более чем в 5 раз превысило уровень 2000 года.

Начиная с 2001 года в республике наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За шесть лет на развитие экономики республики направлено 33 млрд. рублей, объем инвестиций в 2006 году по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах увеличился в 3 раза.

По темпам роста инвестиций в основной капитал республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 14 место, в 2003 году – 1 место, в 2005 году – 7 место,
в 2006 году – 4 место.

Несмотря на достигнутые темпы развития, необходимость структурных изменений, внедрения адекватных требованиям времени систем управления как в экономике Республики Марий Эл, так и в России в целом, не вызывает сомнений.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного управления Республики Марий Эл в части анализа социально-экономической ситуации, упорядочения процедур установления целей, планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 сентября 2002 г. № 295 «О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл» основным методом государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Марий Эл утверждена система индикативного управления.

По сути дела, с введением в Республике Марий Эл системы индикативного управления осуществлен переход на управление по результатам, являющееся основным направлением Концепции административной реформы в Российской Федерации.

Четко увязать обозначенные цели – это тот эффект, которого необходимо добиться в будущем, задавая соответствующие направления развития и конкретные целевые показатели.

Правительством Республики Марий Эл утверждены стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Марий Эл – повышение уровня жизни населения, удвоение валового регионального продукта Республики Марий Эл за десятилетний период, реализация приоритетных национальных проектов, в соответствии с которыми определены цели, задачи и основные показатели, характеризующие результаты деятельности органов исполнительной власти республики.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития республики.

В 2005 году в республике прошел эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, а также разработке мер по повышению качества управления бюджетными средствами.

В рамках эксперимента прошла апробацию процедура подготовки, представления и оценки докладов о результатах и основных направлениях субъектов бюджетного планирования, а также основных мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.

Направленность государственной политики достижения конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевого метода.

Важным инструментом реализации данных целей выступают федеральные и региональные целевые программы, позволяющие конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики.

В целом можно отметить, что сложившаяся в республике нормативная база и практика ее применения достаточно четко обеспечивают процесс формирования программ от зарождения замысла и обоснования необходимости разработки проекта программы
до апробирования и утверждения разработанной программы и порядок последующей работы по реализации программных мероприятий.

 
 


 

В настоящее время в республике действует 39 республиканских целевых программ, включенных в реестр целевых программ. Реализуется ряд важнейших социальных программ, касающихся вопросов улучшения демографических процессов, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, безопасности дорожного движения и т.д.

 

В республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2007 год предусмотрена реализация приоритетных республиканских целевых программ с общим объемом финансирования 1641,2 млн. рублей.

Республика Марий Эл активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по федеральным целевым программам и мероприятиям непрограммной части.

Участвуя в федеральных целевых программах, Республика Марий Эл имеет возможность направлять средства на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, приобретение медицинского оборудования.

В 2006 году республика принимала участие в 14 федеральных целевых программах. За 2006 год на финансирование федеральных целевых программ и мероприятий непрограммной части направлено средств из федерального бюджета около 1 млрд. рублей. Лимиты по Федеральной адресной инвестиционной программе профинансированы на сумму 200 млн. рублей, на строительство автомобильных дорог направлено 150 млн. рублей (из республиканского бюджета Республики Марий Эл 344,8 млн. рублей, в том числе на строительство дорог –
33,3 млн. рублей), за счет средств Фонда регионального развития профинансированы мероприятия на сумму 18,8 млн. рублей. Средства федерального бюджета освоены в полном объеме.

С 2002 года Республика Марий Эл принимает участие
в реализации федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограмм.

Начиная с 2001 года ежегодно увеличивался ввод жилых домов.
За 2001-2006 годы введено в эксплуатацию 991,7 тыс.кв.м жилья, из них
за 2006 год – 229 тыс.кв.м жилья, что на 25,8 процента больше уровня 2005 года.

По темпам ввода жилья Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа за 2006 год заняла 2 место.
(По Российской Федерации – 23 место).

 

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села
до 2010 года» обеспечивает развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов.

Всего за 2001-2006 годы построено 895 км газовых сетей, что позволило увеличить уровень газификации сельской местности
с 19 до 34 процентов.

При поддержке Правительства Российской Федерации республика активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по Федеральной адресной инвестиционной программе.

 

За 2001-2006 годы по названной выше программе введены в эксплуатацию объекты, на строительство которых направлено более 1024,7 млн. рублей (приложение №1, рис.7).

На развитие дорожного хозяйства Республики за 2001-2006 годы направлены средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл объемом более 2,9 млрд. рублей,
в том числе более 1247,4 млн. рублей – средства федерального бюджета.

За 2001-2006 годы введены автомобильные дороги протяженностью 86,7 км, произведен капитальный ремонт автомобильных дорог протяженностью 199,65 км.

В 2006 году завершено строительство мостового перехода через р. Ветлугу на автомобильной дороге Коротни-Марьино протяженностью около 2 км, стоимостью 573,7 млн. рублей. Мост через р. Ветлугу соединил Юринский район с остальными районами, со столицей республики и обеспечил выход на Нижегородскую область.

За 2006 год по объектам, включенным в республиканскую адресную инвестиционную программу, профинансировано за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл
973 млн. рублей, что на 645 млн. рублей больше по сравнению
с 2005 годом (приложение № 1, рис.8).

В 2006 году собственными силами организаций всех форм собственности выполнено работ и услуг по виду деятельности «строительство» на территории Республики Марий Эл на сумму более
4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 14,5 процента больше, чем за 2005 год. По темпам роста объемов работ и услуг по виду деятельности «строительство» республика среди регионов Приволжского федерального округа заняла 4 место, по Российской Федерации – 32 место.

Малое предпринимательство республики в настоящее время характеризуется как устойчивая и динамично развивающаяся сфера экономики.

Реализуется республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы», принята республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2008-2010 годы».

По состоянию на 1 января 2007 г. на территории республики зарегистрировано 4,3 тыс. малых предприятий. Оборот малых предприятий за 2006 год составил 26 млрд. рублей, с темпом роста к 2005 году 34 процента.

С учетом индивидуальных предпринимателей общая численность занятых в предпринимательском секторе составляет 48 тыс. человек, или
14,4 процента от общего числа занятых в экономике республики.

Правительством республики оказывается государственная поддержка агропромышленному комплексу.

Осуществляется реализация республиканских целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года» и «Развитие личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл на 2005-2008 годы», ведомственных целевых программ: «О государственной поддержке мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы», «Развитие товарного прудового рыбоводства в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы», «О создании и развитии сети сельской кредитной кооперации в Республике Марий Эл», «Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы».

Разработана ведомственная целевая программа «Развитие свиноводства в Республике Марий Эл на 2008-2010 годы», по результатам реализации которой планируется увеличить численность поголовья свиней в 3,3 раза к уровню 2006 года, а производство и реализацию мяса свиней в живом весе – в 3,2 раза.

Активно ведется реализация федеральной и республиканской целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года».
В 2006 году на их реализацию привлечено 131,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 48,5 млн. рублей, из республиканского и муниципальных бюджетов – 23,4 млн. рублей, из внебюджетных источников – 59,5 млн. рублей.

Выпуск продукции сельского хозяйства всеми производителями сельскохозяйственной продукции за 2006 год составил
12,5 млрд. рублей, или 107,1 процента в сопоставимой оценке
к 2005 году. По темпам роста производства сельскохозяйственной продукции республика среди регионов Приволжского федерального округа заняла 4 место, по Российской Федерации – 12 место.

На фоне недостаточности собственных и высокой стоимости внешних энергоресурсов для республики особую значимость приобретает внедрение энергосберегающих технологий во все сферы народного хозяйства.

Энергоемкость валового регионального продукта является одним из основополагающих факторов, влияющих на стоимость товаров и услуг, в большой степени характеризующим конкурентоспособность экономики региона.

Начиная с 2003 года наблюдается устойчивое снижение энергоемкости валового регионального продукта республики, наглядно демонстрирующее эффективность проводимых в республике мероприятий по энергосбережению.

Общий потенциал экономии используемой энергии по первичным энергоносителям в Республике Марий Эл оценивается приблизительно
в несколько тысяч т.у.т. Потенциал энергосбережения распределяется следующим образом: в теплоэнергетическом комплексе – 30 процентов, в энергоемких отраслях промышленности – 31 процент, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 24 процента. Наибольшим потенциалом энергосбережения обладают энергоемкие отрасли промышленности,
в первую очередь машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая. Реализация этого потенциала способна обеспечить поступательное развитие экономики республики.

 

Наиболее значимым направлением энергосбережения является снижение себестоимости производства энергоносителей, замещение менее экономичных электро- и теплогенерирующих источников на более современные и эффективные источники электроэнергии и тепла. По оценкам специалистов, энергосбережение при производстве энергоносителей составляет свыше 50 процентов от общей величины практически возможного энергосбережения на всех стадиях (производство, передача и распределение, потребление).

Реализация энергосбережения на стадии передачи и распределения энергии позволяет достичь 20-30 процентов от общей величины экономии энергоресурсов.

Указанные направления потенциала энергосбережения при производстве, передаче и распределении энергии обозначены
в республиканской целевой программе «Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы».

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики республики. На реализацию республиканской целевой программа «Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы» за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл предусмотрено
459,7 млн. рублей.

В рамках данной программы систематизированно реализуются мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества тепло- и электроснабжения населения и объектов социальной сферы.

В настоящее время природный газ является основным видом топлива для источников теплоснабжения Республики Марий Эл, доля которого в структуре топливного баланса составляет
около 80 процентов. Ежегодное потребление природного газа республикой составляет 1300,0 млн. куб. м, в том числе предприятиями, организациями столицы Республики Марий Эл более 50 процентов.

Сегодня газоснабжение г. Йошкар-Олы осуществляется от магистрального газопровода «Нижняя Тура - Пермь - Горький - Центр», срок эксплуатации которого составляет более 20 лет.

Основными участниками теплового рынка г. Йошкар-Олы являются муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» Марийского филиала открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 5» и муниципального унитарного предприятия «Йошкар - Олинская теплоэлектроцентраль № 1», по которым годовой расход природного газа соответственно составляет 352 млн. куб.м и 125 млн. куб.м.

Обеспечение надежности функционирования источника генерации – Йошкар - Олинской теплоэлектроцентрали и энергоснабжения Республики Марий Эл уже в ближайшей перспективе потребует строительства на Йошкар - Олинской теплоэлектроцентрали третьего энергоблока мощностью до 200 - 300 МВт за счет средств российского акционерного общества «Единая энергетическая система России». Результатом реализации инвестиционного проекта будет увеличение экономической эффективности производства электроэнергии за счет выработки электроэнергии на тепловом потреблении.

В то же время для дальнейшего развития и экономического потенциала Республики Марий Эл необходимо строительство второй нитки газопровода-отвода в г. Йошкар-Олу протяженностью более
50 км, стоимостью около 3 млрд. рублей. Решение данного вопроса, а также дальнейшей газификации Республики Марий Эл планируется совместно с открытым акционерным обществом «Газпром».

Повышение эффективности использования сырьевых природных ресурсов требует изменения приоритетов экономической политики
в топливно - энергетическом комплексе республики.

Инструментом управления системой теплоэлектроснабжения является топливно - финансовый баланс, который связывает воедино балансы производства, потребления энергоресурсов и их финансовое обеспечение.

Целями составления топливно - финансового баланса являются:

совершенствование управления объектами топливно - энергетического комплекса;

рациональное и эффективное использование энергоресурсов.

Реализация такой системы обеспечит:

оперативный анализ состояния и тенденций развития теплоэнергетики, выявление угроз, дефицита и диспропорций развития для заблаговременного принятия мер;

поиск и отработку управленческих решений в кризисных ситуациях.

Четкая работа Правительства Республики Марий Эл, координирующая действия администраций муниципальных образований республики, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов, дает реальный результат - бесперебойное удовлетворение спроса на топливно-энергетические ресурсы и, как следствие, социальная стабильность в обществе.

 


2. Факторы и сценарии долгосрочного
социально-экономического развития
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

Таблица SWOT - анализа

Факторы внутренней среды   Преимущества Недостатки

     
Географическое положение, транспортная инфраструктура 1. Благоприятное географическое положение республики (в центре Волго-Вятского района) 2. Наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге 3. Экологически чистая территория 4. Значительный объем лесных ресурсов 1. Столица республики находится в стороне от основных транспортных магистралей 2. Невысокая плотность железнодорожных путей общего пользования 3. Негативные последствия от строительства Чебоксарской гидроэлектростанции
Население, рынок труда, социальная сфера 5. Социальная стабильность 6. Стабильные темпы роста доходов населения; 7. Наличие свободной рабочей силы 8. Высокий образовательный уровень 9. Развитая образовательная инфраструктура 10. Развитая сеть учреждений социальной сферы 4. Неблагоприятная демографическая ситуация  
Экономический потенциал 11. Наличие крупных промышленных предприятий 12. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий 13. Наличие вузовской науки 14. Наличие свободных производственных площадей 15. Развитая инфраструктура переработки лесных ресурсов и сельскохозяйственной продукции 16. Наличие республиканской информационной сети 17. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства 18. Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности республики 19. Высокие темпы прироста численности малых предприятий 5. Ограниченная собственная сырьевая база 6. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов 7. Высокая доля оборонно-промышленного комплекса в промышленности 8. Низкая доля малого бизнеса в валовом региональном продукте  
Инженерная инфраструктура 20. Наличие развитой сети автомобильных дорог 21. Высокие темпы телефонизации и газификации республики 9. Высокий износ инженерных систем 10.Недостаточная обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием
Жилищная сфера 22. Наличие строительного потенциала 23. Развитие индивидуального жилищного строительства и г

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.