Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова.

2019-08-03 315
Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

● Гуманизм в эпоху Возрождения значил не то, что сейчас: в узком смысле это занятие “гуманистическими штудиями”, т.е. Грамматикой, риторикой, историей, моралью и философией, обязательно на основе греко-римской образованности.

● Гум. в широком смысле слова – изучение всей полноты человеческой природы, как противоположности животного мира.

● Считалось, что возможности человека безграничны.

● Человек – смертный бог (оксюморон).

● Главная тема Выс. Возр. в Италии – прославление красоты и достоинства человека.

●  Личность человека изначально Богом не предопределена, человек сам должен себя ковать.

Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии.

● Мир и природа в средние века считались силами, которые мешаю человеку соединиться с Богом.

● В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя.

Возникали ренессансные утопии

● напр, миры рассказчиков “Декамерона”. Они сильно отличались от, например, “Утопии” Мора. У последнего – не счастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир

● у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство.

● Возникла она из-за убежденности, что “ золотой век”, “полнота времен” уже наступила.

Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения.

● Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия.

● В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть.

Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития.

Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов.

● Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно.

● Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр?

● Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности.

● То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира (см. подробнее про Гамлета и Дон Кихота).

Ренессансная этика доблести. ( Доблесть – это активность, предприимчивость, энергия ума и воли.)

Отношение к античной культуре.

● Гуманисты ставили задачу возродить античность целиком, а не избирательно, как в Средневековье.

● У них существовало такое понимание развития истории:

1) греко-римская древность (Солнце, музы);

2) с 5 в. – готическое варварство (ночь, музы уходят);

3) Возрождение (возрождение наук, искусств, литературы, музы возвращаются, солнце).

Идея универсального человека. ( В человеке заложены все возможности, он сам должен выбрать, подняться или пасть. Человек – сам кузнец своего счастья и судьбы.)

Понятие христианского гуманизма. ( Писатели Возрождения обращались и к наследию раннехристианских мыслителей (особенно в Сев. Европе, где Эразм Роттердамский отказывался признавать труды современных ему теологов, но переводил труды ранних отцов церкви), отсюда соединение античной учености и христианской духовности.)

Понятие Реформации и ее влияние на духовную жизнь.

● Вспоминаем дату – 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге.

● Кат. церковь все больше и больше дискредитировала себя, что вылилось в конечном счете в движение Реформации и отделении части верующих от католической церкви и образовании новой ветви христианства – протестантизма.

● Что там Лютеру не понравилось: злоупотребления папой властью (продажа индульгенций и т.д.).

● Сущность учения Лютера закл. в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства – формально понимаемым “добрым делам” (т.е. выполнению церковных обрядов) и священного писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковных догматов.

● Фишка в том, что Библия тогда была только на латинском языке, народ ее сам не читал, а верил всему, что с кафедры скажут.

● Лютер перевел ее на немецкий

● усиление личностного начала в культуре).

Возрождение в Италии.

Культура Возрождения зародилась в Италии.

Итальянское Возрождение делят на четыре этапа:

● Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века;

● Раннее Возрождение - XV век;

● Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.;

● Позднее Возрождение - конец XVI века.

Проторенессанс, или треченто

● тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения.

● Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи.

● В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени («последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени»), был флорентиец Данте Алигьери (1265—1321).

В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом.

Высокое Возрождение.

В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета.

● В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры.

● И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

● Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии.

● В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.