Бабьека - знаменитая лошадь Эль-Сида — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Бабьека - знаменитая лошадь Эль-Сида

2019-08-03 295
Бабьека - знаменитая лошадь Эль-Сида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тисона, или Тизона — меч Эль Сида, до этого Колада

Образ его идеализирован в народном духе.

● По ложному обвинению Сид был изгнан из Кастилии королём Альфонсом VI.

● Но тем не менее, находясь в опале, он собирает отряд воинов, одерживает ряд побед над маврами, захватывает добычу, часть из которой отправляет в подарок изгнавшему его королю, честно выполняя свой вассальный долг.

● Тронутый дарами и доблестью Сида, король прощает изгнанника и даже сватает за него дочерей своих приближённых — знатных инфантов де Каррион.

● Но зятья Сида оказываются коварными и трусливыми, жестокими обидчиками дочерей Сида, вступаясь за честь которых, он требует наказать виновных.

●  В судебном поединке Сид одерживает победу над инфантами.

● К его дочерям сватаются теперь достойные женихи — инфанты Наварры и Арагона.

● Звучит хвала Сиду, который не только защитил свою честь, но и породнился с испанскими королями.

«Песнь о моём Сиде» близка к исторической правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую картину Испании и в дни мира, и в дни войны. Её отличает высокий патриотизм.

1. В испанском эпосе сильно отразились политические события:

борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711)

• раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине

• борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

2. Героический эпос – вид народной поэзии.

• основа – лиро-эпические песни и устные предания

• жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами.

• состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом ( как французский)

• но написаны народным – «неправильным» размером – стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)

«Песнь о Сиде» 1140

Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории – писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные.

Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его.

В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольны политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты – народный герой, «мой Сид».

Реконки́ста - длительный процесс отвоёвывания пиренейскими христианами — в основном испанцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:

• об изгнании

• о свадьбе и об оскорблении дочерей.

2. Особенности:

• формульность, повторы

• более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде

• обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери.

нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского)

• отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин

• «заниженность» Сида – сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)

 


Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос.

написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) > героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам

1. автор:

• точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия)

• это человек придворный < говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке

2. композиция:

2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны)

39 отделов – авентюры (по событию)

• дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX

3. Сюжет восходит к трем слоям:

первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах»

второй – V, поражение бургундов от гуннов

третий слой – современность предлагаемого автора


4. черты героического эпоса:

апсихологичность

• ссора королев – важна иерархия, вассальность

• важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие.

• хронология и география не имеют значения

• важна вертикаль ад>мы>рай, важен результат, где окажешься

• жизнь человека бренна, истина в вечности

• образы героев

 

Черты рыцарского романа

• герой – рыцарь, королевич знатного рода

• начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует

• мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности

• праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей

• развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев


Особенности

«нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами

• постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение

• ритмика – тоника (по количеству ударений)

•?10.000 строк, но воспринимается легко

• средневерхний немецкий язык (>до XVI сохранялось много языков)

7. общие места:

• герой убивает дракона

• спор братьев

• мотив великанши волшебницы и сватовства к ней

• мотив смертельности любви

 

До середины XII в. сказание и песни, на нём основанные, существовали только устно; на границе между XII и XIII вв. возникает национальная поэма, проникнутая единством идеи (нем. верность — жены к мужу, вассала к господину, господина к вассалу) и единством миросозерцания — немецкая

Сюжет

● В городе Вормсе, в королевстве бургундов царствует Гунтер и его братья.

Зигфрид, королевич с нижнего Рейна, заслышав о красоте сестры Гунтера Кримхильды, приезжает в Вормс, чтобы добыть ее себе в невесты, и просит у Гунтера ее руки.

● За это Гунтер требует от Зигфрида помощи в своем сватовстве к Брюнхильде, царствующей в далекой Исландии.

● Зигфрид помогает Гунтеру, но обесчесчивает его невесту.

● Обман раскрывается через несколько лет.

Месть за Брюнхильду берет на себя Хаген фон Тронье, вассал бургунских королей: он убивает Зигфрида во время охоты и отнимает у Кримхильды наследие Зигфрида, клад Нибелунгов.

● Много лет спустя Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Атиллу) и зазывает братьев к себе в гости, чтобы отомстить за Зигфрида.

● В пиршественном зале разгорается бой.

● Поочередно погибают все бургунские витязи.

Старый Хильдебрант, начальник дружины Дитриха, убивает Кримхильду, виновную в гибели стольких славных рыцарей.

«Песнь о Нибелунгах» является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Поэма развертывает идеальную картину военной и мирной жизни феодального общества в эпоху расцвета рыцарской культуры. Эпическое повествование далеко ушло от стиля краткой героической песни. Оно богато эпизодами и описательными подробностями, разговорными сценами и картинами душевных переживаний героев.

В то же время выступают подлинные черты героического народного эпоса, к которому восходят монументальные образы героев и основные мотивы и драматические ситуации эпического сказания. Таковы молодой герой Зигфрид и его антагонист – «суровый Хаген», героический злодей, образец непреклонного мужеств и феодальной верности вассала, ради чести и славы господина готовый на подвиги и преступления; строптивая невеста Брюнхильда, виновница кровавых раздоров, и кроткая, любящая Кримхильда. Из немецкого эпоса о Дитрихе в «Нибелунги» переходит образ Этцеля (Аттилы), как гостеприимного и доброго, но пассивного короля, и самого Дитриха Бернского с его дружинниками, сильнейшего и справедливейшего из героев.

Сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказания: рассказы о первых подвигах молодого Зигфрида, о его победе над драконом и добыче им клада Нибелунгов и о чудесной деве-воительнице Брюнхильде. Сказания превратились в рыцарской поэме 12 в. в традиционный сказочный мотив. Разноречивость эпических сказаний (скандинавской и немецкой версий) связано с обычными условиями развития устной традиции, с параллельным существованием целого ряда песен, представляющих различные версии одного и того же сказания.

Новейшие исследования Хойслера показали, что в основе поэмы лежат две краткие эпические песни, соответствующие двум основным частям поэмы: песня о Зигфриде-свате (сватовство Гунтера к Брюнхильде и убийство Зигфрида) и песня о гибели бургундов (месть Кримхильды). Здесь воплощен идеал бесстрашного героя-воина в образе Зигфрида.

Образы

Не забываем, что песнь делится на 2 части, характеры персонажей в них разные.

Зигфрид (до 2-ой части песни не дожил, она, собственно, и посвящена мести за его смерть) – с одной стороны, куртуазный рыцарь (см. выше), с другой – сказочный богатырь. Родился-то он в Нидерландах, но одновременно он и повелитель сказочной страны Нибелунгов (кстати, если спросят – нибелунги – это всегда владельцы клада, сначала вот эти сказочные существа, потом – бургундцы). + все его приключения в молодости (убийство дракона и купание в его крови, сражение с карликом, плащ-невидимка), потом сражение с Брюнхильдой, которая тоже сказочная богатырша. В отличие от остальных героев, он действует, повинуясь естественным человеческим чувствам: не обязан помогать Гунтеру в войне против датчан и саксов, а помог. Зигфрид – во всяком деле первый: война, охота: “Во всяком деле Зигфрид примером всем служил”.

Кримхильда – сначала милая робкая девушка, потом тщеславная королева, верная жена. Во 2 части – дьяволица, ведьма, причем не в современном значении этого слова, а в средневековом – “женщина, одержимая дьяволом”. Сами понимаете, что это в Средневековье значило. Она не щадит сына, чтобы спровоцировать резню в доме Этцеля и отомстить братьям. Богатство ей нужно все для тех же целей: это источник власти, с ним она наберет много воинов и отомстит братьям.

Хаген – сначала верный вассал. Он всегда самый знающий и мудрый советник короля Гунтера. Он печется о благе своих государей, поэтому хочет мстить за поруганную честь Бр. Абсолютно некуртуазен, в связях с женщинами не замечен. Во 2 части в нем появилось что-то титаническое (признак этого -- дочь Рюдигера боится к нему подойти). Формально он остается вассалом, но ведет себя не так, как следует вассалу: не бережет жизнь королей (поездка к Этцелю – знает, что их там ждет, но везет, переправа – разбивает челнок, чтобы никто не смог спастись бегством). Он действует в своих интересах. Кроме того, он сын карлика Альдриана.

Сопоставление песен между собой, “Нибелунгов” – еще и с “Эддой”.

Род и племя в «Песни о Нибелунгах» постепенно заменяются семьей и феодальной иерархией. Отсюда важнейшее сюжетное отличие от представленной в «Эдде» древнейшей ступени сказания. Кримхильда мстит не мужу за братьев, а братьям за мужа. Это изменение и дало возможность сосредоточить борьбу в пределах королевской семьи бургундов. Аналогичным образом Хаген превратился из брата Гунтера в его старшего вассала. Главный предмет ссоры королев — вопрос о том, является ли Зигфрид вассалом Гунтера.

Конфликт вассального долга и семейных связей определяет поведение созданного автором «Песни о Нибелунгах» благородного Рюдигера, который погибает от руки родичей жениха своей дочери.


8 Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв.

В 11 – 13 вв. города становятся центрами ремесла, торговли и культуры.

● Происходят Крестовые походы европейских феодалов на Восток, в Палестину.

● В это время во Франции и др. странах Европы развивается светская культура, основанная на кодексе рыцарской морали.

● Возникает культ Прекрасной Дамы.

● Место жонглера, шпильмана, скопа, занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала.

● В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.

 

Лирика и роман достигают наибольшего развития во Франции.

● Центр рыцарской лирики – юг Франции (Прованс), испытывающий влияние арабского Востока.

● После распада империи Карла Великого Прованс стал независимым.

● Провансальская поэзия – образец для всех европейских народов.

● Провансальская поэзия и язык просуществовали 200 лет, до присоединения к Северной Франции.

● Создателями провансальской лирики были трубадуры или труверы. Они стремились к профессиональному мастерству, выработали многие поэтические формы и жанры:

канцоналюбовное стихотворение изысканной формы; Носит следы восточного заимствования. Юг Прованса – на границе восточная академия изящных искусств. Песня отсылалась или самой даме, или своему покровителю, мелодию тоже писал трубадур.

сирвента – размышления на моральные, политические темы; Бертран де Борн. Был вассалом английских королей. Любил смуту. Сначала был на стороне Генриха против Ричарда Львиное Сердце, потом Генрих умер, восхвалял среднего брата. Потом умер и тот, восхвалял Ричарда. Данте отправил его в восьмой круг ада. Считается, что Бертрану принадлежат лучшие сирвенты. Разновидность сирвенты – плач по умершей даме или покровителю.

плач – стихотворение, передающее печаль поэта по поводу смерти какого-либо человека;

тенцонаспор, диалог; песня в форме диалога. Трубадуры спорят по разным вопросам, прежде всего, о стиле. «Прения о темном и ясном стиле» Гераут де Борнель ( крестьянский сын) за простоту, Райнбам Оранжский наоборот.

пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы; Рыцарь, уставший от куртуазной любви, на прогулке, видит прекрасную пастушку. Пастушка может всерьез принять его намерения, но чаще зовет на помощь и рыцаря лупят.

альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания) и др. Рыцарь с оруженосцем едет на свидание с возлюбленной. Наступает утро, оруженосец поет песню, чтобы предупредить своего господина. Возлюбленная говорит, что это соловей, но рыцарь утверждает, что жаворонок – уже утро. Все всегда заканчивается словами «заря взошла». Альба – заря.

Основная тема рыцарской поэзии – любовь. Предметом любви является замужняя женщина, супруга феодала. Поэтому одной из идей куртуазной литературы является протест против брака как сделки между родителями. В поэзии описывается тайная любовь, имя дамы не называется, т.к. ей это может навредить. Это любовь тонкая, изысканная. Высшая награда для поэта – поцелуй. В литературе также выработан культ служения Прекрасной Даме. В поэзии описываются оригинальные образы, положения и ситуации.

Крупнейшим представителем «темного стиля», который характеризует сложный синтаксис, туманные намеки, загадочные метафоры, малопонятность, был Арнаут Даниэль.

Примером демократического направления в поэзии может служить творчество Гираута де Борнель и Раймбаута III.

В классический период (последняя четверть 12 в.) творили два наиболее блестящих известных трубадура. Бернард де Вентадорн, выходец из низов, воспевал сначала жену своего сеньора, затем королеву Англии Элеонору. По задушевной мелодичности стихов, по изяществу выражения чувств он принадлежал к числу самых выдающихся трубадуров. Его современник Бертран де Борн проявил себя больше в политической тематике, он был воинственным феодалом, принимавшим участие в междоусобных войнах.

Бернард де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню.

Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка.

Джауфре Рюдель – певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.

Арнаут Даниэль – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.

 

 

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.