Каковы основные факторы и закономерности развития интеллекта? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Каковы основные факторы и закономерности развития интеллекта?

2019-08-02 322
Каковы основные факторы и закономерности развития интеллекта? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интеллект – общие умственные способности человека, проявляющиеся в успешном и своевременном решении жизненных задач.

На развитие интеллекта оказывают влияние такие факторы как: генетические и врожденные, факторы окружающей среды и, безусловно, сам субъект.

1. Генетические и врожденные факторы:

- генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получает наследственной информацией от своих родителей (об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, – от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума);

- хромосомные аномалии (синдром Дауна);

- заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребёнка (диабет, сифилис, краснуха);

- употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ, приводит к задержке умственного развития ребёнка и появлению у него различных отклонений;

2. Факторы окружающей среды.

Адаптационная обусловленность интеллекта обнаруживается во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

- социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

- особенности питания ребенка, его достаточность для полноценного развития;

- психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);

- число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

3. Непосредственно сам субъект.

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онтогенезе, начиная с самого раннего этапа – установления сенсомоторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2 года), – исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже.

Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогенетического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем:

- интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого;

- каждый уровень интеллектуального развития как приобретенный опыт оформляется в схемы действий;

- новые умственные структуры формируются на основе действия;

- соотношение между 1) функциями (динамическими процессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: организацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складывающимися умственными системами «обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени».

Развитие интеллекта после школьного периода особенно явно проявляется в студенческом возрасте, что полностью опровергает положение о «психической окаменелости» юности и взрослости (Э. Клапаред).

По данным Б. Г. Ананьева, структура интеллекта динамично меняется на протяжении всего возрастного развития и внутри самого студенческого возраста.

В процессе развития познавательной сферы ребенка совершенствуется и качественно изменяется содержание его сознания. Проведенные в последние годы психосемантические исследования (Е. Ю. Артемьев, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.) позволяют представить это содержание в форме некоторых уровневых структур дискретных (отдельных) единиц, в качестве которых выступают значения, категории. Здесь уместно еще раз вспомнить положение Л. С. Выготского о том, что словесное значение есть единица общения и обобщения.

Именно обобщенные значения или категории образуют субъективный образ или картину мира в сознании каждого человека. Эта картина индивидуальна, и в то же время она может быть одинаковой для людей, развивающихся в сходных условиях. Отсюда следует признание первостепенной важности правильной организации условий жизни ребенка, его деятельности (игры, учения), общения и сотрудничества с ним, т.е. формирования образовательной среды, адекватной целям развития ребенка (В. В. Рубцов, В. И. Панов, В. А. Ясвин). Другими словами, именно взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое, в плане формирования содержания сознания ребенка, развития его личности. Этот процесс называется интериоризацией, «вращиванием» внешнего во внутреннее (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин и др.).

Задание №5


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.