Антитрестовское регулирование — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Антитрестовское регулирование

2019-08-04 164
Антитрестовское регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН.

Введение

1. История эволюции представлений о роли государства в экономике

Меркантилисты

Классическая теория

Кейнсианская теория

Неоклассическая теория

2. Функции государства в экономике

антитрестовское регулирование

3. Методы государственного воздействия на рынок

государственные расходы

налогообложение

государственное регулирование

государственное предпринимательство

4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства

дерегулирование и приватизация

государственное регулирование в сельском хозяйстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Проблема государственного вмешательства в экономику явля­ется, по моему мнению, является основной для любого госу­дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по произ­водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова­нии говорить не приходится: государству просто некого регули­ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра­зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произве­денными товарами, как это делается в распределительной эконо­мике. По моему мнению, государство должно постоянно балансиро­вать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыноч­ная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны про­изводителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превра­тится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократи­ческую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

а) Меркантилисты

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли госу­дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причи­нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф­фективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к дости­жению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге бла­госостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хо­зяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятель­ности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада эконо­мики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-де­нежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гиб­кая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной пла­ты. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования явля­ются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринима­тельства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредит­но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ­юнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высо­ких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на­чала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возмож­ностями государственного регулирования и объективными экономи­ческими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Фил­липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск­ручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель ре­гулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключа­лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необхо­димым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфля­ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф­ляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы пред­ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе ре­комендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Сле­довательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулиро­вания. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара­ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако­нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство мо­жет лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реа­лизации экономического развития страны отводится рыночным си­лам.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Вмешательство государства в экономику преследует опреде­ленные функции. Как правило, оно корректирует те "несовер­шенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффек­тивно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффек­тивной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоиму­щих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на­учных разработок. Это необходимо потому что для предпринимате­лей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок тру­да, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социаль­но-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно ак­тивно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регули­рующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюд­жетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безра­ботицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной ва­люты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений эко­номического поведения предпринимателей. От решений, принимае­мых правительством, зависят решения, принимаемые (или не при­нимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в дирек­тивном порядке. При создании благоприятных условий предприни­мателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономи­ки, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необхо­димым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает со­циальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает воп­росы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить ры­ночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны на­чался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упа­ли. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В.Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 1993.

2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.

3. С.Холланд "Планирование и смешанная экономика", Воп­росы экономики, N 1, 1993.

4. В.Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭи- МО, N 10-11, 1992.

5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и ры­нок", Экономист, N 3, 1991.

6. И.П.Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Фи­нансы, N 1, 1994.

 

ПЛАН.

Введение

1. История эволюции представлений о роли государства в экономике

Меркантилисты

Классическая теория

Кейнсианская теория

Неоклассическая теория

2. Функции государства в экономике

антитрестовское регулирование

3. Методы государственного воздействия на рынок

государственные расходы

налогообложение

государственное регулирование

государственное предпринимательство

4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства

дерегулирование и приватизация

государственное регулирование в сельском хозяйстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Проблема государственного вмешательства в экономику явля­ется, по моему мнению, является основной для любого госу­дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по произ­водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова­нии говорить не приходится: государству просто некого регули­ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра­зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произве­денными товарами, как это делается в распределительной эконо­мике. По моему мнению, государство должно постоянно балансиро­вать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыноч­ная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны про­изводителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превра­тится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократи­ческую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

а) Меркантилисты

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли госу­дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причи­нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф­фективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к дости­жению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге бла­госостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хо­зяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятель­ности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада эконо­мики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-де­нежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гиб­кая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной пла­ты. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования явля­ются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринима­тельства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредит­но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ­юнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высо­ких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на­чала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возмож­ностями государственного регулирования и объективными экономи­ческими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Фил­липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск­ручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель ре­гулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключа­лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необхо­димым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфля­ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф­ляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы пред­ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе ре­комендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Сле­довательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулиро­вания. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара­ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако­нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство мо­жет лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реа­лизации экономического развития страны отводится рыночным си­лам.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Вмешательство государства в экономику преследует опреде­ленные функции. Как правило, оно корректирует те "несовер­шенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффек­тивно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффек­тивной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоиму­щих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на­учных разработок. Это необходимо потому что для предпринимате­лей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок тру­да, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социаль­но-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно ак­тивно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регули­рующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюд­жетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безра­ботицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной ва­люты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антитрестовское регулирование

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательст­ва. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех нем­ногих рынках, где условия препятствуют эффективному функциони­рованию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведени­ем. На большинстве других рынков, где монополия не стала необ­ходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольно­го законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регу­лирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная дея­тельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий мо­гут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "спра­ведливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издерж­кам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регули­рование не должно применяться в случаях, когда конкуренция мо­жет обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и лю­бые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта фор­мулировка была довольно размыта, что не позволяло четко опре­делить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей ини­циативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапа­зон незаконного поведения и предоставил независимому антит­рестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением не­честной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производи­телей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных про­изводителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринима­телей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, ко­торый избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотноше­ние между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было раз­ным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот меха­низм.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.