Основные компоненты инфраструктуры рынка недвижимости — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные компоненты инфраструктуры рынка недвижимости

2019-08-04 167
Основные компоненты инфраструктуры рынка недвижимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Можно выделить следующие основные компоненты ИРН:

правовое обеспечение рынка недвижимости в форме соответствующих законов и иных нормативных правовых актов различного уровня (общенационального, регионального, местного);

учет недвижимости и регистрация прав на нее;

градорегулирование - установление правового режима использования недвижимости, формирование земельных участков, создание новых объектов недвижимости путем строительства, реконструкции;

оценка и налогообложение недвижимости;

установление стандартов деятельности на рынке недвижимости и стандартов объектов недвижимости, контроль за соблюдением стандартов;

информационное обеспечение, подготовка и реализация предложений по совершенствованию функционирования рынка недвижимости;

обучение профессиональной деятельности на рынке недвижимости.

Каждый из компонентов имеет отдельные составляющие. Например, компонент "оценка и налогообложение" включает:

1) подготовку и утверждение единых методик массовой оценки для целей налогообложения,

2) производство оценки,

3) утверждение выполненной оценки,

4) сбор налогов и т.д.

Кроме того, каждый компонент ИРН находится в ведении одного или нескольких субъектов рынка недвижимости. Ниже представлена упрощенная схема эффективной институализации ИРН.


Институализация ИРН (посреднической деятельности).

Компоненты ИРН

Институты

Частные лица, действующие на рынке недвижимости

Публичные власти

Общественные объединения профессионалов

государство муниципалитеты
1. законодательное (нормативно-правовое) обеспечение            
2. учет недвижимости и регистрация прав на нее:

 

Подготовка документов для учета        
Учет недвижимости        
Регистрация прав        
3. градорегулирование:

 

Установление правового режима использования недвижимости          
Формирование земельных участков, девелопмент          
4. оценка и налогообложение недвижимости:

 

Утверждение единой методики оценки        
Производство оценки        
Утверждение оценки        
Сбор налогов        
5. установление стандартов, контроль за их соблюдением:

 

Установление стандартов        
Контроль за их соблюдением        
6. анализ РН, информационное обеспечение, подготовка и реализация предложений по совершенствованию ИРН        
7. обучение деятельности на РН        

 

Рациональная организация ИРН должна быть в первую очередь основана на разделении функций: с одной стороны, функции, которые могут выполняться только и исключительно государством в лице федеральных ведомств, законодательных органов государственной власти, представителей исполнительной и законодательной власти органов местного самоуправления, с другой - функции, которые не могут и не должны причисляться к государственным, а должны выполняться частными лицами в условиях справедливой конкуренции.

Очевидно, что к числу государственных или муниципальных следует отнести следующие функции по инфраструктурному обеспечению рынка недвижимости:

подготовка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, а также контроль за их применением;

государственная регистрация прав на недвижимость, а также ее учет в целях регистрации прав;

планирование развития территорий (в форме, например, подготовки и утверждения генеральных планов городов), установление назначения недвижимости посредством нормативных актов правового зонирования территорий - правил землепользования и застройки;

подготовка и введение унифицированных методик проведения массовой оценки недвижимости для целей налогообложения, сбор налогов и иных платежей за использование недвижимости.

Гораздо сложнее разделить функции государственные и муниципальные, то есть те, которые должны выполнятся на местном уровне. Как показывает мировой опыт, для распределения полномочий не существует единого, подходящего для всех стран сценария, и в каждом конкретном случае сложившаяся схема распределения полномочий между центральной властью и местным самоуправлением есть итог исторической эволюции и борьбы интересов различных уровней власти за право регулирования рынка недвижимости.

Более очевидно, что к числу государственных или муниципальных не должны относиться такие функции по инфраструктурному обеспечению рынка недвижимости, как:

подготовка документов для учета объектов недвижимости в форме планов земельных участков, технических паспортов зданий, строений, сооружений;

проведение массовой оценки недвижимости для целей налогообложения с использованием унифицированных методик, утвержденных государственными органами.

Смешение государственных и негосударственных функций приводит к нерациональной организации инфраструктуры рынка недвижимости и сдерживает его развитие. В частности, возникает монополизм, который блокирует возможности развития честной конкуренции и приводит к возрастанию стоимости различного рода услуг, оказываемых участникам рынка. Все это сдерживает масштабы и скорость оборота недвижимости, снижает эффективность экономики в целом.

 

Связь между инфраструктурным обеспечением и эффективностью рынка недвижимости. Проблемные вопросы организации инфраструктуры рынка недвижимости

 

Важность инфраструктуры для эффективного развития и функционирования рынка недвижимости доказана практикой. В случае ее рациональной организации рынок получает дополнительные импульсы для развития.

Во-первых, происходит снижение транзакционных издержек при сделках с недвижимостью, что увеличивает скорость оборота объектов недвижимости и капитала и приводит к росту эффективности экономики в целом.

Во-вторых, создаются понятные правила игры для всех участников рынка, которые получают правовые гарантии и могут рассчитывать на снижение рисков в своей деятельности.

В-третьих, снимаются избыточные административные барьеры, блокируется процесс "самопроизвольного" разрастания бюрократического аппарата.

В-четвертых, обеспечивается свободный доступ на рынок недвижимости всем его участникам, включая тех, кто только начинает деятельность на этом рынке, предотвращается монополизм и создаются условия для конкуренции, что в целом способствует росту экономического благосостояния общества.

И, наоборот, при отсутствии некоторых компонентов инфраструктуры или при их нерациональной организации снижаются темпы экономического развития, замедляется приток инвестиций в сферу земли и недвижимости.

Одной из проблем формирующегося в России рынка недвижимости все чаще называют монополию местных администраций на доступ к земле и ее оборот.

Чтобы обеспечить доступ к земле для строительства, надо производить инициативные действия по формированию земельных участков в качестве объектов недвижимости (объектов оборота), которые передаются частным застройщикам из государственной, муниципальной собственности в частную собственность или долгосрочную аренду. Формирование земельных участков означает производство двух видов действий по установлению:

1) разрешенного использования недвижимости посредством градостроительных регламентов, содержащихся в нормативных правовых актах о зонировании - правилах землепользования и застройки, утверждаемых органами местного самоуправления;

2) границ земельных участков, которые определяются градостроительной документацией о застройке (проектами планировки, проектами межевания или проектами застройки).

Законодательство допускает возможность производства действий по формированию земельных участков в указанном инициативном порядке. Однако одновременно с этим Земельный кодекс Российской Федерации допускает возможность не производить такого рода инициативные действия. Для этого имеется процедура так называемого предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Следуя этой процедуре, соответствующие органы могут нечего не делать, а просто ждать, когда к ним придет заявитель и запросит земельный участок. Решение будет приниматься индивидуально. Для его принятия не требуется ни устанавливать градостроительные регламенты, ни разрабатывать градостроительную документацию.

Ожидание заявителя (который может не прийти вовсе) равнозначно бездействию. Земельный кодекс не побуждает к действию и не наказывает за бездействие.

Очевидно, что бездействие государства и муниципалитетов в части формирования и предоставления земельных участков как объектов оборота закрывает доступ к земле потенциальным застройщикам, удорожает строительство. По некоторым оценкам, оплата услуг чиновников может достигать 30 процентов от стоимости строительства. Для решения проблемы представляется целесообразным ввести в законодательство нормы, обязывающие органы власти выполнять инициативные действия по формированию земельных участков как объектов недвижимости и оборота для предоставления их частным застройщикам.

Другой важный фактор, препятствующий рациональной организации инфраструктуры рынка недвижимости, - смешение государственных функций с негосударственными.

Существующий порядок распределения функций между различными органами и организациями, причастными к формированию, учету и оценке объектов недвижимого имущества, представлен в нижеприведенной таблице.

Распределение функций между различными органами, организациями, причастными к формированию, учету и оценке объектов недвижимого имущества.

 

функции

Органы, организации

Функции исключительно государственные

Правительство

ФРС

Федеральная служба Земельного кадастра

Органы тех. инвентаризации (ГУП, МУП)

Органы местного самоуправления

Частные фирмы

Функции, которые не могут и не должны быть причислены к исключительно государственным

администрация

Органы архитектуры

Негосударственные функции, выполняемые государственными организациями

1. подготовка документов для учета

Разработка проектов межевания              
Утверждение проектов межевания              
Подготовка планов земельных участков              
Подготовка техпаспортов              

2. учет объектов недвижимости

Удостоверение планов земельных участков              
Присвоение кадастровых номеров              
Заполнение форм ЕГРЗ и БТИ              

3. утверждение методик массовой оценки в целях налогообложения

             

4. проведение оценок на местах

Утверждение оценки              
Оценка              

5. регистрация прав

             

 

Нерациональность организации ИРН может быть рассмотрена на нескольких примерах.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.