Русская церковь и государство — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Русская церковь и государство

2019-08-04 109
Русская церковь и государство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская церковь и государство

В первой половине XVI века

 

Доклад студентки 2 курса 214 группы Плющевой Дарины

 

 

Саратов 2004

 

Содержание

Введение                                                                                                             3

Глава I. Церковное землевладение как основа политического могущества                                  церкви                                                                                                                      6

Глава II. Роль церкви в формировании идеологии централизованного государства                                                                                                            16

Глава III. Участие церковных иерархов в политической борьбе в 30 – 40-е гг. XVI в.                                                                                                                     22

Заключение                                                                                                      26

Список использованных источников и литературы                                    28

 


Введение

Объектом изучения данной работы являются взаимоотношения государства и церкви в первой половине XVI века.

Актуальность данной темы обуславливается большой ролью церкви в социально-экономическом и политическом развитии государства.

Знакомство с литературой говорит о том, что тема, к сожалению, изучена недостаточно хорошо. Создается впечатление, что исследователи пересказывают одну монографию, не имея собственных суждений, поскольку глубина изучения проблемы одинакова, весьма поверхностна.

Работа Л.И. Ивиной использовалась мало, так как она несколько далека от изучаемой темы. Плюсами этой монографии является тщательное изучение этапов складывания крупного церковного землевладения[1] и причин его появления[2]. Е.И. Колычева очень подробно изучает вопрос поземельных описаний, что важно для изучения хозяйства на церковных землях. Положительной стороной этой работы является более глубокое изучение государственной политики относительно церковных земель середины XVI века[3]. Проблема в работе Р.Г. Скрынникова также изучена неглубоко: для темы, заявленной в названии, слишком мало имен «подвижников церкви» и фактов. Странно, что среди церковных иерархов, участвовавших в политической борьбе боярских группировок, он выделяет лишь митрополита Макария[4], но очень подробно изучает взаимоотношения церкви и государства во времена правления Ивана III[5], что является бесспорным плюсом.          Д.Н. Альшиц тщательно изучает проблему становления самодержавия на Руси во время правления Ивана Грозного, четко формулирует интересы его политики и ее обоснование[6]. Аналогичной по своему содержанию является монография В.Б. Кобрина. Интересна работа А.В. Карташева тем, что он отдельно рассматривает биографию каждого митрополита, пересказывая ее, говорит о влиянии каждого, что достаточно облегчает понимание тех или иных поступков церковных иерархов. Монография М.С. Черкасовой имеет определенную цель – проследить изменения в землевладении Троице-Сергиева монастыря, а поэтому использовалась лишь для наблюдения за осуществлением государственной политики относительно церковных земель[7]. Оригинальной является монография Н.В. Синицыной. Особенно интересно мнение о византийском происхождении концепции «Москва – третий Рим»[8].

В данной работе использовано три источника. Воскресенская летопись представляет собой общерусский летописный свод XVI века, доводящий свое повествование до 1535года. Время написания этого повествования оценивают по-разному. В исторической науке традиционно было принято считать временем написания летописи (текста Синодального списка, датировку других списков считается невозможным проверить) период с 19 марта 1542 г. по 8 октября 1544 г. Однако после внимательного ознакомления с текстом летописи дату написания первого списка определяют после 1556г. Автором списка считается непосредственный участник событий и военных походов периода 42-44 гг. Подлинность летописи не вызывает сомнения. Летопись делится на 70 глав, разных по своему размеру.

Другим источником, использованным в данной работе, является Судебник 1550 года, дошедший до нас более чем в сорока списках. К источникам самого судебника можно отнести правые и жалованные грамоты, указы, инструкции, касающиеся суда и управления. В основу Судебника 1550 г. был положен Судебник Ивана III, а отдельные его положения и принципы получили дальнейшее развитие и в последующем законодательстве. Судебник Ивана Грозного явился памятником, направленным на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV – дворян-помещиков и верхов посада. Судебник 1550г. имеет определенную систему норм: нормы о суде центральном (1 – 61 статьи), из которых часть относится к уголовному праву, норм о суде местном (статья 62 - 75), норм материального, преимущественно гражданского права и процесса (статьи 76-97), дополнительные статьи (98 – 100), посвященные процессуальному праву. Судебник 1550 г. состоит из глав и статей, большей частью тематически сгруппированных.

Также при написании доклада был использован другой источник – Стоглав. Это сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшегося в 1551 г. в Москве. Название «Стоглав» утвердилось за ним лишь с конца XVI века. В самом же тексте памятника упоминаются и иные наименования: «соборное уложение»[9] или «святительское уложение»[10]. Этот итоговый документ, составленный на соборе 1551 г., при редактировании был разбит на 100 глав, вероятно, в подражание Судебнику 1550 г. Деление на главы весьма условно, тем более, что многие списки заканчиваются 101 главой, содержащей приговор царя со священным собором о вотчинах, датированной 11 мая 1551 г.

Целью работы является проследить развитие отношений между государством и церковью, причины двойственных отношений.

Задачи доклада: выявить значение церковных земель, то, как они влияли на проводимую государством политику, определить, было ли государство заинтересовано в сильной церкви, причины такого интереса, роль церкви при создании идеологии централизованного государства.

 

 

 

Заключение

Подводя итог, следует еще раз отметить, что церковь в XVI веке была одним из наиболее крупных землевладельцев, из чего вытекают причины всех взаимоотношений между светской властью и духовной.

 Церковь настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела. Но великие князья преследовали свои собственные интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами церкви. В условиях, когда последняя владела колоссальными земельными богатствами, вполне естественно стремление князей разрешать земельные трудности за ее счет и тем самым подрывать основу ее притязаний на самостоятельное положение в государстве.

Противоречия между светской и духовной властью отчетливо проявились во время княжения Ивана III. Он хотел иметь в лице церкви послушное орудие своей политики, чего в принципе добивались все великие князья, именно поэтому им нужна была церковь как союзник - сильная, но покорная.

Сложности внутриполитической обстановки вынудили великокняжескую власть пойти на уступки церкви, однако при сохранении своего главенствующего положения. В свою очередь, церковь нуждалась в поддержке со стороны государственной власти в борьбе с еретиками, что обусловило союз между ними. Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между церковью и государством была сделана на Стоглавом соборе 1551 г., на котором иосифлянам удалось отстоять огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений Ивана Грозного, однако по приговору царя церковь некоторых земель лишилась.

В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, церковь могла быть единственным (и она была им) идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций: создается «Сказание о князьях Владимирских», разрабатывается идея «Москва – третий Рим», появляется новый титул «царь». Молодое государство стремится заявить о себе на международной политической арене. Однако не стоит заблуждаться, что при разработке новой идеологии церковные иерархи исходили из желания возвышения великокняжеской власти, впоследствии и царской. Логично, что властью государь наделялся от Бога и был словно его помазанником. Но это также означает ответственность перед Богом за свои действия - политические и в отношении церкви, в результате чего становится ясно, что при разработке новых концепций церковнослужители исходили из повышения статуса церкви и ее влияния.

Политическая борьба боярских группировок показала необычайно ничтожную роль церкви при решении политических вопросов, она стала лишь орудием борьбы бояр друг с другом. Выходом из такой ситуации стала политика невмешательства, проводимая митрополитом Макарием, в межбоярские разборки. Повышение роли церкви на данный период очевиден. Это видно из расположения великого князя Ивана Васильевича к Макарию и принятие первым царского титула.


Источники

1.Русские летописи. Рязань, 1998. Т. 3: Воскресенская летопись.

2.Стоглав// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2.

3.Судебник 1550 г.// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2.

 

 

Исследования

 

1.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988.

2. Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. М., 1985.

3.Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 2.

4.Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.

5.Колычева Е.И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987.

6.Русское православие: вехи истории. М., 1998.

7.Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

8.Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси X IV-XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991.

9.Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII. М., 1996.


[1]См.: См.: Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. М.,1985. С. 21-24.

 

[2] См.: Там же. С. 25-27.

[3] См.: Колычева Е.И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С.120-125.

[4] См.: Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. С. 220-222.

 

[5] См.: Там же. С. 155- 170.

[6] См.: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988. С. 80-85.

[7] См.: Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996. С. 90-107.

 

[8] См.: Синицына Н.В. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М.,1989. С. 227-132.

[9] Стоглав// Российское законодательство Х-ХХ вв. М.., 1985. Т. 2. С. 374.

[10] Там же.

[11] См.: Ивина Л.И. Указ. соч. С. 12

[12] См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С. 175.

 

[13] См.: Там же. С. 156-157.

[14] См.: Черкасова М.С. Указ. соч. С. 90.

[15] См.: Там же. С.105-108.

[16] См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С. 159.

[17] Цит по.: Там же. С. 160.

[18] Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 95.

[19] Цит по: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С. 164.

[20] Там же.

[21] См.: Русское православие: вехи истории. С.98.

[22] См.: Там же. С. 100.

[23] См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С.180.

[24] См.: Русское православие: вехи истории. С. 105-106.

[25] См.: Там же. С. 109.

[26] Стоглав. С. 271.

[27] Судебник 1550 года// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 104.

[28] Стоглав. С. 353.

[29] См.: Колычева Е.И. Указ. соч. С.124.

[30]См.: Там же. С. 125.

[31] Цит по: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С.183.

[32] См.: Там же. С. 184.

[33] Русские летописи. Рязань, 1998. Т. 3.: Воскресенская летопись. С. 331.

[34] Цит по: Там же.

[35] См.: Русское православие: вехи истории. С. 103.

[36] См.: Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.     С. 220-230.

 

  [37] См.: Русское православие: вехи истории. С. 103-104.

[38] См.: Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 27.

[39] Там же.

[40] Там же.

[41] См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С. 224.

[42] См.: Кобрин В. Б. Указ. соч. С. 27.

[43] См.: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988. С. 35.

[44] Там же.

[45] См.: Там же. С. 94.

[46] Русские летописи. Рязань, 1998. Т. 3: Воскресенская летопись. С.375.

[47] См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 1. С. 419.

[48] Там же.

[49] Русские летописи. С. 387.

[50] См.: Русское православие: вехи истории. С. 109.

[51] Русские летописи. С. 387.

[52] Там же. С. 387 –388.

[53] См.: Карташев А.В. Указ. соч. С. 423-424.

[54] Там же. С. 427-428.

[55]См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С.222-223.

Русская церковь и государство

В первой половине XVI века

 

Доклад студентки 2 курса 214 группы Плющевой Дарины

 

 

Саратов 2004

 

Содержание

Введение                                                                                                             3

Глава I. Церковное землевладение как основа политического могущества                                  церкви                                                                                                                      6

Глава II. Роль церкви в формировании идеологии централизованного государства                                                                                                            16

Глава III. Участие церковных иерархов в политической борьбе в 30 – 40-е гг. XVI в.                                                                                                                     22

Заключение                                                                                                      26

Список использованных источников и литературы                                    28

 


Введение

Объектом изучения данной работы являются взаимоотношения государства и церкви в первой половине XVI века.

Актуальность данной темы обуславливается большой ролью церкви в социально-экономическом и политическом развитии государства.

Знакомство с литературой говорит о том, что тема, к сожалению, изучена недостаточно хорошо. Создается впечатление, что исследователи пересказывают одну монографию, не имея собственных суждений, поскольку глубина изучения проблемы одинакова, весьма поверхностна.

Работа Л.И. Ивиной использовалась мало, так как она несколько далека от изучаемой темы. Плюсами этой монографии является тщательное изучение этапов складывания крупного церковного землевладения[1] и причин его появления[2]. Е.И. Колычева очень подробно изучает вопрос поземельных описаний, что важно для изучения хозяйства на церковных землях. Положительной стороной этой работы является более глубокое изучение государственной политики относительно церковных земель середины XVI века[3]. Проблема в работе Р.Г. Скрынникова также изучена неглубоко: для темы, заявленной в названии, слишком мало имен «подвижников церкви» и фактов. Странно, что среди церковных иерархов, участвовавших в политической борьбе боярских группировок, он выделяет лишь митрополита Макария[4], но очень подробно изучает взаимоотношения церкви и государства во времена правления Ивана III[5], что является бесспорным плюсом.          Д.Н. Альшиц тщательно изучает проблему становления самодержавия на Руси во время правления Ивана Грозного, четко формулирует интересы его политики и ее обоснование[6]. Аналогичной по своему содержанию является монография В.Б. Кобрина. Интересна работа А.В. Карташева тем, что он отдельно рассматривает биографию каждого митрополита, пересказывая ее, говорит о влиянии каждого, что достаточно облегчает понимание тех или иных поступков церковных иерархов. Монография М.С. Черкасовой имеет определенную цель – проследить изменения в землевладении Троице-Сергиева монастыря, а поэтому использовалась лишь для наблюдения за осуществлением государственной политики относительно церковных земель[7]. Оригинальной является монография Н.В. Синицыной. Особенно интересно мнение о византийском происхождении концепции «Москва – третий Рим»[8].

В данной работе использовано три источника. Воскресенская летопись представляет собой общерусский летописный свод XVI века, доводящий свое повествование до 1535года. Время написания этого повествования оценивают по-разному. В исторической науке традиционно было принято считать временем написания летописи (текста Синодального списка, датировку других списков считается невозможным проверить) период с 19 марта 1542 г. по 8 октября 1544 г. Однако после внимательного ознакомления с текстом летописи дату написания первого списка определяют после 1556г. Автором списка считается непосредственный участник событий и военных походов периода 42-44 гг. Подлинность летописи не вызывает сомнения. Летопись делится на 70 глав, разных по своему размеру.

Другим источником, использованным в данной работе, является Судебник 1550 года, дошедший до нас более чем в сорока списках. К источникам самого судебника можно отнести правые и жалованные грамоты, указы, инструкции, касающиеся суда и управления. В основу Судебника 1550 г. был положен Судебник Ивана III, а отдельные его положения и принципы получили дальнейшее развитие и в последующем законодательстве. Судебник Ивана Грозного явился памятником, направленным на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV – дворян-помещиков и верхов посада. Судебник 1550г. имеет определенную систему норм: нормы о суде центральном (1 – 61 статьи), из которых часть относится к уголовному праву, норм о суде местном (статья 62 - 75), норм материального, преимущественно гражданского права и процесса (статьи 76-97), дополнительные статьи (98 – 100), посвященные процессуальному праву. Судебник 1550 г. состоит из глав и статей, большей частью тематически сгруппированных.

Также при написании доклада был использован другой источник – Стоглав. Это сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшегося в 1551 г. в Москве. Название «Стоглав» утвердилось за ним лишь с конца XVI века. В самом же тексте памятника упоминаются и иные наименования: «соборное уложение»[9] или «святительское уложение»[10]. Этот итоговый документ, составленный на соборе 1551 г., при редактировании был разбит на 100 глав, вероятно, в подражание Судебнику 1550 г. Деление на главы весьма условно, тем более, что многие списки заканчиваются 101 главой, содержащей приговор царя со священным собором о вотчинах, датированной 11 мая 1551 г.

Целью работы является проследить развитие отношений между государством и церковью, причины двойственных отношений.

Задачи доклада: выявить значение церковных земель, то, как они влияли на проводимую государством политику, определить, было ли государство заинтересовано в сильной церкви, причины такого интереса, роль церкви при создании идеологии централизованного государства.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.