На тему «Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений » — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

На тему «Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений »

2019-08-04 211
На тему «Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

На тему «Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Историческое развитие теории разделения властей

2 Теоретический и практический анализ принципа разделения властей в Российской Федерации

2.1 Проблемы реализации законодательной власти в РФ и субъектах РФ

2.2 Реализация исполнительной власти от федерального уровня к  уровням субъектов РФ

2.3 Судебная власть – основа защиты прав и свобод человека и  гражданина

Заключение

Список использованных источников и литературы


В ВЕДЕНИЕ

 

 Принцип разделения властей в конституционном праве является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Данная тема долго не могла найти отражения в нашем государстве и начала реально реализоваться совсем не давно. В социалистическом государстве сам факт разделения властей считался неприемлемым для идеологии и коммунистического строя страны.

 Лишь изменением государства и системы государственных структур в эпоху становления Российской Федерации принцип разделения властей начал реально осуществляться. Принцип разделения властей является главным принципом организации государственной власти и основой становления, развития и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Идею разделения властей на три ветви власти предложил Шарль Луи Монтескье. Эта идея принципа разделения властей означает, что законодательную власть обязаны осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительную власть (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, судебную - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей определяется делением функций между органами государства. Это деление позволяет распределить и сбалансировать государственные полномочия между различными государственными органами, чтобы вся власть не была сосредоточена в одном органе государственной власти, которое может привести к произволу. законодательная, исполнительная и судебная ветви власти контролируют друг друга и сдерживают, чтобы не нарушались законы. У каждого органа по принципу разделения властей имеются рамки полномочии за которые он в осуществлении государственной власти не имеет права выходить. Мы рассмотрим историческое развитие принципа разделения властей с времен когда она появилась до современного периода. Проанализируем и сделаем вывод о том, как и каким образом, осуществляется принцип разделения властей в теории и практике федеральных отношениях в Российской Федерации.

 Целью настоящей курсовой является рассмотрение и анализ истории развития принципа разделения властей, а также характерные черты принципа разделения властей в РФ на уровне федеральный отношении.

Задачи:

1) Рассмотреть и проанализировать проблемы реализации принципа разделения властей.

2) Как осуществляется законодательная власть в Российской Федерации.

3) Рассмотреть реализацию исполнительной власти от федерального уровня к уровню субъектов РФ.

4) Осуществление судебной власти для защиты прав и свобод человека и гражданина.

 Предметом данной курсовой является изучение развития теории разделения властей в истории мира и России, общая теория власти и ее содержание, а также проблема реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. Объектом данной курсовой будет законодательная, исполнительная и судебная власти в лице органов осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей. Источниковедческая база исследования представлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами и следующими авторами Исаев И.А., Золотухина М.Н., Стрекозов В.Г., О.Н. Булакова, Л.Л. Попов, Кененова И.П., Баглай М. В., Л.В. Лазарева, Халифаева А.К., Мусаева Р.М. и др.

После рассмотрения и анализа всех трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) мы сделаем вывод об осуществлении и реализации этого принципа на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также взаимодействие между ними.

 


РЕАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ К УРОВНЯМ СУБЪЕКТОВ РФ

Согласно ст.110 Конституции РФ: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».[13] Положение и место Правительства РФ в системе разделения властей государственных органов определено Конституции РФ и др. нормативными правовыми актами. Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, но наряду с ним существуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Их огромное множество, что исполнительной власти посвящена целая отрасль права – административное право. Правовой статус и система органов исполнительной власти прописываются в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В 3 главе раскрываются нормы, положения и система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

«Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».[14] Исполнительная власть в лице Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ обладают некоторой самостоятельностью и по принципу разделения властей в Российской Федерации, и в их дела вмешиваться не имеют права законодательная и судебная власть. Также судебная и законодательная власть не должны брать на себя полномочия исполнительной власти. Если они нарушать эти запреты, то они посягнут на Конституцию РФ, и на конституционный строй, тем самым нарушая принцип разделения власти в Российской Федерации. Но законодательная власть может сменить Правительство РФ по согласию Президента РФ, а судебная власть может отменять нормативные правовые акты, издаваемые исполнительными органами, если они противоречат нормам Конституции РФ или не соответствуют ее содержанию. Все это прописывается в ст. 117 ч. 3 Конституции РФ: «Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации».[15] Мы рассмотрели, как законодательная власть может на системе сдержек и противовесов влиять на Правительство РФ, но при этом законодательная власть в виде Государственной Думы может быть распущена Президентом РФ при таких обстоятельствах. Проанализируем действия и полномочия Конституционного Суда на территории всей Российской Федерации. На территории республик РФ действуют Конституционные Суды субъектов РФ. В их полномочия в отличии от Конституционного Суда РФ различаются тем, что они проверяют конституционность своей нормативной базы в соответствии со их Конституцией. В ст. 3 Федеральном конституционном законе"О Конституционном Суде Российской Федерации" расписаны полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле».[16] Выяснилось, что исполнительная власть самостоятельная и по принципу разделения властей никто не имеет права брать ее полномочия на себя. Но в тоже очередь она может контролироваться со стороны законодательной и судебной власти. Ведь здесь главным принципом является основы конституционного строя РФ, а также права и свободы человека и гражданина, которые в Российской Федерации признаются наивысшей ценностью. «Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений»[17] Реализация и передача частично полномочии Правительством РФ к органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот осуществляется на основе федеральных законов. Исполнительная власть как на федеральном уровне так и на уровне субъектов РФ призвана реализовать и обеспечивать государственную власть в стране. Возникающие проблемы между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ решаются с помощью нормативных правовых актов РФ, Конституции РФ и др. законов, а также с помощью судебной и законодательной власти Российской Федерации. Лучше и конкретнее можно понять реализацию исполнительной власти, если проанализировать систему и структуру исполнительной власти федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. «Особенностью этой системы является то, что вне названных пределов и полномочии органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти, т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно – правовой статус. Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов РФ. Отнесенные к их ведению полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляются на территории субъектов непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы».[18]

В Российской Федерации существует принцип разграничения деятельности исполнительных органов. Это разграничение применяется между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. У федеральных органов исполнительной власти есть исключительный предмет ведения, а также существует совместный предмет ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственной власти. «Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит как по горизонтали (на три ветви власти), так и по вертикали (между Федерацией и регионами). Федерализм предполагает сложный характер взаимоотношений между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления. Нельзя не отметить, что как в России, так и в других странах постоянно обсуждаются плюсы и минусы федеративного и унитарного устройств государств. Но в любом случае децентрализация и деконцентрация государственной власти являются признанными условиями ее эффективности».[19] В Российской Федерации между федеральными органами исполнительной власти существует проблема централизации. Исполнительная власть, конечно, должна быть самостоятельной в субъектах РФ, но главное управление и его эффективность идет от самой РФ. В нашей стране в целом решают проблему реализации исполнительной власти, но существуют некоторые недочеты. К примеру, статус республик и статус др. субъектов РФ различаются, что в основном влияет на реализацию исполнительной власти в субъекте РФ. Большие проблемы возникают при подготовке и квалификации кадров государственных служащих исполнительной власти. Вот, как анализирует это явление Кененова И.П. в своей статье: «Во-первых, содержание и эффективность управленческой деятельности государственного чиновника высшего уровня зависит в большей степени не от той правовой процедуры, которая приводит его к государственной должности, а от той реальной системы кадрового отбора, которая сложилась в условиях конкретных места и времени. Не случайно Н. Трубецкой считал именно типы отбора правящего слоя, а вовсе не типы и формы правления, наиболее важными для понимания специфики государственности Поэтому наделение полномочиями по представлению Президента главы исполнительной власти субъекта РФ вместо избрания электоратом - это и не реформа по сути, а лишь ее имитация. Ведь тип отбора правящего слоя остался прежним. Во-вторых, введение пропорциональной избирательной системы было бы оправданно тогда, когда в стране реально сложилась бы многопартийная система (с мощной социальной поддержкой различных политических сил). В последнем случае резонно стремление власти разноголосицу политических сил направить в "конструктивное русло", в частности, посредством введения пропорциональной избирательной системы. Возможно, с помощью данной трансформации удалось бы разрушительную силу борьбы конфликтующих партий преобразовать в созидательные управленческие усилия, скажем, коалиционного правительства».[20] В нашей стране множество политических партии. Но в управлении принимает лишь некоторая часть, т.е. все интересы общества в осуществлении исполнительной власти невозможны и партии находящиеся у власти субъектов РФ не совпадают интересами партии федерального уровня. Совпадения бывают, если одна и та же партия участвует в управлении как на федеральном уровне так и на уровне субъектов РФ. В целом исполнительная власть справляется со своими полномочиями и ей можно совершенствоваться в правовом регулировании. Можно сделать вывод, что проблемы существуют, и их быстрое решение может укрепить и развить исполнительную власть на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в системе разделения властей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Принцип разделения власти это политико – правовая теория согласно которой государственная власть должна быть разделена на соответствующие ветви. Принцип разделения власти в Российской Федерации реализуется в полном объеме. Мы проанализировали и сделали соответствующие выводы по осуществлению власти в стране на основе системы разделения власти. В РФ существует деление власти на законодательную, исполнительную и судебную власти. Каждая власть имеет свой государственный аппарат с государственными органами для осуществления своих полномочии и функции и при этом не зависима и самостоятельна в осуществлении государственной власти. Но существуют некоторые исключения, которые прописываются в Конституции, Федеральных конституционных законах и Федеральных законах по их полномочиям в той или иной сфере. Рассмотрев законодательную, исполнительную и судебную власти в федеральных отношениях, можно сделать вывод, что Россия представляет собой федерацию и поэтому требует множество государственных органов в субъектах РФ. Этот факт дает нам констатировать: содержание такого аппарата требует немалых средств из федерального и местного бюджета. Но с другой стороны субъектам предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении власти на принципе разделения власти в Российской Федерации. Ведь РФ не может контролировать каждый субъект РФ в правовых мелочах, гораздо лучше, когда сами субъекты РФ управляют в соответствии с Конституцией РФ и др. нормативными актами. Законодательная власть издает нормативные правовые акты которые нужны обществу и государству, но при этом они не должны противоречить Конституции Российской Федерации. К сожалению законодательная власть производить законы, которые противоречат Конституции РФ, Федеральным конституционным законам, Федеральным законам и др. нормативным правовым актам. Эту проблему государство смогло решить с помощью Конституционного Суда. Наряду с этой проблемой существует ряд других проблем. Федеральное Собрание издает нормативные акты, которые не вписываются в государственный строй РФ и не понятный для простого населения. В последнем случае разъяснение и исполнение законов возлагается на органы исполнительной власти, как Федерации, так и субъектов РФ. Исполнительная власть представлена множеством органов исполнительной власти. Контроль и содержание таких органов требует не малых денежных средств из федерального бюджета или местного бюджета субъекта РФ. Основной проблемой является сильная бюрократия, которая при реализации исполнительной власти мешает ее осуществлению. Существует поговорка: «Французы придумали бюрократию, а русские довели ее до совершенства» Квалификация и профессионализм должностных лиц органов исполнительной власти имеют огромное значение при воплощении нормативных актов в жизнь. Препятствием законного исполнения органов исполнительной власти является коррупция. В нашей стране эту проблему затрагивали не раз и пошли значительные сдвиги по устранению коррупции в органах государственной власти. Исполнительная власть будет реализоваться в полном объеме в нашей стране тогда, когда придет время, при котором будет стабильна политическая, социальная и экономическая сферы жизни общества, личности и государства. В основу судебной власти заключается принцип защиты прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации судебная власть осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К судам субъектов относятся Конституционные суды субъектов РФ и мировые суды. Остальные суды относятся к судам Российской Федерации. Носителями судебной власти являются судьи, которым есть соответствующие требования по их статусу и по осуществлению правосудия. Долгое время в нашем государстве преобладало недоверие судебной власти, что постепенно перерастало в нигилизм. В настоящее время уважение и доверие к судебной власти восстановлено и граждане при нарушении своих прав обращаются в суд.

У каждой из ветвей государственной власти существуют свои помехи, преграды и проблемы. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти помогает государству осуществлять власть не покушаясь на конституционный строй и на права и свободы человека и гражданина. Все три ветви власти должны контролировать друг друга и в тоже время быть не зависимой и самостоятельной. В Российской Федерации становление, развитие принципа разделения властей не возможно без демократического строя, формирования и развития правого государства в лице России и становлением гражданского общества. Развитие Российской Федерации зависит от социально-экономического развития общества. Проблемы при реализации власти по принципу разделения властей множество, но все они решаемы. Они будут всегда появляться, чтобы граждане страны устраивали дискуссии по реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. Пусть даже проблемы будут решены если через 5 лет, хотя бы через 15-30 лет.

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему «Принцип разделения властей в теории и практике федеративных отношений»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Историческое развитие теории разделения властей

2 Теоретический и практический анализ принципа разделения властей в Российской Федерации

2.1 Проблемы реализации законодательной власти в РФ и субъектах РФ

2.2 Реализация исполнительной власти от федерального уровня к  уровням субъектов РФ

2.3 Судебная власть – основа защиты прав и свобод человека и  гражданина

Заключение

Список использованных источников и литературы


В ВЕДЕНИЕ

 

 Принцип разделения властей в конституционном праве является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Данная тема долго не могла найти отражения в нашем государстве и начала реально реализоваться совсем не давно. В социалистическом государстве сам факт разделения властей считался неприемлемым для идеологии и коммунистического строя страны.

 Лишь изменением государства и системы государственных структур в эпоху становления Российской Федерации принцип разделения властей начал реально осуществляться. Принцип разделения властей является главным принципом организации государственной власти и основой становления, развития и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Идею разделения властей на три ветви власти предложил Шарль Луи Монтескье. Эта идея принципа разделения властей означает, что законодательную власть обязаны осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительную власть (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, судебную - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей определяется делением функций между органами государства. Это деление позволяет распределить и сбалансировать государственные полномочия между различными государственными органами, чтобы вся власть не была сосредоточена в одном органе государственной власти, которое может привести к произволу. законодательная, исполнительная и судебная ветви власти контролируют друг друга и сдерживают, чтобы не нарушались законы. У каждого органа по принципу разделения властей имеются рамки полномочии за которые он в осуществлении государственной власти не имеет права выходить. Мы рассмотрим историческое развитие принципа разделения властей с времен когда она появилась до современного периода. Проанализируем и сделаем вывод о том, как и каким образом, осуществляется принцип разделения властей в теории и практике федеральных отношениях в Российской Федерации.

 Целью настоящей курсовой является рассмотрение и анализ истории развития принципа разделения властей, а также характерные черты принципа разделения властей в РФ на уровне федеральный отношении.

Задачи:

1) Рассмотреть и проанализировать проблемы реализации принципа разделения властей.

2) Как осуществляется законодательная власть в Российской Федерации.

3) Рассмотреть реализацию исполнительной власти от федерального уровня к уровню субъектов РФ.

4) Осуществление судебной власти для защиты прав и свобод человека и гражданина.

 Предметом данной курсовой является изучение развития теории разделения властей в истории мира и России, общая теория власти и ее содержание, а также проблема реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. Объектом данной курсовой будет законодательная, исполнительная и судебная власти в лице органов осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей. Источниковедческая база исследования представлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами и следующими авторами Исаев И.А., Золотухина М.Н., Стрекозов В.Г., О.Н. Булакова, Л.Л. Попов, Кененова И.П., Баглай М. В., Л.В. Лазарева, Халифаева А.К., Мусаева Р.М. и др.

После рассмотрения и анализа всех трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) мы сделаем вывод об осуществлении и реализации этого принципа на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также взаимодействие между ними.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.