Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры

2019-08-04 188
Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формированию у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул приобщения к высокому искусству, получение эстетического удовольствия, наслаждение от встреч с прекрасным.

Моральный стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности.

Задача эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке должна сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального начал и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей [19].

Участие школьников в художественно-творческой деятельности предполагает развитие активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом формирования у детей потребности проявления способности самостоятельно решать творческие задачи, что активизирует развитие креативности [23].

Массовые формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества. Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода – развить навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска; ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].

Самое широкое применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы. Игра – основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б. Эльконин). Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся содержанием [8].

Рассмотрим, как игра взаимодействует с книгой и чтением. Сначала выделим то, что оказывает положительное влияние на приобщение ребенка к книге, на формирование устойчивой потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отраженный в литературных произведениях.

Во-первых, это огромные возможности игры в эстетическом воспитании, поскольку игра как самоценность и игра как средство связаны генетически с эстетической деятельностью. Творческое чтение предполагает наслаждение чтением, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанный на художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы.

Во-вторых, очень важен эмоциональный компонент в полноценном восприятии литературного произведения. Именно игра является эмоционально насыщенной. В игре все события как бы пропускаются через переживания. Игра развивает эстетические чувства ребенка, его способность радоваться упорядоченности, организованности, гармоничности движения, пластики, слова, звука, цвета – в собственных действиях и действиях других. К осознанию идеи произведения ребенок идет через искусство, а сопереживание неотделимо от мысленного содействия. Оно возникает у детей младшего школьного возраста чаще и легче всего тогда, когда в произведении есть внешнее действие, которое ребенок может воспроизвести мысленно или в игре.

Импровизированный детский театр, детская самодеятельность в большинстве случаев возникают под влиянием прочитанной книги и наиболее ярко проявляются в играх-беседах с персонажами книг и в играх-драматизациях. Дети, разыгрывая сценки из любимых сказок, рассказов, глубже познают мотивы поведения героев, у них развиваются творческие способности, умение общаться друг с другом, обогащается словарный запас, совершенствуется речь [4].

В библиотечной практике нашли широкое применение ролевые и познавательно-развлекательные игры, моделирующие определенные ситуации, игры-соревнования и комплексные массовые мероприятия (например, конкурсы знатоков различных жанров литературы, читательские конференции в форме деловой игры, литературные турниры, театрализованные представления). Также часто используются в библиотеке, дидактические литературные игры, - разновидность игр с правилами, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы, углубления восприятия прочитанного, приобщения к самостоятельному чтению, формированию культуры чтения. Дидактические игры тренируют память, мышление, воображение; повышают интерес к тексту произведения, дают возможность лучше запомнить их названия, авторов, имена героев.

Популярными формами и методами игровой досуговой деятельности, направленных на формирование читательского интереса и культуры чтения стали следующие:

ü литературный театр (синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений);

ü литературная композиция по произведениям детских поэтов и писателей;

ü литературные - эстафета; гостиная; маскарад; вернисаж; подиум; карнавал;

ü музей литературных героев;

ü сказочные турниры;

ü праздники книги и др.

Большинство библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты. Открываются литературные гостиные, литературно-музыкальные салоны, проходят бенефисы местных авторов, слайд-вечера, пресс-конференции, презентации книг.

Приобщение школьников к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художественно-творческой деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания главным образом потому, что в процессе художественной деятельности:

Ø развивается креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для успешной реализации любой продуктивной деятельности;

Ø постигается сущность процесса создания художественного произведения и происходит познание его глубинных идей, адекватное восприятие;

Ø углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла; углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла;

Ø повышается уровень духовной культуры младших школьников;

Ø совершенствуются нравственно-эстетические качества личности, обогащенной общением с шедеврами мирового искусства;

Ø эффективнее и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и самоактуализации личности детей. Эта задача реализовывается путем проведения различных циклов мероприятий, направленных на развитие у детей художественного вкуса и духовной культуры [12].

Таким образом, союз литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального действия в большей степени содействует возвышенному восприятию художественной культуры. Чем глубже сила эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства, тем эффективнее процесс превращения нравственно-эстетических понятий в личную убежденность [23].

Формы библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста рассмотрим на примере библиотеки №4 МУК ЦБС г. Кунгура. Вот уже несколько лет библиотека работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства». Цель программы: формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность, ориентирующуюся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства. Основные задачи:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства (с упором на коллекцию Государственной Третьяковской галереи), при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.

Для того, чтобы дети усвоили содержание программы, необходимо комплексное воздействие при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности таких смежных видов искусств, как художественное слово, музыка, пластическое движение, драматизация (при возможности и театрализация).

Методика работы нацелена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи. Поэтому ведущий метод – игровой. В начале занятий, в гости к ребятам проходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка – этакий непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто общаются с обоими персонажами, при этом библиотекарь корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут. Занятия с куклами позволяют не просто закреплять материал, но и способствуют повышению культуры общения.

В процессе каждого занятия библиотекарь применяет не только вопросно-ответный метод, но и путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельным открытиям и ответам.

Все занятия годового курса разделены на блоки.

Блок 1. Общее знакомство с главными видами изобразительного искусства и различными типами музея как «обители муз».

1. Театрализованная встреча «Волшебная сила искусства» - общее знакомство с основными видами изобразительного искусства через «подарки фей», которые они прислали детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.

2. Детский спектакль «Музей – дом, в котором живут музы». Архитектурные прообразы музея – «храм», «дворец», «замок». Типология музеев – общая и «неожиданная»: «музей-монастырь», «музей-парк», «музей-остров».

Блок 2. Знакомство с искусством скульптуры.

3. Беседа «Пластический язык скульптуры». Как смотреть скульптуру, как научиться «слушать» ее и разговаривать с ней.

4. Слайд-шоу «О наших братьях меньших» (занятие проводится на слайдах, репродукциях, открытках).

Блок 3. Знакомство с искусством графики.

5. Игра-путешествие «Муза Дибира». О материалах по технике графики и ее изобразительных возможностях (занятие проводится в форме сказочного повествования).

6. Час искусства «Что умеет графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт, пятно).

Блок 4. Знакомство с русским фольклором посредством сказочной живописи В.М. Васнецова.

7. Театрализованная программа «Богатырское» сердце и «богатырская» музыка. Занятие-театрализация, построенное на слайдах (репродукциях) с картин В. Васнецова М. Врубеля, сказочных и былинных сюжетах, на музыке А. Бородина, использовании элементов былинной речи и драматизации (обряда посвящения в богатыри, встречи богатырей народом).

8. Игровое занятие. «Тайна славянских узоров», или «Как красну девицу Марьюшку замуж выдавали». Тема занятия – символика славянского орнамента: заключенный в нем образ мироздания.

9. Путешествие в галерею «Как художники смеются и плачут». Занятие проводится на экспозиции Третьяковской галереи и посвящено бытовой картине.

10. Час изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник». Тема занятия – пейзажная живопись И. Шишкина, А. Куинджи.

11. Интеллектуальная итоговая игра «В мире искусства».

Также в библиотеке был проведен курс занятий художественной грамотности «Искусство и художественный труд», целью которого является саморазвитие и развитие личности ребенка младшего школьного возраста в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Выделим основные задачи:

1. расширение общекультурного кругозора детей;

2. развитие качеств творческой личности, умеющей:

- ставить цель,

- искать и находить решение в жизни ребенка проблемах,

- осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,

- находить речевое соответствие эстетическому контексту;

3. знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

4. формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации творческого замысла.

Задачи реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Программа курса состоит из трех блоков:

Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетический контекст, в котором раскрываются данные понятия.

Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии. Материал этого блока направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.

Третий блок – трудовая деятельность. Входящие в него основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых является овладение основами технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – таким как эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность и целесообразность.

Предлагаемые в курсе виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы; иллюстрации и аппликации- иллюстрации к тем произведениям, которые дети изучают на библиотечных занятиях; образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов; театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы; рисунки на заданные и свободные темы.

Данные занятия с детьми, построенные в контексте искусства, направлены на развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

За познанием следует творческая деятельность по освоению эстетических представлений и основ искусства через продуктивную деятельность в виде работ по изобразительному искусству, художественному труду, театрализации и музицированию.

Таким образом, главная задача библиотекаря детской библиотеки – воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать «в ткань» художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями (особенностями жанров, средствами выразительности и т.д.), необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только работа в отношении художественной культуры с младшими школьниками, в полной мере способствует воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы, читателя, который может получать непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным, оценивать прочитанное с разных точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения).


Заключение

Подведем итоги. Особое место в деятельности библиотек занимает художественная культура, которая представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Структура художественной культуры включает в себя много разнородных элементов, но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют определенную целостность.

Интегративным компонентом художественной культуры является искусство, которое включает литературу, живопись, музыку, театр и т.д. В контексте библиотеки приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, осознания его особенностей, понимание его непреходящей ценности.

Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, и к организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора. Внимательным родителям и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и направлениях, активизирующих литературное творчество младших школьников. Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость использования форм и методов библиотечного обслуживания.

По формированию художественной культуры, в библиотеке № 4 используются разные формы работы, наиболее эффективные из них часы искусства, литературные салоны, сказочные театры, литературно-музыкальные композиции, слайд-вечера, и др., которые создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Работа по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства» помогает целенаправленно развивать художественную культуру, через систему развивающих заданий, направленных на формирование навыков восприятия и анализа произведений искусства.

Таким образом, детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, и является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.


Список литературы

 

1. Варганова, Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. статей международного науч.-практ. семинара / Г.В. Варганова. – М.: РШБА, 2007. – 256 с.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 345 с.

3. Голдырева, Е. Читаем классику вслух / Е. Голдырева // Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 17–18.

4. Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие / Е.В. Домаренко. – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 80 с.

5. Дорогова, Л.Н. Художественная культура и формирование творческих способностей воина. - М.: ВПА, 1981. – 347 с.

6. Желонкина, Д. Спасибо, музыка, тебе: эстетическое воспитание в библиотеке / Д. Желонкина // Библиотека. – 2005. - № 11. – С. 41.

7. Збаровская, Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская. – СПб.: Профессия, 2002. – 117 с.

8. История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. Капица. – М.: Слово, 1998. – 610 с.

9. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 386 с.

10. Крылова, Н.Б.Формирование художественной культуры: чтение и библиотеки / Н.Б. Крылова // Библиотековедение. – 2007. - № 3. – С. 69-72.

11. Любителям чтения о книгах и библиотеках: хрестоматия. – М.: Академия, 1993. – 290 с.

12. Малахова, И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск: Белорусская наука, 2003. – 139 с.

13. Мартынова, В.Б. Тихо! Рисуют и музицируют дети: эстетическое воспитание / В.Б. Мартынова // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 83-85.

14. Матлина, С. Возрождая утраченное / С. Матлина // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 67-68.

15. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История: словарь / М.И. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 257 с.

16. Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросса. – М.: Высш. шк., 2001. – 767 с.

17. Михайлова, Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. – М.: Гранд Фаир-Пресс, 1999. – 420 с.

18. Молодцова, А. Давайте встречаться друг с другом / А. Молодцова // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 64-66.

19. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособ. / Г.К. Олзоева. – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 с.

20. Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О.К. Тихомиров. – М.: Центр, 1995. – 215 с.

21. Радугин, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 304 с.

22. Текст. Книга. Культура. Смена поколений // Библиотека в эпоху перемен: философско-культурологические и информационные аспекты: дайджест. Вып. 2 (38). – М., 2008. – С. 8-33.

23. Теория культуры: учеб. пособие / под ред.С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Петрополис, 2008. – 420 с.

24. Тихомирова, И. Школа творческого мышления / И. Тихомирова. – М.: ВЦХТ, 2003. – 230 с.

25. Флиер, А.Я. Художественная культура / А.Я. Флиер // Культурология XX век: энциклопедия. – СПб.: Профессия, 1998. – 390 с.

26. Формирование единого культурного пространства России в условиях глобализации: науч. конференция в Рос. гос. биб-ке // Библиотековедение. – 2007. - № 6. – С. 13-25.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.