Понятие и структура художественной культуры — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие и структура художественной культуры

2019-08-04 287
Понятие и структура художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8, с.70].

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с.28].

А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [30, с.339].

М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности [9, с.115].

Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры [16].

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [6].

Как эстетический, так и искусствоведческий аспекты имеют свою специфику. Эти области научного знания, развиваясь практически из одного корня, к настоящему времени выросли в самостоятельные области науки, каждая из которых имеет свой понятийный аппарат и специфический способ мышления. Как в той, так и в другой науке сложились исследовательские традиции.

Эстетика как философская наука исследует с помощью специфического понятийно-категориального аппарата искусство и действительность. Главным и исходным принципом традиционного эстетического анализа является категория прекрасного. Эстетический анализ, как правило, анализ гносеологический, умозрительный. Отдельные явления действительности рассматриваются сквозь призму соотношения понятий и категорий: прекрасного - безобразного, низменного — возвышенного, трагического - комического и т.п.

Искусствознание, включающее в себя три сферы — теорию искусства, историю искусства и художественную критику, соответственно изучает, как возникали те или иные виды искусства, каковы характерные для того или иного периода изобразительные и выразительные средства, изучает индивидуальное творчество отдельных мастеров, школ и направлений и другое.

В жизни эти формы познания художественной практики общества тесно связаны между собой. Эстетика служит методологической основой искусствознания, а последняя дает конкретный фактический материал для методологических обобщений, для философского осмысления художественной деятельности [2].

Вместе с тем художественная жизнь общества представляет собой сегодня крайне пестрое явление по разнообразию форм проявления в искусстве или с помощью искусства. Многие из процессов, происходящие сегодня в художественной жизни общества, выпадают из компетенции эстетики или искусствознания. Сегодня художественная культура уже не может быть сведена к искусству, ее границы значительно расширились.

Этот неизбежный процесс усложнения духовно-художественной жизни общества, особенно на современных этапах развития, требует не только разных подходов к изучению одних и тех же явлений, к изучению разных сторон одного явления. Он требует также обобщения всего того, что сделано в разных областях художественной практики, в науках, изучающих художественные процессы. Генерализация многих форм художественной деятельности и деятельности, связанной с ней необходима и по другим причинам. В частности, обществу важно выяснить, сколь многообразна художественная сфера, насколько распространены отдельные ее формы и в каком они находятся состоянии; степень их изученности; каков социальный эффект тех или иных форм; каковы тенденции их развития [16].

Современный уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания: искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др. Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей различных художественно-социальных явлений [22].

Художественная культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения и др.). Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т.д.) [23].

Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Определив понятие и структуру художественной культуры, в следующей главе остановимся на вопросах развития личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.