Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции

2019-08-04 126
Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции

 

Управление качеством

Управление качеством продукции -это взаимосвязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемым путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции13.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

1)законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания,реализации и эксплуатации (потребления)продукции;

2)государственную систему стандартизации;

3)государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

4)государственную статотчетность предприятий по качеству продукции;

5)заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

К сожалению, в отношении многих видов продукции уровень совершенства в настоящее время определяется не Россией.Тогда как, известно, что в XIX веке, в начале XX столетия в Западной Европе небезосновательно широко использовался термин ''русский товар '', означавший высшее качество товара, товар, доступный лишь немногим избранным 14

Необходимо отметить, что распространенным заблуждением, является мнение о том, что в нашей стране исследования и разработки в области управления качеством велись со значительным отставанием от Японии, развитых стран Европы и США.

Исследования и разработки в области качества широко и успешно велись в нашей стране15. Они по отдельным направлениям не только не отставали, но значительно, зачастую на десятилетия, опережали мировой уровень. Но на практике эффективные системы управления качеством создавались и использовались исключительно в ВПК(военно-промышленным комплексе).

ВПК включал в свое время большинство основных отраслей промышленности. В отраслях, на предприятиях ВПК производилась и продукция гражданского назначения, но на совершенно иной, как правило, отсталой базе. Нередко товары для потребительского рынка получали путем переработки отходов военного производства. Так, знаменитые тульские самовары изготавливали из отходов производства латунных артиллерийских гильз.

Управление качеством достигается с помощью специальных систем,которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде.

Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества. В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества.

Отечественный опыт управления качеством продукции включает ряд систем, дифференцированных по объекту управления, области применения и другим признакам(таблица 2).


Таблица 2. Эволюция систем качества в СССР16

Название системы Город и год создания системы Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
1.БИП (бездефектное изготовление продукции Г.Саратов, 1955г. Строгое выполнение технологических операций Единичный: соблюдение нормативно-технической документации (НТД).Обобщающий: процент сдачи продукции с первого предъявления Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителе Стадия воспроизводства
2.СБТ(система бездефектного труда) Г.Львов,1961. Строгое выполнение технологических операций Единичный: соблюдение НТД. Обобщенный: коэффициент качества труда Качество труда исполнителя и коллектива Любая стадия ЖПЦ
3.КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) Г.Горький,1958г. Высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства Отработка конструкции с первых изделий и соответствие НТД Качество труда коллектива и выпускаемой продукции. Конструкторская и технологическая подготовка производства, производство.
4.НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса двигателей) Г.Ярославль,1964г. Повышение технического уровня качества продукции. Соответствие плану достигнутого уровня моторесурса Качество продукции и труда коллектива Весь ЖПЦ(с приоритетом сферы производства)
5.КСУКП (комплексная система управления качеством продукции) Г.Львов,1975г. Управление качеством на базе стандартов, системного подхода Соответствие качества продукции высшим достижениям Качество продукции и труда коллектива Весь ЖЦП(с приоритетом сферы производства)
6.КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) Г.Краснодар, 1980г. Управление качеством продукции и эффективностью производства Показатели эффективности производства и обобщающие показатели качеств продукции Качество продукции и показатели эффективности производства Весь ЖЦП(с приоритетом сферы производства)
7.КСУКП и ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективностью использования ресурсов) Днепропетровск, 1983г. Управление качеством продукции и эффективностью использования ресурсов Качество продукции и эффективность использования важнейших ресурсов Качество продукции и показатели использования важнейших ресурсов Весь ЖЦП(с приоритетом сферы производства)

 

На государственном уровне в конце 70-х гг. началось формирование Единой государственной системы управления качеством (ЕГСУКП). Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.

В качестве основных звеньев ЕГСУКП рассматривались системы управления качеством продукции отдельных промышленных предприятий.

Интегральными подразделениями ЕГСУКП считались отраслевые или республиканские системы.

В силу своего административного характера указанные системы были мало эффективны. Следствием этого явилось то, что большинство выпускаемой в стране продукции не удовлетворяет требованиям внешнего рынка и уступает не только лучшим зарубежным аналогам, но и посредственным их видам по производительности и надежности, энергопотреблению, дизайну, по соответствую нормам безопасности и охраны окружающей среды.

Создавшееся положение требует радикальных мер в области повышения качества продукции, прорыва на мировой уровень. Сложность решения данной проблемы связана с отсутствием инвестиционных ресурсов у предприятий и российского государства в целом, нестабильностью национальной экономики, неразвитостью законодательной базы производственно–хозяйственной деятельности. Современная разработка проблемы качества привела к идее комплексности, системности ее разрешения. Именно по этой причине попытки решить проблему качества отдельными мероприятиями технического, организационного или экономического характера терпели неудачу, как в зарубежной, так и в отечественной практике. Осмысление современной ситуации привело к разработке систем управления качеством, а также к развитию методов комплексной стандартизации. В этой связи на ряде крупных предприятий возникла острая необходимость в координации работ по специальным функциям и задачам различных подразделений. В этой связи стали создаваться подразделения, которые выполняют общие задачи по улучшению качества и координацию их реализации — отделы управления качеством.

В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа ''Тотальное обеспечение качества''(ТОК).Она основана на пяти принципах:

отказ от идеи ''приемлемый уровень качества'';

создание условий,когда каждый отвечает за качество своей работы;

переход от констатации брака к его предупреждению;

использование простых средств контроля;

разработка и внедрение контроля.

Качество должно быть ''видимым'', ''измеряемым'' и контролироваться на каждом этапе производства – от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте –вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации

Таким образом, отечественный подход основывается на сочетании участия всех членов трудового коллектива, всех подразделений аппарата управления по реализации специальных задач улучшения качества, таких, например, как планирование повышения технического уровня и качества, контроль качества, материальное и моральное стимулирование улучшения качества.

Значение качества для России продукции заключается в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. А наличие своей системы качества у производителя позволяет более успешно и выгодно заключать контракты с зарубежными партнерами.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной и требует системного подхода к ее решению. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом ISO 9000. ISO (International Organization for Standartization; Международная организация по сертификации, русская аббревиатура-ИСО)-неправительственная организация, которая объединяет 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. В ее рамках функционируют порядка 180 профильных технических комитетов, около 650 подкомитетов и 2840 специализированных групп, в работе которых участвуют приблизительно 30 тыс. экспертов. Центральный секретариат поддерживает контакты примерно с 500 международными организациями. Столь широкие связи позволяют безболезненно достигать консенсуса при разработке и утверждении новых стандартов.17 В настоящее время 150 стран признали МС ISO 9000 в качестве национальных стандартов или гармонизировали в соответствии с ними национальные стандарты в этой области. В мире насчитывается более 343 тыс. компаний,зарегистрировавших свои системы качества на основании МС ISO 9000, и число этих компаний растет.[3]

Стандарты семейства ИСО 9000 касаются систем качества на предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги. Интересно отметить, что толчком к созданию систем качества на Западе, прежде всего в США, послужили успехи СССР в освоении космоса в конце 50-х годов. Не имея доступа к советским секретам относительно обеспечения надежности спутниковых систем, NASA, Министерство обороны и оборонная промышленность США начали активно разрабатывать собственные подходы к комплексному управлению качеством.

Сегодня стандарты ИСО 9001-9004 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как правило, полностью независимые организации (независимые от первой и второй сторон, а также от государства).В некоторых случаях сертификационные органы находятся под патронажем государства.

Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах.

Стандарты ISO серии 9000 включают:

ISO 9000''Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения'';

ISO 9001 ''Система качества. Модель обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве,монтаже(установке) и обслуживании'';

ISO 9002''Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)''.Эта система качества не включает проектирование, т.е. она предназначена для выпуска традиционной продукции;

ISO 9003''Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции'';

ISO 9004''Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления''. Эта система качества предназначена для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее воспроизводством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Международные стандарты ISO (9001,9002,9003,9004) содержат соответсвенно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный международный стандарт ISO 8402 ''Словарь терминов ''является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их истолковании.

Значимость международных стандартов ИСО серии 9000 состоит:

1)в регулировании рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основе предварительной оценки (сертификации) способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество продукции.

2) в упрощении международного товарообмена, с тем чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация. Стандарты признаются как способ ликвидации барьеров в торговле;

3)в создании механизма массового давления на организации, чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качество продукции и услуг в лучшую сторону.19

О значимости введения этих стандартов для конкретного предприятия можно судить по нижеприведенному примеру. Завод упаковочного оборудования «Термо-Пак», разработав и сертифицировав систему управления качеством в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000, получил возможность управлять производством именно так, как этого требует европейское сообщество. Выполнение требований стандарта позволило заводу управлять производством, исключив отдельные лишние звенья, повысив ответственность и статус на всех уровнях управления.

Внедрение стандартов серии ISO 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных условий к их применению.В настоящее время в качестве государственных утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88''Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке,производстве,монтаже и обслуживании '',

ГОСТ 40.9002-88''Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже'', ГОСТ 40.9003-88 ''Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях''.

Использование отечественными предприятиями МС ISO серии 9000,с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - выступает как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятия выпускать продукцию высокого качества.

Заключение

Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.

Однако всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

Проблема качества и конкурентоспособности в настоящее время является очень актуальной для нашей страны и в своей курсовой работе я попыталась раскрыть все ее аспекты и представить необходимые пути ее решения.

Из выше всего сказанного я выделю, что качественная продукция для предпринимателя - это ключ к успеху и прибыли. Любой человек из двух товаров выберет более качественный. Конечно, тут наблюдается зависимость цены от качества, т.к. для производства качественного изделия требуются добротные материалы. Качественные товары могут повлиять не только на увеличение прибыли фирмы, но и на рост экономики в целом, это можно проследить на примере американских и японских компаний.

К сожалению, на российском рынке все еще отдается предпочтение импортным товарам, считая их более качественными. Но в этом потребители порою сильно заблуждаются. Сегодня разработаны эффективные новые статистические методы, с помощью которых можно просчитать процент качественной продукции и увеличить его, а проявление дефекта предотвратить до выпуска продукции. Поэтому, качество занимает очень большую роль в производстве товаров и является методом выживаемости фирмы в условиях рыночной конкуренции.

Правительство РФ делает усилия по соответствию отечественных товаров мировым стандартам и защите российского рынка от низкокачественных импортных товаров. Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации». Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок. В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.Всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом сертификатов, которые будут выдаваться в России. Сегодня уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве. Чтобы качество стало для России национальной идеей для этого надо сделать очень многое: заинтересовать «верхи», привлечь средства массовой информации,стимулировать выпуск качественной отечественной продукции.  И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества, разработка программы «100 лучших товаров России». ЗАО «Экспоцентр» проводит международные выставки и ярмарки уже несколько лет. Они касаются самых разнообразных сфер жизни и деятельности человека, таких как: «металлообработка»; «Связь -Экспокомм»; «Обувь. Мир кожи»; «Медтехника»; «Оптика»; «Нефтегаз»; «Секьюрити-Экспо»; «Электро»; «Быт и Мода»; «Экспогород»; «Медревмаш»; «Музыка, Шоу – техника»; «Агропродмаш»; «Информатика»; «Банк и Офис»; «Мир детства»; «Мебель»; «Здравоохранение» и другие.

Предприятия, удостоившиеся различного рода наград получают не только признание и уважение в своей среде,но у них также появляется возможность привлечения дополнительного количества покупателей, что тоже очень важно в современных условиях.


Список литературы

 

1. Защита прав потребителей (Закон о защите прав потребителей)и Правила розничной торговли,1999.

2. Азгальдов Г.Г.''Что такое качество'',1968.

3. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. — М.:1993.

4. Афонин. А.В.Инновационный менеджмент,2001

5.Баловский Л. Е - Управление качеством, 2003.

6.Бенделл.Наставники по качеству. Сб.очерков о самых знаменитых заруб. деятелях в области качества,2000

7.Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич А.И. Экономика предприятия: Учеб.пособие.М.,2004.

8. Как работают японские предприятия.М.:Экономика,1989.

9.Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг.//Стандарты и качество№4,2001.

10. Кравченко Ю. ''Промедление смерти подобно''.//Стандарты и качество.№1,2001.

11. Ланской-Навлянский Д. ''Дань качеству''// Еженедельная деловая газета Иваново№9(82)10.03.2006.

12.Любушин Д. М. Анализ финансово-экономической деятельности, 2002г.

13.Мазур И.И.Управление качеством, 2003.

14.Маркетинг: Учебник / Романов А.Н., Корягов Ю.Ю., Красильников С.А.- М.,1996

15. Семкина М..''Как сделать наши товары конкурентоспособными?''// Стандарты и качество.№12.2005.

16. Семкина М.''Лидеры качества'''//Стандарты и качество.№8.2005.

17. Огвоздин В.Ю.Анализ основных терминов стандарта

ИСО 8402-86//Стандарты и качество.№3 1992.

18. Пенкин Е. ''Качество: прошлое, настоящее,будущее''// ''Стандарты и качество''.№1.2006.

19.Производственный менеджмент. Учеб./ Под ред.

Фатхутдинова Р.А. М., 2002.

20. Сафронов.Н.А.''Экономика предприятия''.М.,2000.

21. Семь инструментов качества в японской экономике,1990.

22. Симонов Ю.Знак качества XXI века.Программа продвижения лучших товаров//Стандарты и качество.№3.2006.

23. Стандартизация в России.1925-2000.,2000.

24. Тарасова В.П., Крутикова Ф.А. Толковый словарь рыночной экономики. — М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993.

25. Управление качеством продукции.Справочник,1985.

26. Фатхутдинов.Р.А.Организация производства.-М.,2003.

27.Фомченкова.Оценка конкурентного потенциала конкретного предприятия//ЭКО№10.2005.

28. Харрингтон Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях /Пер. с англ. 1990.

29. Швандар В.А. ''Стандартизация и управление качеством продукции'',2000.

30. Экон.предпр.Учеб/Под ред.Горфинкеля В.Я,2001.

31.Экономика предприятия./Под ред. Пелиха А.С.,2004

32. Экономика России за 1999-2002годы.-М.:Минэкономразвития России.2003.

33.http://www.spblot.narod.ru

34.http://www.snip.info.ru

35. http://www.rmnt.ru

36. http://www.pressclub..ru


[1] Азгальдов Г.Г.''Что такое качество'',1968.

[2] Бенделл.Наставники по качеству.Сб.очерков о самых знаменитых заруб. Деятелях в области качества,2000.С.24.

3 Огвоздин В.Ю.Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402-86//Стандарты и качество 1992.№3.С.22.

4 http://www.spblot.narod.ru.

5 http://www.snip.-inro.ru.

6 http://www.rmnt.ru.

7 Швандар В.А. ''Стандартизация и управление качеством продукции'',2000.С311-315

8 Экономика предприятия: Учебник /Под ред.А.Е.Карлика,2002.С.218.

9 В.П.Волков, А.И.Ильин, В.И.Станкевич.Экономика предприятия:Учеб.пособие.М.,2004.С.212-213.

10 Н.А.Сафронов.''Экономика предприятия'',М.,2000.С.343.

11 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия,2001.С.387-389

12 Закон о защите прав потребителей и правила розничной торговли,1999.

13  Экономика предприятия./Под ред. Пелиха А.С.-М.:ИКЦ''МарТ'',2004.,стр.259.

14 Баловский Л.Е.-Управление качеством,2003.С.12

15 Управление качеством продукции.Справочник.М.:Изд-во стандартов,1985.404с.

16 Фатхутдинов.Производственный менеджмент,2002.С437-438;И.И.Мазур.Управление качеством, 2003.С.15-17.

17 Мазур И.И.Управление качяеством: Учеб.пособие для студентов вузов.М.,С.138.

[3] Стандартизация в России.1925-2000.,М,2000.С.244

19 В.П.Волков, А.И.Ильин, В.И.Станкевич. Экономика предприятия:Учеб.пособие.М.,2004.С.217

20 Харрингтон Дж.Х.Управление качеством в американских корпорациях /Пер. с англ. 1990.С.29-30

21 Как работают японские предприятия.М.:Экономика,1989.С.76

22 Семь инструментов качества в японской экономике.М.:Издательство стандартов,1990.С.32

23 Маркетинг: Учебник / Романов А.Н., Корягов Ю.Ю., Красильников С.А.- М.,1996. С.167

24 Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. — М.:1993. С.349

25. Тарасова В.П., Крутикова Ф.А. Толковый словарь рыночной экономики. — М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993.С.211.

26 Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг.//Стандарты и качество№4,2001.С.4

27 Кравченко.Ю. Промедление смерти подобно//Стандарты и качество№1,2001.С.9

28 Фатхутдинов.Р.А.Организация производства.-М.,2003,С459.

29 Фатхутдинов.Р.А.Организация производства.-М.,2003,С462.

31 Экономика России за 1999-2002годы.-М.:Минэкономразвития России.2003.

32 Любушин.Анализ финансово-экономической деятельности.М.-2002г.Стр.52-56

33 Евгений Пенкин''Качество:прошлое,настоящее,будущее''//''Стандарты и качество''.№1.2006.Стр.7.

34 Мария Семкина''Как сделать наши товары конкурентоспособными?''//''Стандарты и качество''.№12.2005.Стр.28

35 Эко№10.2005.Стр.184

36 Афонин.Инновационный менеджмент.стр.53

37 Евгений Пенкин''Качество:прошлое,настоящее,будущее''//''Стандарты и качество''.№1.2006.Стр.7.

38 Мария Семкина.Лидеры качества.//''Стандарты и качество''№8.2005.Стр.13

39 Стандарты и качество.№3.2006.стр.18

41 http;\\www.press.club.ru

Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.