Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития

2019-08-04 166
Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно докладу ООН 2009 года «О человеческом развитии» Беларусь занимает 68–е место в общем рейтинге, входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все страны СНГ [23, c. 98]:

Россия – 71,

Казахстан – 82,

Армения – 84,

Украина – 85,

Азербайджан – 86,

Молдова – 117.

Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, а сейчас вернулась на вершину списка после двухлетнего перерыва.

В пятерку лидеров рейтинга — стран с очень высоким уровнем развития — также вошли:

Австралия – 2,

Исландия – 3,

Канада – 4,

Ирландия – 5.

На шестом месте Нидерланды, а на седьмом — Швеция. Франция и Швейцария – на 8 и 9 месте соответственно, а Япония — на 10. Соединенные Штаты не входят в десятку стран с самым высоким Индексом развития человеческого потенциала и занимают 13 место.

В перечень развитых государств также входят и все страны Балтии:

Эстония – 40,

Литва – 46,

Латвия – 48.

На предпоследнем месте списка стран с высоким уровнем развития находится Казахстан (82 место).

Все другие государства СНГ включены в группу стран со средним уровнем развития.

Таким образом, можно сказать, что среди СНГ Беларусь в 2009 году является лидером по уровню развития человеческого капитала.

По уровню образования Беларусь находится на второй позиции в СНГ, уступая только Казахстану. И опережает такие государства как Андорра, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Кипр, Кувейт, Мальта, ОАЭ, Португалия, Швейцария, Япония. А это страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Рассмотрим возрастной состав населения Республики Беларусь в 2009 году и его динамику за 3 года (таблица 1) [22].

 


 

Таблица 1

Возрастной состав населения Республики Беларусь на начало 2009г.

Возрастные группы

Абсолютное число

% от численности населения

Динамика в % по доле

2007 2008 2009 2007 2008 2009 2009 к 2008 2009 к 2007
Все население 9714461 9689770 9671912 100, 0 100, 0 100, 0
в том числе:                
в возрасте 0–4 года 450025 465291 484897 4,6 4,8 5,0 0,2 0,4
5–9 лет 454462 454121 450282 4,7 4,7 4,6 –0,1 –0,1
10–14 лет 539310 502145 479876 5,6 5,2 5,0 –0,2 –0,6
15–19 лет 749816 712411 664714 7,7 7,4 6,9 –0,5 –0,8
20–24 года 836891 840099 830807 8,6 8,7 8,6 –0,1 0
25–29 лет 739082 755736 781718 7,6 7,8 8,1 0,3 0,5
30–34 года 686967 687416 696093 7,1 7,1 7,2 0,1 0,1
35–39 лет 670489 673209 671448 6,9 6,9 6,9 0 0
40–44 года 737333 707841 684955 7,6 7,3 7,1 –0,2 –0,5
45–49 лет 822229 819228 803211 8,5 8,4 8,3 –0,1 –0,2
50–54 года 691629 713240 746934 7,1 7,4 7,7 0,3 0,6
55–59 лет 584424 601899 609865 6,0 6,2 6,3 0,1 0,3
60–64 года 331795 354724 399884 3,4 3,7 4,1 0,4 0,7
65–69 лет 466649 428682 374207 4,8 4,4 3,9 –0,5 –0,9
70 лет и старше 953360 973728 993021 9,8 10,0 10,3 0,3 0,5

 

Как видно из таблицы 1, в 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.

Далее оценим человеческий капитал Беларуси на основании вложений в него.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.

Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.

Неформальные инвестиции — это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

С уровнем грамотности взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе образования Республики Беларусь в 2008/2009 учебном году находилось: 4772 образовательных школы (1547,6 тыс. уч.); 156 средне–специальных учебных заведений (150,3 тыс. уч.); 56 высших учебных заведений (281,7 тыс. студ.). В расчете на 10 тыс. населения в 2009 г. в вузах республики обучалось 324 студента, тогда как в 1990 г. — 184, в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно [22]. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования.

По сравнению с 2000 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.

Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

На конец 2009г. в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь было 42891 врача (без зубных), на конец 2008 года – 42153 (прирост +738 человек или +1,8 %).

Прирост медицинских кадров по областям Республики Беларусь и г. Минску был следующим (таблица 2) [22].

 


 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.